Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 марта

 

Прп. Венедикта Нурсийского (543).

Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).

Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Преподобный Венедикт Прп. Венедикт Нурсийский (543). Св. Венедикт родился около 480 года в местечке Нурсии, в Умбрии (Италия). Родители отправили его для образования в Рим, но здесь 16-летний Венедикт был так возмущен развращенной жизнью не только учеников, но и учителей, что оставил мир и скрылся в пещере, в пустынной местности Субиако. Здесь он провел в страшной душевной борьбе 3 года, но богомыслие превозмогло, и юноша оставил помыслы о мире. Пищу ему доставлял некий отшельник Роман, единственный из людей, знавший о его месте пребывания. Но вскоре дарованная Венедикту благодать чудотворения сделала пустынника известным в округе. Иноки соседней обители пожелали иметь его своим игуменом, но он, зная о распущенности итальянских монастырей того времени и предвидя, что строгие его правила вызовут неудовольствие братии, долго отказывался. Наконец, он согласился, но его ожидания оправдались. Введенный им устав так не понравился монахам, что нашлись люди даже покушавшиеся его отравить. Но Господь сотворил во благо козни противников. Когда во время обеда подана была Венедикту чаша с отравленным питьем, то лишь только он осенил себя обычным крестным знаменем перед принятием пищи, как чаша распалась, как бы от сильного удара, и питье разлилось. Венедикт увидел тогда злобу своих врагов и чудесное спасение свое силою честного животворящего креста. Тогда он решил снова уйти в пустыню, но ему теперь стало трудно соблюдать уединение. Около него вскоре стали собираться иноки, образовавшие 12 обителей, по 12 монахов в каждой. Но и здесь строгость Венедикта вызвала недовольство, и он ушел отсюда. Он пришел на юг Италии в Кампанию и истребил здесь находившуюся на горе Касино рощу Апполонову, где народ совершал языческие жертвоприношения. На месте идолослужения Венедикт построил храм во имя Иоанна Крестителя, который превратился в последствии в знаменитый Монте-Кассинский монастырь. Здесь он создал новый устав для своей братии, впоследствии принятый во многих монастырях Запада. Этот устав предписывал отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вверялось воспитание детей, а также списывание и хранение книг. Венедиктинцы впоследствии и прославились, как собиратели и составители сочинений о первых веках христианства.

Венедикт считается основателем монашества на Западе. Монастыри его ордена покрыли сетью весь Западный мир. Сам он являл собою пример иноческого подвижничества. Он обладал даром чудотворения и приобрел великую славу, привлекавшую к нему многих посетителей. Даже предводитель варваров Атилла пожелал видеть его; старец безбоязненно обличил варвара за жестокий образ действий и прозорливо предрек ему время его смерти.

Свою кончину Венедикт также предвидел заранее и ревностно готовился к отшествию в горние обители. Причастившись Св. Таин он радостно и мирно почил в 543 году.

 

Свт. Евсхимон исп., еп. Лампсакийский (IX). В царствование царя Льва Исаврянина терпел узы и изгнание за иконопочитание. Был современником святого Феодора Студита. Скончался при Феофиле иконоборце.

Ростислав князь Блгв. вел. кн. Ростислав-Михаил (Мстиславич) Киевский, Смоленский (1167). Он был третьим сыном св. Мстислава Великого – вел. кн. Киевского (память его 14 июня). В молодости он отличался своей доблестью, но только из послушания старшему брату вел. кн. Изяславу II принимал участие в тяжких междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на земле Русской был мир. Часто решал он дело против родных сыновей в пользу дальних родичей, и все князья чтили, любили и слушались его, потому что знали, что он всегда судит по правде. И междоусобных войн не было при нем. В Киеве народ принял его с великой радостью, а он приказал раздать бедным всю великокняжескую казну, себе же оставил только один крест. В удел свой Смоленск он пригласил епископа и создал множество церквей. В Киеве он каждую субботу приглашал к своему столу Печерского архимандрита прп. Поликарпа (память его 24 июля) и двенадцать старцев и беседовал с ними о спасении души. Он алкал и жаждал иноческой жизни. Но прп. Поликарп отвечал ему: «Вам, князьям, Бог велит управлять, творить суд и блюсти крестное целование!» Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, он умолк и сказал только: «Да будет воля Божия!» И вел. князь велел приготовить себе в Печерском монастыре келью. Тяжко заболев в Смоленске, он велел везти себя в Киев, чтобы быть погребенным в Феодоровском монастыре, созданном его отцом, и по дороге скончался. Перед смертью он сказал духовнику своему: «Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре у того святого мужа. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь, что я не исполнил обета моего». Потом он воззрел на святые иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли, как он этого желал, в Феодоровском монастыре.

Память его празднуется 14 марта в день представления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.

