Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 мая

 

Сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913). Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Сщмч. Петра пресвитера (1937).

Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Свтт. Савина, архиеп. Кипрский (V) и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанн Валаха (1662) (Румын.).

 

Святитель Ермоген, патриарх Московский Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея России, чудотворец (прославление 1913). Прославление Патриарха Ермогена в лике святых совершилось в 1913 году. Мощи его находятся в Московском Успенском соборе, в Кремле, под спудом на месте их упокоения (см. о нем подробно 17 февр.).

Святитель Епифаний Кипрский Свт. Епифаний, еп. Кипрский (403). Он был родом из Финикии. Родители его были верой иудеи, жили близ города Елевеерополя и занимались земледелием. У них была также дочь Каллитропия. Когда Епифанию исполнилось 10 лет, умер отец его, это еще больше осложнило жизнь этой и без того бедной семьи. Как-то Епифаний, пытаясь продать осленка, познакомился с христианами, которые помогли ему в его нуждах и показали действенность веры в Господа Иисуса Христа.

Скоро после этого мать Епифания принуждена была продать последнюю ниву, а потом решила и сына своего отправить в город для обучения какому-нибудь мастерству.

В это время неожиданно приехал в их село один богатый еврейский законоучитель Трифон, знавший семью Епифания. Увидев крайнюю бедность их, он предложил матери Епифания отдать ему сына для усыновления. Та с радостью согласилась. Епифаний поселился в доме Трифона и стал обучаться еврейским книгам. Через некоторое время Трифон умер, все имущество оставив своему нареченному сыну. Епифаний взял к себе сестру свою с тем, чтобы и ее учить доброй жизни, как сам был научен Трифоном.

Однажды, осматривая имение, доставшееся ему от Трифона, Епифаний встретил христианского подвижника Лукиана. Во время их разговора к ним подошел нищий и, упав в ноги старцу, стал просить у него милостыни, говоря, что уже три дня у него ничего во рту не было. Лукиан, не имея, чем помочь нищему, снял с себя верхнюю одежду и, отдавая ее нищему, сказал, чтобы он ее продал и купил себе хлеба. Епифаний был изумлен поступком старца, поэтому он соскочил с лошади, на которой сидел, пал перед Лукианом на землю и просил его сказать, кто он такой. Лукиан ответил ему, что он христианин и, узнав, что Епифаний еврей, хотел, было, уходить. Но в это время Епифаний решительно изъявил свое горячее желание сделаться христианином и упросил Лукиана зайти в дом его и научить его святой вере. Склонив и сестру свою к принятию Евангелия, Епифаний принял Святое Крещение и, раздав все свое имение нищим, а сестру поручив благочестивым женщинам, оставил мир и сделался монахом.

Предавшись изучению Святого Писания и подвигам, Епифаний так угодил Богу, что получил от Него дар чудотворений. Желая еще более усовершенствоваться в духовной жизни, Епифаний отправился в Египет, чтобы посетить там св. пустынников. Господь сподобил его видеть и св. Антония Великого (память ему 17 янв.), слава о подвигах и дарованиях которого распространялась далеко. Возвратившись домой, он провел несколько лет под руководством другого великого отца, прп. Иллариона (память ему 21 окт.) и всю последующую жизнь он старался подражать ему. Когда, избегая человеческой славы, св. Иларион удалился в Египет, Епифаний тоже ушел в пустыню. Однажды его здесь встретили кочевые арабы и стали смеяться над его монашеской одеждой, а один из них, выхватив меч, замахнулся им на св. Епифания и вдруг стал видеть больным глазом своим, которым раньше не владел. Тогда арабы взяли Епифания с собой, веруя, что он защитит их от всех бедствий. Три месяца пробыл у них Епифаний, научая их добру.

Тяготясь присутствием святого, арабы устроили ему своими руками в пустыне жилье и, простившись, оставили его. Один из них, познав путь истинный, остался при Епифании, принял Святое Крещение и был его учеником до конца жизни. Впоследствии собралось к Епифанию 50 учеников, и образовалась иноческая обитель. Сам же Епифаний с одним учеником своим пришел в Иерусалим, а потом в Александрию. Здесь, обратив ко Христу одного еврейского законоучителя Аквилу, он отправился в Фиваиду к прп. Пафнутию (память ему 15 февр.). Тот принял его радушно и предсказал ему святительство на острове Кипре. Епифаний сначала возвратился домой, но не застав здесь св. Иллариона, отплыл на Кипр и прибыл в Саламин.

В то время в Саламине по случаю избрания нового епископа на место умершего был собор архиереев. Одному из них, уже глубокому старцу и святому по жизни, было откровение Божие, повелевавшее, чтобы поставлен был на Саламинскую кафедру Епифаний. Несмотря на горькие слезы Епифания, собор архиереев возвел его в сан епископа и вручил ему Саламинскую церковь на 60-м году его жизни (ок. 367 г.). Строгая жизнь, верность по вере, ученость и благотворительность его приобрели ему всеобщую любовь.

В 382 году папа Дамас решил собрать в Риме собор епископов со всей вселенной по делу об Антиохийской кафедре. Приглашен был в Рим и Епифаний. В Риме он, вместе с другим, известным святостью своей жизни, епископом Павлином Антиохийским, принят был во дворце знаменитой Римской патрицианки Павлы. В течение 3-х месяцев она и ее подруги пользовались беседами великих святителей, которые так сильно на них повлияли, что Павла с некоторыми другими благочестивыми римлянками вскоре оставила мир, построила в Вифлееме обитель, куда и уединилась с ними.

Достигнув глубокой старости, святой принужден был предпринять путешествие в Константинополь. В то время архиепископом там был св. Иоанн Златоуст (память ему 27 янв.), возбудивший против себя гнев царицы Евдоксии. Она, вместе с патриархом Александрийским Феофилом, задумала лишить Иоанна священного сана и сослать в заточение. Трепеща от злобы на Иоанна, Евдоксия обратилась к св. Епифанию с просьбой изгнать Златоуста, как еретика, и лишить его сана. Но святой не согласился на это. Однако оба великих святых провидели в своих письмах дальнейшую судьбу друг друга, что и исполнилось: св. Иоанн скончался по дороге в место изгнания, а св. Епифаний – по дороге на остров Кипр.

Вот завещание, оставленное св. Епифанием: «Если любите меня, чада, слова мои соблюдите, и любовь Божия пребудет с вами. Вы знаете, в каких скорбях провел я всю жизнь свою, но никогда не обращал на них внимания и всегда радовался о Боге. Поэтому и Бог не оставлял меня. Один раз, когда я жил в пустыне и просил Господа избавить меня от козней противника, вдруг попущением Божиим напало на меня множество бесов. Ударив меня об землю, они стали таскать меня за ноги, наносить мне побои. Так мучили они меня десять дней, а потом исчезли, и я больше не видел их все дни жизни моей, только через еретиков и злых людей делали они мне пакости. Послушайте меня, чада, – имений не жалейте, и большое имущество приложится вам. Никого не ненавидьте и будете возлюблены Богом. Ни на кого не клевещите, и зависть дьявольская не будет обладать вами. Ересей бегайте, как зверей ядоносных. Отвращайтесь от всяких мирских приманок, которые разжигают страсти, и победите лукавого».

Сделав такое завещание, святитель скончался в 403 году и был похоронен на острове Кипре. У гроба его стали совершаться чудеса.

Святитель Герман, патриарх Константинопольский Свт. Герман, патриарх Константинопольский (740). Был избран на патриаршество в 713 году. Отец его был одним из первых сенаторов в государстве. Много страданий выпало на долю Германа. Император Константин Пагонат убил его отца и отдал Германа в церковные клирики. Когда же за святость жизни он был поставлен епископом в городе Кизике, то на защиту веры против еретиков был сослан в заточение; а когда впоследствии сделался патриархом Константинопольским, то император Лев Армянин, иконоборец, сверг его с престола и приказал изгнать из города. Св. Герман, совершая крещение сына Льва Константина Копронима, предсказал, что он, повзрослев, принесет много зла Церкви и прольет много крови правоверных христиан, и все это сбылось. Копроним, подобно отцу, ужасным образом преследовал иконопочитание. После напрасных усилий отвратить императора от иконоборства, св. Герман, оставив патриаршество в 730 г., остальные 10 лет провел в Платаниуме в подвигах. Скончался св. Герман в 740 г. в возрасте 96 лет. Погребен он в монастыре Хоре, в Константинополе. Мощи его впоследствии перенесены были во Францию. Св. Герман оставил много сочинений, особенно о почитании икон.

 

Сщмч. Петр (Попов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1895 г. в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. Первоначальное образование Петр получил в Ярославском духовном училище; в 1918 г. он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами, и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 г. он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца.

Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

В мае 1934 г. о. Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Романово-Борисоглебского уезда, переименованного в то время в Тутаевский район. Вернувшись к служению у престола Божия, о. Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову.

Все церковные традиции, когда в большие праздники было принято до революции священникам ходить по приходу, посещать прихожан и служить в их домах молебны, призывая на них благословение Божие, – о. Петр сохранил и во времена гонений.

Безбожников, считавших это нарушением закона об отделении Церкви от государства, позиция о. Петра раздражала, и 31 июля 1936 г. сотрудники НКВД арестовали его, поместив в камеру предварительного заключения в Тутаеве.

9 декабря 1936 г. Особое Совещание при НКВД приговорило о. Петра к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области.

Священник Петр Попов скончался 25 мая 1937 г. в Орлово-Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

 

Мч. Панкратий (304). Отрок 14 лет, пострадал при Диоклетиане.

Свт. Савин, архиеп. Кипрский (V). Святитель Савин родился в финикийском городе Ликии. Узнав об известном подвижнике, преподобном Епифании Кипрском, Савин направился к нему и принял иноческий постриг.

В течение пяти лет он подвизался с прп. Епифанием в пустыне. Когда преподобный был возведен на кафедру, то рукоположил святого Савина в сан пресвитера. После смерти своего духовного наставника святитель Савин стал его преемником на Кипрской кафедре.

Мудрый архипастырь ревностно совершал свое служение, защищая Церковь от еретиков. Скончался он в преклонных годах в середине V века.

Свт. Полувий, еп. Ринокирский (V). Ученик свт. Епифания, составил жизнеописание его.

Св. Филипп Аргирий, пресвитер Сицилийский (V). Пресвитер, имел дар изгонять бесов. Жил в царствование императора Аркадия. Мощи его почивали в Сицилии, в Ажироне.

Память обновления (освящения) Десятинного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (996).

Прп. Феодор Цитерский (X).

Прп. Епифаний Премудрый, Радонежский (1418-1422). Ученик прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). Изображен купно со своим наставником и прочими его учениками на иконе Троицкого собора. Епифаний впоследствии был духовником в обители Сергиевой и оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития Преподобного Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь святителя Стефана Пермского (память его 26 апр.), с которым он вместе жил в молодости своей в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор».

Дионисий Радонежский Прп. Дионисий Радонежский (1633). Прп. Дионисий родился в Ржеве и образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании его он стал священником, но вскоре, когда жена его и дети умерли, он постригся и был назначен настоятелем Старицкого монастыря. Сюда был заточен, по низложении Годуновых, Патриарх Иов. Архимандрит Дионисий принял его с почетом, предоставил монастырь в его распоряжение и заботился о нем, как сын об отце. Архимандрит Дионисий был тогда молод, он был очень представителен, красив собой, отличался высоким ростом, ровным, спокойным и открытым характером, к ближним своим он относился мягко, сердечно и снисходительно. Глубокое не показное смирение и чувство своей греховности были его отличительными чертами. Святейший Патриарх Ермоген (память его 17 февр.) любил и ценил его, он часто вызвал его в Москву и советовался с ним. Так же относился к нему и митрополит Московский Филарет – отец будущего царя из дома Романовых и будущий Патриарх. Глубокая любовь к родине связывала их всех. В 1610 г. после кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа архимандрит Дионисий был назначен его заместителем.

Осада лавры тогда была в полном разгаре, и архимандрит Дионисий стал душой ее защиты. Неутомимо рассылал он во все города России грамоты, призывая к защите отечества. Тогда началось знаменитое движение, которое возглавляли Косма Минин и князь Пожарский, освободители Росси (см. житие Патриарха Ермогена). Но когда родина была спасена, ему отплатили черной неблагодарностью. Дело было в том, что прп. Дионисию, как человеку книжному, поручили исправление богослужебных книг, начатое Патриархом Ермогеном и прерванное Смутным временем, и он, найдя в молитве на освящение воды, находящейся в Требнике, слова: «Освяти Духом Твоим и огнем», вычеркнул слово «огнем», как не находящееся в греческом подлиннике и вообще не имеющее в данном случае смысла. Это вызвало против него и его сотрудников целую бурю: их обвинили в искажении богослужебных книг, в желании «вывести огонь из мира», судили, подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжелым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правеж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества, а заплатить ему было нечем, так как все, что у него было, он истратил на то же Отечество.

Все это прп. Дионисий переносил не только с замечательным спокойствием и достоинством, поддерживая своих сотрудников, совсем упавших духом, но и находил силы подшучивать над своим положением и над невежеством своих врагов, особенно над тем, что он хочет «вывести огонь из мира».

К счастью для страдальцев, в Москву прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, и по его настоянию их освободили от заключения и истязаний. Но снять с них запрещение он не мог. Наконец в 1619 г. в Москву вернулся из польского плена Патриарх Филарет, отец юного царя Михаила Феодоровича. В торжественной его встрече принимал участие и архимандрит Дионисий. Первым делом нового Патриарха – по просьбе Патриарха Феофана, как и по собственному его желанию – был пересмотр дела архимандрита Дионисия с товарищами. Восемь часов простоял он перед государем, обоими Патриархами и огромным собором духовенства, защищая себя и своих сотрудников. Их оправдали, осыпали знаками внимания, сняли с них запрещение, и, через несколько дней, архимандрит Дионисий торжественно встречал и принимал в своей лавре своего защитника и спасителя Патриарха Феофана. Но и в лавре ему пришлось немало потерпеть от братии, грубой и наглой, не понимавшей мягкости и доброты своего настоятеля, кроткого и незлобивого.

Прп. Дионисий скончался в 1633 г. Память его празднуется 12 мая в день представления, 23 июня вместе с Собором Тверских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Преподобный Иоанн Валах Мч. Иоанн Валах (Влах) (1662) (Румын.). Святой мученик Иоанн Валах жил в XVII в. Он был родом из Валашской области Олтении. Однажды Валашский господарь (властитель) Михня Водэ решил перебить всех турок, находившихся на территории Валахии в отместку за учиненные в его стране беззакония и грабежи. Собрав войско, он исполнил свое заветное желание.

Узнав о таком поступке своего вассала, разгневанный турецкий султан поднялся войной на Валашское господарство. Османы опустошили всю страну и увели в плен около 50 тысяч румын, среди которых был и 15-летний Иоанн.

Молодой румын был красивым и умным, глубоко верующим. Турки разделили между собой узников. Иоанн попал в руки одного жестокого и любодейного воина. Помимо тяжелой дороги, голода, усталости пленные претерпевали избиения и всякого рода надругательства.

Будучи понуждаемый турком к содомскому греху, блж. Иоанн воспротивился, исповедуя, что является христианином и ненавидит нечистые похоти язычников. Исполнившись ненависти, турок хотел применить насилие, однако молодой христианин, утвержденный ревностью по Христе, ударил нечестивца, который тотчас скончался. Соратники убиенного, схватив Иоанна, надели на него железные оковы, в которых Иоанну пришлось добираться до Константинополя несколько месяцев.

В Константинополе турки отдали юного исповедника в рабство жене убиенного им воина. Эта женщина, пленившись красотой Иоанна, соблазняла его и склоняла к принятию ислама, убеждая отречься от веры во Христа.

Тогда блж. Иоанн, помолившись со слезами Спасителю и Его Пречистой Матери, ответил: «Я верую в истинного Бога и желаю отдать свою жизнь за Христа более, нежели принять ваше заблуждение и жениться на тебе!» После этого Иоанн был заключен в темницу, где подвергся многочисленным пыткам, но остался непоколебимым в вере и был приговорен к смерти.

29 апреля он был повешен турками.

С 1956 г. память святого празднуется также в Русской Православной Церкви.

Симеон Верхотурский Второе обение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). 12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (см. о нем там подробнее). Первая память святого празднуется 18 декабря.

Прп. Протерий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz