7/20 марта
Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Сщмч. Николая пресвитера (1930); прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938).
Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).
Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий, Елпидий и Агафодор (IV). Все они в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе, из которого в последствии воссиял для Руси свет истинной веры Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988 г. в.
Начало просвещения Тавриды верой Христовой положено, по преданию, св. апостолом Андреем Первозванным (память его 30 нояб.). Затем распространению здесь христианства невольно способствовали его же гонители: римские императоры ссылали сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна сослан был в Херсонес, в Инкерманские каменоломни, св. Климент, епископ Римский (память его 25 нояб.), ученик апостола Павла. Здесь он принял мученическую кончину (101 г.).
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. В этот период Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В 301 г., 16-й год царствования императора Диоклетиана, Патриарх Иерусалимский Ермон послал в страну тавроскифскую, в г. Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Мирно трудились они, насаждая церковь Божию. Св. Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и принял от них мученическую кончину через усекновение честной главы 7 марта (год неизвестен).
Св. Василий продолжал в Херсонесе апостольские труды, обличая заблуждения идолопоклонников. Подвергшись поруганию и избиению, он был изгнан. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и жил в пещере. Изгнанный за имя Христово, он молил Бога за изгнавших его. В то время в Херсонесе умер юноша, единственный сын у одного горожанина, и был погребен вне города. Наступила ночь, но родители не отходили от гроба. Во сне им явился сын и слезно молил обратиться к св. Василию, живущему в пещере. Когда св. Василий, силою Божией освятив воду, возлил ее на умершего, призывая помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил. С почетом св. епископ введен был в город, многие уверовали и крестились.
Видя запустение своих капищ, дьявол вошел в сердца обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова слепотствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и, связав, влачила по улицам, пока, наконец, не забила насмерть камнями и палками. Это произошло 7 марта 309 г. Останки святого христиане похоронили в пещере.
Один из учеников святителя Василия отправился морем в страну Гелеспонскую и встретил там трех епископов, выехавших из Иерусалима вместе с Василием и Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об участи, постигшей святителя Василия, они прославили Бога, увенчавшего его мученическим венцом, и решили сами ехать в Херсонес, чтобы продолжить дело просвещения язычников. В Херсонесе они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели мученическую смерть (не позднее 311 г.). Свв. мучеников побили камнями. Тела их бросили за городской стеной без погребения, но христиане тайно взяли их и с благоговением предали честному погребению в той же пещере.
Через несколько лет, уже в царствование Константина Великого, из Иерусалима прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продолжали жестоко притеснять христиан, и он вынужден был отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к покровительству императора, склонявшегося уже к принятию христианства. Благодаря этому христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий мирно правил паствой, построил в Херсонесе храм. Скончался он 7 марта на острове Алос на обратном пути из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора за покровительство.
Оплакивая кончину святителя, херсонесские христиане обратились с просьбой к императору Константину прислать им епископа. На место усопшего был прислан в Херсонес епископ Капитон. Верные приняли его с радостью. Язычники же требовали от него чудесного знамения, чтобы уверовать в Бога. Твердо уповая на помощь Божию, епископ вошел в разложенный им огонь, молился среди пламени и вышел из него невредимым. Многих это чудо обратило ко Христу. Св. Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурей, прибившей корабль в устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а его самого утопили. Он скончался мученически 21 декабря, но память его совершается вместе с другими Херсонесскими святителями, пострадавшими 7 марта. Позднее в Херсонесе принял Крещение св. равноапостольный кн. Владимир.
Память их празднуется также 15 декабря вместе с Собором Крымских святых.
Сщмч. Николай (Розов) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1870 г. в селе Иваньково Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Розова. По окончании Ярославской Духовной семинарии Николай Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Спасск-Городец Ростовского уезда, в котором он прослужил до 1928 г., когда был переведен в храм в селе Чашницы того же уезда.
В это время большевиками в России стала проводиться коллективизация: одних крестьян принудительно сгоняли в колхозы, у других – повсеместно отбирали имущество и землю, а их самих высылали целыми семьями в необжитые районы страны. По большей части коллективизация проводилась приехавшими из города коммунистами, действовавшими по отношению к крестьянам, как инородческий элемент. Эти идейные инородцы подавляли всякие зачатки крестьянского недовольства и сопротивления и тщательно выискивали тех, кто подлежал уничтожению. И в первую очередь это были, конечно, священники, изначально чуждые большевикам по различию в вере. Народ воспринял коллективизацию как начинающуюся против него войну, грозящую ему бедами и смертью, – и люди потянулись в храмы исповедоваться и причащаться.
Храм в селе Чашницы на праздник Сретения Господня 15 февраля 1930 г. был полон молящихся. Почти все пришедшие исповедались и причастились.
Через день после праздника действовавший в этом районе уполномоченный по коллективизации Безде-Мерли отправил своему начальнику рапорт, в котором докладывал о многочисленности паствы о. Николая и выходах после исповеди верующих из колхоза; высказал мнение о необходимости высылки священника из села.
!8 февраля после очередного богослужения этот уполномоченный вновь потребовал от начальства высылки о. Николая.
22 февраля 1930 г. о. Николай был арестован и заключен в тюрьму в Ярославле. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал, что действительно на праздник Сретения Господня в храме присутствовало около пятидесяти его прихожан, которые пришли исповедаться, но никаких проповедей о преследованиях религии он не говорил и в предъявленном обвинении в агитации против советской власти и колхозов виновным себя не признает.
28 февраля 1930 г. следствие было закончено, и 16 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила о. Николая к трем годам ссылки в Архангельск. Священник Николай Розов скончался 20 марта 1930 г. в ярославской тюрьме и был погребен в безвестной могиле.
Прмч. Нил (Тютюкин) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Нил (в миру Николай Федорович Тютюкин) родился 4 мая 1871 года в селе Ольявидово Дмитровского уезда Московской губернии. Родители его, Федор и Анна, были крестьянами. Николай окончил сельскую школу и поступил на фабрику Познякова в городе Дмитрове – сначала учеником, а затем ткачом. Позднее работал в Орехово-Зуеве на ткацкой фабрике Зимина. В 1901 году он уехал в Москву и стал прислуживать в одной из церквей и, в конце концов, избрал монашеский путь.
В 1904 году Николай поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь и через два года был принят в него послушником. В 1907 году он был пострижен в мантию с именем Нил. В 1909 году монах Нил был назначен на должность эконома. В 1910 году монах Нил был рукоположен в сан иеродиакона, в 1913-м – назначен исправляющим должность благочинного. В том же году он был рукоположен в сан иеромонаха и утвержден в должности благочинного.
В 1920 году Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Первые годы после закрытия обители отец Нил служил в храмах Волоколамского района, в 1925 года – в Богородице-Рождественском храме в селе Тимошево.
В 1931 году он был переведен в церковь Нерукотворного Спаса в селе Киево Дмитриевского района. В его приход входили деревни Горки, Нестериха, Букино, Сумароково, Абакумовово, Еремино, а также поселок при железнодорожной станции Лобня.
21 февраля 1938 года председатель сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, в которой писал о ведении им антисоветской работы среди населения, поэтому сельсовет считает, что его, как опасного элемента, необходимо изолировать с территории Киевоского сельсовета.
В тот же день НКВД открыл «дело» против священника. 28 февраля 1938 года иеромонах Нил был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Следователи устроили с одним из лжесвидетелей очную ставку, но отец Нил отвел все возводимые на него обвинения. Не признал он себя виновным и на всех последующих допросах.
11 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Иеромонах Нил (Тютюкин) был расстрелян 7 (20) марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмцц. Матрона (Грошева) и Мария (Грошева) инокини (1938): Новомуч. Преподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина Наума Грошева. У него было три дочери – Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь…», а Пелагии: «В нечестивую семью, замуж».
В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в монастырь, где пробыли до его закрытия после революции, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Сестры жили в небольшом деревянном доме. У них был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирали в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием – стегали одеяла.
Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства научили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и в последствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по умершим.
В ноябре 1937 года были арестованы священники храма великомученицы Параскевы в селе Туголес – протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков, и псаломщик Петр Царапкин (сщмчч., память им 26 ноября), и храм был закрыт. С этого времени сестры остались единственными в округе «церковницами», кто мог почитать Псалтирь по умершему родственнику и наставить в вере и исполнении церковных правил и молитв.
В феврале 1938 года власти возобновили аресты. Священников на свободе почти не осталось, и арестовывались уже миряне. 15 февраля 1938 года председатель сельсовета согласился лжесвидетельствовать о послушницах и написал, что они враждебно настроены к советской власти и коммунистической партии. На религиозные праздники сестры ходят по домам колхозников и в некоторых домах совершают богослужение.
26 февраля власти арестовали послушниц и заключили в тюрьму в городе Егорьевске. Виновными себя в занятиях антисоветской агитацией сестры не признали.
11 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила послушниц Марию и Матрону к расстрелу, и они были перевезены в Москву в тюрьму НКВД. Послушницы Мария и Матрона Грошевы были расстреляны 7 (20) марта 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмц. Евдокия (Синицына) (1938): Новомуч. Преподобномученица Евдокия (Синицына) родилась в 1879 г. в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии.
Она подвизалась в Князь-Владимирском женском монастыре Московской епархии до 1929 г., когда монастырь был закрыт. Эта обитель находилась в 25 верстах от Москвы, при сельце Филимонках. Она была основана в 1890 г. княгиней Святополк-Четвертинской, и во время пребывания здесь монахини Евдокии в ней подвизалось около 100 сестер, имелось два каменных храма: Троицкий и Успенский.
После закрытия монастыря послушница Евдокия осталась жить в домике в Филимонках, в котором проживала вместе с родственницей Татьяной Жуковой, тоже ранее жившей в монастыре, имевшей больную мать. Евдокия ухаживала за больной старушкой, а Татьяна работала.
Иногда Евдокия выезжала в Москву, встречалась с другими монахинями. Одна из них проживала на Малой Грузинской улице. В январе 1938 г. некий коммунист, живший в этом же доме, написал на Евдокию в НКВД донос. 25 января была выписана справка на арест послушницы, где в качестве обвинения значилось: «После закрытия монастыря Синицына совместно с другими лицами проводит в деревне контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в круги церковников молодежь и детей…»
Доносчик был вызван на допрос, где рассказал следователю то же самое, но более пространно, дополняя рассказ собственными версиями в отношении мотивов тех или иных поступков в повседневной жизни послушницы Евдокии, направленными на максимально возможную ее дискредитацию.
Поскольку Евдокия проживала в Филимонках Красно-Пехорнского района Московской области, все собранные материалы были отправлены в местное районное отделение НКВД «для разработки по территориальности».
Следователь стал вызывать различных свидетелей, чтобы собрать необходимые для ареста материалы. Был вызван на допрос председатель сельсовета, который сказал, что послушница Евдокия, проживая в селе, «ведет агитацию за Церковь и Бога».
Другие лжесвидетели излагали свои версии в таком же духе: «…беседовала с колхозниками о том, что Бог есть и настанет скоро время, когда откроются церкви и будут все верить в Бога»; «…говорила, что советская власть отделена от Церкви и неверно делает…, что нападает на служителей культа, арестовывает попов и монахов… скоро придет время и настанет конец издевательствам над религией и попами»; «…в доме Синицыной собирается подпольное собрание церковников, а возможно, и врагов народа».
14 февраля председатель сельсовета по требованию сотрудников НКВД написал характеристику, где так отрекомендовал Евдокию Синицыну: «бывшая монашка монастыря, она аккуратно подпольно ведет антисоветскую работу… к этим монашкам, живущим в Филимонках, ходит бывший поп монастыря. Какие у них идут разговоры – ясно, что не в пользу советской власти. Там еще есть бывшие монашки Жукова и прочие, которые ездят часто в Москву как агенты фашизма».
25 февраля послушница Евдокия (Синицына) была арестована и заключена в Серпуховскую тюрьму. На следующий день состоялись допросы. От нее требовали признания в ведении антисоветской агитации, во внушении религии молодежи и детям, в ведении разговоров о притеснении советской властью попов и монахов.
Послушница Евдокия не признала себя виновной в предъявленных ей обвинениях, но согласилась лишь с тем, что действительно говорила как-то, «что раньше в монастыре некоторым монашкам жить было лучше, чем сейчас».
8 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила Евдокию к расстрелу.
Послушница Князь-Владимирского монастыря Евдокия (Синицына) была расстреляна 20 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Прмц. Екатерина (Константинова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Екатерина родилась в 1887 г. в деревне Саврасово неподалеку от Москвы в семье Григория Константинова. Отец ее был зажиточным крестьянином, имевшим столярную мастерскую и бакалейную лавку. С приходом новой власти в 1917 г. все имущество у нее было отнято.
В 1905 г. Екатерина стала послушницей Московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской Заставы. Эта обитель, основанная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», именовалась в народе Скорбященской. Учрежден монастырь был в 1890 г. княжной А.В. Галициной. Ко времени прихода в него послушницы Екатерины в обители имелось четыре храма и женское училище.
После революции монастырь был закрыт, и послушница Екатерина уехала в родное село Саврасово Солнечногорского района. После вступления в колхоз она по состоянию здоровья вышла из него. На жизнь она зарабатывала тем, что стегала одеяла, чинила для колхоза мешки.
Послушница Екатерина была арестована 24 февраля 1938 г. и заключена в камере предварительного заключения Солнечногорского отделения милиции. В тот же день состоялся допрос.
Ей предъявили обвинение в систематическом ведении контрреволюционной агитации против коммунистической партии и советской власти. Виной себя в этом послушница Екатерина не признала.
Следователем для дачи свидетельских показаний был вызван на допрос односельчанин, который рассказал, что «Екатерина Константинова в настоящее время обряд свой монашеский не бросила, имеет связь с попом Нарвским, систематически ведет среди населения и колхозников контрреволюционную агитацию…». На основании этих и других, подобных им, показаний следователь посчитал вину послушницы Екатерины доказанной.
11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Скорбященского монастыря Екатерина (Константинова) была расстреляна 20 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
В 1940 г. в связи с тем, что работники Солнечногорского районного отделения милиции были привлечены к ответственности за использование незаконных методов расследования дел, было пересмотрено дело по обвинению послушницы Екатерины. Передопрошенные свидетели свои предыдущие показания изменили, показав на допросах, что «она была верующая, часто ходила в церковь, но никогда от нее разговоров против колхозов не слышали». Было доказано, что дело в отношении матушки оформлено незаконно. 21 марта 1940 г. решение тройки от 11 марта 1938 г. было отменено и дело прекращено.
Прмцц. Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Антонина родилась в 1880 г. в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье владельца кирпичного завода Андрея Новикова.
16 лет она подвизалась послушницей в Троицком монастыре города Егорьевска. С 1918 г., когда обитель была закрыта, Антонина проживала на различных квартирах, продолжая ходить в монастырский храм на службы. В 1929 г. храм был закрыт, и послушница Антонина переехала в село Алешино Егорьевского района, где прислуживала в храме в качестве сторожа церкви. Через два дня после переезда в Егорьевск – 19 мая 1931 г. – она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму.
20 мая она была допрошена. «С 8 лет, – показала она о себе, – была у тетки в монастыре в городе Рязани, училась грамоте один год, тетка была в монастыре монахиней. Я часто ездила к ней в гости, была душой отдана вере».
Послушница Антонина была арестована вместе с другими монахинями и послушницами, проживавшими в городе Егорьевске и округе. Среди них была послушница Надежда (Круглова), многие годы подвизавшаяся с послушницей Антониной в одном монастыре.
Преподобномученица Надежда родилась в 1887 г. в деревне Денисово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Георгия Круглова.
19 мая 1931 г. она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму.
21 мая ее допросили. «С 9 лет я пошла в школу, – рассказывала Надежда о себе, – проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству… С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила все время». После закрытия в 1918 г. монастыря послушница Надежда перешла жить на квартиру, продолжая прислуживать в монастырском храме до 1929 г., когда храм был закрыт.
26 мая 1931 г. следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину арестованных сестер: «Монашки, после закрытия в 1918 г. Троицкого монастыря города Егорьевска, остались здесь на постоянное жительство, монашествовали, и монастырские правила продолжали до последнего времени. Часть монашек купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и для выполнения монастырских правил – молитв. В церковной сторожке при соборе из монашек до последнего времени существовал хор… В 1930 г. общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено старое кладбище закрыть, имеющееся помещение церкви использовать под клуб, открыть новое кладбище. Тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось количество верующих. Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать».
29 мая 1931 г. тройка при ПП ОГПУ приговорила послушниц Антонину (Новикову) и Надежду (Круглову) к пяти годам ссылки в Казахстан.
Послушница Надежда отбывала наказание в городке Аулиата, в 1934 г. была освобождена, вернулась в Егорьевск и устроилась работать на фабрику, затем уборщицей в школе. Поскольку послушница Антонина вернулась из ссылки нетрудоспособной, послушница Надежда приютила ее у себя, взяв на свое иждивение. По возвращении из ссылки обе послушницы восстановили связь с другими монахинями и игуменьей монастыря, которая к этому времени вернулась из ссылки и поселилась в Егорьевске.
2 марта 1938 г. послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве.
Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству, и других людей. На все требования следователя они отвечали категорическим отказом.
11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу.
Послушницы Троицкого Егорьевского монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были расстреляны 20 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.
Прмцц. Ксения (Петрухина) и Анна (Горохова) (1938): Новомуч. Преподобномученицы Ксения и Анна подвизались в Успенском Брусенском монастыре в городе Коломне Московской губернии.
Преподобномученица Ксения родилась в 1897 г. в селе Чанки Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Семена Петрухина. В 1913 г. Ксения поступила послушницей в Успенский монастырь в Коломне. В 1919 г., после того как монастыри стали безбожной властью закрываться, послушница вернулась в родное село и стала помогать при Введенской церкви; сначала она жила в сторожке при храме, а затем у знакомых, зарабатывая себе на пропитание шитьем одеял.
