20 мая / 2 июня
Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431).
Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины.
Мчч. Фалалей, Александр и Астерий Эгейские (ок. 284). Св. Фалалей происходил из рода христиан, живших вблизи Ливана. Он был красив лицом и занимался безмездным врачеванием болезней. В правление Нумериана, 18-ти лет от роду, он был схвачен и представлен в Эги Каликийские пред нечестивое судилище. Спрошенный игемоном, кто он и откуда, святой смело отвечал, что он из рода христиан Ливанских, схвачен был по приказанию игемона Тиверия и претерпел от него за имя Христово муки. Он также рассказал, что смог сбежать, с помощью Бога своего, но вот теперь опять схвачен. Теперь же он убегать не будет, так как уверен, что Господь Иисус Христос поможет ему до конца пострадать за имя Его.
Тогда мучитель приказал двум воинам, Александру и Астерию, провертеть сверлом ноги мученика и, продев в дыру веревку, повесить. Воины стали исполнять это приказание, но вместо ног святого, по попущению Божьему, провертели, не замечая того, дерево и, продев в отверстие веревку, повесили его. Приняв это за издевательство над собой, мучитель приказал бить воинов, которые под ударами кричали: «Теперь и мы начинаем быть христианами, ибо веруем во Христа и за Него страдаем». Тогда игемон приказал отсечь им головы; так они, исповедуя Христа, и скончались. Святой мученик еще не раз изумлял народ силой благодати Божией, в нем пребывающей, и потом был тоже усечен мечом.
Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431). После смерти святителя (память его 12 февр., †1378) его святые мощи были обретены в 1431 году. В 1486 году они были перенесены во вновь созданный в Чудовом монастыре храм его имени. Когда обветшал и этот храм, были сооружены две новые церкви – Благовещения и святителя Алексия, соединенные одним кровом, между которыми и были поставлены святые мощи святителя. Это второе перенесение мощей случилось 20 мая 1686 года, при царях Иоанне и Петре. После разрушения монастыря в советское время мощи свт. Алексия были перенесены сначала в Успенский собор Кремля, а затем в Елоховский Богоявленский кафедральный собор, где и покоятся в настоящее время.
Мч. Аскалон Антинойский (ок. 287). Святой мученик Аскалон был христианином, родился в городе Ермополе Великом (Средний Египет). Святой пострадал в III веке при Диоклитиане (284 - 305). Приведенный к правителю Арриану, Аскалон смело исповедал свою веру и отказался принести жертву языческим богам. Святой предрек Арриану, что придет час, когда и он вынужден будет назвать Иисуса Христа Единым и Истинным Богом. По приказу Арриана святого стали жестоко мучить, подвесили и терзали железными орудиями, так что куски тела его падали на землю. Святой Аскалон молча переносил муки. Когда один из присутствовавших, подойдя к нему, сказал: "Смотрите, он уже без чувств и близок к смерти", - святой мученик ответил: "Я не лишился чувств и неустанно славлю Бога моего и Создателя".
Правитель Арриан приказал везти мученика в город Антиною, расположенный на противоположном берегу Нила, для продолжения пыток, куда намеревался вскоре прибыть сам. Но мученик обратился с молитвой к Богу, прося Его удержать лодку Арриана до тех пор, пока он не исповедает Имя Господа Иисуса Христа пред всем народом. И вот лодка Арриана на середине реки внезапно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Арриан приписал чудо действию волшебных чар Аскалона. По повелению святого правителю пришлось написать исповедание Единого Истинного Бога, и тогда лодка приплыла к берегу. Войдя в город, Арриан приказал опять повесить святого Аскалона и обжигать его тело огнем, после чего приказал утопить его в глубине реки. Провожавшим его христианам мученик сказал: "Старайтесь, братья, получить награды от Господа Бога. На третий день, дети мои, приидите в северную часть города и там найдете мое тело. Похороните его вместе с привязанным к нему камнем". Кончина мученика Аскалона последовала около 287 года, неподалеку от города Антинои. На третий день христиане нашли тело мученика и согласно завещанию похоронили его с честью вместе с камнем.
