Краткие жития святых, православные праздники и события

20 марта /2 апреля

 

Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Сщмч. Василий (Соколов) диакон (1938).

Прп. Евфросина Синоезерского, Новгородского (1612). Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей, мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты исп., архиеп. Аполлониадского (813-820).

 

Прпп. Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма, Анастасий протодиакон, Феоктист и прочие, во обители св. Саввы убиенные (796). В царствование императора Константина и его супруги Ирины в Иерусалиме у агарян возникло междоусобие, сильно разорявшее страну: варвары опустошили в битвах между собою не только села, но и города. Много горя пришлось перенести и христианским обителям в это смутное время. Лавра прп. Саввы (память его 5 декаб.), где в это время многие святые отцы под началом игумена Василия проводили подвижническую жизнь, также немало испытала несчастий. Несмотря на разбойничьи нашествия, иноки решили не покидать лавры, хотя бы из-за этого им пришлось и пострадать до смерти, тем более, что их соседи были недовольны тем, что близ них находится место, населенное монахами. Заветным их желанием было увидеть лавру Саввы разоренной, и, если бы иноки ушли, то они сравняли бы это место с землею. Иноки положились на волю Божию и продолжали жить в лавре. Варварские полчища, направляясь нередко мимо обители Саввы, посматривали со злобой на ее стены и на иноков, но пока довольствовались только требованием пищи от монастырского стола. Но один раз они двинулись на лавру с твердым намерением разгромить ее. Иноки вышли навстречу варварам, готовые к битве. Произошло сражение, в котором нечестивые агаряне потерпели поражение. В другой раз толпа варваров, направлявшаяся к обители, по пути зашла в одно селение, где, найдя много вина, предалась пьянству. Между ними возникла ссора, которая привела к смертельной драке; многие варвары были убиты друг другом.

Но скоро Господь навел новое искушение на лавру. В святую четыредесятницу перед Вербным воскресеньем 13 марта, когда преподобные безмятежно предавались иноческим подвигам в своей обители, 60 вооруженных луками, мечами и стрелами эфиопских варваров напали на лавру с целью завладеть имуществом иноков, которое они представляли себе очень богатым. Иноки побежали из пустынных келий в монастырь и в церковь. Некоторые из них пытались увещевать разбойников, но, не слушая их, варвары потребовали от них денег, угрожая в противном случае смертью. В ответ на заверения иноков о своем убожестве и нищете озлобленные варвары пустили в них дождь стрел. Тридцать преподобных отцов пали под ударами эфиопов. Вслед за этим разбойники разгромили и зажгли монашеские кельи. Но как только они вознамерились сделать то же самое с храмом Божиим, вдали показалось множество людей. Варвары приняли их за Иерусалимское войско, разбежались, унося с собой награбленное имущество иноков.

С наступлением дня страстей Господних наступил и для иноков день страданий: 20 марта в Великий четверг, эфиопы в еще большем количестве напали на лавру и бесчеловечно избивали преподобных различным образом: кого побивали стрелами, кому отсекали мечем голову, некоторых рассекали надвое, другим отрубали руки и ноги, а иных побивали до смерти камнями. Оставшихся же в живых они собрали в церковь и заставляли их указать местонахождение церковных и монастырских сокровищ. Эфиопы окружили обитель и смотрели по горам и холмам, чтобы никто не убежал от них. Многие бросились бежать, но были убиты варварами. Так варвары схватили бежавшего Иоанна, начальника странников, еще юношу, и предали его бесчеловечным истязаниям: перерезали ему жилы на руках и ногах и тащили его за ноги по камням с вершины горы до самой церкви, так что вся кожа на спине у него была содрана камнями. Также они настигли бежавшего прп. Сергия, хранителя церковных сосудов, и отсекли ему голову. Несколько других иноков укрылись в, близко находившейся, пещере. Но варварский сторож  заметил это и, обнажив меч, потребовал выйти скрывшимся. Тогда прп. Патрикий вышел к нему и сказал, что в пещере никого больше нет. Варвар повел его к церкви. Здесь варвары, собрав отовсюду святых отцов, потребовали от них выкупа за себя и за церковь в размере четырех тысяч златниц, угрожая в противном случае всех их убить, а церковь сжечь. Но иноки ответили, что у них нет золота.