Преподобномученица Анна родилась в 1896 г. в селе Чанки в семье крестьянина Ивана Горохова; в 1914 г. она поступила послушницей в Успенский Брусенский монастырь, а затем, как и Ксения, в 1919 г. вернулась в родное село и стала помогать престарелому отцу по хозяйству.
Во время гонений на монашествующих в начале тридцатых годов обе послушницы были арестованы – 22 мая 1931 г. – и заключены в коломенскую тюрьму. На допросах они подтвердили, что ходили вместе с другими верующими во Введенскую церковь, собираясь около церкви, вели между собой разговоры о продовольственном снабжении, урожае, говорили, что Господь за грехи не дает ни урожая, ни продуктов, ни товаров, и все это происходит за безбожие и за насмешки над Святой Церковью.
10 июня 1931 г. тройка ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казахстан, и они были этапом отправлены в Караганду.
В 1934 г., по окончании срока ссылки, они вернулись на родину, Ксения стала трудиться санитаркой на врачебном участке при станции Голутвино, а Анна поступила работать в колхоз. Но при этом они не оставили своего рукоделия – шитья одеял и, так же как и раньше, ходили в храм, и вскоре их настигла очередная волна гонений на Русскую Церковь. Послушницы Ксения и Анна были арестованы 5 марта 1938 г. и заключены в коломенскую тюрьму.
Вызванные дежурные свидетели показали, что, хотя послушницы после возвращения из ссылки сами почти ни к кому в гости не ходят и даже для конспирации поступили на советскую работу, однако по-прежнему общаются с местным священником, и у них бывает много народа не только из этого села, но и из других деревень; дома они ведут антисоветскую пропаганду.
Через несколько дней после ареста следователь допросил послушниц. Расспросив, чем они занимались и за что были арестованы раньше, следователь спросил, знают ли они таких-то людей из местных жителей. Получив ответ, что они знают названных, следователь заявил, что послушницы занимались контрреволюционной деятельностью среди колхозников, и зачитал им показания дежурных свидетелей. Ксения и Анна эти показания категорически отвергли, сказав, что ни антисоветской деятельностью, ни агитацией против правительства среди населения не занимались.
10 марта следствие было закончено. 12 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушниц к расстрелу, и они были отправлены из Коломны в Таганскую тюрьму в Москву. Послушницы Ксения Петрухина и Анна Горохова были расстреляны 20 марта 1938 г. и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прп. Павел Препростой (IV). Преподобный Павел, земледелец, человек неученый, был назван Препростым за свое простосердечие и незлобие. Он вел семейную жизнь, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому. Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний вначале не принял его, считая неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у кельи подвижника, сказав, что лучше умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил святого Павла у себя, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом и непрестанной молитвой, и лишь после этого дозволил ему поселиться в отшельнической келье.
За многолетний монашеский подвиг Господь даровал прп. Павлу прозорливость и власть изгонять бесов. Прожив в святой простоте много лет, преподобный, совершив много чудес, отошел ко Господу.
Память его празднуется также 4 октября.
Свт. Павел исп., еп. Прусиадский (IX). Исповедник, претерпел гонение и изгнание от иконоборцев вместе со святым Феофилактом, епископом Никомидийским (память его 8 марта). Скончался мирно около 850 года.
Прп. Лаврентий (1770).
Свт. Нестор, еп. Тримифунский. Получил от Бога еще при жизни дар чудотворения. Скончался мирно.
Прп. Емилиан Италийский. По происхождению был римлянин. В мире назывался Викторином. В молодости он вел разгульную жизнь и впал в великие грехи. Придя же в старость, вспомнил о них и удалился в монастырь, чтобы здесь провести остаток дней своих в иноческом житии. Вся братия удивлялась строгости жизни Емилиана. По временам братия замечала исчезновение Емилиана из монастыря. Об этом узнал игумен и решил съездить за святым. Оказалось, что невдалеке от монастыря находилась пещера, куда святой ходил оплакивать свои юношеские согрешения. Здесь, однажды, любопытный игумен застал Емилиана, но был успокоен видением неземного света. При этом оба они услышали с неба Божественный голос, возвестивший Емилиану прощение его грехов.
Икона Божией Матери, именуемая «Споручница грешных», в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848). Происхождение образа Божией Матери «Споручница грешных» неизвестно. Находилась в мужском Одрином Николаевск