2/15 мая
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115).
Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654). Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).
Путивльской иконы Божией Матери (1635).
Свт. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский (373). Святой Афанасий родился в Александрии в христианской семье. С детства, полюбив храм Божий, он и в играх со сверстниками копировал церковные службы. Детям из языческих семей он рассказывал о Спасителе и по их просьбе совершал над ними обряд крещения на берегу моря. Эти игры увидел епископ Александрийский Александр и, убедившись в правильности совершаемого таинства, признал его действительным. Когда Афанасий вошел в возраст, еп. Александр рукоположил его в диаконы и взял на Никейский Собор (325), где молодой клирик выступил с опровержением ереси Ария. По смерти еп. Александра диакон Афанасий был избран его преемником и возглавил Алексанорийскую Церковь. Всю свою жизнь святителю пришлось продолжать борьбу, начатую им в юности. Арианство то почти исчезало, то вновь распространялось. Был момент, когда свт. Афанасий оставался единственным православным епископом, все же другие уклонились в ересь. Более двадцати лет терпел свт. Афанасий гонения и преследования от еретиков. Неоднократно его ссылали, пытались умертвить… Но, вновь и вновь призываемый верующими на свою кафедру, он неуклонно продолжал отстаивать чистоту Православия. Свт. Афанасий оставил огромное духовное наследие: комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, апологетические и догматические сочинения, а также житие прп. Антония Великого, с которым был очень близок.
Память ему празднуется также 18 января.
Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Память этим мученикам и страстотерпцам празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей (там же о них приведено подробно), во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.
Второе перенесение мощей свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при вел. князе Владимире Мономахе (1113-1125) и празднуется 2 мая. При этом исцеления больных и чудеса продолжались в изобилии. Например, одна женщина с отсохшей рукой провела у мощей святых целую ночь в молитве, и утром во время литургии, перед самым чтением Апостола, она получила исцеление. Получил прозрение и один слепой после нескольких дней молитвы свв. мученикам Борису и Глебу.
Мчч. Еспер и Зоя и чада их Кириак и Феодул (II). Эти святые мученики были странниками на земле. Они были купленными рабами знатного римлянина Катула и его жены Терции. Катул купил их в Памфилийском Малоазиатском городе Атталии, куда они были приведены из своей родной страны Фригии. Тяжело было верным рабам Христовым жить в доме язычника, идолов за богов почитавшего и приносившего им нечистые свои жертвы. Боясь оскверниться идоложертвенною пищей, святая семья ничего из выдававшейся им пищи не вкушала. Св. Зоя, занятие которой состояло в кормлении домашних животных, часть этой пищи, обыкновенно, бросала собакам, а остальное раздавала нищим и убогим, советуя им оставить язычество и сделаться христианами.
Один раз, когда Еспера не было дома, Кириак и Феодул стали просить матерь свою Зою, чтобы она представила их Катулу. Они говорили, что не могут жить с нечестивыми, лучше им умереть. Однажды они подошли к господину своему и смело заявили, что они исповедуют единого Бога и Господа Иисуса Христа. Смущенный этим заявлением, Катул приказал их всех удалить из своего дома в село Тритолию. Но вот в доме Катула торжество по поводу благополучного разрешения от бремени его жены Терции. Приносятся обильные жертвы, кругом веселье и радость. Не забыли и о рабах. Через особого слугу им посылают вино и мясо от языческой жертвы, главным образом, для того, чтобы испытать веру их. Раньше, чем слуга успел подойти к ним, святая Зоя, подбежав к нему и схватив мясо, бросила его псам, а вино пролила на землю. Обратившись к мужу и детям, она сказала: «Не убоимся ярости нечестивого Катулла. Мужественно вытерпим все муки и войдем в небесный град Христов со святыми!»
Их раздели, подняли и стали терзать железными когтями. Катул повелел бить Еспера и Зою, а потом приказал бросить всех их в огненную печь, приставив к ней стражу. Мученики возопили: «Господи Иисусе Христе, прими в мире души наши!» И тот час предали свои святые души в руки Божие.
Это произошло в г. Атталии в царствование Адриана (117-138).
Блгв. и равноап. царь Борис во Святом Крещении Михаил (907), принявший Крещение со своим народом в IX веке (Болг.). Борис княжил над болгарами с 840 по 906 год. Он был сын Звинича (Пресиама), а Звинич был брат Маломира и Бояна и, значит, внук Грубоша. Княжение Бориса было несчастливо. Планы его о войне с греками не осуществились; походы на сербов и хорватов окончились неудачно; франки, против которых выступил Борис с Паннонскими славянами, в 853 г. разбили его войска. В довершение беды появился среди болгар голод, а потом мор, уносивший сотни жертв.
Все эти беды невольно наводили князя на размышления. Очевидно, Бог не давал Своей помощи им, язычникам, как то приходилось Борису неоднократно слышать от исповедников веры Христовой. И вот Борис просит у греков Святого Крещения. Заключается мир с ними. Они дарят Борису Загорье (южный склон Балканских гор) и посылают к болгарам епископа. Борис принимает Святое Крещение и новое имя Михаил в честь греческого императора. Знаменитый Патриарх Константинопольский Фотий посылает Борису целое послание, в котором советует ему распространять веру Христову, строить в земле своей церкви, собирать в них народ и умолять Господа о спасении душ своих. С Борисом крестились некоторые из близких к нему, но, большей частью, бояре и народ были против новой религии. Однако мало-помалу язычники стали познавать истину и креститься. Архиепископ Иосиф учил народ вере, строил храмы монастыри, ставил епископов и священников.
