13/26 марта
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846). Сщмч. Николая пресвитера (1919); сщмч. Григория пресвитера (1921); сщмч. Михаила пресвитера (1938).
Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Сщмч. Александра (305-311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера.
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846). Святые мощи свт. Никифора были обнаружены нетленными на острове Проконнис (или Праконес) и по благословению императрицы Феодоры затем перенесены в Константинополь патриархом Мефодием (который ранее за иконопочитание «был бит по щекам» и впервые разрезал свой клобук для сокрытия ран на лице).
Память его отмечается также 2 июня (см. житие).
Сщмч. Николай (Попов) пресвитер (1919): Новомуч.
Сщмч. Григорий (Поспелов) пресвитер (1921): Новомуч. Священномученик Григорий родился 12 декабря 1877 г. в семье певчего Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге Иоанна Поспелова, который впоследствии был рукоположен во диакона и закончил свою жизнь диаконом Морской Богоявленской церкви в Кронштадте. Первоначальное образование Григорий получил в Александро-Невском духовном училище в Санкт-Петербурге, а затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, которую окончил в 1900 г. В этом же году скончался его отец, и 11 июля 1900 г. Григорий Иванович был рукоположен во диакона к Морской Богоявленской церкви. Кроме участия в богослужениях, о. Григорий был законоучителем в Портовой школе, в начальной школе при Кронштадтской городской полиции, а также в церковноприходской школе при Свято-Троицком обществе трезвости. В 1905 г. при Обществе был выстроен молитвенный дом. С 1909 г. Свято-Троицкое общество трезвости было приписано к Московской Богоявленской церкви. В 1913 г. был освящен вновь построенный величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца, и о. Григорий стал служить диаконом и здесь.
Молитвенный дом Общества трезвости своими богослужениями и устраиваемыми в нем чтениями, в которых активное участие принимал диакон Григорий Поспелов, привлекал по воскресеньям до тысячи человек, в основном рабочих Кронштадтского порта. Церковноприходская школа при обществе была открыта в 1908 г.
В 1908 г. диакон Григорий был назначен помощником руководителя Свято-Троицкого Общества трезвости, а в 1917 г. – его руководителем. В 1917 г. после ухода за штат одного из священников Богоявленского собора Общество трезвости стало ходатайствовать перед духовным начальством, чтобы на эту вакансию был рукоположен диакон Григорий. 15 октября 1917 г. он был рукоположен во священника к Богоявленскому собору. Вскоре после начала своего священнического служения он был возведен в сан протоиерея.
В марте 1921 г. матросы Кронштадтского гарнизона подняли восстание против большевиков. После боев и первых жертв протоиерей Григорий был приглашен отпеть убитых. Большевики, подавив восстание, приступили к обыскам и арестам, и 25 марта в квартире о. Григория состоялся обыск, при котором были найдены некоторые бумаги из напечатанной на них переписки, «в которой упоминаются с насмешкой имена вождей…».
После обыска протоиерей Григорий был заключен в кронштадтскую морскую следственную тюрьму.
Во время допроса, на следующий день после ареста, следователь спросил священника о его участии в Кронштадтском восстании, на что о. Григорий ответил, что в восстании не участвовал, но когда требовалось, то исполнял свои священнические обязанности. Он категорически отверг все обвинения, которые предъявлял ему следователь в отношении якобы проводимой священником агитации против советской власти. Он отказался признать своими и «найденные» у него на квартире при обыске бумаги, которые, кстати, были из дела изъяты сотрудниками ЧК, из чего можно было предположить, что они были подброшены в его квартиру.
Тем не менее, Чрезвычайная революционная тройка приговорила о. Григория к расстрелу. Протоиерей Григорий Поспелов был расстрелян почти сразу же после приговора во дворе кронштадтской морской следственной тюрьмы. Во время расстрела он крепко сжимал в руке крест, который, несмотря ни на приказания, ни на удары солдат, он не отдал.
Сщмч. Михаил (Околович) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 15 октября 1888 г. в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника, служившего в Спасо-Евфросиниевском монастыре, Федора Околовича. В 1899 г. Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 г. он поступил в Витебскую Духовную семинарию, а по завершении обучения в ней поступил в 1910 г. в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 г. Родители Михаила предполагали, что он примет монашеский постриг и займет какой-либо из церковно-административных постов, но вышло иначе. В 1913 г. он познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой города Моршанска Тамбовской губернии. В 1914 г. Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались. 30 сентября 1914 г. Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища «Михаила Околовича с принятием им священнического сана».
23 ноября 1914 г. Михаил Федорович был рукоположен во священника к училищному храму. В марте 1915 г. о. Михаил был избран членом училищного совета, а в июне 1917 г. – членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии о. Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор.
В 1918 г. после прихода к власти безбожников духовное училище было закрыто, и о. Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени он стал одним из известных и уважаемых пастырей города – его полюбили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение.
В феврале 1921 г. сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. Отец Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия. Обвиняемые отказались признать себя виновными. 26 мая 1921 г. состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа в хранении оружия, и они были освобождены. Отец Михаил вернулся служить в Крестовоздвиженский храм.
Епархия переживала тяжелое время, так как церковную власть при поддержке безбожных властей пытались захватить обновленцы, и о. Михаил решением духовенства Иркутской епархии был направлен в Москву к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея и выразил Святейшему твердое суждение иркутского православного духовенства и паствы, что с обновленцами, как с предателями веры, не следует вступать ни в какие переговоры.
Осенью 1924 г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и в частности о. Михаил Околович.
ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым сколько-нибудь выдающимся пастырем. Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг; и власти приняли решение его арестовать. Незадолго перед арестом о. Михаил был возведен в сан протоиерея.
17 февраля 1925 г. о. Михаил вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города был арестован и заключен в иркутскую тюрьму. 13 ноября 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священников, и среди них протоиерея Михаила, к трем годам заключения в концлагерь. Они были направлены в распоряжение управления Соловецких лагерей особого назначения, которое отправило их отбывать заключение в Вишерское отделение Соловецких лагерей.
В лагере о. Михаил некоторое время исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока ему было запрещено жить в Иркутске, о. Михаил поселился в Минусинске, куда прибыл в июне 1928 г. Сначала он мало кого здесь знал, но затем познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких. Служить в храме власти ему запретили, на светскую работу его не принимали как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили тем, что продавали последние оставшиеся у них вещи.
В начале тридцатых годов поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, направленная, в частности, на уничтожение остатков епархиального управления, для чего арестовывались, прежде всего, правящие архиереи и близкое к ним духовенство. Такие аресты прошли и в Минусинске, и 26 февраля 1933 г. среди других был арестован и о. Михаил. Всего по делу было арестовано 82 человека.
Одним из главных обвинений священников было то, что они, «вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против проводимых партией и правительством мероприятий в деревне, в особенности против колхозов, подрывающих основу религии».
Вызванный на допрос о. Михаил виновным себя не признал.
10 июня 1933 г. тройка Полномочного Представительства ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством Комсомольска-на-Амуре.
В 1937-1938 годах началось новое гонение на духовенство, коснувшееся и тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. В лагере о. Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином из Тамбова, с которыми сложились у него хорошие отношения.
7 марта осведомитель написал в донесении к оперуполномоченному, что эти трое заключенных находятся в хороших отношениях, что Околович, как священник, говорил, что все, что написано в Библии, сбывается, другие же поддакивали ему.
Были вызваны дежурные свидетели, которые показали, что о. Михаил и два его сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга; оправдываясь преклонными годами, стараются найти работу полегче; пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную работу.
11 марта о. Михаил был вызван на допрос. В предъявленном обвинении виновным он себя не признал.
26 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Михаила и двух его сокамерников к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребен в общей безвестной могиле.
Сщмч. Пуплий (или Публий), еп. Афинский (II). Был преемником св. Дионисия Ареопагита. Скончался в муках при императоре Антонине Пие.
Мч. Савин Ермопольский (Египетский) (287). Святой мученик Савин был правителем египетского города Гермополя. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане святой Савин вместе со своими единомышленниками скрылся в отдаленной деревне. Но место его пребывания открыл гонителям за две золотые монеты один неблагодарный нищий, которому святой постоянно помогал.
Вместе с шестью другими христианами святой мученик Савин был схвачен и подвергнут жестоким истязаниям, а затем утоплен мучителями в реке Нил.
Память его отмечается также 16 марта.
Мчч. Африкан, Публий и Терентий Петрийские (Африканские) (III).
Память их отмечается также 10 апреля (см. житие) и 28 октября.
Сщмч. Александр Пиднский, пресвитер (305-311). Был пресвитером в городе Пидне в 30 верстах от города Солуни. Проповедью и благочестием обратил многих язычников к Христовой вере. Император Максимиан во время гонений на церковь потребовал от Александра принести жертвы идолам, но исповедник опрокинул стол с жертвами и попрал ногами статую языческого бога. Разгневанный мучитель повелел обезглавить его, но позволил жителям Солуни взять и похоронить тело мученика.
Мц. Христина Персидская (IV). За твердое исповедание имени Христова страдала в Персии, была истязаема бичами, и скончалась под их ударами.
Прп. Анин Халкидонский, иеромонах. Преподобный Анин происходил из благочестивой семьи; в 15-летнем возрасте после смерти родителей он удалился в монастырь. Ища молитвенного безмолвия, из монастыря он отправился в пустыню и стал там подвизаться под началом старца Маиума.
Господь удостоил своего угодника даром исцелений и прозорливости. Многие обращались к нему с просьбой о помощи. Даже дикие звери повиновались и служили святому: куда бы он ни пошел, за ним следовали два льва, одному из которых преподобный исцелил язву на лапе.
Скончался преподобный Анин в глубокой старости, в возрасте 110 лет, заранее извещенный Господом о времени своей кончины.
Память его отмечается также 18 марта.
Молдавская икона Божией Матери. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии.