22 марта /4 апреля
Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362-363).
Мц. Дросида, дщери царя Траяна (104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV).
Сщмч. Василий, пресвитер Анкирский (362-363). Василий, правитель Анкирской церкви в Галатии, ревностный защитник веры Христовой, часто обличал заблуждения еретиков и язычников, за что переносил не мало скорбей от тех и других. Сначала он претерпел гонения от ариан, с нечестивым учением которых не соглашался. На Константинопольском соборе, происходившем под председательством арианина патриарха Евдоксия, Василий был лишен сана, но на Палестинском соборе, как невинно осужденный, снова был восстановлен в правах священства.
В царствование Юлиана Отступника в Галатии всех христиан принуждали к идолопоклонству. Правитель города Анкиры, Сатурнин, схватил Василия, заключил его в темницу и наклеветал на него Юлиану, выставляя его человеком опасным для спокойствия государства. Юлиан пожелал сначала убеждением склонить Василия к идолопоклонству и послал к нему с этой целью двух отступников от веры Христовой – Елпидия и Пигасия, чтобы они побудили Василия к отречению. Но все было безуспешно. Тогда прибывший в Анкиру Юлиан повелел предать пресвитера всевозможным мучениям: в продолжение нескольких дней палачи сдирали по частям его кожу, потом разожженным железом били его по плечам и чреву. В этих мучениях доблестный пастырь стада Христова предал свой дух Господу.
Было это 29 января 363 года. После гибели Юлиана, в июне месяце этого года, христиане анкирские почтили тело мученика торжеством и, пользуясь восстановлением христианства в правах государственного вероисповедания, установили праздновать память его 22 марта.
Мц. Дросида, дщерь царя Траяна, и с нею девы Аглаида, Апполинария, Дария, Мамфуса, Таисия Римские (104-117). Св. Дросида познала веру христианскую от свв. жен, которые тайно погребали тела святых мучеников. После чего она скрылась от царских чертогов, где до тех пор жила, затем крестилась и в восьмой день после крещения скончалась. Пять жен, схваченных гонителями с Дросидою, сожжены были в горниле, наполненном медью.
Житие Дросиды передает, что она, узнав о повелении своего отца ввергать христиан в раскаленную печь в случае отказа принести идольские жертвы, решила умереть этим образом. Но прежде она должна была вступить в церковь Христову, и вот она решила сама крестить себя. Она взяла миро и, помазав все члены свои, вошла в воду лежавшего ей на пути ручья и совершила над собой крещение, говоря: «Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
После этого она, попостившись семь дней, подвергла себя еще и «огненному крещению» в печи.
Мцц. Каллиника и Василисса (ок. 252). В царствование Траяна пострадали в Риме за имя Христово.
Прп. Исаакий Далматский (IV). Игумен, исповедник (скончался в 383 г.), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных император Валент, придерживавшийся арианской ереси, св. Исаакий явился в Константинополь, чтобы утешить и ободрить гонимых и обличить ариан, не признававших Господа Иисуса Христа предвечным Сыном Бога Отца. В это время император Валент предпринял поход против готов, угрожавших столице – Константинополю. Во время похода Исаакий трижды представал перед императором, предсказывая поражение, если тот не повелит открыть храм для православных. Когда Исаакий пришел в третий раз, император повелел ввергнуть его в зыбучее болото, из которого еще никто никогда не выбирался. Но милость Божия оградила исповедника от смерти. Увидев Исаакия живым, Валент по жестокосердию своему не внял знамению Божию и повелел двум своим сановникам заключить подвижника в темницу, обещая ему муки и казнь по возвращении из похода. Но бесславный конец ждал императора. Войско было разбито, а Валент погиб в огне, спрятавшись в сарае, который был подожжен готами. Феодосий Великий, унаследовавший императорский престол, был православным. По его повелению исповедник был освобожден из темницы. Исаакий основал иноческую обитель вблизи столицы. Сановники же, стерегшие Исаакия, за это время прониклись к старцу такой любовью, что состязались в благодеяниях для нового монастыря. В Петербурге прп. Исаакию посвящен величественный Исаакиевский собор, созданный в память дня рождения императора Петра I.
Память его празднуется также 30 мая и 3 августа.
Прмч. Евфимий Константинопольский (1814).
Мч. Мамант Лунгис.
Изборская икона Божией Матери (1634). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Корсунской в Изборге», находилась в Николаевском соборе пригорода Изборга, Псковской губернии. В рукописном сказании о бывшем от нее чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере – «пяди», или 4 вешкам. Исторические сведения об этой иконе начинаются со второй половины XVII века. В одной сохранившейся рукописи говорится о совершившемся от нее чуде 22 марта 1657 года во время нашествия «поганых немцев», которые 17 марта пришли к Печерской обители на посад, сожгли его и «много кровопролития сотворили». Среди беженцев из посада была некая вдовица Евдокия, которая принесла в Изборг «пядничный» образ Божией Матери и поставила ее в своей клети. В неделю же цветную (Ваий), после того, как вдовица поставила зажженную свечу перед иконою и начала молиться с дочерью своей, из обоих очей Богоматери на образе истекли обильно слезы. Вдовица поведала о том знамении некоему клирику, который принес честную эту икону в соборную церковь свт. Николая Мир-Ликийского, чудотворца. Священный собор 24 марта свидетельствовал об этом преславном чуде и возвестил о нем писанием преосвященного Макария архиепископа в Пскове. Он же повелел пред той иконой сорок дней молебны петь. Тогда же молитвами Пресвятой Богородицы город Изборг был избавлен от нашествия «поганых».