Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 мая

 

Апостола Симона Зилота (I).

Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского (1226). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V).

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

 

Симон Зилот Апостол Симон Зилот (I). Апостол Симон происходил из Каны Галилейской и был сыном святого Иосифа Обручника, братом Господним по плоти и одним из 12-ти апостолов. Именно на его брачном пире Господь совершил Свое первое чудо – претворение воды в вино; пораженный этим, Симон уверовал в Иисуса Христа как истинного Бога и, оставив все, последовал за Ним.

Апостол Симон получил наименование «зилота», то есть ревнителя. После Пятидесятницы он проповедовал Слово Божие в Иудее, Египте, Ливии, Кирине и Британии. Свою жизнь он закончил в Абхазии, близ нынешнего города Сухуми, приняв мученическую кончину от язычников – распятие на кресте.

 

Мчч. Алфий, Филадельф, Киприан, Онисим, Еразм и иные (251). Пострадали при Декии. Первые три св. мученика были родными братьями, сыновьями игемона Виталия, князя Италийского. Обращены они были ко Христу пресвитером Онисимом. Вместе с Онисимом, Еразмом и еще 14 христианами они представлены были царю, по приказанию которого и замучены: братья – в Сицилии, остальные – в южной Италии. Онисиму был положен на грудь большой камень, от которого он и скончался. Еразм с 14-ю были обезглавлены. Алфею отрезали язык, и он умер от истечения крови. Филадельф был сожжен на железной решетке, а Киприан – на сковороде.

В 1517 г. мощи св. братьев были обретены нетленными и положены в храме в  городе Леонтинах.

Мч. Исихий Антиохийский (IV). Святой мученик Исихий Антиохийский жил в царствование Максимиана Галерия (305 - 311) в городе Антиохии, где занимал высокую и почетную должность при императорском дворе. Максимиан издал эдикт, по которому лишал воинского звания и изгонял с военной службы всех христиан. Тем, кто не изменял христианской вере, он приказывал снимать с себя воинские пояса и знаки воинского отличия и переходить на положение наемных слуг. В числе таких был и Исихий. Максимиан приказал Исихию снять с себя одежды сановника, надеть грубую одежду и находиться среди женской прислуги. Через несколько дней он призвал к себе Исихия и спросил: "Неужели тебе не стыдно оставаться в таком бесчестии?" Святой Исихий отвечал: "Честь, которую я имел от тебя, временна". Тогда Максимиан приказал утопить святого Исихия в реке, привязав ему на шею жернов. Год смерти мученика точно не известен.

Преподобная Исидора Тавенская, Христа ради юродивая Прп. Исидора, Христа ради юродивая (IV). Подвизалась в Тавенском монастыре (Египет). Приняв на себя подвиг юродства, девица Исидора вела себя как безумная. Многие из насельниц относились к ней с презрением, но Исидора переносила это с терпением и кротостью, благодаря Бога за все. Она трудилась в поварне и исполняла по монастырю самые грязные работы, очищая обитель от всякой нечистоты. Преподобная Исидора покрывала голову простой тряпкой, а вместо вареной пищи питалась водой, в которой мыла котлы и посуду. Никогда не гневалась, никого не оскорбляла словом, не роптала на Бога и сестер и была молчалива.

Однажды монаху-пустыннику, преподобному Питириму, явился Ангел Божий и сказал: «Иди в Тавенский монастырь. Там увидишь сестру, носящую на голове тряпку. Она служит всем с любовью и переносит безропотно от них презрение, сердце же ее и мысли всегда пребывают с Богом. А ты сидишь в уединении, но мыслью обходишь всю вселенную». Старец отправился в монастырь, но среди собравшихся сестер не нашел указанной ему в видении. Тогда привели к нему Исидору, почитаемую за бесноватую. Исидора упала к ногам старца, прося его благословения. Но прп. Питирим сам поклонился ей до земли и сказал: «Сначала ты благослови меня, честная мать!» На удивленные вопросы сестер старец отвечал: «Исидора выше всех нас перед Богом!» Тогда сестры стали каяться, исповедуя все оскорбления, нанесенные ими Исидоре, и просили у нее прощения. Святая же, тяготясь нежданной для нее славой, тайно скрылась из обители, и дальнейшая судьба ее осталась неизвестной.

Блж. Таисия Египетская Младшая (V). Благочестивые родители Таисии внушили ей искреннее благочестие, но, к сожалению, рано оставили ее сиротой. Добрая и благочестивая девушка, наследовав от родителей богатое имение, обратила дом свой в приют для странников. Особенно радушно принимала она иноков, которых скитские старцы посылали в мир за разными нуждами. Наконец, щедрая хозяйка увидела, что средства ее приходят к концу, и принуждена была оставить свое доброе дело, так как часто и ей самой приходилось уже испытывать нужду и лишения бедности. Впав в нищету, Таисия познакомилась с нехорошими людьми и стала проводить жизнь распутную. Услышав об этом, скитские старцы много горевали, а потом на общем собрании обратились к прп. Иоанну Колову (см. 9 нояб.), чтобы он побывал у Таисии и поговорил с ней, не придет ли она в себя. Старец послушался. Явившись в дом Таисии, старец взглянул на нее, сел возле нее и стал горько плакать. На вопрос Таисии, о чем он плачет, старец ответил, что видит, как сатана играет на щеках и в очах ее.

Вспомнила несчастная девушка прежнюю чистую жизнь свою, сравнила ее с теперешней жизнью, ужас и омерзение объяли ее, и она сказала: «Есть ли, авва, покаяние для подобных мне?» Он ответил, что есть.

Встав, она последовала за старцем в пустыню. При наступлении ночи старец устроил ей из песка ложе и, осенив крестным знамением, сказал: «Спи спокойно». Приготовив такое же ложе для себя, он помолился и уснул. Пробудившись в полночь, старец увидел светлый путь, восходивший от ложа Таисии к небу, и ангелов, в радости возносивших в горняя душу ее. Подойдя к Таисии, он нашел ее мертвою. В смущении бросается старец на землю и молит Господа открыть ему волю Свою. И вот слышит он голос: «И один час покаяния Таисии дороже для Господа долговременного, но холодного покаяния других!» Старец пробыл в молитве до дневного света и похоронил честное тело блаженной.

Прп. Лаврентий Египетский (VI). Инок, подвизался в Египте, отличался необыкновенным смирением.

Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, Печерский (1226). Святитель Симон был возведен на святительскую кафедру из иноков Печерского монастыря и скончался в 1226 году, приняв перед смертью схиму. Святые мощи его почивали в Киево-Печерской лавре. Летопись называет его учительным и милосердным. В жизни своей он старался подражать прп. Феодосию (память его 3 мая). Он оставил 9 повествований о печерских угодниках и о 50 чудесах, сопровождавших создание Великой лаврской церкви. Ему же принадлежит житие прп. Антония Печерского (память его 10 июля), к которому он питал великое благоговение. Известны и два его послания к печерскому иноку Поликарпу, в которых он говорит о печерских подвижниках. На основании его творений составлена первая часть Печерского Патерика. Послания его к Поликарпу вызвали послания Поликарпа к печерскому архимандриту Акиндину о других известных ему печерских подвижниках. На основании Поликарповых посланий составлена вторая часть Печерского Патерика.

Память свт. Симона празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимировских святых; 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Симон Радонежский (XIV-XV). Прп. Симон – ученик преподобного и богоносного Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Вначале около его святого наставника собралось не более 12-ти братий, и долгое время такое число оставалось неизменным. Когда убывал один, приходил другой на его место, так что некоторым это подавало мысль: не по числу ли двенадцати апостолов само собою уравнивается число учеников Сергиевых?

И в 1350 г. пришел к преподобному архимандрит Симон – первый принятый им сверх числа двенадцати. Он был старейшим из архимандритов области Смоленской, известен своими добродетелями и строгой жизнью. Узнав о подвиге прп. Сергия, св. Симон оставил свое настоятельство в Смоленске и свою родную сторону, расстался с близкими и, взяв посох в руки, простым странником пришел в пустыню Радонежскую. Со смирением он просил прп. Сергия взять его в число послушников, и тот с любовью и радостью принял его. Симон жил в послушании у святого игумена, и когда тот удостоился дивного откровения о будущей судьбе своего духовного потомства, то пригласил св. Симона разделить с ним радость. Удивленный нечаянным зовом игумена в ночное время, св. Симон поспешил на его голос, но успел увидеть только часть чудного света и дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее.

На пожертвования архимандрита Симона был построен более обширный храм Живоначальной Троицы и устроены кельи подле него. С этого времени стало умножаться число учеников прп. Сергия.

Прп. Симон представился Богу в глубокой старости, украшенный всеми добродетелями подвижника пустыни.

Погребение его с великой честью совершил его святой игумен.

Память его празднуется 10 мая в день тезоименитства с ап. Симоном Зилотом, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.

Блаженный Симон Юрьевецкий Блж. Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий (XVI). Родился в с. Братском Костромской области в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии Шитовых. С юношеских лет Симон принял на себя подвиг юродства Христа ради и, оставив родительский дом, ушел в труднопроходимые леса. Однажды крестьяне села Елнати, рубившие дрова, встретили в лесу св. Симона. Они стали расспрашивать его, но в ответ он сказал им только свое имя. Крестьяне привели блаженного к местному священнику Иосифу, и тот взял его к себе. Симон стал ходить по домам елнатских жителей и помогать в самых трудных работах, отказываясь от предлагаемой платы. Невзирая на свой тяжкий труд, он часть дня и ночи посвящал молитве. Св. Симон часто бывал в церкви на богослужении. Зимой и летом он носил одну и ту же льняную рубашку и ходил босиком. Блаженный с кротостью переносил все насмешки и унижения, молясь за своих обидчиков. Пятнадцать лет провел святой в Елнати, а затем перешел в г. Юрьевец-Поволжский. Он проводил там время в молитве на церковной паперти, особенно часто приходил в Богоявленский монастырь, где много молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотвержения был угоден Господу, Который прославил блаженного даром врачевания недугов. Однажды св. Симон зашел в дом назначенного в Юрьевец нового воеводы Феодора. Чем-то разгневанный, не зная блаженного, воевода приказал избить и прогнать его. Брошенный у дома воеводы, Симон позвал к себе священника, причастился Святых Таин и предал душу свою в руки Господа. Весь город собрался на погребение блж. Симона. Его тело было похоронено в Богоявленском монастыре, где в 1619 г. над могилой св. Симона была воздвигнута церковь во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Память его празднуется также 4 ноября.

Перенесение мощей прав. Василия Мангазейского (1670). Память его празднуется 23 марта в связи с тезоименитством сщмч. Василия Анкирского (IV) (см. о нем там же). Через 50 лет после гибели (в 1600 г.) гроб Василия показался поверх болота и от него стали проявляться знамения и чудеса. В 1670 г. нетленные мощи Василия были перенесены в Троицкую Туруханскую обитель и положены в богатой раке. На новом месте покоя от мощей Василия совершалось много чудес.

 

Киево-Братская икона Божией Матери Киево-Братская икона Божией Матери (1654). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1654 г. и находится в Киеве, в Киево-Братском монастыре, почему так и называется, но прежде была местной в Борисоглебской церкви в Вышгороде. В 1662 г., переправившись через Днепр, около Вышгорода, крымские татары, воевавшие в союзе с поляками против России, похитили из церкви вместе со священной утварью и св. иконы; но чудотворная икона была пущена по Днепру. Рекою она доплыла до Киево-Подола. Здесь с радостью приняли ее православные и перенесли в Братский монастырь. Предание говорит, что один татарин хотел переплыть на этой иконе через Днепр. Икона поплыла с ним сама, но вдруг остановилась посредине Днепра напротив Братского монастыря. Татарин сначала удивился такому плаванию, но затем начал кричать о помощи, боясь утонуть. Тотчас иноки монастыря приплыли в лодке к нему, взяли икону и спасли его самого. Тогда татарин пожелал креститься и постригся в монахи. С того времени образ пребывает в Братской обители и по имени ее получил свое название.

Празднование Киево-Братской иконе Божией Матери совершается также 2 июня и 6 сентября. Подлинник ее до нашего времени не сохранился.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz