28 марта /10 апреля
Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Св. Николая исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия пресвитера (1938); мч. Иоанна (1939).
Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Иона и Варахисий и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).
Прп. Иларион Новый, игумен Пеликитский (ок. 754). С юных лет был монахом. Свою подвижническую жизнь проводил в обете затворничества. В царствование Константина Копронина Иларион страдал за иконопочитание. Обитель Пеликитская находилась близ Бруссы, города Вифинского в Малой Азии.
Прп. Стефан чудотворец, исп., игумен Триглийский (ок. 815). Св. Стефан еще юношей, из любви к иноческой жизни, поселился в Триглийском монастыре (недалеко от Константинополя). Его строгая подвижническая жизнь и другие добродетели делали его примером для всей братии монастыря и послужили, наконец, к тому, что братия единодушно избрала его своим настоятелем. Вскоре после этого со стороны императора Льва Армянина (813-820) последовало гонение на святые иконы и их почитателей. Стефан, как ревностный защитник иконопочитания, представлен был на суд к императору. Лев стал убеждать его отказаться от поклонения св. иконам. Преподобный же не только не соглашался на это, но еще обличил царя в нечестии. За это после продолжительных мучений св. Стефан сослан был в заточение, где и скончался от тяжких страданий.
Св. Николай (Постников) исп., пресвитер (1931): Новомуч. Священноисповедник Николай (Николай Яковлевич Постников) родился в 1857 г. в городе Касимове Рязанской губернии. В 1878 г. он окончил Духовную семинарию и по предложению директора народных училищ стал работать учителем истории и географии в Касимовском уездном училище. В том же году Николай Постников был определен директором Курловского одноклассного образцового училища в Касимовском уезде и преподавателем Закона Божия.
В 1883 г. он был рукоположен во священника к Воскресенскому храму в селе Любичи Рязанской губернии и назначен законоучителем Ларинского приходского училища. В 1885 г. за усердную законоучительную деятельность отцу Николаю была объявлена благодарность от епископа Рязанского Феоктиста. В том же году он был назначен председателем церковноприходского попечительства при Воскресенской церкви села Любичи.
С 1889 по 1902 год отец Николай состоял окружным миссионером в борьбе с расколом, а с 1883 по 1906 год – членом благочиннеческого совета. В 1901 г. священник Николай Постников был удостоен награждения наперсным крестом, а в последствии возведен в протоиереи. В 1912 г. по благословению епископа Рязанского и Зарайского Димитрия в память 30-летней годовщины Любического попечительства священнику Николаю Постникову от прихожан в знак признательности за труды по попечительству и пастырскому служению был преподнесен золотой крест.
По избранию прихожан и с согласия отца Николая архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский) поручил ему в декабре 1929 года окормлять прихожан Иоанно-Богословского храма в селе Тимошкино. Здесь отец Николай прослужил до конца января 1930 г., при этом, продолжая служить и в селе Любичи.
В день праздника Крещения Господня 19 января 1930 г. следователь Коломенского ОГПУ вызвал на допрос члена церковного совета Воскресенской церкви села Любичи Лазутина, который об отце Николае сказал: «В беседе с Николаем Постниковым я неоднократно слышал от него, что советской властью религия гонима, налог большой на церковь и духовенство введен с той целью, чтобы храмы закрыть, а духовенство задушить… колхозы кроме разорения и закабаления крестьянских хозяйств ничего не дадут…»
28 января 1930 г. ОГПУ арестовало отца Николая. Его заключили в Коломенскую тюрьму и в тот же день допросили. Отвечая на вопросы следователя, священник ответил: «Были случаи, я в беседе с гражданами говорил, что жить теперь тяжело, налоги большие, прежде всем лучше жилось. На религию идет гонение, а остального против совхоза и колхоза ничего не говорил».
В тот же день отцу Николаю объявили об окончании следствия. 23 февраля 1930 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Николая Постникова в высылке в Северный край сроком на три года.
Отбывать наказание отец Николай был отправлен в город Архангельск. Протоиерей Николай Постников скончался в Соломбальской больнице города Архангельска 10 апреля 1931 г. и погребен в неизвестной могиле.
Сщмч. Василий (Малинин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился 30 декабря 1877 г. в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. Со временем о. Василий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.
1 декабря 1936 г. сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, написал донос о посещении школьниками, в том числе пионерами, церкви и о влиянии на детей священника Малинина, который учит их православной вере и тем разлагает как пионеров.
18 октября 1937 г. протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в Ярославле и в тот же день допрошен.
Выяснив, что о. Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь обвинил его в принадлежности к церковно-монархической организации города Переславля.
Свою виновность в этом священник не признал. Также он отказался подтвердить вовлечение им в церковь детей рабочих, пионеров с последующей их антисоветской обработкой.
19 октября 1937 г. следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 г. он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 г. в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.
Мч. Иоанн (Чернов) (1939): Новомуч. Мученик Иоанн родился в 1880 г. в селе Алексеевка Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова.
Начавшиеся после прихода к власти безбожников гонения на Русскую Православную Церковь не только не изменили отношения Ивана Алексеевича к гонимой Матери Церкви, но еще более укрепили его в ревности исповедания православной веры; при Петровской церкви он исполнял должность псаломщика. Власти, не добившись того, чтобы он прекратил посещать храм Божий, уволили его с Наро-Фоминской фабрики, где он одно время работал. Дочь Ивана Алексеевича избрала монашеское житие, за что стала подвергаться гонениям и арестам.
В 1937 г. должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР – высший законодательный орган власти в стране. Иван Алексеевич, не имея возможности встретиться с кандидатом от Наро-Фоминского округа, в состав которого входила деревня Алексеевка, опустил в урну для голосования вместе с бюллетенем письмо, адресованное этому кандидату. В письме он, ссылаясь на положение сталинской конституции о свободе волеизъявления граждан, просил от имени стариков и старушек содействия, чтобы им под руководством избранного кандидата проводить тихую, мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу. Оканчивалось письмо так: «Дорогой друг! Всякая власть от Бога. Глас народа – глас Божий… Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим в Бога и неверующим. Будь ко всем равным».
Письмо не было подписано, и арестовали Ивана Алексеевича не сразу. Зимой 1938 г. верующие выбрали его ходатайствовать за открытие храма в селе Котово. Было составлено прошение властям, в котором излагалось ими желание быть прихожанами церкви Введения Пресвятой Богородицы села Котово и иметь священника.
Эта просьба была оставлена властями без внимания. При встречах с односельчанами Иван Алексеевич не стеснялся говорить о вере, напоминал людям о Боге и Его Церкви, о вечности и Божием Суде. Безбожные власти решили арестовать Ивана Алексеевича и начали вызывать на допросы односельчан.
Некоторые из них показали, что слышали, как Чернов проводил среди колхозников агитацию, говорил, чтобы они не ходили на выборы, что нужно открыть церковь, что советская власть им не нужна.
Подобные показания дал и псаломщик Иван Протасов, являвшийся штатным свидетелем и подписывавший любые показания, которые требовал следователь.
28 июня 1938 г. Иван Алексеевич был арестован. Он содержался сначала в тюрьме в Наро-Фоминске, а затем был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. Во время допроса его спросили, писал ли он письмо кандидату в депутаты Петрову и куда он его дел. Иван Алексеевич подтвердил, что писал письмо религиозного характера и опустил его в урну для голосования.
Следователь провел три очные ставки со свидетелями, в том числе и с псаломщиком Протасовым, но Иван Алексеевич твердо отвечал: «Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь».
19 сентября 1938 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана Алексеевича к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать на Беломорско-Балтийский канал, куда прибыл с этапом 8 ноября 1938 г. Иван Алексеевич Чернов умер в одном из Беломорско-Балтийских лагерей 10 апреля 1939 г. и был погребен в безвестной могиле.
Мчч. Иона и Варахисий и с ними Занифа (Занифан), Лазарь, Маруф (Маруфан), Нарса (Нарсин), Илия, Маар (Марин), Авив, Сивеиф (Сивефин) и Савва Персидские (ок. 330). Иона и Варахисий были между собою братьями и жили в селении Ясы в Персии при царе Сапоре (310 - 331), жестоком гонителе христиан. Узнав, что в городе Варавохе истязают христиан, они направились туда, нашли в темнице мучеников Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивефина и Савву и убеждали их твердо держаться христианской веры до конца. Святые братья были схвачены и приведены на суд к персидским князьям Масдрафу, Сирофу и Мармисию, которые стали принуждать их поклониться солнцу, огню и воде. Святые мученики твердо исповедали перед ними свою веру во Христа и отказались выполнить требование язычников, за что были подвергнуты жесточайшим истязаниям.
Первым пострадал святой Иона. Мученика привязали к дереву и долго избивали, потом волочили по льду замерзшего озера, отрезали пальцы на руках и ногах, отрезали язык, содрали кожу с головы, наконец, перепилили пополам и бросили тело в ров.
Святому мученику Варахисию на руки надели раскаленные оковы, лили расплавленное олово в нос, уши и рот, терзали, привязав к вертевшемуся колесу. Святой мученик предал дух свой Богу после того, как в рот ему влили кипящую смолу. Тела святых мучеников Ионы, Варахисия и других замученных страстотерпцев были погребены благочестивым христианином по имени Авдисот.
Мч. Енравот-Боян, кн. Болгарский (ок. 830). Был внуком Грубоша и сыном Обритога (Крутогона). За исповедание Христа он был обезглавлен, по приказанию брата своего Миломира.
Прмч. Евстратий Печерский (1097). В 1097 году половцы разгромили Киев и Печерский монастырь. Св. Евстратий, инок этого монастыря, был в числе уведенных ими пленников. В числе других они продали его в рабство одному еврею в г. Корсунь (Херсонес Таврический). За отказ их отречься от Христа еврей этот в течение 10 дней уморил всех в цепях голодом. Выжил только один Евстратий, привыкший к посту с юности. Но через 2 недели, в день Святой Пасхи, еврей распял его на кресте, и св. преподобномученик благодарил Бога за то, что Он сподобил его принять те же самые страдания, которые претерпел Он Сам. Но мучителя он предупредил, что его постигнет гнев Божий. Вне себя от ярости еврей пронзил св. Евстратия копьем. Тогда все увидели огненную колесницу и огненных коней, уносивших ликующую душу святого на небо, и услышали с неба глас: «Вот доблестный гражданин Града Небесного!» Тело его было брошено в море, но его вскоре нашли мокрым в одной пещере Печерского монастыря и там же погребли. А затем открылось, что правитель той страны, крещеный еврей, – тайный иудей и позволяет иметь рабов христиан, что было запрещено по закону. Он был казнен, и с ним погибло множество иудеев, а хозяин св. преподобномученика Евстратия был повешен на дереве.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских.
Прп. Иларион Псковоезерский, Гдовский (1476). Был учеником прп. Евфросина Псковского (память его 15 мая). Он основал в Гдовском уезде Псково-Озерскую обитель, ставшую впоследствии приходской церковью. Был настоятелем этой обители и много боролся с пограничными жителями – немцами, шведами и эстонцами, защищая православную веру. Скончался он 26 марта 1476 г., святые мощи его покоятся под спудом в церкви упраздненного его монастыря.
Память его празднуется 28 марта в день представления, 21 октября в день тезоименитства с прп. Илларионом Великим († ок. 372) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Свт. Иоанн, еп. Манглисский (1751).
Свт. Василий.
Св. Спиридон.