18/31 мая
Память святых отцов семи Вселенских соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249-251). Прп. Макария Алтайского (1847). Сщмч. Михаила пресвитера (1932); сщмч. Василия пресвитера (1942).
Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (310-381). Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима. Мчч. Давида и Таричана (683) (Груз.).
Память святых отцов семи Вселенских соборов. Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности, со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.
Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было в постановлении Апостольского Собора: «Изволися Духу Святому и нам». Вселенских Соборов было семь.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Нике, при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе присутствовали свт. Николай Чудотворец, свт. Афанасий Великий – всего 318 свв. отцов. Они осудили ересь Ария и утвердили, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец: Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых 7-ми членах Символа веры.
СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ:
I Никейский (325) – сформулировал первую часть Символа веры, дав определение Божественности Сына Божьего;
I Константинопольский (381) – сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа;
Ефесский (431) – дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери;
Халкидонский (451) – дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице;
II Константинопольский (553) – еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе;
III Константинопольский (680-691) – подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий;
II Никейский (787) – провозгласил икону, как истинное выражение христианской веры.
Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви – Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения.
Мч. Феодот Анкирский и мцц. семь дев: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия (303). Св. Феодот еще прежде своего мученического подвига много совершил добрых дел. Сначала он воздвиг брань против плотских вожделений, так как хотя и имел жену, но жил с нею в целомудрии, покоряя плоть духу постом и воздержанием. Желание же богатства он побеждал тем, что раздавал имение свое нищим. Будучи содержателем гостиницы в г. Анкире, он пользовался этим для проповеди Евангелия: приводил грешников к покаянию и язычников к вере.
В то время назначен был от Диоклетиана правителем в Анкиру некто Феотекн, человек жестокий и беззаконный. Он обещал царю обратить всех Анкирских христиан в язычество. Услышав о его назначении, христиане разбежались по горам и пустыням. Прибыв в Анкиру, Феотекн поднял страшное гонение на последователей Христа. В то время гостиница Феодота была для них пристанищем, а сам он служил для них отрадой и утешением, помогая всем бедствующим не только словом, но и делом. Он укрывал у себя гонимых, питал и оделял всех голодных и лишенных крова и имущества, ободрял и выкупал заключенных в темницы, тела же умерших мучеников разыскивал, приобретал, дорогою ценою, и предавал погребению с большой для себя опасностью.
В это время схвачены были 7 дев, проживших до старости в целомудрии: Александра, Текуса, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия. После различных мучений им привязали на шеи камни и бросили их в озеро. Св. Феодот, не обращая внимания на строгое запрещение, достал тела мучениц и похоронил.
Узнав об этом, правитель пришел в сильнейший гнев и приказал разыскать виновных, а погребенные тела вырыть и сжечь. Подозрение пало на родственника Феодота Полихрония. Его схватили. Убоявшись мук, Полихроний выдал Феодота. Когда Феодот узнал об этом, то добровольно явился к правителю. Он весело смотрел на орудия пыток, не устрашившись ни разожженных котлов с кипящим маслом, ни колес с воткнутыми ножами, ни дышавшей пламенем печи. Когда ему предложили отречься от веры во Христа и получить за это славу, богатство и почести, он смело начал обличать заблуждения язычников и прославлять Иисуса Христа. После жестоких мучений Феодот был предан смерти и отошел ко Господу в 303 году по Рождестве Христовом.
Память Феодоту Анкирскому (корчемнику) празднуется также 7 июня и 7 ноября.
Мчч. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и мц. Христина Лампсакийские (249-251). Пострадали в Декиево гонение в Лампсаке в 250 г. Св. Петра мучили ужасным образом; святых Дионисия, Андрея и Павла побили камнями; Христине отсекли голову.
Прп. Макарий Алтайский (1847). Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Первицкий) родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве, а любимым его чтением были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие прп. Серафима Саровского.
В 1854 г. Михаил закончил Духовную семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по своим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
В 1861 г. Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь прп. Макария Великого (память его 19 янв.). На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а еще через день – в иеромонаха. С этого времени начинается самостоятельное миссионерское служение иеромонаха Макария – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане.
Миссионерская проповедь могла достигать своей цели лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому о. Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 г. о. Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
В 1883 г. о. Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещенных возросло до 19216 человек (во время основания миссии число крещенных составляло 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 г. его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своей для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В мае 1906 г. его возвели в сан архиепископа, а в 1912 г. назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией».
Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием (1912). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И святитель в 1914 г. создал особую Комиссию при Московской Синодальной конторе, которая определила учение имяславия православным, не содержащим ереси. Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом.
В 1917 г. после февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на святителя, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский Собор 1917-1918 гг. и принуждали «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явное беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как Московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-летнего старца лишили положенному ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не теряя способности говорить. Больного владыку посещал святейший Патриарх Тихон. Последнее их свидание было в августе 1924 г., когда оба они испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Петр (память его 27 сент.), став патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословение, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, апостол Алтая, сибирский столп Православия, живой русский святой – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 г. в поселке Котельники Люберецкого района Московской области. В 1957 г. его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Всех Русских святых под Успенским Собором.
Святитель Макарий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года.
Сщмч. Михаил (Виноградов) пресвитер (1932): Новомуч. Священноисповедник Михаил родился 6 мая 1873 года в селе Старая Ситня Белопесоцкой волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Николая Ивановича Виноградова. В 1887 году Михаил окончил Донское училище, в 1895-м году – Московскую Духовную семинарию. С 1896-го по 1902 год он был учителем в двухклассной церковноприходской школе при Вознесенской Давидовой пустыни в Серпуховском уезде; с 1902-го по 1906 год служил псаломщиком в Елисаветинской церкви на Дорогомиловском кладбище в Москве. В 1906 году Михаил Николаевич был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в Верейском уезде Московской губернии, с 1911 года он состоял законоучителем в Архангельской земской школе, находившейся неподалеку от монастыря.
В 1930 году о. Михаил был переведен служить в село Лисинцево НароФоминского района в Знаменскую церковь, при которой жили трое сестер из Зосимовой пустыни.
22 мая 1931 года были арестованы о. Михаил и пятеро сестер Зосимовой пустыни, жившие в селе Лисинцеве и в соседнем селе Лукино. В тот же день были допрошены свидетели – бывший председатель сельсовета и председатель колхоза в Лисинцеве, которые показали: «Виноградов, желая привлечь в церковь больше народа, совместно с монашками вычистил в церкви все до яркого блеска и сорганизовал из монашек и верующих хороший хор, благодаря чему количество верующих, ходящих в церковь, увеличилось, и после церковных богослужений среди крестьян селений Лукино и Лисинцево заметно создавалось антиколхозное настроение. Благодаря систематической антиколхозной агитации… Виноградова и монашек, до сих пор село Лисинцево коллективизировано только на 85%, а в Лукино до сих пор не может сорганизоваться колхоз». «Священник, по словам верующих, часто читал в церкви проповеди, от которых верующие в церкви часто плакали, какие проповеди он читал, я не знаю, но только знаю, что после богослужений антиколхозное настроение среди крестьян-единоличников усиливалось».
Через день следователь допросил о. Михаила. «Среди крестьян я агитации против советской власти не вел, также не вел агитации и против колхозов, – сказал священник, отвечая на вопросы следователя. – Что же касается недовольства против советской власти, то таковое я выражал, но только в присутствии одних монашек. Монашки в свою очередь тоже высказывались, что, может быть, пошлет Бог войну, тогда будет перемена жизни».
На следующий день ему было предъявлено обвинение в том, что он «систематически вел антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий, проводившихся советской властью в деревне». 25 мая 1931 года тройка при ПП ОГПУ Московской области приговорила священника к ссылке в Казахстан на пять лет, и он был отправлен в Алма-Ату. Священник Михаил Виноградов скончался в ссылке 31 мая 1932 года и был погребен в безвестной могиле.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский), Московские Епархиальные Ведомости № 5-6 за 2008 год.]
Сщмч. Василий (Крылов) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1906 г. в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Крылова. Василий окончил сельскую школу, и родители в 1917 г. отдали его в Дмитровское Духовное училище. Здесь ему удалось проучиться всего лишь один год, так как в 1918 г. училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли; в это время стал болеть его отец, и Василий стал служить в храме, помогая отцу. В 1923 г. отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия Сергеевича псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Бронницкого уезда.
22 октября 1926 г. епископ Орехово-Зуевский Никита (Директорский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района. Вскоре он был определен диаконом к Богоявленской церкви, что в Елохове в Москве. В 1929 г. диакон Василий был переведен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.
19 февраля 1931 г. архиепископ Звенигородский, управляющий Московской епархией, Филипп (Гумилевский) рукоположил его во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождество на Истре Солнечногорского района. Почти сразу же после рукоположения отец Василий, как лишенный избирательных прав по причине его служения в церкви и как человек, по возрасту годный для тяжелых работ, 4 июня 1931 г. был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение. Оттуда он вернулся 29 июня 1934 г. и был направлен служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Отец Василий приступил к священническому служению со всей ревностью молодого пастыря, для которого, благодаря глубокой вере, ничего не казалось невозможным в приведении молодежи, воспитанной государством в безбожии, к вере.
После принятия НКВД секретного приказа о массовых арестах отец Василий 16 августа 1937 г. был арестован одним из первых в Щелковском районе и сразу же допрошен. Виновным себя в предъявленных ему обвинениях в контрреволюционной деятельности и в ведении антисоветских провокационных разговоров священник категорически не признал.
На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, где уже другой следователь 8 октября 1937 г. допросил его, интересуясь более фактами его биографии как священника, давно ли он служит и насколько ему чужда, как представителю враждебного социального слоя, советская власть. Выяснив это, следователь спросил, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении. Отец Василий ответил, что виновным себя он не признал.
13 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Священник Василий Крылов скончался 31 мая 1942 г. в Севжелдорлаге, располагавшемся тогда в Коми области.
Мчч. Симеон, Исаак и Вахтисий и др. (310-381). Пострадали за Христа от Сапора II, царя Персидского, в 339 году. Симеон был закопан по грудь и потоптан конями; еп. Исаак побит камнями; Вахтисий еп. скончался от ран в темнице.
Мчч. Давид и Таричан, Грузинские (683) (Груз.). Родные братья, грузины родом, они пострадали за отказ принять магометанство 31 марта 693 года в Грузии (грузинские святые).
Св. Анастаса и прп. Мартиниан. Скончались мирно.
Сщмч. Феодор, еп. Римский. Скончался от строгания и секиры.
Мчч. Ираклий, Павлин и Венедим Афинские. Родом были афиняне. После истязаний они были вместе с учениками своими сожжены в раскаленной печи в царствование императора Декия в 250 году.
Мч. Иулиан и матерь его. Св. Иулиан мученически скончался в Александрии в то время, когда истязатели влекли его по терниям.
Мч. Лев.