5/18 марта
Мч. Конона Исаврийского (I). Сщмч. Николая пресвитера (1919); сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938).
Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (огородника) (III). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка (V). Прп. Исихия (ок. 790).
Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».
Мч. Конон Исаврийский (I). Св. Конон был сыном Нестора и Нады, современников святого апостола Павла. Жил в малоазийском селении Вифании, недалеко от Исаврии. С юных лет он находился под покровительством архистратига Михаила, и не только сам рано проникся истинной верой, но отвратил от идолопоклонства свою невесту и родителей. Чудотворениями, совершавшимися Богом по его молитвам, он привел к вере во Христа многих язычников. Св. Конон имел необыкновенную власть над бесами, так что они не только оберегали его от разбойников и воров, но по Божиему произволению даже хранили честь его имени: если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на него невидимо нападали бесы.
Однажды по слову святого волк, похитивший во время жатвы положенное на ниве дитя, явился с ребенком в зубах к самому угоднику Божию, который и возвратил младенца матери совершенно здоровым. Особенно часто по молитвам святого Конона получали исцеление больные оспой.
Св. Конон подвергся мучениям во время гонений, был освобожден православными исаврянинами и через два года после страданий скончался в Исаврии от полученных ран. Ему молятся при оспе и бесновании.
Сщмч. Николай (Покровский) пресвитер (1919): Новомуч.
Сщмч. Иоанн (Миротворцев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 25 марта 1881 г. в селе Елшанка Саратовского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Николая Миротворцева. По окончании Саратовской Духовной семинарии он был рукоположен во священника ко храму в селе Вязьмино Саратовского уезда, где прослужил 9 лет. Это было время духовного рассвета жизни в епархии, когда ею управлял ревностный архипастырь и подвижник епископ Гермоген (Долганев) (сщмч., память его 16 июня).
Через некоторое время отец Иоанн был переведен в храм в селе Таволожка того же уезда и заслужил здесь большой авторитет среди прихожан, так что по всем беспокоившим их вопросам они обращались, прежде всего, к нему.
В 1928 г. советская власть возобновила беспощадную борьбу с крестьянством и Церковью, которые по ее планам должны были быть уничтожены. У всех сколько-нибудь самостоятельных крестьян целиком отбиралось имущество. Крестьяне, бывшие в храмах старостами, регентами, певчими, вместе со своими пастырями арестовывались и высылались; перед арестом чаще всего отбиралось все их имущество. В 1928 г. о. Иоанн, «как злостный несдатчик излишков хлеба», был приговорен к одному месяцу заключения.
В мае 1928 г. на общем собрании крестьян, на котором был и о. Иоанн, представитель местной власти коммунист Роксельд сделал доклад, в котором призывал крестьян сдавать добровольно больше хлеба. На его призыв все присутствующие ответили молчанием. Собрание большинством голосов постановило: выделить священнику землю.
В марте 1929 г. за не сдачу хлебных излишков у священника было изъято почти все имущество, и через месяц к о. Иоанну снова пришли представители власти с целью изъятия оставшегося имущества. Священника в это время не было в селе, но перед его домом собралась огромная толпа верующих. В результате заступничества народа власти на этот раз отступились. 19 октября 1929 г. состоялось общее собрание крестьян, на котором местный коммунист потребовал от священника сдачи государству трехсот пудов хлеба. Этого он выполнить никак не мог.
9 ноября 1929 г. о. Иоанн и трое крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в городе Аткарске. 15 декабря 1929 г. следствие было закончено, священника и крестьян обвинили в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности».
24-25 января 1929 г. тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна к пяти годам заключения, и он был отправлен в концлагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века, и где оставалась вся его паства.
Вернувшись из лагеря, о. Иоанн стал служить в храме в селе Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области, но прослужить ему здесь пришлось недолго.
В июле-августе 1937 г. в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания, что о. Иоанн при назначении на приход получил «задание антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера» от митрополита Ярославского Павла (Борисовского).
Священник Иоанн Миротворцев был арестован 6 августа 1937 г. и заключен в ярославскую тюрьму. Обвинения в ведении «контрреволюционной работы» он отверг.
16 августа 1937 г. следствие было закончено, и 28 сентября дело было рассмотрено тройкой НКВД, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Миротворцев скончался в Ухтпечлаге 18 марта 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.
