21 марта /3 апреля
Прп. Иакова, исп., еп. (VIII-IX). Сщмч. Владимира пресвитера (1931). Прп. Серафима Вырицкого (1949).
Свт. Кирилла, еп. Катанский (I-II). Свт. Фомы, патриарха Константинопольского (610).
Прп. Иаков Катанский (Сицилийский), еп., исп. (VIII-IX). Преподобный Иаков с юных лет стремился к подвижничеству. Он удалился в знаменитый Студийский монастырь, где принял монашество и вел суровую молитвенную жизнь. Благочестивый инок и замечательный знаток Священного Писания, святой Иаков стал епископом на Сицилии. Во времена царствования императора-иконоборца Константина V Компронима святого неоднократно побуждали отречься от почитания святых икон. Его томили в темнице, морили голодом, истязали, но он мужественно переносил страдания. Скончался святой исповедник в изгнании. Память его также 24 марта.
Сщмч. Владимир (Введенский) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Владимир родился в 1869 году в городе Шуе Владимирской губернии в семье псаломщика Феодора Введенского. В 1889 году он окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 года Владимир Федорович был рукоположен во священника к Рождественской церкви в селе Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии, в которой он прослужил всю жизнь; в 1920-х годах он был в ней настоятелем. В первый раз отец Владимир был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но вскоре освобожден.
В начале 1930 года власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, и поскольку ни прихожане, ни священники не собирались отказываться от богослужений, то прекратить их можно было, лишь арестовав священников. 4 февраля были допрошены лжесвидетели, которые показали, что священник Владимир Введенский ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти.
В тот же день отец Владимир был задержан, все его имущество переписано. 5 февраля 1930 года власти допросили священника. Предъявляемые ему обвинения он отрицал. 6 февраля 1930 года власти перевели отца Владимира в тюрьму в город Шую. Тогда же, в селе Лежнево, после предварительных допросов, были арестованы священники, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц.
11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела антисоветскую агитацию и пропаганду, направленную на возбуждение крестьян и рабочих против советской власти.
15 февраля Тройка ОГПУ приговорила отца Владимира к трем годам заключения в концлагере. 30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья.
Оставшиеся дома жена священника София Николаевна, дочери Мария, Анна, Вера и сын Василий, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию.
5 марта 1931 года об отце Владимире администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика, в которой он характеризовался как антисоветски настроенный. 13 марта при амбулаторном обследовании отцу Владимиру был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в отделении поселка Анзер на командировке «Голгофа» в 4-м лагере. 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и был погребен 5 апреля на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.
Прп. Серафим Вырицкий (1949). Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Отец его рано скончался, и мальчик Василий остался один с больной матерью. Он отправился на заработки в столицу, где с помощью одного доброго человека из сельчан устроился в купеческую лавку. Однако в душе его жила заветная мечта – уйти в монастырь. Отправившись в Александро-Невскую лавру, он получил благословение лаврского схимника пока что оставаться в миру, создать семью, воспитать детей, после чего уже оставшуюся жизнь – вместе с супругой – посвятить монашеской жизни. Василий смиренно подчинился.
Будучи очень способным, во время работы в лавке купца он сам выучился грамоте; его поставили старшим приказчиком уже к 17-летнему возрасту.
Будущая супруга Василия, как и он, происходила из крестьянской семьи, как он мечтала о монашестве, но также до поры не получила благословения.
После женитьбы Василий Николаевич стал торговать пушниной, да так успешно, что стал миллионером, но никогда не забывал творить добро, помогать нуждающимся. В семье Муравьевых родились сын Николай и дочь Ольга. После смерти дочери супруги по обоюдному согласию жили как брат с сестрой. В 1903 г. они побывали на торжествах прославления Серафима Саровского и привезли несколько икон преподобного, одна из которых хранилась в келье старца до последних дней его жизни. Вскоре Василий Николаевич раздал большую часть своего состояния по церквам и монастырям.
В 1920 году он был прият в братство Александро-Невской лавры и в том же году пострижен с именем Варнава. Тогда же приняла постриг в Иверском женском монастыре и его супруга. Вскоре отца Варнаву рукоположили во иеродиакона и дали послушание заведовать кладбищенской конторой. В следующем году, в день Усекновения главы
Иоанна Предтечи, он был посвящен в сан иеромонаха и нёс послушание свещника. В 1927 г. принял схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Перед схимой 40 дней он не вкушал пищи.
Старец часто служил в Покровском приделе лаврской церкви, исповедовал и причащал народ. Когда пришедших к нему бывало особенно много или старец заболевал, подавали записки через келейников и получали ответы.
Старец уже обладал даром прозорливости. Он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому), что тот станет Патриархом Всея Руси, что в России будет страшная война (Отечественная) и что после нее народ станет приходить к Богу и начнут открывать храмы. Многое было открыто старцу, а его духовные подвиги были ведомы только Богу единому. Многих он исцелял не только духовно, но и телесно – Божью благодатью.
Тем временем тучи сгущались над лаврой. В одну из ночей большинство лаврских монахов были арестованы и отправлены в ссылки и лагеря, многие приняли мученическую кончину.
В 1933 г. старец поселился в Вырице. Он уже находился в крайне больном, немощном состоянии, и только потому власти не воспрепятствовали ему. Здесь у старца Серафима в полной мере раскрылся дар прозорливости, дар вдохновенной молитвы, дар чудотворений. С Вырицкой деревянной церковью иконы Божией Матери «Казанской» связана и его судьба, и многих близких ему людей. Здесь он жил под покровом Царицы Небесной, здесь окормлял духовных чад. С находящимися в тюрьмах, ссылках и лагерях вел переписку, посылал продукты и деньги. Неоднократно в келье старца проводились обыски.
Когда началась война, старец уверенно говорил жителям, что не следует уезжать, что Вырица сохранится и ни один человек не погибнет. Так и вышло. В это время о. Серафим особенно пламенно молился о спасении душ людских. Во время войны старец Серафим принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне пред иконой Серафима Саровского и молился, подражая своему небесному покровителю. Ему шел уже 76-й год. К месту молитвы его вели под руки, а иногда и просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а старец вставал своими больными коленками на камень и простирал руки к небу…
После войны на Майском проспекте о. Серафим принимал огромное количество людей. Он теперь редко вставал с постели, но поток приходящих к нему людей не уменьшался. К нему шли и ленинградцы, пережившие ужасы блокады. Особенно много людей спрашивали о судьбе пропавших без вести родных. Старец отвечал, прозревая судьбу исчезнувших: «Молись как за живого» или «Молись об упокоении».
Незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал, не просыпаясь, 12 суток подряд. Когда батюшка проснулся, то сказал своей келейнице, матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от православия». Перед кончиной о. Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица. Это было ночью. Старец знал, Кто его навестит, и сказал женщинам, ухаживающим за ним: «Зажгите все лампады».
Три дня к гробу шел поток людей. Отпевали отца Серафима накануне праздника Благовещения. Похоронен угодник Божий в Вырице, на маленьком кладбище рядом с Казанским храмом.
Свт. Кирилл, еп. Катанский (Сицилийский) (I-II). Родился в Антиохии (Сирия) и являлся учеником св. ап. Петра, который поставил его епископом города Катаны, в Сицилии.
Мудро управляя паствой, святитель Кирилл отличался благочестием и удостоился от Господа дара чудотворения: по его молитве горькая вода в одном из источников превратилась в питьевую, потеряв горечь. Это чудо, совершенное угодником Божиим, обратило к истинной вере многих язычников.
Свт. Кирилл скончался в глубокой старости на рубеже I и II веков и был погребен на Сицилии.
Свт. Фома, патриарх Константинопольский (610). Сначала был диаконом, потом сакелларием Великой церкви при св. Иоанне Постнике. По смерти Иоанна и Кириака патриаршествовал с 22 января 607 года по 20 марта 610 года, когда и скончался. При нем было дивное знамение в стране Галатийской. Там в некоторых городах во время крестного хода и литии носили большие кресты, которые сами собою, с неудержимой силой, стали колебаться, ударялись друг о друга и разбивались. Когда слух об этом чуде прошел повсюду, Цареградский патриарх Фома позвал к себе из той страны святого старца Феодора Сикеота (память его 22 апреля и 15 июня), мужа прозорливого и чудотворца. Когда свт. Фома спросил его о том, что означает знамение колеблющихся и сокрушающихся крестов. Сикеот, после долгих отказов, разъяснил, что кресты бились и ломались в знамение многих бед и разорений, грядущих на церковь Христову. И действительно, на православие поднялось гонение со стороны нечестивых еретиков. Чтобы не видеть поругания христианского православия, свт. Фома испросил себе у Бога блаженную кончину раньше наступления этого страшного времени. Он пас церковь Христову три года и два месяца.
Прп. Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской (1384). Память его празднуется также 15 мая (см. о нем в этот день) в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим (†348), 21 и 23 марта в день представления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.
Прп. Анания.
Мчч. Филимон и Домнина. Родом были римляне. За имя Христово скончались от меча.