Свт. Феогност, митр. Киевский и всея России (1353). Он был уроженцем Константинополя, преемником на Киевской и Владимирской кафедрах митр. Петра. Был также известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», т.е. митр. Петра. В то время Русью правил Иоанн Калита, князь московский. И тишина настала на Русской земле, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести свт. Феогносту. Он мирил Вольный Новгород с московским князем, спас церковные ценности, отказавшись собирать по приказу татар дань с церквей и отдав при этом все свое имущество. Его подвергали пыткам, но святой не уступал татарам, и тогда хан подтвердил все льготы Православной Церкви. После страшного пожара в Москве митрополит, несмотря на то, что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви. Предчувствуя свою кончину, он назначил еп. Владимирского Алексия своим преемником. Святитель был погребен в Успенском соборе, в приделе св. ап. Петра, основанном им в память своего предшественника. В 1471 году его св. мощи были обретены нетленными, а к лику святых он был причислен в XIX в.

Мч. Феодосий.

Мч. Фотина.

 

Икона Божией Матери Феодоровская Феодоровская икона Божией Матери (1613). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы по преданию была написана евангелистом Лукой. Неизвестно, кем и когда она была принесена в Россию. Уже в начале XII века стояла она в часовне у города Китежа. Вел. кн. Георгий Всеволодович, устраивая Китеж и радея о городе, желал перенести в него икону из часовни. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Поняв желание Богородицы, князь Георгий устроил на этом месте монастырь, называемый Городецким, по близ лежащему городу Городцу (в Нижегородской губ.).

Во время последовавшего затем нашествия Батыя Городецкая обитель наряду с другими обителями сгорела и превратилась в груды развалин. Но среди них чудесно сохранилась и была явлена деревянная икона.

Младший брат Александра Невского, кн. Василий Костромской, впоследствии вел. кн. Владимирский, преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 г. На одной сосне он увидел икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась на воздух. Пораженный этим чудом, князь Василий по возвращении в город рассказал о своем видении духовенству и народу. Тогда народ двинулся к лесу и, действительно, нашел икону на указанном месте. Все пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в соборный храм. Вскоре к новоявленной иконе со всех окрестностей Костромы стали стекаться толпы народа. Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу, неся в руках икону. Воин походил собою на изображение св. вмч. Феодора Стратилата, в честь которого был построен в Костроме собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской. На месте явления ее, на берегу реки Запрудни, князь основал монастырь во имя Нерукотворного образа Господня, празднование которому совершается в день явления Феодоровской иконы. Сюда ежегодно бывал из Костромы крестный ход. Как-то в Кострому из Городца, разоренного татарами, пришли несколько жителей, и тотчас узнали в соборе икону, раньше стоявшую у них.

Спустя три с лишним века, в 1613 г., именно перед ликом Феодоровской иконы инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. В день восшествия Михаила Романова на престол, 14 (27) марта, было установлено празднование образу. [Еще раз празднование совершается 16(29) августа.]

В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», – с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот взял с собой в Москву сам государь и в дальнейшем особо чтил эту святыню, ставшую родовым образом династии Романовых (сейчас он в Донском монастыре). В послепетровское время иноверным невестам наследников русского престола, принимавшим православие, именно в честь родовой святыни обычно давалось отчество Феодоровна. Феодоровская икона сопровождала до самой мученической кончины последнего государя Николая II и его семью. В Ипатьевском доме в Екатеринбурге после кровавой расправы над царственными мучениками была найдена копия Феодоровской иконы.

В 1891 г. московскими мастерами на пожертвования верующих (в том числе и Государя Александра III) для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена риза весом около 10 кг. Она была украшена драгоценными камнями. Этот оклад считался одним из выдающихся произведений искусства XIX в. Два величественных собора, освященных в честь Феодоровской иконы Божией Матери, были построены в годы правления Николая II – в Царском селе (освящен в 1912 г.) и в Санкт-Петербурге (в 1913 г., к 300-летию царствования Дома Романовых).

В 1930-х годах костромской Успенский собор – место постоянного многовекового пребывания иконы – был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 г. главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный Церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

В Москве чтимый Феодоровский образ есть в храме Ильи Обыденного. Но наибольшей любовью москвичей пользуется списанный с подлинника Феодоровский образ из храма Святителя Николая Чудотворца в Кленниках, на Маросейке. В 1869 г. его пожертвовала благочестивая прихожанка. Святой праведный Алексий (Мечев) (память его 9 июня) очень чтил эту святыню и еженедельно совершал перед ней молебен с чтением канона. Незадолго до событий 1917 г. во время такого молебна на виду у всех из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Отец Алексий был так потрясен этим, что не смог довести службу до конца, и поручил это другому священнику. В 1932 г. храм закрыли, Феодоровская икона Божией Матери общиной храма была передана духовной дочери старца Алексия иконописцу монахине Иулиании (Соколовой) и хранилась у нее более 40 лет. В последние годы своей жизни она передала ее в ризницу Покровского храма при Московской Духовной академии архимандриту Иоанну (Маслову). После открытия храма святителя Николая в 1990 г. святой Феодоровский образ Божией Матери по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вернулся на свое место, и не прекращает являть дивную помощь людям Владычицы Небесной.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz