Краткие жития святых, православные праздники и события

6/19 марта

 

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою в Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

 

42 мученика в Амморее Мчч. 42 во Амморее: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Мелиссен, Каллист, Васой и прочие с ними (ок. 845). Все они были греческими воинами, взятыми в плен сарацинами в городе Амории, во Фригии, при императоре Феофиле, в 838 г.

По взятии города все они были избиты и отправлены в Багдад (в Сирии), где после семилетнего заточения и убеждения принять магометанство, были обезглавлены по приказанию правителя сирийского Амирмумна. Тела их были брошены в р. Евфрат.

Прп. Иов, в схиме Иисус, Анзерский (1720). В миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и в постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых – подкреплял, заблудших – мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.

Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезнее бедствующим.

Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги.

С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворений через доверенных лиц. В 1701 году, по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился в безмолвие в своей келье. Узнав, что прп. Иов был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. – для большего безмолвия – в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем.

В 1710 году старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит.

Престарелый устроитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, Сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Господь открыл ему время его кончины.

Представился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день – в Неделю Православия – утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом, и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь.

 

Прмчч. Конон и сын его Конон Иконийские (270-275). Св. Конон отец был из Иконии. Потеряв жену, он весь ушел в воспитание своего единственного сына. Когда последнему минуло семь лет, сын и отец решили оставить мир и ушли в соседнюю обитель. Став иноком, Конон всего себя посвятил на миссионерскую деятельность распространения христианства среди язычников. Такая деятельность Конона возбудила ярость областного начальника Домитиана, узнавшего о влиянии Конона на народ. Прибыв в Иконию, он допросил Конона. После решительного отказа со стороны Конона принести жертвы идолам Домитиан приказал подвергнуть его тягчайшим испытаниям. Он, узнав, что у Конона есть сын, бывший в то время уже семнадцатилетним юношей, решил склонить к идолопоклонству хоть эту юную душу, но сын оказался достойным своего отца и решительно отказался исполнить требование мучителя. Тогда последний приказал отсечь головы исповедникам.

Произошло это в царствование Аврелиана, в 275 году. Город Ацера в Италии владеет мощами этих мучеников, которые были перенесены сюда неизвестно когда.

Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою в Иерусалиме (326). В IV веке по Рождестве Христовом христианская вера, ранее гонимая императорами, по повелению святого равноапостольного царя Константина Великого стала государственной религией Римской империи. Незадолго до смерти император Константин Великий принял крещение. По просьбе сына его мать – Елена отправилась в Иерусалим. Целью ее путешествия было исполнение ее заветного желания – обрести величайшую святыню христианства, Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель. Так как крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, Крест Господень, вместе с крестами двух страдавших вместе с Ним разбойников вслед за совершением казни был зарыт в землю.

После долгих поисков св. Елене удалось узнать место нахождения крестов. Там были найдены три креста, внешне совершенно не отличимые друг от друга. Истинный Крест Господень удалось определить по тому, что от величайшей святыни сразу же стали происходить чудотворения. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия. Когда кресты стали поочередно возлагать на умершего, то, при возложении Креста Господня, мертвец ожил. 

По велению царицы Елены, на Голгофе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября). Она также много сделала для восстановления поруганных христианских святынь, за что Св. Церковь почтила ее наименованием «равноапостольная».

Память свв. равноап. Константину и Елене отмечается 21 мая.

Память св. Елене празднуется также в среду Светлой седмицы вместе с Собором Синайских преподобных.

Прп. Аркадий Кипрский и ученики его мчч. Иулиан и Еввул (ок. 361). Св. Аркадий от юности был иноком, жил в царствование Константина Великого и представился мирно. Он был наставником святых Иулиана врача и Еввула, мученически скончавшихся в царствование Юлиана около 361 года, и похоронил их останки.

Прмч. Максим. Скончался, побитый камнями.

Мч. Евфросин. Умер в кипящей смоле.

Св. Анфим.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери Ченстоховская Ченстоховская (I). Предание говорит, что эта икона написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме еще при земной жизни Пресвятой Богородицы на доске от кипарисового стола, который Иисус Христос помогал делать св. Иосифу. Здесь она и находилась она первые три века. Св. царица Елена, обретшая крест Христов, 6 марта 326 года получила от верующих в дар сию икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была святая икона в Россию вел. кн. Львом, основателем г. Львова, и поставлена в Бельзком замке, где прославилась чудесами. Так, когда татары, вторгшись в Россию, осадили замок Бельз, икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, и из язвины истекла кровь, что остается видимым и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка. После этого чуда Владислав, кн. Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ г. Ченстохова. Он соорудил там монастырь и в 1352 году, перенеся туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена. Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и эту икону, но невидимая сила удержала ее: лошади с иконой не могли стронуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Саккену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Петербурге, в Казанском соборе.

После революции почти все списки иконы были утрачены. Чудотворная икона Ченстоховской Божией Матери сейчас по-прежнему находится в католическом монастыре ясна Гура близ г. Ченстохова, в 217-ти верстах от Варшавы, почитается как православными, так и католиками, и считается главной святыней римско-католической церкви Польши. Ежегодно поклониться святыне прибывают сотни тысяч паломников со всего света.  

Икона Божией Матери Шестоковская Шестоковская (XVIII). По сохранившемуся преданию, Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери в очень давнее время явилась в 1770 г. в Москве, в доме некоего Н.Д. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме в печной трубе находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним, но никто не обращал внимания на ее слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы сверток холста. Когда развернули сверток, то все пришли в благоговейный ужас: перед глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на правой руке у Нее был ожог – ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божией осталась невредимой. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием ее Шестоковскою, потому что она явилась на шестке. Неизвестно когда икона была перенесена в с. Шелтомежь Кашинского уезда Тверской губернии. По древним актам видно, что владелец этого села, секунд-майор Скрипицын, просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословения устроить здесь каменный храм, вместо деревянного, построенного еще в 1686 г. Также известно, что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками.

В 1851 г. святыня была передана в собственность церкви села Шелтомеж Тверской губернии, отчего она и получила свое второе название. Прославленный многими чудесами древний образ с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии для исцеления больных и одержимых бесом. В 1887 г. в селе Шелтомеж была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель, имевшая подворье в Санкт-Перербурге с храмом в честь чудотворной Шестоковской иконы, который в 1905 г. освятил св. праведный Иоанн Кронштадтский. Икону поместили в величественный Вознесенский собор обители (в настоящее время сохранились лишь его небольшие фрагменты). В стенах обители находились училище для детей окрестных деревень и богадельня для престарелых. На празднование образа стекалось множество народа из окрестных деревень и сел. Чествование Шестоковской иконы Божией Матери постепенно превратилось из местного почитания в общецерковное.

Ныне монастырь разрушен, чудотворная икона утрачена, но имеются ее списки. Церковь Шестоковской иконы в Петербурге в 1932 г. была закрыта и полуразрушена, в 1993 г. в храме открыт Грузинский приход, на средства которого он восстановлен.

Икона Божией Матери ''Благодатное Небо'' «Благодатное Небо» (XVIII). Этот образ находился ранее в Смоленске, перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой вел. кн. Василия Димитриевича (1389–1425). На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее – Богомладенец. Некоторые этот образ Богоматери называют «Что Тя наречем».

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz