Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 марта

 

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимский (644). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Прп. Патрикия исп. (1933); св. Василия исп., пресвитера (1937).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813).

 

Святитель Софроний Иерусалимский Свт. Софроний, патриарх Иерусалимский (644). Родом был из Дамаска и отличался образованностью. Подвижническую жизнь проводил сначала под руководством Иоанна Мосха, а потом вместе с ним был у Фиваидских отшельников. В Александрии Софроний заболел глазами и так сильно, что врачи предрекали ему слепоту, но Софроний обратился с молитвой к свв. Киру и Иоанну (память их 31 янв.) и получил исцеление. За это благодарный Софроний изобразил жизнь и подвиги этих мучеников и описал их 70 чудес. В Риме, куда Софроний путешествовал с Мосхом, последний скончался в 620 году, и св. Софроний перенес останки его на Синай в обитель Феодосия. По смерти Модеста Софроний за благочестие избран был патриархом Иерусалимским и управлял церковью 10 лет, защищая православие против еретиков монофизитов.

За время своего патриаршества он написал житие св. Марии Египетской, составил значительную часть древней Триоди, чин великих часов на Рождество Христово, окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого на навечерие Богоявления, ввел в Богослужение много новых песней, пересмотрел и переделал устав св. Саввы Освященного. Скончался около 638 г.

Святитель Евфимий Новгородский Свт. Евфимий, архиеп. Новгородский, чудотворец (1458). Свт. Евфимий, в миру Иоанн, родился в семье священника. В 1411 г., в возрасте 15 лет, он ушел из дома и присоединился к четырем инокам, подвизавшимися в местечке Вяжище, в одиннадцати верстах от Новгорода. Там он был пострижен.

Вскоре добродетельная жизнь Евфимия стала известна архиепископу Новгородскому Симеону, который пожелал видеть юношу при себе и назначил его архиерейским экономом. Противясь этому, он удалился в близлежащий Николаевский Вяжищский монастырь, но, считая своим непременным долгом повиноваться своему священноначалию, должен был принять новгородское святительство, став в 1429 г. – по воле Божией – архиепископом Новгородским. Несмотря на обилие дел, святитель неукоснительно выполнял иноческое правило: то, что он не успевал делать днем, довершал глубокой ночью. Невозможно перечислить множество храмов, построенных его тщанием и благоукрашенных по его воле. Велика роль святителя и в примирении честолюбивого Новгорода с другими русскими землями, и с Москвой, в частности. Немало чудес совершилось над гробом чудотворца и впоследствии, о чем столь сугубо в богослужении, ему посвященном, призывает нас вспомнить Святая Церковь.

Память его отмечается также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

 

Прп. Патрикий (Петров) исп. (1933): Новомуч. Преподобноисповедник Патрикий родился 5 марта 1877 г. в деревне Дьяконово Архангельской волости Кологривского уезда Костромской губернии в семье крестьянина Петра Петрова и в крещении был наречен Павлом. В 1899 г. он окончил ротную школу в Шадропольском полку. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, Павел 25 сентября 1904 г. поступил в Валаамский монастырь и 2 июня 1910 г. был принят послушником. 25 июня 1915 г. он был пострижен в монашество и наречен Патрикием. В монастыре он проходил послушание плотника. С 1917 г. монах Патрикий подвизался при монастырской часовне на Васильевском острове в Петрограде; он был рукоположен во иеромонаха.

С 1929 г. советская власть усилила гонения на Русскую Православную Церковь и принялась за повсеместное уничтожение монастырей.

Среди других 18 февраля 1932 г. был арестован и иеромонах Патрикий. Допрошенный следователем 11 марта, о. Патрикий сказал, что он занимается воспитанием своих прихожан в послушании Православной Церкви. Несмотря на все мероприятия безбожников, верующих и сейчас очень много, храм посещает около двухсот человек. В общежитие-монастыре их было пять человек монахов, жили все в одном доме, была общая кухня, где собирались вместе обедать и толковали о неизбежном падении советской власти в скором времени. Но кто этот разговор начинал он не помнит.

22 марта 1932 г. Коллегия ОГПУ приговорила иеромонаха Патрикия к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Курданский район Алма-Атинской области. Иеромонах Патрикий (Петров) скончался в ссылке 24 марта 1933 г. и был погребен в безвестной могиле.

Св. Василий (Малахов) исп., пресвитер (1937): Новомуч. Священноисповедник Василий родился 30 января 1873 г. в деревне Дуброво Тиостянской волости Городокского уезда Витебской губернии в семье белорусского крестьянина Иакова Малахова. По окончании Витебского духовного училища Василий поступил в Витебскую Духовную семинарию, которую окончил в 1894 г.

В 1898 г. Василий окончил Московскую Духовную академию. В 1899 г. Василий Яковлевич был назначен преподавателем по кафедре сравнительного богословия и истории и обличения русского раскола в Волынскую Духовную семинарию. В семинарии Василий Яковлевич, как широко просвещенный и глубоко верующий человек, пользовался большим уважением. В 1903 г. он исполнял обязанности инспектора семинарии. В 1906 г. он был перемещен на кафедру общей и русской истории.

В 1919 г. семинария была закрыта пришедшими к власти большевиками, и Василий Яковлевич был приглашен в качестве преподавателя в Житомирское училище пастырства, но в ноябре 1922 г. оно также было закрыто. В это время властью было создано обновленчество, которое энергично принялось захватывать православные храмы, и Василий Яковлевич стал его активным противником; ему часто приходилось выступать с докладами на епархиальных собраниях и вступать в переписку по вопросу истории и происхождения обновленчества, как и других раскольнических учений – самосвятства, баптизма, адвентизма и тому подобных.

Мечтая о принятии сана и церковном служении у себя на родине, Василий Яковлевич в мае 1923 г. выехал в деревню Дуброво, но здесь выяснилось, что все священнические вакансии в ближайших приходах заняты, и он вернулся в Житомир. 4 августа 1924 г. он был рукоположен во священника к Иаковлевской церкви в Житомире и вскоре возведен в сан протоиерея.

В 1926 г. стало известно, что священник приходского храма в селе Тиосто, в двух верстах от деревни Дубово, отказался от служения Церкви, и о. Василий в ноябре 1926 г. вернулся на родину и по избранию прихожан был назначен настоятелем этого храма. Жил он вместе с супругой Марией и престарелым отцом в деревне Дуброво, а служил в Тиосто, но поскольку селения были разделены озером, вечерни о. Василий служил дома, и на эти службы приходил, кто хотел и имел возможность, а утрени и литургии – в храме.

 В июле 1927 г. помощник лесничего Степановического лесничества направил донос начальнику 10-го районного отделения милиции о том, что якобы слышал, как священник высказывал бывшим у него дома прихожанам об ограблении большевиками народа. Этот донос тогда сразу же был передан начальникам окружного отделения милиции и ОГПУ и сопровожден просьбой, принять соответствующие меры против священника. 22 июля последовало распоряжение начальника окружного отделения милиции «…заняться этим типом и как следует разобраться».

После этого сотрудники ОГПУ стали допрашивать местных жителей, добиваясь от них нужных им показаний, и 13 декабря 1927 г. о. Василий было арестован сотрудниками ОГПУ. Одновременно с ним, во исполнение общего плана по уничтожению Церкви, были арестованы и заключены в витебскую тюрьму благочинный, священник и церковный староста одного из ближайших приходов. Спустя несколько дней, староста храма, посовещавшись с прихожанами, направил в Витебский окружной отдел ОГПУ ходатайство об освобождении священника, под которым подписалось более 300 человек.

Вызванный на допрос о. Василий, отвечая на вопросы следователя, виновным себя в пропаганде против советской власти не признал.

После этого начались допросы прихожан, подписавших прошение об освобождении священника; с особенным пристрастием допрашивали старосту храма. Он долго не соглашался оговаривать о. Василия, но, когда ему сказали, что при обыске у священника были найдены листовки антисоветского содержания, то подписал нужные показания и даже выступил потом против священника перед прихожанами.

Документами, найденными при обыске сотрудниками ОГПУ, были отрывки писем, которые протоиерей Василий писал разным людям, по большей части священникам, о раскольниках и разных церковных делах.

В начале февраля 1928 г. сотрудники ОГПУ составили обвинительное заключение, в котором, принимая во внимание недостаточность собранных по делу доказательств, «дело» было решено направить на внесудебное разбирательство в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ. Священник неоднократно направлял в ОГПУ  заявления с просьбой разобраться окончательно с его делом. Только в марте 1928 г. дело вновь поступило на рассмотрение ОГПУ и прокуратуры.

18 мая 1928 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия Малахова к трем годам ссылки в Сибирь, и он был направлен этапом в город Нижнее-Удинск в Восточной Сибири. 30 мая 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к лишению права проживания в двенадцати крупных городах с областями, а также в Чите и в Омском районе, а после окончания срока ссылки он уехал в село Абрамово Арзамасского района Нижегородской области, где поселился вместе с сопровождавшей его в ссылке супругой. Крестьяне его хорошо приняли, увидев в нем  ревностного и просвещенного пастыря, и многие стали приходить к нему с  вопросами и побеседовать на духовные темы. Живя здесь он ходил молиться в местную церковь и сослужил приходскому священнику. Как ссыльный, о. Василий пользовался большой любовью и состраданием местных жителей. После того, как кончился срок ограничений в месте проживания, они с супругой уехали в местечко Усвяты, расположенное неподалеку от деревни Дуброво.

Пребывание в различных местах ссылки привели о. Василия к убеждению в необходимости проповедовать именно там, где были закрыты храмы, а верующий народ нуждался в них и жаждал услышать слово Божие.

Из Усвят священник с супругой довольно часто ездили в Москву, останавливаясь у родственников. Здесь о. Василий иногда заходил в храм в честь святых мучеников Адриана и Наталии, где он у знакомого священника брал святое миро, чтобы совершать таинство крещения.

8 июля 1936 г. о. Василий также зашел в этот храм, где встретил диакона Михаила Толузакова, который, как секретный сотрудник НКВД, представлял в то время смертельную опасность для человека. Отец Василий немного побеседовал с ним и ушел, но уже на следующий день он и его супруга были арестованы сотрудником НКВД Булыжниковым и после первого же допроса заключены в Бутырскую тюрьму в Москве.

На допросах о. Василий рассказывал о своей деятельности как священника и лояльном отношении к советской власти. В те же дни была допрошена супруга о. Василия Мария, которая показала, что действительно, ее муж совершал в их квартире богослужения, в которых она принимала участие в качестве псаломщицы. Однако, участвуя с мужем и его духовными детьми в богослужениях, антисоветской агитации и разговоров против советской власти они не вели.

Затем были допрошены свидетели, в том числе и диакон Михаил Толузаков. Он рассказал о словах о. Василия, сказанных ему, в отношении его службы в местах, где совершенно нет священников и храмы закрыты; также о том, что священник выражал при этом готовность пострадать за веру православную, но говорить правду народу о поставленной советской властью задачи уничтожения православия в России.

25 марта следствие было закончено. Священник и его супруга были обвинены в том, что, будучи враждебно настроены против советской власти, систематически проводили антисоветскую агитацию, организовывали тайные моления и распространяли контрреволюционные провокационные слухи о гонении якобы проводимом на верующих в СССР.

16 апреля 1936 г. Особое Совещание при НКВД приговорило их к пяти годам ссылки в Северный край, и они были отправлены сначала в Архангельск, а затем в город Каргополь Архангельской области, где, предполагалось, они пробудут все время ссылки. Священник Василий Малахов скончался 24 марта 1937 г. в городе Каргополе и был погребен в безвестной могиле.

 

Сщмч. Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250). Святой Пионий, священник из города Смирны был современником св. Поликарпа, бывшего епископом там же (память его 23 февр.). В день мученической кончины сего епископа Пиония взяли в день церковного праздника вместе с некими Асклипиадом и Сабиной и представили на суд к проконсулу, который судил св. Поликарпа. На суде они решительно отказались отречься от Христа и служить идолам. Их заключили в темницу. Тут они встретили уже заключенными в оковы за веру Христову пресвитера Лина и Македония. Многие верующие посещали святых в темнице; приходили и те, кто ранее были христианами, но от страха мучений согласились принести языческую жертву идолам. Святой Пионий горько плакал о таких малодушных и убеждал их покаяться и вновь обратиться ко Христу.

После многих истязаний святого мученика распяли на кресте, обложили дровами и подожгли. Когда костер догорел, все увидели тело усопшего святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели, а лицо было светло и сияло Божественной благодатью. Вскоре после Пиония были замучены и прочие узники.

Прп. Георгий Синаит (VI). Был игуменом Синайской горы.

Прп. Иоанн Мосх (622). Блаженный Иоанн Мосх, вместе со своим высокообразованным учеником Софронием, бывшим потом патриархом Иерусалимским, в конце VI и в начале VII столетия совершили великое путешествие: обойдя почти все знаменитые обители палестинские и сирийские. Они посетили Египет и проникли до славной Фиваиды и даже до отдаленного оазиса, везде присматриваясь к подвижнической жизни и с любовь изучая ее. Все, что они видели или слышали замечательного в духовном отношении, они правдиво записали. Так составилась книга «Луг духовный» – достоверное и поучительное повествование о житиях и подвигах подвижников Православной церкви на древнем Востоке.

О писателе «Луга духовного» блж. Иоанне нам неизвестны ни его родина, ни год рождения, ни то, где он получил образование. Из его творения можно заключить, что он отличался обширными познаниями. Но его занимали не светские науки, а высшие вопросы религии и философии. Стремление к Богу и высшему нравственному совершенству руководило его научными занятиями.

В 568-579 годах Иоанн Мосх, влекомый духом подвижничества, прожил около десяти лет на пустынном берегу священного Иордана в обители в честь св. Илии, предаваясь по временам полному уединению в близи лежащей пещере.

В царствование императора Тиверия (578-582) Иоанну пришлось отправиться «для служения» в Египет, где происходили страшные смуты, возбуждаемые монофизитской ересью.

В самом конце VI века мы снова находим блж. Иоанна в Палестине, в обители прп. Феодосия, где он и познакомился со своим знаменитым учеником Софронием, ставшим потом патриархом Иерусалимским. Общее стремление к духовному совершенству соединило наставника и ученика узами теснейшей дружбы. Совершив великое путешествие, эти дивные странники прибыли в столицу Востока – Константинополь. Здесь они с благоговением поклонялись священным памятникам христианской древности. Из Константинополя они отправились в Рим – крайний пункт своего великого странствия. В Риме Иоанн Мосх  пробыл последние два года своей жизни и здесь-то окончательно привел в порядок свои записки. Посвятив их своему «верному чаду» Софронию, он предал их ему для душевной пользы всех, ревнующих о нетленных небесных благах. Почувствовав приближение кончины, блаженный старец собрал учеников своих. Трогательно простившись с ними, он просил перевезти его прах на далекий и дорогой его сердцу Восток, и мирно скончался в 622 г. Его завещание было свято исполнено. Возвратившись в Палестину, Софроний и его товарищи похоронили тело своего наставника в обители св. Феодосия, в той самой пещере, где долгие годы подвизался великий палестинский киноварх, – в пещере Волхвов.  

Прп. Софроний, затворник Печерский (XIII). Спасался в мрачной пещере. Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтырь.

Память его празднуется также 11 мая и 28 авг. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Феодора Артская (XIII).

Свт. Софроний, еп. Врачанский, Болгарский (1813). Святитель Софроний (в миру Стойко Владиславов) родился в 1739 г. в болгарском городе Котеле. Он учился в местном церковноприходском училище, затем самостоятельно изучил церковнославянский и греческий языки, богослужение и церковное пение. За одаренность, образованность и добропорядочность по рекомендации старейшин родного города в 1762 г. епископ Преславский Гедеон рукоположил Стойко Владислава во иереи местной Петропавловской церкви. Большую роль в его жизни сыграла встреча с преподобным Паисием Хилендарским (память его 19 июня) в 1765 г. Призыв Паисия к соотечественникам знать свое прошлое, любить свой народ и учиться на родном языке иерей Стойко с молодых лет воспринял как свою задачу. За время своего приходского служения, продолжавшегося тридцать лет, он усердно проповедовал слово Божие на родном языке, преподавал в церковном училище, переписывал богослужебные книги, переводил на болгарский язык проповедническую и нравственно-назидательную литературу, всеми средствами стремился убедить современников, что для национального самоопределения и достижения независимости Болгарии необходимо широкое просвещение. В 1775 г. он провел шесть месяцев на Афоне. После смерти жены принял монашество. По принуждению турецких властей сменил место служения, несколько месяцев пробыл в одном из монастырей города Арбанаси.

В 1794 г. епископский совет Тырновской митрополии избрал иеромонаха Серафима первым кандидатом на вдовствующую Врачанскую кафедру, и 17 сентября митрополит Тырновский Матфей рукоположил его во епископа. За годы своего архипастырского служения, проходившего в тяжелой политической обстановке, он превратился в крупного писателя, боровшегося до конца дней своих за просвещение своего народа. Вынужденно пребывая долгое время в Видине, скорбя о разлуке со своей паствой, он в течение трех лет (1800 – 1803 гг.) составил два больших сборника проповедей и статей нравоучительного характера. В 1803 г. святитель отправился в Бухарест. Уведомив Константинопольскую Патриархию, он отказался от Врачанской кафедры и переменил имя Серафим на Софроний, чтобы никто не отождествлял его с греком Серафимом Врачанским, предшественником по Врачанской кафедре. Как единственный тогда православный болгарин-епископ, святитель предался усиленной научной работе и составил несколько сборников, один из которых был первой печатной книгой на новоболгарском языке. В это время он также написал «Житие и страдания грешного Софрония» – венец его литературной деятельности – и принимал активное участие в борьбе болгарского народа с иноземным гнетом. Скончался свт. Софроний в 1813 г. и был погребен в одном из монастырей в Бухаресте, где в последние годы своей жизни был настоятелем. В написанной в год его кончины оде говорилось, что он «своим учением на путь спасения наставляет и находящихся под несносным игом ободряет».

В 1964 г. свт. Софроний был канонизирован Священным Синодом Болгарской Православной Церкви. В 1965 г. его имя было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Мученик Епимах Перенесение мощей мч. Епимаха Нового, Александрийского. Святые мощи мученика в этот день были перенесены из Александрии в Константинополь.

Память его отмечается 31 октября.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz