Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 мая

 

Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии (I).

Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305). Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893).

 

Апостол от 70-ти Андроник Ап. от 70-ти Андроник и св. Иуния (Юния) (I). Св. Андроник был из числа 70 апостолов и уверовал во Христа раньше ап. Павла, как о том говорится в послании к Римлянам: «Приветствуйте, – пишет апостол Павел, – Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (XVI, 7). Св. ап. Андроник был епископом в Сирмии Пннонской, хотя, собственно говоря, как апостол был епископом не одного какого-нибудь города или страны, но всей Вселенской Церкви, ибо он обошел многие страны, уча и проповедуя веру в Иисуса Христа, Сына Божия. Имея помощницей себе в этом святом деле дивную Юнию, вместе с ним умершую для мира и Христу живущую, он многих ко Христу привлек, «храмы идольские разоривши, Божественные церкви создавши и нечистых духов от людей отогнавши».

Много пострадавши за Христа, свв. Андроник и Юния, наконец, мученически скончались. Мощи их по особому откровению были обретены в Евгении в царствование Аркадия и Гонория (395-423), вместе с мощами многих других мучеников, имена которых Сам Господь ведает, написавший имена их на небесах в книге жизни.

Память св. ап. Андроника празднуется также 30 июля.

 

Преподобная Евдокия Московская Прп. Евфросиния, в миру Евдокия, блгв. вел. кн. Московская (1407). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича. По благословению святителя Алексия Московского (память его 12 февр.) 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание юной Евдокии с шестнадцатилетним великим князем Московским Димитрием Ивановичем (Димитрием Донским, память его 19 мая). Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия (память его 15 сент.), а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского, память его 28 ноября), который был духовником Евдокии. Прп. Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось пять сыновей и три дочери). Это был поистине благословенный христианский брак.

После кончины вел. кн. Димитрия Ивановича от ран, полученных на Куликовом поле, Московский престол перешел к его сыну Василию. Соправительницей ему была назначена Евдокия. Однако вел. княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Она устроила во дворце своем Вознесенский монастырь. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую жизнь, хотя и не приняла монашества, надела власяницу, а под роскошной великокняжеской одеждой носила тяжелые вериги. Даже пред близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званные обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу. Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощение у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение ради Христа, но, увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.

С именем вел. кн. Евдокии связано одно из самых значительных событий истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей? Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия творила сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 28 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников он отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

Перед кончиной Евдокии ей явился ангел и известил ее о приближающемся исходе. Когда по ее просьбе написали несколько икон ангела, то она узнала его в образе св. Архистратига Михаила. Чувствуя, что последние дни ее приближаются, она пожелала постричься и провести их в затворе и молитве. В то же время она явилась во сне одному слепому нищему и обещала ему исцеление. Сидя на пути ее в монастырь, нищий услышал ее приближение и воскликнул: «Святая княгиня, сделай то, что ты мне обещала!» Но она продолжала идти, точно не понимая его слов, и как бы нечаянно опустила ему рукав своей шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел. Через месяц после удаления своего в монастырь святая скончалась: в постриге было ей наречено имя Евфросиния. Над ее ракой в соборе Вознесенского монастыря было изображено исцеление ею слепого. Ее монастырь считался Царским, и игуменьи его имели привилегию входить к царице без доклада.

Память ее празднуется также 7 июля в день представления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Мчч. Солохон, Памфамир и Памфалон воины (284-305). Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284 - 305). Одновременно с ним приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон. Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана. Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклитиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон. Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов - святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались. Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови. Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа. Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца. По приказу мучителя святого подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим. Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек. Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр. Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу.

Свт. Стефан, патриарх Константинопольский (893). Был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом императора Льва Премудрого. Священный сан он принял при Патриархе Фотии. Когда Патриарх Фотий в 886 году принужден был оставить патриарший престол, на Константинопольскую кафедру был возведен святой Стефан. Святитель бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив и заступался за беззащитных, заботился о вдовах и сиротах, отличался крайним воздержанием. Патриаршествовал с 889 по 893 гг. Скончался он мирно в 893 году и был погребен в Сикеллийском монастыре.

Обретение мощей прмч. Адриана Ондрусовского (1551). Память св. Адриана, кроме настоящего дня, совершается также 26 августа (см. о нем там же).

Мч. Николай Болгарский (1555).

Свт. Афанасий, еп. Христианопольский (XVIII).

Прпп. братья Нектарий и Феофан Метеорские.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz