15/28 мая
Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).
Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских (1481). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).
Прп. Пахомий Великий (ок. 348). Начальник общежительного монашества, родился в Египетской Фиваиде, в окрестностях города Эсве (современная Исна). Родители его были язычниками. Еще до познания Христа в Пахомии обнаруживалась склонность к чистой жизни.
В 310-е годы император Константин вел войну с одним из Тиранов, возможно, Максимином, и двадцатилетний Пахомий вместе с товарищами отправился в армию. В городе Фивы новобранцев разместили в казарме под охраной стражи. Вечером местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Ночью Пахомий взмолился: «Боже, я еще не знаю Тебя, но когда Ты освободишь меня, я буду исполнять волю Твою до конца жизни!»
Одержав победу, император Константин приказал распустить войско. Освободившись, Пахомий поселился в доме на окраине заброшенного села Шенесет в Верхней Фиваиде, крестился в маленькой церкви. В первую же ночь по принятию таинства преподобный увидел сон: с неба на него сходила роса, собиралась в его руке, обращаясь в твердый мед. И был ему голос: «Пойми то, что случилось. Ведь позже то же произойдет и с тобой». Вскоре, почувствовав необходимость духовного руководителя для себя, он оставил селение и направился к известному пустыннику авве Паламону, жившему в двухэтажной келье, устроенной на склоне горы. Старец отказался принять молодого подвижника, рассказав ему о трудностях сурового жития. «Верю, что с Божией помощью выдержу все», – ответил юноша. Тогда авва принял его и облек в иноческие одежды.
Чтобы избежать праздности, подвижники ежедневно пряли шерсть и плели мешки, а если начинали засыпать во время работы, вставали и носили в корзинах песок с места на место. «Бодрствуй, Пахомий, и не повредит тебе сатана», – наставлял ученика авва. Часто Пахомий ходил по пустыне, собирая ветки засохших акаций.
Однажды прп. Пахомий остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос: «Пахомий! Подвизайся на этом месте; построй себе обитель, и многие придут к тебе, чтобы сделаться монахами». Преподобный немедленно пошел к авве Паламону и сообщил ему об этом. Оба они отправились в Тавенниси и устроили обитель – небольшое жилище для иноков. Возвращаясь к себе, авва Паламон предрек свою близкую кончину и будущую славу Пахомиева монастыря. Старец уверил своего любимого ученика, что Господь пошлет ему силы и терпение для управления монастырем. Пахомий присутствовал при кончине и погребении своего наставника.
Вскоре к преподобному в Тавенниси пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним. Братья жили так бедно, что не имели даже второго левитона (короткая, кожаная одежда с рукавами до локтей), чтобы надеть, когда стирали тот, что носили. Иоанн быстро преуспевал в добродетелях и достиг высокого духовного совершенства. Он рано умер, оплакиваемый братом.
Оставшись один, Пахомий подвергался сильным искушениям. Демоны являлись ему во время молитвы, стремясь вызвать в нем греховные помыслы, несколько раз бесы побили подвижника. Пахомий просил Господа отнять у него сон, чтобы, бодрствуя и днем и ночью, обращать противников в бегство. Когда преподобный мужественно перенес пустыннические искушения, Господь послал ему такую силу веры, что он мог буквально наступать на змей и скорпионов и даже, как говорится в житии, «ходить в воде по крокодилам». Однажды ему явился ангел и трижды возвестил: «Пахомий, воля Божия, чтобы тебе служить роду человеческому и воссоединять людей Богом». Постепенно к преподобному стали собираться ученики, которые селились в отдельных кельях. Позже стали селиться по двое-трое. Наставник во всем заботился об новоначальных.
Однажды к Пахомию пришла его родная сестра Мария. Строгий наставник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указаниям брата. Тавеннисские иноки построили ей жилище на другом берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан прп. Пахомием.
Селились в обители и люди с дурными привычками. Убедившись, что их нельзя уврачевать, Пахомий удалял их из общежития, чтобы своим примером они не развращали других. В соседнем селении для таковых была построена церковь, и все издержки по совершению Евхаристии Пахомий взял на себя. Когда невозможно было найти священника, авва приходил в церковь и назидал присутствующих чтением слова Божия. Окружающие миряне под его влиянием сделались истинными христианами.
Преподобному были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, прп. Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни». Под конец своей жизни прп. Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший ученик, преподобный Феодор. После кончины прп. Пахомий был погребен у горы возле обители.
Свт. Исаия, еп. Ростовский, чудотворец (1090). Епископ, инок Киево-Печерского монастыря. По просьбе вел. кн. Изяслава Ярославича был послан прп. Феодосием (память его 3 мая) на игуменство в монастырь св. мученика Димитрия, основанный вел. князем. Там он провел пятнадцать лет, «подражая жизни ангельской», после чего был поставлен митрополитом Иоанном во епископы г. Ростова, тогда еще не утвержденного в христианстве. Святитель обошел с проповедью Святого Евангелия всю землю Ростовскую и Суздальскую, перебил идолов, крестил многих людей, а верующие еще больше утверждались в вере. В конце XII века по представлению святого были обретены мощи его нетленными в Ростовской церкви Пресвятой Богородицы.
Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Блгв. царевич Димитрий, Угличский и Московский (1591). Св. Димитрий царевич был братом и наследником последнего царя из рода Рюриковичей – Феодора Иоанновича. Детей у Феодора не было. Молитвенник, погруженный в духовную жизнь, царь Феодор поручил правление государством шурину своему, боярину Борису Годунову. Малолетний наследник престола невольно мешал честолюбивому правителю, и он стал стараться от него избавиться. Он удалил его с матерью, царицей Марией, и ее братьями, боярами Нагими, в его удельный город Углич и старался доказать, что у него нет прав на престол. Имя царевича он запретил возносить на литургии и, наконец, после безуспешных попыток его отравить, стал искать убийц. Их нашли в лице отца и сына Битяговых и Никиты Качалова (племянника Михайлы Битяговского); подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа. Утром 15 мая 1591 года мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Это у тебя, государь, новое ожерельице?» Волохов ударил его ножом, но неудачно. Тогда Качалов и Данила Битяговский бросились на царевича, зарезали и сбросили тело его с крыльца. В эту минуту на крыльце показалась ничего не подозревавшая царица Мария, а через мгновение ударили в колокол, и возмущенный народ буквально разорвал убийц на части.
31 июня 1606 года мощи св. благоверного царевича Димитрия, невинной жертвы придворных интриг, были обретены нетленными, перенесены в Москву и положены в церкви Иоанна Предтечи, самой древней в городе. А при них была помещена икона св. мученика Уара (память его 19 окт.), написанная по обету царицы Марии в рост новорожденного царевича.
По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 окт.) и Димитрий (26 окт.) – по дню его крещения. Знаменательно, что св. мученик Уар был покровителем св. Димитрия царевича.
В 1812 году церковь св. Иоанна Предтечи была разорена, и на месте ее была воздвигнута часовня, а мощи св. Димитрия были перенесены при императоре Николае I в Архангельский кремлевский собор, где почивали нетленными в открытой раке до наших дней. При них сохранялись его вещи: окровавленная рубашка, платок, нож, которым он был убит, кошелек с 14 копейками, – очевидно для нищих. Икона св. мученика Уара была помещена в приделе его имени Архангельского собора.
Перед мощами св. Димитрия молились об исцелении детей. Он и св. Уар считались их покровителями. Но в Москве знали много случаев исцелений не только детей, но и взрослых по предстательству обоих угодников Божиих.
Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских и 3 июня в день перенесения мощей в Москву.
Прп. Ахиллий, еп. Ларисийский (ок. 330). Он жил в царствование равноапостольного Константина Великого. Прославившись святостью жизни и ученостью, свт. Ахилий был поставлен епископом города Ларисы в Фессалии. Был участником I Вселенского Собора и удивлял всех, успешно посрамляя еретиков. В своем городе он усердно насаждал христианство, разрушая идольские капища, строил и украшал церкви. Святитель Ахиллий имел дар исцелять болезни, особенно беснование, и совершал много чудес. Скончался около 330 г. Мощи его около 978 г. перенесены в Болгарию в г. Преспу (потом село Ахили, названное так по имени святителя).
