5/18 мая
Мц. Ирина Македонская (I-II).
Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1442).
Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).
Мц. Ирина Македонская (I-II). Великомученица Ирина была дочерью язычника Лициния, правителя в городе Магеддоне (в Македонии или Фракии). Отец построил для нее роскошный дворец за городом и окружил ее подругами. Тут поручил он обучать ее некому старцу Апелиану. Апелиан был тайным христианином и во время уроков говорил ученице о христианской вере и внушал христианские добродетели. Однажды, когда Ирина уже достигла совершеннолетия, и родители начали помышлять о ее замужестве, в окно ее дворца влетел голубь с масличной веткой и, положив ее на стол, вылетел; за ним влетел орел с венком из разных цветов и тоже оставил венок на столе; после орла в другое окно влетел ворон и оставил на столе небольшую змею. Ирина рассказала об этом происшествии старцу Апелиану, и тот объяснил ей, что голубь означает ее кротость и чистоту, масличная ветвь – благодать Божию, которая будет дана ей в крещении; орел, царь птиц, означает, что она будет царствовать над страстями; венец означает награду, которую она получит от Бога за свои подвиги; ворон же со змеей означает врага – дьявола, который хочет отвратить ее от добра и нанесет ей скорбь; но она при помощи Божией претерпит все за Бога. После этого Ирина отказалась от замужества, приняла крещение и стала убеждать и родителей своих принять христианскую веру. Сначала родители не противоречили дочери, но вскоре дьявол возбудил отца против нее; он стал принуждать Ирину к поклонению идолам и за непослушание бросил ее под ноги диким лошадям. Но лошади задавили самого мучителя. По молитве дочери он ожил и уверовал во Христа сам, а с ним еще около трех тысяч человек. За проповедь Евангелия святую то бросали в ров со змиями, то пытались распилить, то привязывали к мельничному колесу, но она оставалась жива. Пораженный стойкостью страдалицы и происходившими чудесами крестился и последний ее мучитель Вавидон. Господь известил Ирину о времени кончины. Она вошла в пещеру, простилась с учителем своим Апелианом и с другими своими спутниками, попросила завалить вход в пещеру камнями и тут скончалась. Через три дня Апелиан с другими христианами пришел к пещере, но тела ее уже там не оказалось.
Прп. Иеракс Египетский (V).
Прп. Варлаам (1377) и Гедеон (XIV) Серпуховские. Прп. Варлаам, келейник святителя Алексия, митрополита Московского (память его 20 мая), основал Сепуховской Владычный мужской монастырь (позже обитель была преобразована в женскую). Жизнь его мало известна, представился он в 1377 г. Могила его находится близ входа в монастырский соборный храм, где была некогда паперть, а потом устроена трапезная церковь. От гробницы бывали чудесные исцеления, которым запись началась со времени настоятельства игуменьи Митрофании, много хлопотавшей об открытии и прославлении мощей этого угодника Божия.
В описании Серпуховского монастыря упоминается еще местно чтимый Гедеон, брат по духу и сподвижник Варлаама, по словам которого св. Гедеон еще в жизни сей был готов для жизни вечной.
Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1442). Память прп. Иакова празднуется 11 апреля (см. о нем там же). В 1613 г. святые мощи прп. Иакова были обретены нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым.
Прп. Адриан Монзенский (1610). Прп. Адриан (в миру – Аммос) по исполнении совершеннолетия должен был вступить в брак, но благочестивая душа его не искала мирской жизни. Он тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре прп. Адриан снова ушел от них и поступил в Геннадиеву (память Геннадия Костромского 23 янв.) обитель, где и был пострижен. Потом подвизался в разных обителях, пока ему свыше не было указано место на реке Монзе, в 20 верстах от Костромы, где он основал Благовещенскую обитель в храме, ставшем приходской церковью, в которой он почивает под спудом (см. прп. Ферапонт, 12 дек.).
Память его празднуется также 23 января вместе с Собором Костромских святых.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878). Явление этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы произошло в 1878 году. Тульский крестьянин отставной солдат по имени Стефан, одержимый недугом пьянства, пропил все свое имущество и совершенно обнищал; у него отнялись ноги, но он все же не в силах был одолеть пагубный недуг. Однажды во сне ему явился дивный старец и повелел для получения исцеления идти в Серпуховской монастырь к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но Стефан не решился отправиться в неблизкий путь без денег, не владея ногами. Святой старец явился ему во второй, а потом и в третий раз, грозно приказывая исполнить повеление. И тогда солдат отправился в монастырь на четвереньках. Добравшись до обители, он рассказал о своих видениях и просил отслужить молебен перед указанной ему иконой. Но никто не знал такого образа. После долгих поисков на обороте иконы, висевшей в проходе из храма в ризницу, увидели надпись «Неупиваемая Чаша»; в лике прп. Варлаама (память его 5 мая, см. о нем выше), основателя монастыря, Стефан узнал являвшегося ему старца. После совершения молебна перед образом Стефан вернулся домой совершенно здоровым и свободным от недуга. Вскоре весть о чудотворной иконе распространилась по всей России, и многие стали возносить перед нею молитвы о своих родных и близких, одержимых страстью пьянства.
До революции Серпуховское Александро-Невское братство трезвости каждый воскресный день по окончании литургии совершало перед чудотворной иконой молебен с акафистом, за которым поминались имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Пречистой Владычицы. Сейчас этот благочестивый обычай возобновлен в возрожденном Серпуховском Владычном монастыре.
По иконографии образ «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древних типов изображения Божией Матери – «Оранта» (Молящаяся), только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Младенцем Христом – это чаша Причащения, источающая с верою приступающим к ней неупиваемую – неиспиваемую, бесконечную – благодать, потому что Агнец ее всегда ядомый и никогдаже иждиваемый. Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как первосвященник, возносит Богу эту Жертву – Сына Своего, призывая грешников отказаться от низких губительных пристрастий и приникнуть к неистощимому источнику духовной радости и утешения.