23 марта /5 апреля
Прмч. Никона еп. и 199 учеников его (251). Сщмч. Макария пресвитера (1931); прмч. Илии, сщмчч. Василия, Стефана пресвитеров, прмцц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938); прп. Сергия исп. (1948).
Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Прав. Василий Мангазейский (1600).
Прмч. Никон еп. Сицилийский и 199 учеников его (251). Святой Никон в начале своей жизни был воином, но затем принял во Фракии крещение от Кизического епископа Феодосия и стал проводить вместе с ним иноческую жизнь в пустыне. Перед смертью епископ Феодосий поручил ему, уже облеченному саном епископа, духовное попечение о 190 своих учениках. Со всеми иноками святой Никон отправился на остров Сицилию, по дороге обратив ко Христу еще 9 человек; на Сицилии они поселились около города Тавромена.
Епископ Никон и его ученики пострадали во время гонений на христиан при римском императоре Декии в 251 году. В начале их предали страшным мучениям, а затем усекли мечем.
Сщмч. Макарий (Квиткин) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Макарий родился в 1882 г. в городе Орске Оренбургской губернии в семье крестьянина Федора Квиткина. Окончив учительскую семинарию, Макарий несколько лет работал учителем в сельских школах в Орском уезде. В 1917 г. он был рукоположен во священника и служил сначала в селе Александровка Орского уезда, а затем в храме во имя прп. Серафима Саровского в Форштадте, пригороде Оренбурга, куда был приглашен как принципиальный противник живоцерковников, известный свой бескомпромиссностью в отстаивании православия. В двадцатых годах храм был закрыт, и архиерей благословил о. Макария перейти служить в Николаевскую церковь в Форштадте.
В 1925 г. о. Макарий переехал с семьей в Оренбург; первое время они жили у трех сестер монахинь, а затем сняли у некой вдовы квартиру и купили небольшой участок земли, на котором была выстроена баня, и собирались построить на нем дом. Но к вдове вскоре переехал ее сын-коммунист и потребовал, чтобы священник покинул их дом. Пришлось о. Макарию приспосабливать под жилье баню.
Баня находилась в нескольких кварталах от храма, в котором служил о. Макарий, и когда священник шел с детьми на службу, на улице их встречали школьники-пионеры и бросали в них песком, а иногда и камнями. Но о. Макарий велел детям не отвечать на это. Несколько раз безбожники предлагали о. Макарию отречься от Бога через газету, взамен обещали место учителя или директора школы, но священник категорически отверг эти предложения.
В 1929 – 1930-м годах сотрудники ОГПУ арестовали по всей стране тысячи верующих людей под предлогом непризнания ими политики митрополита Сергия и его декларации, не исключая епископов, лояльно настроенных к митрополиту Сергию. После появления в печати интервью митрополита Сергия, в котором он утверждал, что в Советском Союзе нет гонений на Церковь, среди духовенства Оренбургской епархии возникло настроение резкого неприятия его политики, по существу отвергающей исповеднический подвиг тысяч людей, и духовенство в Оренбурге отшатнулось от митрополита.
В январе 1931 г. в Оренбургской области было арестовано сто пятьдесят семь человек – девять священников, двадцать семь монахов и сто двадцать один мирянин. Среди других был арестован 21 января 1931 г. и священник Макарий Квиткин.
Священника обвинили в том, что он не совершал венчаний тех, кто оформил развод у гражданской власти и вступил в новый брак, считая эти браки прелюбодейными, а также в том, что за богослужениями он возносил имя только Местоблюстителя митрополита Петра, игнорируя имя митрополита Сергия.
23 января следователь допросил священника. Отец Макарий ответил, что венчаний разведенных гражданской властью не совершал, считая это противоречащим указанному в Священном Писании, а что касается непоминания за богослужениями имени митрополита Сергия, то принципиальных суждений у него на этот счет нет, – во всяком случае, у него не было намерения разорвать молитвенно-канонические отношения с ним.
6 марта 1931 г. следствие было закончено. Всех арестованных обвинили в том, что они будто бы создали единую контрреволюционную религиозную организацию с центрами и филиалами.
26 марта 1931 г. тройка ОГПУ приговорила обвиняемых к различным срокам заключения, и среди них тридцать шесть человек – к расстрелу, в том числе и о. Макария. Трое приговоренных были расстреляны вскоре после приговора в ночь на 31 марта.
Священник Макарий Квиткин был расстрелян вместе с другими приговоренными 5 апреля 1931 г. в половине пятого утра. Тела казненных были тайно вывезены из здания ОГПУ и погребены в общей безвестной могиле.
Прмч. Илия (Вятлин) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Илия родился 24 февраля 1867 г. в селе Каринское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился, и в 1892 году у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал долгое время на ткацкой фабрике в городе Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Когда сын вырос, горе постигло семью: скончалась супруга Ильи Ивановича. В 1920 г. он поступил в Лукианову Рождества Богородицы пустынь, находившуюся в двенадцати километрах от Александрова, и был здесь пострижен в монашество; вопросы спасения, молитвы и веры стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что произошла революция и начались гонения на Церковь.
В 1932 г. монашеское общежитие было безбожной властью разорено; монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в городе Александрове. Летом 1937 г. храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего потому, что в НКВД сочли его слишком старым, а указ о массовых арестах еще не был принят.
27 июня 1937 г. он поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Однако волна арестов не миновала и это село.
12 февраля 1938 г. сельсовет выдал для НКВД справку, что священник Илия Вятлин «по социальному положению является человеком чуждым. Вследствие изменения материальных жизненных условий, питает недоверие к советской власти. Во время религиозных служб отвлекает некоторых колхозниц от работы в колхозах».
16 и 20 февраля были допрошены жители села, и, в частности, хозяин дома, где жил священник, но ничего компрометирующего они сказать не смогли, ссылаясь на то, что слишком мало его знают, так как он живет в их местах чуть более полугода.
20 февраля 1938 г. местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт с ходатайством арестовать священника – «как отъявленного врага народа».
25 февраля была выдана справка на арест о. Илии.
28 февраля 1938 г. о. Илия был арестован и 1 марта допрошен. На вопрос следователя о причастности его к контрреволюционной агитации он ответил: «Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне действительно не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего никогда не говорил, и даже не понимаю, что за фашисты».
После допроса о. Илия был заключен в волоколамскую тюрьму. 2 марта тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян 5 апреля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Василий (Коклин) иерей (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился 20 января 1883 года в Москве в семье купца Павла Коклина, имевшего посудохозяйственный магазин. Окончил четырехклассное городское училище и стал помогать отцу. Во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 год служил в армии рядовым. По возвращении с фронта Василий Павлович снова стал помогать отцу в торговле, в 1922-1927 годах имел палатку на Зацепском рынке. В 1927 году он был рукоположен в сан священника и служил в Знаменской церкви в селе Перово (ныне район Москвы).
Отец Василий был арестован 21 января 1938 года вместе с группой духовенства, служившего в храмах Ухтомского района Московской области. Сразу после ареста власти допросили священника.
Поскольку отец Василий отказывался признать себя виновным в контрреволюционной деятельности, ему устроили очную ставку со священником той же церкви, где он служил, Сергием Сахаровым, согласившимся после ареста давать нужные следствию показания. Тот подтвердил участие отца Василия вместе с группой духовенства в «активной борьбе против советской власти».
На этом допросы и очные ставки были закончены.
15 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Коклин был расстрелян 23 марта (5 апреля) 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Стефан (Преображенский), иерей (1938). Священномученик Стефан родился 23 марта 1860 г. в селе Калмынь Юрьевецкого уезда Костромской губ. в семье диакона Михаила Преображенского. Он окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В тридцатых годах, несмотря на преследования духовенства и преклонный возраст, отец Стефан продолжал служить в храме в селе Шустово Ивановской области.
9 октября власти арестовали его, и он был заключен в тюрьму в городе Вязники. Его обвинили в ведении антисоветской агитации. По требованию следователя председатель сельсовета составил на священника характеристику, в которой писал, что священник Преображенский «сумел сагитировать темную массу колхозников на посещение литургии», а также уговорил верующих женщин отремонтировать дом вблизи церкви. Кроме того, «собирал детей дошкольного возраста и рассказывал о муках и казнях неверующих в Бога». Тогда же были вызваны лжесвидетели, которые показали, будто отец Стефан говорил колхозникам: «Вот, посмотрите, как коммунисты-жулики издеваются над нами, духовенством, и устраивают гонения на религию… Только и занимаются эти коммунисты обдиранием, последнюю шкуру с нас дерут, загнали вас в колхоз, эксплуатируют непосильным трудом; за то, что вы работаете, у вас весь хлеб отберут, и вы будете сидеть голодные…»
В предъявленных обвинениях отец Стефан виновным себя не признал. 15 ноября 1937 г. Тройка НКВД приговорила отца Стефана к десяти годам заключения в концлагере. В это время ему было семьдесят лет. Священник Стефан Преображенский скончался в заключении и был погребен в безвестной общей могиле.
Прмц. Анастасия (Бобкова) послушница (1938): Новомуч. Преподобномученица Анастасия родилась 16 декабря 1890 года в селе Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Степана Бобкова. В 1920 году родители Анастасии умерли, и она поступила в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, находившийся вблизи деревни Акатово Клинского уезда Московской губернии. В монастыре Анастасия пробыла до его закрытия и в 1927 году, после этого переехала в деревню Занино Волоколамского района. Она прислуживала при храме в селе Шестаково, а также по приглашению верующих ходила читать Псалтирь по умершим.
В 1930 году власти вознамерились закрыть храм в селе Шестаково. По поводу закрытия храма было собрано церковное собрание, где обсуждался вопрос о незаконности закрытия церкви. Во время собрания пришли комсомольцы, женщины стали энергично их выгонять, так что один из них упал. За «сопротивление представителям власти» были арестованы пять человек, из них три монастырские послушницы, и среди них Анастасия. Она была приговорена к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Вернувшись из заключения, Анастасия поселилась в той же деревне. Во время гонений на Русскую Православную церковь в конце тридцатых годов, 13 февраля 1938 года, председатель Покровского сельсовета дал властям сведения о том, что послушница Анастасия якобы проводила среди населения контрреволюционную и антисоветскую агитацию. В тот же день был допрошен секретарь шестаковского сельсовета, который показал, что Анастасия имеет связи с монахинями, что они собираются вместе, у них в доме бывают неизвестные люди и, по его мнению, «последние проводят контрреволюционную антисоветскую деятельность».
2 марта 1938 года послушница Анастасия была арестована и заключена в тюрьму в Волоколамске. На следующий день и в последующие три дня проводились допросы. Послушница Анастасия виновной себя в предъявляемых обвинениях не признала.
9 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Анастасия Бобкова была расстреляна 23 марта (5 апреля) 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмц. Варвара (Конкина) (1938): Новомуч.
Мч. Алексий (Скоробогатов) (1938): Новомуч. Мученик Алексий родился в 1889 году в селе Средняково Солнечногорского уезда Московской губернии. Его отец Семен Скоробогатов был садовником, мать – крестьянкой. После окончания второклассной учительской школы Алексей Семенович работал учителем церковноприходской школы в деревне Воронцово Рузского уезда. В 1909 году он сдал экстерном экзамен, получил педагогическое образование и был назначен в Ащеринскую церковноприходскую школу, где проработал с 1910 по 1911 год. Затем Алексей Семенович был переведен в Алексинскую школу, где преподавал до 1915 года. Оттуда он был мобилизован на военную службу и во время Первой мировой войны, с 1915 по 1918 год, служил в армии в чине подпоручика. Затем, с 1918 года до апреля 1921 года, – в Красной армии при штабе 15 стрелковой Инзинской дивизии. Сначала – переписчиком, затем – делопроизводителем. Позднее его назначили младшим помощником начальника дивизии по хозяйственной части. После демобилизации в 1921 году он проживал в Рузском районе Московской области. Алексей Семенович был женат на Голубевой Наталье Сергеевне (1800 г.р.), и у них был трое детей: Валентина (1922 г.р.), Анна (1926 г.р.) и Иван (1929 г.р.).