Прп. Исаия Печерский (1115). Прп. Исаия подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители. Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Пахомий Нерехтский (1384). В начале XIV века у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который, прежде всего, научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие: кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними. Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.
Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его, обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.
В XIX в. по молитвам перед образом св. Пахомия и у его мощей отмечены многочисленные исцеления больных и чудотворения.
Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим, 21 и 23 марта в дни преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.
Прпп. Евфросин (1481) и ученик его Серапион (1480), Псковские.
(Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва арх. Сербский, Савва Крыпецкий).
Прп. Евфросин (в миру Елеазар) родился в 1381 г. в селе Виделебьи в Псковском краю. С детства он начал приучаться к посту, отказавшись от всего сладкого. Кто были его родители – неизвестно, но они дали ему хорошее образование: он знал философию и обладал литературным талантом. Когда он узнал, что родители хотят его женить, он тайно оставил их дом, но лишь по смерти отца поступил в Снетогорский монастырь Пресвятой Богородицы вблизи Пскова и принял там постриг с наречением ему имени Евфросин. Но его влекла к себе отшельническая жизнь. Он посетил Константинополь и ознакомился там с жизнью пустынников и молчальников. А по возвращении своем с благословения настоятеля удалился на безмолвие в лес, на берег реки Толвы, и поселился в шалаше. Здесь ему явились во сне три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – и велели ему соорудить храм во их имя. В схиме прп. Евфросину было возвращено его имя Елеазар, и основанный им монастырь называется Спасо-Елеазаровым. Когда его мать узнала, где он, она пришла к нему. Он велел ей сказать, что лучше им увидеться в другой жизни, причем посоветовал ей постричься в женском монастыре. И совет его мать исполнила. Прп. Евфросин-Елеазар скончался 15 мая в возрасте 95 лет, в 1481 г. Святые мощи его почивали в основанном им монастыре под спудом.
Память его празднуется также 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных св. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Родился прп. Серапион в конце XIV в. в городе Юрьеве, или Дерпте и был воспитан в строгом благочестии. Уже иноком, в возрасте 35 лет, он пришел в Псковские пределы к прп. Евфросину (см. о нем выше) на отшельничество, но не выдержал суровой жизни и ушел против воли своего старца. Однако, прорубая себе дорогу в лесу, он ранил ногу и вернулся к нему с покаянием и остальные 55 лет своей жизни уже не покидал его. Собравшейся братии прп. Серапион служил образцом смирения, послушания и строгого соблюдения устава. Особенно он подвизался в том, чтобы никогда не быть праздным, но каждую свободную минуту посвящать молитве или чтению Священного Писания. Настаивая на особой важности общецерковной молитвы, он говорил, что 12 псалмов, исполненных келейно, не стоят одного «Господи, помилуй», пропетого в церкви. Еще при жизни святой удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений. В 1476 г. исцелился от гнойной раны на ноге латыш-крестьянин Антоний, приложив к ней снег от следов святого. От подвигов прп. Серапион тяжко заболел, но был исцелен явившимся ему прп. Онуфрием Великим (IV в., память 12 июня). За год он предсказал немецкое нашествие 1480 г. и поражение их: ободренные явлением им св. князя Довмонта (память его 20 мая), псковичи изгнали врага.
Скончался прп. Серапион 8 сентября 1480 г. в возрасте 90 лет, и старец его прп. Евфросин, похоронил его. Его одежда была такая ветхая, что по его кончине никто не хотел ее взять. Вскоре на могиле прп. Серапиона прозрел слепой. Прп. Серапион явился одной женщине – Мелании, желавшей утопиться из-за несчастно сложившейся ее семейной жизни, – удержал ее за руку, велел призывать прп. Серапиона и обещал ей свою помощь. Чудеса у гробницы прп. Серапиона продолжались до последнего времени.
Память его празднуется также 7 сентября накануне дня преставления (8 сент.) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Прпп. Игнатий, Харалампий и Памфил Псковские (XV). Прп. Игнатий был пострижеником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.
Память их празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Св. Анастасия Латрийская.