24 марта /6 апреля
Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия (Артемона), еп. Солунского (Селевкийского) (I-II). Сщмч. Владимира пресвитера (1920).
Прп. Захарии, постника Печерского (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова, исп., еп. (VIII-IX).
Иконы Божией Матери «Тучная Гора».
Прп. Захария Отверстый, монах, затворник. Был монах-затворник, питался только овощами. Прославился страннолюбием и получил за это свое название «Отверстый».
Свт. Артемий (Артемон), еп. Солунский (Селевкийский) (I-II). Родился и жил в малоазийском городе Селевкии. Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил его первым епископом этого города.
Святитель Артемий мудро управлял своею паствой и снискал себе славу заступника бедных и гонимых.
Скончался он мирно в глубокой старости на рубеже I-II веков. Он также именуется Солунским потому, что к этому привели разночтения в славянских святцах, и церковная традиция стала принимать оба наименования.
Сщмч. Владимир (Панькин) пресвитер (1920): Новомуч. Священномученик Владимир – священник Владимир Васильевич Панькин – служил в храме в селе Благовещенка, расположенном в районе, в советское время называвшемся Джамбульским, Северо-Казахстанской области. Он был расстрелян большевиками-безбожниками 6 апреля 1920 г. и погребен в безвестной могиле.
Прп. Сеннуфий Знаменосец (IV).
Прп. Иаков Катанский (Сицилийский), еп., исп. (VIII-IX). Сведения о нем см. за 21 марта.
Свт. Севир, еп. Катанский (802-811). Скончался мирно в 800 году.
Прп. Захария, постник Печерский (XIII-XIV). В игуменство прп. Никона два богатых киевлянина Иоанн и Сергий побратались перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в Печерском монастыре. Умирая, Иоанн поручил Сергию своего пятилетнего сына Захарию, а также принадлежащее ему золото и серебро. Но когда Захария вырос, Сергий поклялся ему перед той же иконой, что отец ничего не оставлял ему. Но какая-то сила при этом мешала ему приложиться к иконе. Вдруг он к всеобщему ужасу воскликнул: «Преподобные Антоний и Феодосий, не давайте этому злому ангелу погубить меня! Умолите Пресвятую Богородицу прогнать полчища бесов, одержащих меня! Пусть возьмут золото и серебро, которые находятся в моей комнате в запечатанном сосуде!» Сокровища нашли удвоившимися, и Захария отдал их игумену, постригся и предал душу свою Богу. С тех пор было запрещено клясться перед иконой Пресвятой Богородицы.
Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария, по пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего, ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелья. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить в небе вечно.
Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Мчч. Стефан и Петр Казанские (1552). В 1552 г. к протопопу Тимофею, привезшему в город Свияжск послание митрополита Московского, пришел татарин и заявил, что он страдал в течение 20 лет расслаблением ног и был чудесно исцелен, затем он дал обет креститься. Протопоп наставил его в христианской вере, велев ему быть верным Христу до смерти, и крестил с наречением ему имени Стефан. В знак своей верности новообращенный вырвал клок своей бороды и сказал, что так даст себя разорвать на части. За открытую и смелую проповедь Христа он был единоплеменниками своими изрублен в куски, а дом его сожжен. В тот же год убит был толпою мусульман новокрещенный татарин Петр. На его могиле был воздвигнут храм Воскресения Христова.
Сщмч. Парфений III, патриарх Константинопольский (1657). Родился св. Парфений в благочестивом семействе в Митилене. Отличался с детства любознательностью, и прилежанием к учению он достиг замечательного образования. Будучи благочестив, он особенно любил и знал Св. Писание. За свою ученость и возвышенное духовное настроение Парфений сначала поставлен был чтецом, затем прошел степень диакона, священника и, наконец, по смерти епископа Хиосского, возведен был на архиерейскую кафедру. В 1657 году Константинопольский синод почтил Парфения избрания на патриарший престол. Но не долго светильник этот освещал глубокую тьму магометанского мира. Ревность Парфения о славе Искупителя доставила ему мученический венец.
Случилось в это время, что Крымский хан послал к казакскому гетману своего посла с важными поручениями. Посол встретился у гетмана с бывшим митрополитом Никейским, который пользовался там большим почетом и имел влияние на дела. Это возбудило подозрительность ханского посла, и по возвращении он передал хану свои предположения, внушая ему, что Константинопольский патриарх послал митрополита к гетману ради целей, враждебных по отношению к Турции. Хан сообщил обо всем этом визирю, и последний вызвал Парфения для объяснений. После тщательного исследования дела, разумеется, не оказалось никакой измены и предательства со стороны патриарха. Но визирь, для прикрытия лжи хана и для отклонения от самого себя подозрения в лицеприятии, решил пожертвовать владыкою и предать его градоначальнику для исполнения над ним, как изменником отечества, смертного приговора. При этом он дал тайный приказ оставить жизнь святителю, если он согласится засвидетельствовать свою преданность Турции переменой веры, т.е. если Парфений обратится в магометанство. Градоначальник предложил патриарху выбор между смертью и принятием ислама, присоединив к этому свое обещание всевозможных почестей, если Парфений отречется от Христа. Но святой решительно отверг эти предложения, сказав, что готов лучше умереть, чем отречься от своей веры.
Видя безуспешность своих заманчивых обещаний, градоначальник решился подействовать на патриарха жестокими истязаниями. Но с непоколебимым мужеством верный пастырь стада Христова переносил все мучения, благодаря Господа за то, что Он сподобил его пострадать ради святой православной веры. Изнемогая под тяжестью истязаний, Парфений лишь просил Господа подкрепить его до конца. После всех мучений патриарх повешен был в Пармаккани, в Лазареву субботу 1657 г.
Прп. Мартин Фивейский. Представился мирно.
Икона Божией Матери, именуемая «Тучная Гора». Эта икона, по преданию, около 300 лет тому назад была подарена тверскому гражданину Косьме Волчанинову настоятелем одного тверского монастыря в благодарность за производство внутренних работ в храме. Волчанинов заповедал своим детям беречь икону и передавать по наследству по мужской линии, а когда в роду не останется наследников, отдать в храм. Однако уже внук нарушил дедов наказ и вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений и издевательств от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить жизнь самоубийством в пустой бане. По пути она встретила монаха, который сказал ей: «Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно». Взволнованная женщина, возвратившись домой, рассказала близким обо всем произошедшем. Икону немедленно отыскали на чердаке, очистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил перед иконой всенощное бдение. С тех пор оно совершалось в доме в этот день ежегодно. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых, пока дочь последнего в роду мужчины по имени Екатерина не вышла замуж.
В 1863 г. при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь свт. Тихона и прп. Макария Калязинского, но брат мужа Екатерины пожелал передать в храм образ Богородицы и просил построить для него еще один придел. И июле 1866 года икону перенесли в новый придел. Многократно благодатная икона являла чудеса. С нее делали списки, которые тоже подавали исцеления.
После революции Смоленская церковь была разрушена, и чудотворная икона исчезла. Сейчас в Твери почитается образ Богоматери «Тучная Гора» из Вознесенского собора.