8/21 мая
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450). Мч. Никифора (1942).
Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII) Печерских, в Дальних пещерах.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117). Апостол из 12-ти, евангелист. Согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии – дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией ап. Иоанн направился в малоазиатский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во время гонения императора Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником св. Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе апостолом было написано «Откровение» (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращении в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и к ближним. «Апостолом любви» именует св. Церковь Иоанна Богослова. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год 8 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.
Память его празднуется также 26 сентября (в день представления) и 30 июня (в Соборе 12-ти апостолов).
Прп. Арсений Великий (449-450). Прежде иноческого жития он был наставником детей греческого императора Феодосия, и, однако же, столь мало думал о своих познаниях, что не стыдился просить полезного совета у людей некнижных. Однажды, беседуя с простым египтянином, Арсений спрашивал у него совета, как лучше и вернее отгонять от сердца не угодные Богу помыслы? Один из братии, слушая их беседу, сказал преподобному: «И ты, столько сведущий в учении греческом и римском, спрашиваешь наставления у этого простолюдина?» Арсений отвечал ему: «Римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого простолюдина еще не выучил». Преподобный под азбукой разумел смирение, которое есть начало всех добродетелей, как азбука – начало всего учения.
Мч. Никифор (Зайцев) (1942): Новомуч. Мученик Никифор родился 23 марта 1884 г. в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны Зайцевых. Никифор окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению и был человеком весьма начитанным; будучи трудолюбивым, он имел и крепкое хозяйство, что при советской власти навлекло на него многие беды.
Во время Первой мировой войны Никифор был призван в армию, но, как человек зрелого возраста, из запасных, он был послан служить в обозе. Вернувшись домой, он снова занялся сельским хозяйством. Верующий человек и постоянный прихожанин храма, он состоял членом церковной двадцатки и пел на клиросе, был неизменным участником крестных ходов и молебнов, призывал и односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения. Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нем, что он был человеком глубоко церковным и безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. Он привык в своем хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на продолжительный крестьянский день, и был не согласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое начинает делаться при невозможности быстрого исполнения, напоказ. В колхозе он никогда не начинал работу, не помолившись, что, естественно, не нравилось партийному начальству.
Наступили гонения 1937 г., когда снова, как в 1930 г., стали уничтожаться крестьяне и использовался любой повод для их ареста и осуждения. Никифор Петрович был человеком верующим – и это было вполне достаточно для ареста; 23 сентября 1937 г. он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске.
В качестве свидетелей были допрошены председатель и секретарь сельсовета и один из колхозников. Они показали, что Никифор Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что зря расстреливают. Когда летом 1937 г. на собрании говорилось о людях, мешающих работе в колхозе, «Зайцев поднялся и крикнул: “Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают…” хлопнул дверью и ушел». «Зайцев против подписки на займы… Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя в доме в дни религиозных праздников устраивает молебны и песнопения… во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить шествие с иконами, говоря им, что якобы новая конституция разрешает делать это. В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев заявил: “Святое Писание – это истинная правда, а все остальное – антихристово вранье”. Зайцев поет на клиросе в церкви». «В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает песнопения перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит вся улица. На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу, а когда выходит, то больше молитвы поет». «…На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он против помощи антихристу. Зайцев государственные поставки называет грабиловкой».
На вопросы следователя Никифор Петрович дал обстоятельные и аргументированные ответы, отверг ложные показания свидетелей, которые нацелены были на уличение его в «антисоветской и контрреволюционной деятельности».
После окончания следствия Никифора Петровича перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. После того как работы здесь стали сворачиваться, Никифор Петрович был отправлен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда он прибыл 28 июля 1941 г. В лагере ему пришлось плести рыболовные сети.
Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 г. в Каргопольлаге и был погребен в безвестной могиле.
Прпп. Арсений трудолюбивый (XIV) и Пимен постник (XII) Печерские. Прп. Пимен, игумен, днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю и лишь в самом необходимом количестве; был игуменом Киево-Печерского монастыря. Прп. Арсений назван трудолюбивым потому, что никогда не был празден, но всегда занимался трудом, или молитвой, а пищу принимал после захода солнца; за смирение и трудолюбие Господь наградил его даром чудотворения.
Память их празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прпп. Зосима и Адриан Волоколамские (XVI). Около 1479 года в Московской губернии, на границе Волоколамского и Клинского уездов, на реке Малой Сестре, преподобные Адриан и Зосима основали монастырь.
Кто были эти угодники – достоверных сведений не имеется, однако имена подвижников очень почитались и вносились в различные святцы и месяцесловы.
Год их кончины также неизвестен; в некоторых источниках предположительно указывается 1492-й или начало XVI века. В прежние времена память преподобных праздновали 8/21 мая и, по некоторым сведениям, 15/28 августа.
Мощи преподобных Адриана и Зосимы погребены в Успенском храме основанной ими обители, которая со временем была упразднена, а много позже стала возрождаться как женская.
Обретение мощей прп. Арсения Новгородского, Христа ради юродивого (1785). Память его празднуется 12 июля (см. о нем там же) в день представления.
Мчч. воины стражи.
Св. Мил песнопевец.