16/29 марта
Мч. Савина (287). Мч. Папы (305-311).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородский (1516). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119).
Мч. Иулиана Аназарвского (305-311). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Мч. Савин Ермопольский (Египетский) (287). Память св. Савина отмечается также 13 марта (см. его житие).
Мч. Папа Ларандский, Селевкийский (305-311). Св. мученик Папа был родом из Ликаонского города Ларанды. В царствование Максимиана его судили и пытали за веру во Христа, затем в сапогах со вбитыми внутрь острием гвоздями вели для повторного суда в город Диокесарию и далее в Селевкию Исаврийскую. Святой Папа скончался привязанным к бесплодному дереву, которое стало плодоносить.
Ап. Аристовул, еп. Вританийский (Британский) (I). Был братом апостола Варнавы. Происходил из Кипра и принадлежал к 70-ти апостолам Христовым. По вознесении Господа он проповедовал вместе с апостолом Павлом, проходя по разным странам. Апостол Павел поминает о нем в своем послании к Римлянам (Рим. XVI, 10).
Ап. Павел поставил его епископом в Британии. Здесь Аристовул много потрудился в благовестии Христовом и много пострадал от жестоких людей, пока не просветил их благодатью Христовой и не научил их вере во Христа. Затем святой крестил их, построил им церковь, рукоположил пресвитеров и диаконов и мирно скончался там же.
Память его также 31 октября и 4 января в Соборе 70-ти апостолов.
Сщмч. Александр I, папа Римский (119). Скончался от меча в царствование Адриана, был папой с 109 по 119 годы.
Мч. Иулиан Аназарвский (305-311). Пострадал за веру во Христа при Максимиане в Антиохии, где мощи его и поныне источают исцеления.
Сщмчч. Трофим и Фал, пресвитеры Лаодикийские (ок. 300). В Лаодикии было два священника, братья по плоти: Трофим и Фал. Родом они были из Кари (город Стратоник). Оба они были верующими мужами и ревностными проповедниками Слова Божия. Они спорили непрестанно с эллинами, желая обратить заблудших к свету Христовой веры. Однажды идолопоклонники, не стерпев их обличений, схватили их и подвергли темничному заключению в узах. В те времена царствовали Диоклетиан и Максимиан. Их правитель Асклипиодот, прибыв в Карию и узнав о взятии под стражу двух христиан, отдал повеление побить их камнями. Когда святые братья приведены были на место казни, христиане, сопровождавшие их, решили защитить их от ударов, и камни, посылаемые мучителями, не достигали мучеников, но падали или в защищавший их народ или же обращались на самих совершителей казни. Изнемогши от бесплодных усилий, мучители перестали метать камни. Начальник воинской стражи, узнав об этом чуде, повелел освободить братьев. Но скоро градоначальники снова заковали исповедников и отправили их в Босфор, местопребывания самого Асклипиодота. Последний, узнав о безуспешности прежнего рода казни, приказал повесить Трофима и Фала и без милосердия терзать их тела острым железом. Святые братья терпеливо перенесли все истязания. После этого игемон приказал распять святых исповедников.
Святые изведены были из города на место новых мучений, где им уготованы были кресты. Трофим и Фал шли с радостью, благодаря и восхваляя Бога за то, что Он уподобляет страдания и смерть их пречистым страстям и распятию Господа Иисуса Христа. За ними следовало много народа. После этого они были пригвождены к крестам и распяты по подобию Господа. Вися на крестах, они изрекали наставления народу, уча его вере и благочестию. Из среды народа одни укоряли игемона за жестокосердие, другие прославляли Бога за то, что сила Иисусова засвидетельствовала себя и в их времена. Здесь же у крестов стояла и мать мучеников, взиравшая на страдания своих сыновей. Многие из предстоящих собирали капавшую с крестов кровь мучеников, и одни мочили в ней свои платки, другие собирали ее для исцеления душевных и телесных недугов. После того, как святые мученики предали души свои Господу, верные приготовили для погребения их плащаницы и благовонные ароматы. На место мучения пришел и темничный сторож, который исповедал пред всем народом, что видел двух мучеников, восходящих на небо и с ними трех ангелов, сопровождавших их и беседовавших с ними. Народ не отходил от тел мучеников и провел около них всю ночь с зажженными свечами и с пением псалмов. Когда наступило утро, сюда пришла и жена игемона, принесшая благовония и возлившая их на тела мучеников. Затем она положила на гроб драгоценный покров, укоряя мужа за жестокость.
Мать же св. мучеников и еще два благоговейных мужа, Артемий и Зосим, взяли честный гроб, в который были положены тела святых, и, придя в город Стратоник, погребли святые их останки. Между тем, приближался день, в который нечестивые идолопоклонники праздновали рождение Диоклетиана. Игемон, придя в Лаодикию, устроил здесь большое торжество в честь своего нечестивого царя. Но здесь его внезапно постигло наказание Божие за неповинную кровь исповедников Христовых: он вдруг упал на землю и метался, как бесноватый, трепеща всеми членами своими. Все бывшие здесь и видевшие это исполнились великого страха. От тяжести своих мучений он стал рвать зубами свое тело и кусать язык и, мучаясь так, испустил дух.
Прп. Патрикия (567).
Прп. Христодул Патмосский, чудотворец (1111). Родом был и Никеи Вифинской. Подвизался в обители на острове Патмосе. Скончался мирно. Близ того монастыря, в который было принесено его тело, по преданию, св. Иоанн Богослов написал свой Апокалипсис.
Прп. Пимен Салосский, просветитель лезгин, и его сподвижник Антоний Месх (XIII).
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский (1516). Родился в подмосковном селе Пехорка в богатой крестьянской семье, получил образование, обычное для всех детей того времени. Стал священником своего села и, овдовев, постригся в монашество, однако, прихода своего не оставил. По кончине родителей ушел в Дубенский Успенский монастырь, был там настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Во время Собора 1504 года отстаивал право монастырей владеть землями ради дела милосердия, а в 1506 году был назначен архиеп. Новгородским. Это были тяжелые времена. В Новгороде от страшного мора за одну ночь умерло более 15-ти тысяч человек; потом во время бури разразился страшный пожар, и погибло более трех тысяч человек. Тогда свт. Серапион приказал воздвигнуть однодневную церковь, устраивал крестные ходы и, молясь, плакал так, что не мог произнести ни одного слова, сам отпевал мертвых. Во время одного из крестных ходов он совершил три исцеления. Последние годы жизни его были омрачены тяжелым испытанием: Волоколамский кн. Борис притеснял монастырь прп. Иосифа (память его 9 сент.). Так как в Новгороде был мор, посланец прп. Иосифа не был допущен в город к архиепископу. Тогда прп. Иосиф обратился за помощью к вел. кн. Московскому. Тот взял его под свою опеку, обещая быть посредником между ним и владыкой. Узнав об этом прп. Серапион был ревностно огорчен, отказался принимать прп. Иосифа и наложил на него запрещения. Тогда св. Иосиф обратился к Собору, и архиепископа низложили и заточили в Спасо-Андроников монастырь, однако вскоре прп. Серапион примирился с прп. Иосифом и провел последние годы своей жизни в молитвенных подвигах в Троице-Сергиевой лавре. Святитель скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых свт. Серапион был причислен в 1559 году, когда мощи его были обретены нетленными.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.
Прп. Иоанн Руфианский. Представился мирно в обители св. Руфина, в пределах Халкидона.
Мч. Роман Парийский. Скончался от меча в Парии.
Мчч. 10 Финикийских. Скончались от меча в Финикии.
Свв. Емилиан, Павел и Дионисий.