Прмч. Мардарий (Исаев) (1938): Новомуч. Преподобномученик Мардарий родился 4 января 1886 г. в деревне Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье и в крещении был наречен Михаилом. Окончив сельскую школу, он до двадцати четырех лет жил вместе с родителями.
В 1921 г. Михаил поступил в Желтиков монастырь в городе Твери. В 1922 г. он был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского Петра; служил псаломщиком в соборе в городе Рыбинске; был пострижен в монашество с именем Мардарий; в 1924 г рукоположен во иеродиакона, а в 1925-м – во иеромонаха и направлен служить в храм в село Федорицкое Мологского района Ярославской области. С 1929 г. он стал служить в храме в селе Деревеньки Угличского района. Во время служения в Ярославской епархии о. Мардарий сблизился с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем) (сщмч., память его 22 окт.), который с 1924-го по 1926 год в связи с арестом митрополита Агафангела (Преображенского) (сщмч., память его 3 окт.) фактически управлял Ярославской епархией. В архиепископе Серафиме крестьянский сын, избравший служение Господу и Его Святой Церкви, нашел близкого по духу подвижника.
Иеромонах Мардарий по приезде на приход не стал искать на новом месте удобств, устроив себе келью в неприспособленной для жизни баньке на окраине села. Один из священников характеризовал его как монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения. Его богослужения привлекали массу богомольцев. Проповедей иеромонах Мардарий не произносил, но духовные наставления давал на исповеди.
Многие священники были тогда уже арестованы, и иеромонах Мардарий оказывал им материальную помощь через их родственников. Отца Мардария верующие полюбили за его кроткий и смиренный нрав. Увидев в нем человека святой жизни, стремящегося к спасению, к нему стали идти все, жаждущие достичь жизни вечной.
Угличское викарианство распоряжением митрополита Сергия (Страгородского) вошло после ареста в 1928 г. архиепископа Серафима (Самойловича) в подчинение епископа Рыбинского Серафима (Протопопова). Отец Мардарий, как и многие единомышленники владыки Серафима (Самойловича), не согласился с этим назначением, считая, что оно сделано в угоду безбожным гонителям, и по-прежнему в качестве своего епархиального архиерея поминал на богослужениях архиепископа Серафима (Самойловича). Весть об этом быстро распространилась, и в село Деревеньки стали приезжать верующие за пятьдесят километров. Приезжали не только из сел и деревень, но и из городов: из Углича и Калязина, так что сельский храм, в котором службы были почти ежедневные и служились по-монастырски, был всегда полон молящихся. Видя такое стечение людей в храме, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а чтобы по возможности отдалить его, держался сдержано и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чем-либо себя обвинить.
Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 г. На допросах он показал, что его посещает много верующих из деревень и городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вел. Он подтвердил следователю, что действительно является единомышленником архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).
11 июня 1933 г. иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму в город Углич. Узнав об этом, верующие отправились в Углич хлопотать об освобождении пастыря. Уполномоченный Угличского ОГПУ заявил священнику, что он может освободить его, но только при условии, что тот покинет Угличский район. 13 июля 1933 г. уполномоченный постановил освободить отца Мардария и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.
Летом 1935 г. иеромонах Мардарий был назначен служить в храм в село Юрьевское Мышкинского района Ярославской области, и здесь возобновил истовое монастырское служение, которое при беспросветности окружающей жизни, гонениях и мракобесии, восторжествовавшем при советской власти под видом просвещения и материализма, осталось единственной духовной пищей, укрепляющей человеческие души. Но долго это продлиться не могло. 9 января 1937 г. сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в угличскую тюрьму. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев.
В июне 1937 г. следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предъявили обвинительное заключение. Его обвиняли в антисоветской агитации, распространении среди населения церковной литературы антисоветского содержания.
10 декабря 1937 г. состоялось заседание Специальной Коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чем его обвиняют, но виновным себя в этом не признает.
17 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила иеромонаха Мардария к расстрелу. Иеромонах Мардарий (Исаев) был расстрелян на следующий день, 18 марта 1938 г., и погребен в общей безвестной могиле.
Прмч. Феофан (Графов) (1938): Новомуч. Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 г. в селе Никитская Слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии в семье крестьянина Феодора Графова. При крещении младенец был наречен Феодосием.
В 1896 г. он поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 г. был пострижен в монашество с именем Феофан и через год рукоположен во иеродиакона. В 1923 г. монастырь был закрыт, а из монахов была организована сельскохозяйственная артель. В 1929 г. артель была ликвидирована и монахи разогнаны.
Пробыл на родине в Никитской Слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 г. переехал в Сергиев Посад Московской области, переименованный безбожниками в Загорск, и был определен на служение в Успенский храм города.
Отец Феофан был арестован 21 октября 1935 г. Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Допросы проводил известный своей хитростью и жестокостью следователь Булыжников. Расспросив о знакомых, с которыми отец Феофан поддерживает связь, гонитель потребовал от него дать объяснения по поводу известных следствию данных о распространении им ложных слухов о якобы проводимом гонении за религиозные убеждения в СССР. Отец Феофан это обвинение отверг.
Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Дмитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них.
8 января 1936 г. тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в Северный край. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова.
Летом 1937 г. безбожные власти начали повсеместные аресты духовенства и верующих, коснулись они и тех из них, кто отбывал различные сроки наказания в лагерях или ссылке.
Иеродиакон Феофан был арестован 25 сентября 1937 г. От него потребовали признания в контрреволюционной деятельности. Он это обвинение отверг.
На этом допросы и следствие были закончены. 15 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феофана к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывая наказание, иеродиакон Феофан умер 18 марта 1938 г. в городе Каргополе и погребен в безвестной могиле.
Мч. Онисий Усоврийский (Исаврийский) (I). Жил и пострадал в одно время с Кононом Исаврийским.
Мч. Конон Мандонский (Памфилийский), градарь (огородник) (249-251). Происходил он из города Назарета. Занимался огородничеством в городе Мандоне, в Памфилии. Человек он был неученый, простой, но зато боящийся Бога.
Праведность свою он запечатлел во время гонений Декия. Воевода Публий схватил Конона и принуждал его принести жертвы идолам. После отказа Конона и засвидетельствования им своей преданности христианской вере, мучитель повелел вбить Конону в ноги гвозди и в таком виде заставил его бежать. Святой бежал, но, изнемогая от боли, упал и предал свою непорочную душу Богу.
Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский (ок. 434).
Прп. Марк Постник (ок. 450). Жил в IV и V веках в Египте. С юности любимым его чтением было слово Божие, и он так преуспел в нем, что наизусть знал всю Библию. Ему пришлось быть слушателем Иоанна Златоуста. В 40-летнем возрасте он ушел в монастырь и 60 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Жизнь Марк вел такую строгую, что заслужил преимущественное прозвание постника. За подвижничество Господь прославил Марка даром чудотворения. Оставшиеся после него сочинения показывают в Марке неподражаемого наставника благочестия. Вот отрывки из них: «Что обыкновенный дом по отношению к воздуху, то ум по отношению к Божественной благодати: по мере освобождения от вещей входит воздух, и по мере загружения – выходит». «Вещи в доме – сосуды и съестное, а вещи в уме – тщеславие, сластолюбие». «Широта сердца – надежда на Бога, а теснота – попечение о теле». «Благодать духа одна и неизменна, но действует в каждом, как хочет. Как дождь, оросив землю, дает растениям свойственное им качество, - сладость сладким, горечь горьким, так благодать, глубоко проникая в сердца верных, дарует приличные добродетелям действия»…
Прп. Исихий Вифинский, постник (ок. 790). Подвизался в Вифинии, недалеко от Прусы, и прославился чистотою, смирением и чудотворениями. Мирно представился около 790 года. За 30 дней до кончины он был извещен свыше о своем отходе в обители Отца Небесного. В царствовании Константина и Ирины мощи св. Исихия были перенесены в Амасию епископом Феофилактом (в 800 г.).
Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Нетленные мощи свв. ярославских князей были обретены в 1463 г. Началось с того, что прозрели две слепые женщины. Затем последовали другие чудеса. Но духовенство города Ростова, к кафедре которого принадлежал Ярославль, сомневались в святости ярославских князей. Перед самой их гробницей был поражен расслаблением ростовский протопоп Константин и долго не мог прийти в себя. Также был наказан и ростовский епископ, который, получив исцеление, всю остальную жизнь свою провел в затворе в Спасо-Преображенском монастыре, оплакивая свое согрешение. Между тем чудеса продолжались. Самым замечательным из них было исцеление пятнадцатилетнего князя дорогобужского Романа, родившегося немым.
Память их празднуется 19 сентября в день представления св. блгв. кн. Феодора (см. описание жития), 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.
Прмч. Адриан Пошехонский, Ярославский (1550). Игумен, священномученик, ученик св. Корнилия (память 19 мая), основателя Комельского монастыря, в котором Адриан начал свой монашеский подвиг. После смерти своего наставника прмч. Адриан встретил некоего старца, побудившего его искать уединения в пустынном месте, предсказывая ему создание новой обители. Получив благословение игумена, Адриан со своим учеником Леонидом, ведомые старцем, удалились в глухие места Пошехонии, на север Ярославской земли. Здесь они были оставлены своим провожатым. Желая воздвигнуть церковь, св. Адриан совершил путешествие в Москву. Свт. Макарий, митрополит Московский, благословил создание нового монастыря, посвятив прмч. Адриана в священники и возведя его в чин игумена. Вернувшись в Пошехонье, Адриан и Леонид с радостью принялись за постройку храма, и вскоре здесь возник монастырь. Многие из жителей близлежащих деревень радовались появлению обители. Но оказались среди них и такие, кому враг рода человеческого – сатана – внушил разорить и ограбить монастырь. Явившись ночью с вооруженной толпой, они стали избивать монахов, требуя от них денег. Не обретя желаемого, они убили игумена Адриана, предав его сначала жестокой пытке. Убиты были и несколько монахов. Забрав то немногое, что нашли грабители в монастыре, они унесли и тело св. Адриана, бросив его затем на дороге. Слух о разбое вскоре дошел до царских властей, которые произвели следствие и наказали преступников. Но никто не мог найти тела прмч. Адриана. Прошли годы, и только в 1625 году были обретены мощи св. Адриана, погребенные крестьянами.
Память его празднуется 5 марта в день мученической гибели, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 19 ноября в день обретения мощей.
Мч. Иоанн Болгарин (1784). Родом св. Иоанн был из Болгарии. Ему пришлось нести на своей совести тягчайший из грехов – отступничество от веры Христовой. Турки своими происками обратили Иоанна в магометанство. У магометан, между прочим, есть такое поверье: обращенный в магометанство христианин по смерти будет в раю, но, как изменник своей веры, он будет обращен в огненный столп, чтобы всякому турку в раю легко было закуривать свою трубку. С таким-то поверьем туркам удалось завлечь Иоанна в исламизм. Потом Иоанн стал горько оплакивать свой грех отречения и, чтобы замолить его, пошел на Афон, в лавру св. Анастасия. Три года он денно и нощно проливал слезы раскаяния, но совести своей не успокоил. Тогда он бежал с Афона и, переодевшись турком, пришел в Константинополь, где зашел в мечеть Софии. Здесь он стал истово креститься и молиться по-христиански. Турки подбежали к нему и на вопрос, что он делает, святой ответил, что молится Христу. Фанатики приказывали ему сначала замолчать, затем убеждали оставить снова христианскую веру, но Иоанн твердо держался своей веры и повторял, что без Иисуса Христа нет спасения. Турки вывели его во двор мечети и отрубили ему голову. Произошло это на 19-м году жизни Иоанна.
Прп. Георгий.
Мч. Евлогий Палестинский. Был сыном языческих родителей. После их кончины он, раздав имение нищим, проповедовал Христа, за что правитель повелел после истязаний обезглавить его.
Мч. Евлампий. Родом из Палестины. За имя Христово скончался после мук от меча.
Мц. Ираида и мчч. Архелай, Кирилл, Фотий и иные 150 из ее дружины. Скончались от меча после различных истязаний.
Икона Божией Матери, именуемая «Воспитание». Эта икона – список с древнего византийского образа, который получил название «Воспитание» в России, так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании и обучении детей. Сведения о ней немногочисленны. На ней Богоматерь изображена с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на левой Ее руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. Оригинал иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, до революции находился в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян. Сейчас в возрожденном Казанском храме есть копия чтимой иконы. До наших дней дошла краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству». Широко известен акафист ей. В московском поселке Некрасовка недавно построен храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание». В нем чтится современный список этого образа. Новопостроенная часовня в честь иконы Божией Матери «Воспитание» есть в селе Ново-Харитоново Раменского района Московской области.