Прпп. Завулон и Сосанна, родители равноап. Нины, просветительницы Грузии (III-IV).
Память равноап. Нины празднуется 14 января (см. о ней там же). Преподобные Завулон и Сосанна происходили из города Коластры в Каппадокии. Завулон был сыном знатных и благочестивых родителей, родственником великомученика Георгия Победоносца. Оставив свой город, он отправился в Рим, чтобы службой у императора Максимиана поддержать честь своего рода. Тогда же в Коластре жила одна благочестивая чета, имевшая сына и дочь – Ювеналия и Сосанну. По смерти обоих супругов брат с сестрой остались сиротами, без крова и приюта. Они решили пойти в Иерусалим, где нашли себе место при храме Воскресения Христова. Сосанна поступила в услужение к благочестивой старице – диаконисе при Святом Гробе.
Завулон по прибытии в Рим был назначен начальником войска. Царь галлов и многие вельможи, которых он пленил в бою, были обращены им в христианство. Испросив у императора помилование пленным, Завулон по благословению патриарха со священниками и царем обратил в христианство жителей столицы галлов. Впоследствии Завулон отправился в Иерусалим, чтобы послужить от своего богатого имения святым местам и нуждающимся. Там он подружился с Ювеналием, братом Сосанны, который стал к тому времени патриархом Иерусалимским. Патриарх, видя благочестие Завулона, выдал за него свою сестру.
По совершении брака супруги отправились в свой родной город. Вскоре у них родилась дочь Нина, которую они воспитывали в страхе Божием, стараясь развить в юном сердце сострадание к нищим. Когда дочери исполнилось 12 лет, родители распродали все имение и отправились в Иерусалим. Там Завулон возжелал посвятить себя пустынной жизни; взял у патриарха благословение, простился со своей женой и дочерью и отправился за реку Иордан, где в пустынных местах укрылся от взоров человеческих. Сосанна была поставлена братом на служение нищим сестрам, находившимся при храме Гроба Господня. А Нина была отдана в услужение и обучение благочестивой старице (пока Господь не сподобил ее на предлежащий подвиг), на которое она получила благословение и от своей преподобной матери.
Преподобные Завулон и Сосанна были прославлены Грузинской Православной Церковью 23 декабря 1996 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 апреля 1997 г. они были внесены в диптих святых Русской Православной Церкви.
Прп. Фалассий мироточец, Ливийский (ок. 660). Фалассий был пресвитером и игуменом Ливийской обители. Современник прп. Максима Исповедника (память его 21 янв.), он усердно подвизался и прилежно изучал Священное Писание, оставив после себя много драгоценных богословских сочинений, которыми пользовались многие знаменитые учители Церкви, как, например, Иоанн Дамаскин (память его 4 дек.) и Максим Исповедник. Представился мирно.
Прпп. Никита, Иоанн и Иосиф Хиосские (1050). Основали монастыри на острове Хиосе. Благоугодив Богу, мирно скончались около 1050 г.
Блгв. кн. Довмонт, во Святом Крещении Тимофей, Псковский (1299). По происхождению он был из литовских князей Нальшанских. Когда в Литве произошел государственный переворот, Довмонт и с ним 300 литовских семей, спасаясь от своих врагов, бежали в Псков, где он и принял святое крещение с именем Тимофей в 1265 г. Будучи избран князем Пскова, в течение 33 лет св. князь был защитником города и всегда был в мире и согласии с народным вече. Св. Довмонт регулярно посещал церковные службы. Им был построен Богородицкий монастырь и много храмов. Он заботился и об оборонительных укреплениях своего города: вокруг Крома (Кремля) возвел еще одну систему каменных стен, впоследствии получивших название Довмонтова города. Кн. Довмонт прославился и как полководец – защитник Пскова от литовских рыцарей, подобно св. кн. Александру Невскому, на внучке которого, княжне Марии Димитриевне, Довмонт был женат. Из многих побед, одержанных св. князем, наиболее прославлены Раковорская битва 1268 года и битва 5 марта 1299 года при реке Великой, у самого Пскова. После нее св. князь вскоре скончался и был погребен в Троицком соборе. Мощи его пребывают там и по сей день.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.