Но вот врываются в Болгарию католические миссионеры. Мало утвержденный еще в вере князь под их влиянием просит римского папу Николая прислать к нему искусных учителей и учредить в Болгарии независимое патриаршество. Обрадованный папа шлет двух бискупов Павла и Формоза с собственным посланием. Начинаются новые порядки. Скоро, однако, князь осознал свою ошибку. Папа не давал ни патриарха, ни защиты от немцев. Народ был недоволен и просил православных священников. Борис опять допускает православных пастырей и, чтобы развязаться с папой, отправляет в 869 г. послов в Константинополь. Здесь собран был собор, на котором присутствовали как папские легаты, так и уполномоченные от восточных патриархов. Вопреки притязаниям папы, собор постановил, чтобы страна Болгария, находившаяся раньше под властью греков и имевшая греческих священников, была возвращена Константинопольской (греческой) церкви.
После такого решения бискупам с кзендами пришлось удалиться из Болгарии, и православие опять стало уже беспрепятственно распространяться в стране, покровительствуемое князем, который больше уже не обращался к папе. Скоро, к радости князя, Господь послал новых тружеников на ниве Болгарской церкви. Князь стал еще усерднее строить храмы и открывать школы, устроил семь кафедр епископских, для которых выстроил 7 кафедральных храмов и поставил для западной Болгарии другого архиепископа Агафона. При этом он давно уже тайно трудился для Господа. Никто не мог допустить, чтобы он, всегда являвшийся пред народом в княжеской славе и пышности, ночи проводил тайно в храме в простой одежде, повегшись на землю и обливаясь слезами.
Достигнув старости, благоверный князь решил совсем оставить мир и удалился в монастырь, поставив вместо себя старшего своего сына Владимира. Но тот не оправдал его надежд, живя беспутно, и много тем самым причинил вреда христианству. Тогда князь-инок вновь надел воинские доспехи, с малою дружиной выступил против сына, захватил его, ослепил, чтобы сделать безвредным, и поставил на его место другого сына Симеона, а сам опять удалился в монастырь и принялся за прежние подвиги, в которых представился ко Господу 2 мая 906 г.
Свт. Афанасий III, патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец (1654). Святитель Афанасий, в миру Алексий Пателарий, родился в 1580 году в г. Ретилени на острове Крит. Воспитанный в семье в христианском благочестии, он получил высокое образование в школе Аркадитского монастыря. По смерти родителей он ушел на Афон, где основал ту самую келью, в которой позже подвизался старец Паисий Величковский (память ему 15 ноября) и которая стала потом русским Ильинским скитом. Затем он посетил Святую Землю и по возвращении постригся в Синайском монастыре на острове Крит. Здесь он прославился строгостью своей жизни. Это был человек глубоких литературных знаний, философ, богослов и филолог. Он много потрудился над церковным просвещением славянских народов. Его возвели в сан митрополита Солунского (1631), а потом – Патриарха Константинопольского (1634).
Последние годы своей жизни он провел в Молдавии и Валахии. В 1653 г. он посетил по церковным делам Москву. По дороге он встретил гетмана Украины Богдана Хмельницкого, который вручил ему для передачи царю письмо с просьбой о воссоединении Украины с Россией. Царю Патриарх поднес икону Знамения Божией Матери, хранящуюся ныне в Петербургской Духовной академии. По просьбе Патриарха Никона, готовившего свою церковную реформу, Патриарх Афанасий написал сочинение «Чин архиерейского служения на Востоке». В Москве он поразил всех скромностью своей жизни и кротостью. На обратной дороге он заболел и скончался 5 апреля 1654 г. в Спасо-Преображенском Мгарском монастыре под Лубнами. Там и погребли его в сидячем положении – по уставу Восточной Церкви.
Протекло не более 10 лет после блаженной кончины Афанасия, как уже были обретены нетленные его мощи. Митрополит Газский Паисий Лигарид посетил обитель Лубенскую и возвестил игумену бывшее ему на пути откровение, как явился ему сам святитель Афанасий и открыл о мощах своих, почивающих под соборным амвоном. Прибегающим с верою к мощам святителя подавались многочисленные исцеления, и творились чудеса. Известно его явление святителю Иосафату Белгородскому.
Прп. Иоанн чудотворец.
Путивльская икона Божией Матери (1635). Чудотворная Путивльская икона Божией Матери явилась 2 (15) мая 1635 г. в г. Путивле Курской епархии (сейчас Сумская обл., Украина), у бывших Никольских ворот. Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила, таким образом, земное с небесным. Подобным же образом изображается Пресвятая Богородица и на Молченской иконе (см. ее описание 24 апреля). Размер Путивльской иконы 1,06×0,8 м. Она украшена сребропозлащенной ризой.
Чудотворный образ некоторое время находился на городских воротах, где прославился многочисленными чудесами и знамениями, а затем был перенесен в Молченский монастырь. Уже с начала XVI в. в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской Софрониевой пустыни и бывший ее подворьем. В 1593-1598 гг. это подворье превращено в самостоятельный Путивльский Молченский монастырь. В Смутное время Софрониевая пустынь была разрушена, и ее братия перешла в большой Молченский монастырь в Путивле, сюда перенесли и явленный чудотворный образ Молченской Божией Матери. Не менее чтимыми святынями обители были копия Жировицкой иконы Богородицы и чудотворная Путивльская икона Божией Матери.