9/22 мая
Прор. Исаии (VIII до Р.Х.). Мч. Христофора Ликийского (ок. 250). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938); сщмч. Василия пресвитера (1939).
Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.).
Прор. Исаия (VIII до Р.Х.). «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» – такими словами свидетельствует пророк Исаия о пришествии Мессии – Господа Иисуса Христа. За ясность пророчества о воплощении Спасителя отцы Церкви почтили св. Исаию именованием «ветхозаветного евангелиста». Священное Писание так говорит о нем: «Пророк Исаия – великий и верный в видениях своих. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе». Пророк Исаия родился около 780 г. до Рождества Христова и, вероятно, происходил из рода царей иудейских. Он получил хорошее образование и в течение своей жизни оказывал немалое влияние на государственные дела. Он был призван Господом на пророческое служение, начало которого было ознаменовано величественным видением. Св. пророк увидел Господа Бога, окруженного множеством шестикрылых серафимов – ангелов Господних, непрестанно воспевающих Бога. И когда пророк испугался, что ему, грешному человеку, было явлено столь великое откровение, то один из серафимов прикоснулся к устам Исаии раскаленным углем, взятым из жертвенника Господня, сказав: «Грех твой очищен». Шестьдесят лет пророчествовал св. Исаия, отвращая иудеев от нечестия и идолопоклонства, наставляя их на путь истины. За время его служения на престоле Иудейского царства сменилось четверо царей. Согласно преданию, прор. Исаия претерпел мученическую кончину во времена царя Манассии, которого он обличал за нечестие. Скрываясь от преследования, пророк укрылся в дупле большого дерева, но был обнаружен и перепилен вместе с деревом.
Мч. Христофор Ликийский (ок. 250). Святой мученик Христофор жил в III веке и пострадал около 250 года, при императоре Декии (249 - 251). Мучения, которые он претерпел, были так велики, и чудеса так поразительны, что обратили ко Христу, по словам св. Амвросия, около 48 000 язычников
О жизни и чудесах его существует много различных сказаний. Память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах, особенно в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. О происхождении его говорится по-разному. По одним источникам - он происходит из хананеев, по другим - киноцефалов.
Святой Христофор был человеком высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что было связано с его обезображенной внешностью. Еще до Крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Декию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: сухая трость в руке святого расцвела, по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой.
Св. мощи его из Ликии перенесены были сначала в Толедо в Испании, а потом в аббатство Сен-Дени во Франции.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Свет чудес почившего Божия Угодника Николая, архиеп. Мир Ликийских просиял вскоре по блаженной его кончине (в IV в.), когда честные его мощи начали источать целебное и благовонное миро, и скоро достиг самых крайних пределов, где только были христиане.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 г. свт. Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.
Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.
Баряне окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет, и ее охраняют только четыре старика-монаха. Баряне под угрозой пыток заставили одного малодушного монаха указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в которое и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 г. они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви св. Евстафия где они почивают и поныне.
Память святителя Николая Мирликийского празднуется также 6 декабря (см. о нем там же).
Прп. Иосиф Оптинский (1911). Оптинский старец иеросхимонах Иосиф, в миру Иван Евфимович Литовкин, родился 2 ноября 1837 г. в селе Городище Харьковской губернии, в семье благочестивых родителей. Его мать и отец были очень милостивы к бедным, раздавая свои достатки щедрой рукой.
В семье было шестеро детей. Маленького Ивана, названного так в честь Иоанна Милостивого (память его 12 нояб.), с самого раннего детства воспитывали в любви к молитве и в благочестии.
Избранность будущего подвижника проявилась очень рано, когда восьмилетний отрок был удостоен явления Божией Матери. Однажды, играя во дворе, он вдруг изменился в лице, поднял голову и руки кверху и тут же упал без чувств. Когда его стали спрашивать, что с ним случилось, он ответил, что видел в воздухе Царицу Небесную, что на ней была корона с крестиком, а около нее было «такое солнце…не знаю, как сказать!»
С тех пор он очень изменился, сделался тих, задумчив и стал уклоняться от детских игр, в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной.
В одиннадцать лет мальчик остался круглым сиротой, и началась жизнь скорбная, полная трудов и лишений. Отрок перебивался поденной работой и жил по чужим углам.
В этот период молитва была неизменной спутницей его скорбной жизни, а храм – единственным местом утешения. Через несколько лет он поступил на службу к таганрогскому купцу, который, сердечно расположившись к старательному, добросовестному и смиренному юноше, решил женить его на своей дочери, но этого не произошло. Предоставив все воле Божией, Иван испросил у хозяина разрешение сходить на богомолье в Киев. По дороге зашел в Борисовскую женскую пустынь. Там мудрая старица схимонахиня Алипия посоветовала ему идти в Оптину, к старцам. Монахини Белевского монастыря, ехавшие в Оптину, взяли его с собой. В Оптиной они, шутя, сказали старцу Амвросию (память его 10 окт.), что привезли с собой «брата Ивана». На это прозорливец совершенно серьезно ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам, и вам», промыслительно указав на предстоящее старческое служение будущего своего преемника, которому суждено будет окормлять иноков Оптиной и инокинь Шамордина. Встреча старца Амвросия и «брата Ивана», определившая всю его дальнейшую судьбу, произошла 1 марта 1861 года. Прозорливый старец Амвросий сказал ему: «Зачем тебе в Киев, – оставайся здесь».
Вскоре новоначальный послушник был определен одним из келейников Батюшки. Новый келейник перешел в «хибарку» старца Амвросия, где и прожил более полувека – тридцать лет вместе с преподобным старцем и еще двадцать – без своего великого наставника. Здесь в «хибарке» старца Амвросия, сделавшейся для него «училищем благочестия», он восходил по лествице добродетелей, постигал монашеское делание и стал со временем сам наставником монахов.
15 апреля 1864 года Иван был пострижен в рясофор, а 16 июня 1872 года – в мантию с именем Иосиф (в честь прп. Иосифа Песнописца – память его 4 апр.).
Глубочайшее смирение отца Иосифа соделало его душу сосудом, способным вместить, удержать и приумножить добродетели и духовные дарования своего великого отца и старца.
В 1877 году отец Иосиф был посвящен в сан иеродиакона, а 1 октября 1884 года, в день торжественного открытия Шамординского монастыря, устроенного заботами батюшки Амвросия, – в сан иеромонаха. Его свяшеннослужение всегда было неторопливое, благоговейное, и сам он в дни служения делался особенно радостным.
Несмотря на хлопотливое послушание и постоянное пребывание на народе прп. Иосиф очень много читал творений святых отцов, черпая для себя неистощимые дарования мудрости духовной, к которым прибегал, наставляя приходивших к нему за советом и утешением.
Старец Амвросий доверял о. Иосифу во всем, называя его своей правой рукой, и в течение тридцати лет, до самого своего отъезда в Шамордино, никогда не разлучался с ним. Одна раба Божия, юродивая, была у прп. старца Амвросия и, увидев отца Иосифа, сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте». Так Промысл Божий почти с самого начала предсказывал его старчествование.
В феврале 1888 года отца Иосифа постигла тяжелейшая болезнь. В ожидании неминуемой, казалось бы, смерти его 14 февраля постригли в схиму, а на другой день прочли отходную. После этого отец Иосиф сказал ходившему за ним брату пойти к Старцу и передать ему, что он просит отпустить его с миром. Однако Старец велел посланному вернуться к болящему со словами: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Брат в точности исполнил приказание Старца, и только он произнес эти слова, как больной попросил чаю, и с этой минуты ему стало лучше.
Во время этой болезни, которая, как оказалось, была не к смерти, а к славе Божией, Своего избранника снова, как некогда в детстве, посетила Царица Небесная. «Потерпи, любимче Мой, немного осталось», – утешала Она его. Как и другой светильник земли Российской, великий Серафим Саровский чудотворец (память его 2 янв.), прп. Иосиф сподобился от Самой Честнейшей Горних Сил Царицы Богородицы услышать слова сии: «Любимче Мой…»
Настало лето 1890 года. Впервые за тридцатилетнюю совместную жизнь старец Амвросий, уезжая в Шамордино, не взял с собою о. Иосифа: «Ты здесь нужен». «Не вернется сюда больше Старец…» – промелькнуло у него в голове.
С отъездом старца Амвросия монахи, привыкшие к старческому окормлению, стали ходить к отцу Иосифу, и многие начали у него исповедоваться. Во время Рождественского поста батюшка Амвросий, сильно ослабевший, стал посылать своих шамординских духовных чад в Оптину исповедоваться у отца Иосифа. Этим Старец как бы показывал, что он их передает отцу Иосифу.
10 октября 1891 г. преподобный старец Амвросий блаженно почил. В это-то скорбное время обнаружилось все величие духа прп. Иосифа. В нем многие скорбящие нашли духовную поддержку и почувствовали, что дух почившего батюшки Амвросия живет в новом старце. И Оптинская братия, никем не понуждаемая, стала относиться со своими душевными нуждами к прямому наследнику духовных дарований Оптинского старчества отцу Иосифу. Шамординская обитель также вручила себя его руководству, а за ними и другие обители и миряне.
Старческое руководство батюшки Иосифа отличалось сдержанностью, ровностью отношений ко всем, немногословностью. Его краткие ответы и сжатые наставления были сильнее и действеннее самых обстоятельных и продолжительных бесед. Своей любовью он смирял самые бурные сердца, от него веяло всегда такой небесной тишиной, что в его присутствии самые неуступчивые, гордые и строптивые совершенно изменялись.
На исповеди Батюшка был всегда серьезен, замечания его как-то особенно проникали в глубь сердца и будили сознание своей греховности пред Богом. Безнадежный грешник, побывав у преподобного Иосифа, обновлялся духом, изменялся к лучшему. Кроме таинственного влияния своего благодатного слова на душевное расположение человека, отец Иосиф имел еще несомненный дар исцеления, как от страстей, так и от телесных болезней. Сохранилось множество свидетельств и удивительной прозорливости Старца. Дар прозорливости в преподобном Иосифе во многих случаях соединялся с даром оказания молитвенной помощи тем людям, о которых Старцу было открыто, что они находятся в опасном положении.
Сохранились свидетельства лиц, явно зревших угодника Божия, осиянного блогодатным светом, светом нетварным. Например, однажды это было так: «…через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высотою, а также широкий луч света, падающий на него сверху, потолок келлии как бы раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо Старца сделалось благодатным, и он улыбался».
Известно, что старец Иосиф обладал даром Иисусовой молитвы.
В конце 1893 года заболел предсмертной болезнью скитоначальник и общебратский духовник преподобный Анатолий (память его 25 янв.); и тогда по общему выбору и желанию всей братии духовничество было передано старцу Иосифу. Он так же просто и покорно, как и все принимал, принял на себя и это великое и тяжелое служение. В январе 1894 года старец Анатолий скончался, и старец Иосиф был назначен скитоначальником.
Будучи человеком внутренней жизни, он, тем не менее, удивительно умел соединять в себе свойства, требуемые начальническими обязанностями и долгом старчества. По отношению к братии он был тверд, строг и взыскателен; учил смирению, терпению, нелицемерному послушанию, монашескому поведению.
Наступила Пасха 1911 года. Первые дни Пасхи преподобный принимал всю братию, был оживленный, бодрый и чувствовал себя хорошо, но на третий день Пасхи, 11 апреля, Старец занемог. В последующие дни болезнь усилилась. 20 апреля в келлию Старца была принесена скитская чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы и отслужен молебен. Он ясно видел приближение часа исхода из сей жизни, и готовился к этому спокойно, радостно, весь погруженный в молитву и созерцание.
Блаженной, мирной кончины сподобил Господь верного раба Своего. 9 мая 1911 года в 10 часов 45 минут Старец испустил последний вздох. В эту ночь некоторые из иноков, не зная еще, что Старец скончался, видели его во сне светлым, сияющим и радостным. В момент его погребения на могиле исцелилась одна бесноватая крестьянка.
Память его празднуется также 11 октября вместе с Собором Оптинских старцев.
Сщмч. Димитрий (Воскресенский) пресвитер (1938): Новомуч.
Сщмч. Василий (Колосов) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1891 г. в селе Спас-Дощатый Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексия Колосова. По окончании Рязанской Духовной семинарии до 1927 г. он служил псаломщиком во Введенском храме в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области. В этом же году Василий Алексеевич был рукоположен во священника к Введенскому храму. Первое время своего служения он часто говорил в храме проповеди, но вскоре до него стали доходить сведения, что некоторые его проповеди истолковываются как антисоветские, и он перестал проповедовать.
В Подлесной Слободе было всего триста домов, но поскольку в селе размещался сельсовет, то было много коммунистических активистов и активных безбожников, готовых перетолковать всякое слово священника; для них он в силу самого церковного служения был врагом и социальным противником.
В декабре 1929 г. ОГПУ арестовало нескольких крестьян из Подлесной Слободы, предъявив им обвинение в агитации против создания колхозов. Начав ограбление крестьянских хозяйств, местные власти потребовали уплаты налога и со священника, оценив его годовой доход в 800 рублей, и отец Василий, хотя и с большим трудом, выплатил 300 рублей, которые от него требовали. Как только это произошло, они пересчитали сумму дохода и стали утверждать, что священник получает в год 1800 рублей, и потребовали уплаты налога в сумме дополнительных 300 рублей. Поскольку у священника такой суммы не было, 27 января 1930 г. сельсовет реквизировал часть его имущества, но и этого не хватило на покрытие долга.
30 января 1930 г. председатель сельсовета Подлесной Слободы дал показания против арестованных крестьян и еще не арестованного священника. Он заявил, что священник систематически проводит антисоветскую агитацию, заключающуюся в утверждениях, что советская власть, отбирая землю у единоличников, вскоре их всех оставит без земли, а коллективам это ничего кроме закабаления и разорения не даст. В коллективах будет барщина и крепостное право, но скоро придет конец этому издевательству.
В тот же день отец Василий был арестован и допрошен. Священник показал: «Чистосердечно признаюсь, что в беседе с гражданами выказывал свое недовольство тяжестью налогов на духовенство и церковь. Что же касается совхоза и колхоза, то я об этом ничего не говорил».
После допроса отца Василия перевезли в Коломенскую тюрьму и его дело присоединили к делу ранее арестованных крестьян. В тот же день священнику и крестьянам объявили, что следствие закончено, но если они желают, то могут дать дополнительные показания. Отец Василий заявил на это следователю, что признает только то, что действительно говорил о тяжести налогов, в остальном же себя виновным не признает.
3 марта 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь. К различным срокам заключения и ссылки были приговорены и девять крестьян. В дополнение ОГПУ приговорило к высылке в Северный край и семьи всех осужденных с конфискацией имущества. Но с этим уже категорически были не согласны осужденные крестьяне и священник, и 29 апреля они направили из тюрьмы заявление в прокуратуру.
13 августа 1930 г. решение ОГПУ о высылке семей крестьян и священника было отменено, а сами приговоренные были отправлены в различные концлагеря.
В 1934 г. отец Василий вернулся из заключения домой и был направлен служить в Преображенский храм в село Струпна Зарайского района, где он прослужил до начала нового периода гонений на Церковь и своего ареста. Отец Василий был арестован 27 сентября 1937 г. и заключен в одну из тюрем Коломенского района. На следующий день следователь допросил священника. Его обвинили в занятии активной контрреволюционной деятельностью и в высказывании террористических настроений против коммунистов. Виновным себя в этом священник не признал.
После допроса священника были вызваны лжесвидетели, которые подписали соответствующие показания, и 3 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения, и он был направлен в лагеря Бамлага. В 1939 г. он оказался в одном из лагерей Свердловской области, последнем месте своего земного пребывания. Священник Василий Колосов скончался в заключении 22 мая 1939 г. и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Мч. Епимах Новый (ок. 250). Пострадал в Александрии. Память его празднуется также 11 марта – перенесение мощей, 31 октября – в день мученической кончины (см. о нем подробнее в этот день).
Мч. Гордиан (362). Пострадал в Риме.
Прп. Шио Мгвимский, Иверский (VI) (Груз.). Прп. Шио происходил из Сирии, уроженец города Антиохии. С детства он отличался благочестием и чуждался красот мира сего. В то время близ Антиохии в безлюдной пустыне поселился великий сирийский подвижник, авва Иоанн Зедазнийский (память его 7 мая) со своими учениками. К нему и пришел 20-летний Шио в поисках духовного наставника. Тайно он ушел от своих родителей и, припав к ногам великого отца восточного монашества, просил принять его в число своих учеников.
Приняв пострижение от рук аввы Иоанна, Шио проводил жизнь строго подвижническую, постепенно восходя от совершенства к совершенству.
Когда св. Иоанн по повелению Божию отправился в Иверию (Грузию), чтобы утвердить в вере просвещенных св. Ниною грузин, то в числе 12 учеников был и Шио.
В Иверии святые отцы первое время пребывали все вместе в молитве, богомыслии и суровых подвигах, служа Богу и людям. Через два года св. Иоанна посетила Небесная Покровительница Иверийского царства Пресвятая Богородица вместе с Ее верной служительницей равноапостольной Ниною. Они повелели всем 12-ти ученикам св. Иоанна отправиться на апостольские труды в разные концы Иверии.
Св. Шио отправился один, как великий хранитель безмолвия. Придя в одно пустынное место на берегу реки Куры, он нашел себе тесную пещеру и в ней поселился, не имея заботы ни о чем телесном. Без пищи и пития он провел 40 дней, упражняясь в непрестанной молитве. На сороковой день враг нашего спасения – диавол, видя такой подвиг святого, с яростью ополчился на него. Не было такой язвы, которой он не пытался бы уязвить его, но все старания беса были напрасны. Св. Шио по-прежнему душевные очи свои держал устремленными к возлюбленному им Христу и, возлагая непоколебимую надежду на Спасителя, был неподвижен. Тогда однажды множество бесов с ужасным шумом и криком обрушились на святого, пытаясь поразить его раз и навсегда, но блаженный Шио, нисколько не смутившись, продолжал свою пламенную молитву. Тогда бесы, в бессильной злобе оставляя святого, сказали: «Гордый монах, князь наш, который занят теперь убийством Иоанна, завтра придет и погубит тебя». Всю наступившую ночь Шио провел в молитве вне пещеры. С рассветом необыкновенный свет осиял его, и он увидел у входа в пещеру Заступницу всех христиан Пресвятую Деву Богородицу со св. Иоанном Крестителем, покровителем пустынножителей, и множеством небожителей. Пресвятая Дева утешила подвижника и вложила ему в руку что-то похожее на хлеб. Когда Шио по повелению Богородицы съел это, то уста его исполнились необыкновенной сладости. С тех пор он уже никогда не испытывал голода. Господь питал его как пророка Илию в пустыне, посылая каждый день с голубем небесный хлеб.
Вскоре стала собираться братия. Число иноков все умножалось, но не было храма для совершения службы. Чтобы узнать, где Богу угодно воздвигнуть храм во славу Его имени, святой взял зажженные угли и ладан, положил их на ладонь и встал на молитву. Вскоре дым от курящегося ладана, подобно столпу, поднялся на высоту и пошел к ущелью, где стояли кельи иноков, и там остановился. Здесь была построена и освящена соборная церковь в честь Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Крестителя. Обитель все разрасталась. Однажды иноки пришли к св. Шио с жалобой на диких зверей, от которых в тех местах никому не было покоя. По молитве святого все звери разбежались, кроме одного волка, который по слову святого начал пасти ослов, питаясь пищей, которую вкушали сами иноки.
Перед своей кончиной прп. Шио удалился в пещеру, в затвор, на больший подвиг. Тело его окончательно изнурилось от великих постов, трудов, бдений и от страшной сырости пещерной, лицо его почернело и изменилось до неузнаваемости.
Когда наступило время кончины блаженного, то Господь через ангела Своего известил его о дне смерти. Св. Иоанн, также узнав об этом, поспешил к своему возлюбленному ученику. Св. Шио, оставаясь в пещере, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, что немедленно и было исполнено. 9 мая, приобщившись Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Бога и воздев руки свои к небу, св. Шио с молитвой предал дух свой Богу.
Прмч. Николай Вунени (700). Пострадал от меча аваров в Фессалии.
Перенесение мощей мч. Младенца Гавриила Белостокского (1775). Святые его мощи были перенесены из Успенского Заблудовского монастыря в Слуцкий монастырь в 1775 году (см. о нем подробнее 20 апр.).
Мцц. Каллиника и Акилина.
Св. Пров.
Св. Стратоник.
Перекопская икона Божией Матери (1709). Эта чудотворная икона находилась в городе Варвы, Лохвицкого уезда, Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы пред этой чудотворной иконою Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, хотя те и пытались сделать это. Такое чудесное заступление Богоматери совершилось в 1709 году, во время похода шведского короля Карла XII на Россию. Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес, почему жители г. Варвы и относятся к ней с благоговением.