О его дальнейшей судьбе после 1921 года известно немного. С 1921 по 1923 год Алексей Семенович служил псаломщиком при Ащеринском храме. В конце 1920-х годов в ходе коллективизации у него отобрали дом, лошадь и корову. В 1935 году Алексей Семенович переехал в поселок Иваново Рузского района Московской области. Здесь он работал заведующим Ивановской школой.
Алексей Семенович был арестован 22 января 1938 года по обвинению в проведении активной контрреволюционной агитации и содержался под стражей в Бутырской тюрьме города Москвы.
Решением Тройки НКВД от 8 марта 1938 года Алексей Скоробогатов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 апреля 1938 года. Предполагаемое место захоронения мученика Алексия – полигон Бутово под Москвой.
Прп. Сергий (Сребрянский) исповедник (1948): Новомуч. Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Через год после рождения сына о. Василия перевели в село Макарий в трех километрах от Трехсвятского. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил Духовную семинарию, однако не стал сразу священником.
Под влиянием народнических идей Митрофан Васильевич поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он стал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычна Тверской епархии; она окончила курс Тверской гимназии, хотела работать учительницей. 29 января 1893 года они обвенчались.
2 марта того же года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана Васильевича в сан диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда. В сане диакона о. Митрофан пробыл недолго. 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунскогоТатарского полка, а 20 марта епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника.
15 января 1896 года о. Митрофан был перемещен на вакансию второго священника к Двинскому военно-крепостному собору и 1 сентября того же года вступил в должность законоучителя Двинской начальной школы.
1 сентября 1897 года о. Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была ее императорское высочество великая княгиня Елисавета Федоровна.
С этого времени начался относительно продолжительный период жизни о. Митрофана в Орле. Здесь он всецело себя отдал служению Богу и духовной помощи пастве. Паства тянулась к искреннему и ревностному пастырю, создался крепкий приход. Он создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства он жертвовал на храм, школу и библиотеку. В 1900 году он был награжден наперсным крестом с драгоценными украшениями.
Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был о. Митрофан.
В 1904 году началась русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и о. Митрофан. Везде, где предоставлялась возможность, он со своими помощниками ставил походную церковь и служил. Вместе с полком участвовал в сражениях.
Во время служения в действующей армии о. Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой.
15 марта 1905 года о. Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, о. Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.
В 1908 году великая княгиня, преподобномученица Елисавета (память ей 5 июля) усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Из всех предложенных ей проектов по устроению обители она предпочла проект о. Митрофана. Для его осуществления она пригласила о. Митрофана на место духовника и настоятеля храма и обители.
Отец Митрофан не хотел покидать горячо любимую им паству, но чудесным знамением свыше (у о. Митрофана стала отниматься рука после того, как он решил отказаться от этого предложения) Господь явил ему Свою святую волю и благословение, с которым нужно было смириться.
Отец Митрофан получил благословение от старцев Зосимовой пустыни и подал прошение о переводе в обитель. 17 сентября 1908 года священномученик Владимир, митрополит Московский (память ему 25 января), назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909 года.
Сама преподобномученица Елисавета в переезде о. Митрофана в только что устраиваемую обитель видела знак особого благоволения Божия.
Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за дело, отдавшись ему всей душой. Он часто служил, не жалея сил наставлял тех, еще немногочисленных, сестер, которые пришли жить в обитель. Настоятельница обители вполне поняла и оценила священника, которого им послал Господь.
Отец Митрофан вполне разделял христианское настроение великой княгини, стремившейся в первую очередь спасти свою душу на пути самоотверженного служения ближним.
Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители о. Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. В 1914 году в ней было девяносто семь сестер, она имела больницу на двадцать две кровати, амбулаторию для бедных, приют для восемнадцати девочек-сирот, воскресную школу для девушек и женщин, работающих на фабрике, в которой обучалось семьдесят пять человек, библиотеку в две тысячи томов, столовую для бедных женщин, обремененных семьей и трудящихся на поденной работе, кружок детей и взрослых «Детская лепта», занимающийся рукоделием для бедных.
9 августа 1916 года временно управляющий Московской епархией епископ Волоколамский Феодор представил в Синод прошение о награждении о. Митрофана митрою «за отлично-усердное служение его Святой Церкви…».
На поприще христианской деятельности великая княгиня Елисавета прослужила до самого своего мученического конца. Вместе с ней (и до самого закрытия обители) трудился и о. Митрофан. Наступил 1917 год – февральская революция, отречение государя, арест царской семьи, октябрьский переворот.
Почти сразу после революции был совершен набег на Марфо-Мариинскую обитель вооруженных людей. Но на сей раз солдаты, выслушав осуждающие слова о. Митрофана, поняли, что затеяли не совсем ладное дело, подчинились и уехали.
Однако вскоре великая княгиня была арестована. Незадолго перед арестом она передала общину попечению о. Митрофана и сестры-казначеи. Великая княгиня была увезена на Урал, в Алапаевск, где 5 (18) июля 1918 года приняла мученическую кончину.
20 марта 1919 года исполнилось 25 лет священнического служения о. Митрофана. В этот день его многочисленные духовные дети поднесли ему поздравительный адрес, полный искреннего чувства благодарности к своему пастырю.
25 декабря 1919 года Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший о. Митрофана, благодаря его за многие труды, преподал ему первосвятительское благословение с грамотой и иконой Спасителя. В это время решился для о. Митрофана и его супруги Ольги вопрос о монашестве. Постриг был совершен по благословению святого Патриарха Тихона. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга – с именем Елисавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел о. Сергия в сан архимандрита.
В 1922 году безбожные власти произвели изъятие церковных ценностей из храмов. Многие священнослужители были арестованы, некоторые расстреляны. Одним из предъявляемых обвинений было чтение в храмах послания Патриарха Тихона, касающегося изъятия церковных ценностей. О. Сергий прочел в храме послание Патриарха, за что 23 марта был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем по приказу ГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск. Здесь он познакомился и близко сошелся с Тобольским подвижником Феодором Ивановым (сщмч. – память ему 29 августа).
Из ссылки в Москву о. Сергий вернулся 27 февраля 1925 года и на следующий день как бывший ссыльный явился в ГПУ, чтобы узнать о решении относительно своей дальнейшей судьбы. Ему было разрешено совершать церковные службы и о. Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель. Но в том же году власти решили ее закрыть, а насельниц сослать. Часть здания была отобрана под поликлинику. Некоторые из ее работников решили отобрать обительскую квартиру у о. Сергия и для этого донесли в ОГПУ, обвинив священника в антисоветской агитации среди сестер обители. На основании этого доноса 29 апреля 1925 года о. Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Но 2 июля Коллегия ОГПУ прекратила дело, и о. Сергий был освобожден. За это время Марфо-Мариинская обитель была закрыта, а сестры арестованы. Некоторые из них были высланы в Тверскую область, но большинство сосланы в Казахстан и в Среднюю Азию.
Отец Сергий и матушка Елисавета выехали в село Владычня Тверской области и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой одноэтажном доме, в котором когда-то жил отец матушки. Первое время о. Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить в 1927 году.
Его стали посещать многие из его духовных детей. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди стали обращаться к нему за помощью, и некоторые по своей вере и молитвам праведника получали исцеления.
Но в селе были люди, которые ненавидели Церковь, хотели ради забвения своих грехов забыть о Боге, они относились враждебно к о. Сергию за его открытую проповедническую деятельность. Жизнь, которую он проводил, обличала их совесть, и, вознамерившись его уничтожить, они обратились за помощью к власти.
На основании их показаний в январе 1931 года ОГПУ арестовало о. Сергия, но «материалов» для создания «дела» недоставало, и 14 февраля следователи допросили жителей села Владычня, оставляя в деле показания лишь тех свидетелей, которые подтверждали обвинение. Но и через призму искаженных свидетельств видно, что о. Сергий был для народа подлинным старцем и подвижником, по молитвам которого совершались исцеления многих недужных.
На следствии о. Сергий виновным в предъявляемых обвинениях себя не признал.
23 марта было составлено обвинительное заключение, в котором в частности говорилось, что «Обвиняемый Сребрянский, будучи служителем культа, с дореволюционного времени по 1930 год имеет непрерывную цепь активной борьбы против революционного движения…».
7 апреля 1930 года Тройка ОГПУ приговорила о. Сергия к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику было тогда шестьдесят лет, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел миокардитом. Это время было самым тяжелым для ссыльных.
Отца Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге. Здесь жило много сосланного духовенства. Сюда к нему приехали монахиня Елисавета и Мария Петровна Заморина, знавшая о. Сергия еще в период его служения в Орле; впоследствии она приняла монашество с именем Милица. Ссыльные священники работали здесь на лесозаготовках и сплаве леса.
Несмотря на болезнь и преклонный возраст, старец с помощью Божией выполнял норму, данную начальством. Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу решили его освободить. В 1933 году о. Сергий вернулся в Москву, где пробыл один день – простился с закрытой и разоренной обителью и выехал с монахиней Елисаветой и Марией Петровной во Владычню.
На этот раз они поселились в другом доме, который был куплен его духовными детьми. Здесь прошли последние годы жизни старца. Покровский храм во Владычне был закрыт, и о. Сергий ходил молиться в Ильинский храм в соседнее село. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни о. Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей, что было особенно существенно в то время, когда большинство храмов было закрыто и многие священники были арестованы.
Во время Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась воинская часть, и предполагался здесь большой бой. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это было отмечено и самими военными, у которых возникло ощущение, что село находится под чьей-то молитвенной защитой.
Неожиданно часть была снята с позиции, так как бои развернулись на другом направлении, неподалеку от села Медного. Местные жители, очевидцы этих событий, приписывают чудесное избавление села от смертельной опасности молитвами о. Сергия.
В 1946 году о. Сергий составил для своих духовных детей памятку. За исповеднический подвиг, за праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил о. Сергия дарами прозорливости и исцеления.
Еще при жизни батюшка говорил своим духовным детям: «Не плачьте обо мне, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам».
Священноархимандрит Сергий Сребрянский скончался 23 марта 1948 года. После кончины почитание его как подвижника и молитвенника не только не уменьшилось, но со временем все более возрастает.
Мчч. Филит, Лидия, супруга его, Македон, Феопрепий, чада их, Кронид и Амфилохий Иллирийские (117-138). Святой Филит был знатным сановником при дворе гонителя христиан императора Адриана (117 - 138). За открытое исповедание веры во Христа Спасителя святой Филит со своей женой святой
Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием предстал перед судом. По повелению Адриана святой Филит с семьей был отправлен в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы тот подверг их истязаниям. Тот приказал подвесить их на дереве и ножами строгать их тела. После этого мучеников заключили в темницу вместе с уверовавшим начальником тюрем Кронидом. Ночью им предстал Ангел и укрепил на страдания. На следующий день мученики были погружены в котел с кипящим маслом, но масло мгновенно остыло, и святые остались невредимы. Военачальник Амфилохий был так поражен этим чудом, что уверовал во Христа и сам вошел в кипящее масло с молитвой: "Господи, Иисусе Христе, помоги мне!" - и остался жив. Та же пытка повторилась, когда император Адриан прибыл в Иллирию. Святых мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, а они силою Божией оставались живы.
Посрамленный император возвратился в Рим, а святые мученики стали благодарить и прославлять Бога и в молитве предали Ему свои святые души.