Была в обители пещера прп. Саввы. Варвары привели всех иноков в эту пещеру и, заключив их здесь, развели при входе в нее огонь из хвороста и навоза. Повалил в пещеру страшный чад и дым. Этими мучениями они хотели заставить иноков выдать монастырских начальников. Наконец, видя безуспешность всех своих попыток, варвары уморили всех 18 иноков дымом. В их числе были выше упомянутый Иоанн и блаженный Патрикий. Остальную же братию варвары изранили и избили. После этого они, взяв, что было найдено ими из монастырского имущества, ушли из обители. Оставшиеся едва живыми братия и другие иноки, укрывшиеся от разбойников, поздно сошлись в обитель и, собрав тела убитых, принесли их в церковь, а на другой день предали тела мучеников честному погребению.

Так пострадали верные воины брани Христовой. Но Господь не оставил без праведного воздаяния и зверонравных эфиопов. Все они поражены были внезапной смертью в пустыне. Их трупы достались на съедение псам, диким зверям и птицам.

 

Сщмч. Василий (Соколов) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1879 г. в селе Сабурово Сергиевской волости Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона Николая Соколова. В 1896 г. Василий Николаевич окончил духовное училище и стал служить псаломщиком в Успенском соборе города Дмитрова. В 1920 г. он был рукоположен во диакона к Успенскому собору. В 1926 г. диакон Василий был награжден двойным орарем, в 1927-ом – возведен в сан протодиакона. С 1932 г. он стал служить в Казанском храме в селе Подлипичье Дмитровского района.

24 ноября 1937 г. следователи допросили свидетелей, которые показали, что протодиакон Василий говорил: «Неужели конституция не для Церкви? Несмотря ни на что большевики закрывают храмы, устраивают гонения на верующих. И когда только нас Господь избавит от этих большевиков?! Ведь уже живем тише воды, ниже травы, а все-таки нам не дают жить спокойно. Скорей бы пришел конец советской власти». Также он будто бы говорил: «Я на выборное собрание пойду, только если прикажет гражданская власть, а так ни за что не пойду, да и ходить нам туда незачем, все равно нас не выберут».

27 ноября протодиакон Василий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму и допрошен. Ему предъявили обвинение в ведении антисоветской деятельности. Свою вину в  этом отец Василий не признал.

В тот же день следствие было окончено, и 2 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила протодиакона к десяти годам заключения. Протодиакон Василий Соколов скончался в заключении 2 апреля 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мученица Фотина Мц. Фотина (Светлана) самарянына, ее сыновья, мчч. Виктор, нареченный Фотином, и Иосия; мцц. Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина и мч. Севастиан (ок. 66). Св. Фотина была родом самарянка. Вначале она вела беспорядочную жизнь и была суеверна, впоследствии же она обратилась в христианство и стала святой подвижницей и проповедницей истинной веры. По преданию, она была та самая жена, с которой Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева (Ин. IV). Она имела двух сыновей и пять сестер – Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и

Кириакия Римская Кириакию. С младшим сыном Фотина проповедовала в Карфагене Евангелие. Старший же сын ее был воеводою в Италии и имел случай укрепить в вере вождя

Севастиан Римский Севастиана. Все св. жены были вызваны в Рим, где после истязаний заключены были в тюрьму и отданы под надзор Домнине, дочери тогдашнего императора Нерона. Святые исповедницы обратили Домнину к вере во Христа, вместе с ее ста рабынями. Все они мученически скончались в 66 году. Св. Фотина брошена была в колодец. Анатолия, Фото, Параскева, Кириакия и Фотин с Иосией – обезглавлены мечем. Фотида же по приказанию нечестивого деспота Нерона была обречена на жестокое и смертельное мучение. По его повелению в императорском саду склонили друг к другу два дерева и, привязав к вершинам их за ноги Фотиду, отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана.

Мцц. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия Амисийские (Понтийские) (310). Пострадали они в царствование нечестивого Максимиана, воздвигшего на христиан жесточайшее гонение, во время которого все верующие без различия возрастов предавались разнообразным истязаниям. Правитель города Амиса, где жили святые девы Александра и Клавдия, исполняя веление Максимиана, схватил христианок и привел их к себе. На допросе они исповедовали свою веру, а мучителя называли жестоким и бесчеловечным извергом. Озлобленный тиран повелел раздеть девиц и бить их палками, затем приказал обрезать им груди. Наконец, они были привязаны к дереву, и их тела строгали до тех пор, пока обнажились все их внутренности, после чего их бросили в раскаленную печь, где св. мученицы и предали Господу свои непорочные души.

Также за исповедание христианской веры были сожжены после мучений и другие пять жен (дев): Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия.

Свт. Никита исп., архиеп. Аполлониадский (813-820). Св. Никита отличался благочестием и глубоким знанием Священного Писания. Во время гонений от иконоборцев его тщетно старались принудить не воздавать почитания святым иконам. Он был сослан в заточение, где и окончил свою жизнь. Это было в царствование императора Льва Армянина.

Евфросин Синеезерский Прп. Евфросин Синоезерский, Новгородский (1612). В миру Ефрем, родом был из Карелии. Детство и юность провел на берегу Ладожского озера, несколько лет жил на Валааме, был чтецом в одной из деревенских церквей, но лишь в зрелом возрасте постригся в Тихвинском Большом Богородицком монастыре. Через некоторое время настоятель благословил его на отшельничество. Пустынь прп. Евфросина находилась в диких и непроходимых Устюженских лесах на Синозере. Два года подвизался святой, не видя человеческого лица, пока его не нашли и вокруг не стала собираться братия. Так образовалась обитель. Через одиннадцать лет, в Смутное время, когда всюду бродили польские, литовские и казачьи шайки, разоряя страну, прп. Евфросин, имевший дар прозрения, сказал братии, что нужно скрыться от подступающего врага. Только сам преподобный с иноком Ионой остались в обители. Когда на другой день в обитель пришли поляки и стали требовать монастырские ценности, святой, имея в виду духовное богатство, сказал: «Все имение мое и этого монастыря – в церкви Пресвятой Богородицы». Но поляки, не поняв его, бросились в церковь для грабежа. Один из них ударил мечем старца по шее и убил его. Убит был и инок Иона и все те, кто не послушал св. Евфросина и не ушел из обители. Похоронили святого в его родном монастыре.

Память его празднуется 20 марта в день гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Мч. Мирон Критский (1793). Св. Мирон родился в Критской крепости, иначе называемой Кандией, от благочестивых родителей. Учась ремеслу портного, он тихо проводил время в своей мастерской, и прилежно занимался своим делом. Магометане всеми мерами старались сблизиться с ним. Видя его прекрасную наружность и молодость, они заводили с ним разговоры, но Мирон, зная вероломство их, спокойно трудился, избегая сношений с ними. Зависть подстрекала турок увлечь Мирона, во что бы то ни стало в ислам. Наконец, по ложному доносу, за оскорбление мальчика турка и неприятие ислама св. Мирон, после мук, был удавлен.

Прп. Виссарион.

Мчч. Родиан, Акила епарх, Лоллион старший. Св. Лоллион скончался, избитый кулаками, а другие умерли от меча.

Мц. Мария.

Св. Иконий, пресвитер Смирнский.

Св. Герман.

Св. Максим.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz