Краткие жития святых, православные праздники и события

21 мая / 3 июня

 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. царя Константина (337) и матери его, царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).

Прп. Кассиана Грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Уфимских святых.

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524). Заоникиевская (1588). Красногорская, или Черногорская (1603). Оранская (1634).

 

Икона Божией Матери Владимирская Владимирская икона Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Эта величайшая святыня Русской земли была, по преданию, написана еще при жизни Богоматери святым апостолом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». До середины V века она находилась в Иерусалиме, и лишь при Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века икона была перевезена в Киев: патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал ее вел. кн. Юрию Долгорукому.

Когда в 1154 г. Долгорукий стал князем Киевским, он дал в удел своему сыну Андрею Боголюбскому Вышгород, где находилась в женском монастыре присланная икона. Но родившийся в Суздале благочестивый князь не любил полной интриг и междоусобиц Южной Руси, которую часто опустошали набеги иноплеменников, и задумывал переселиться в свои родные места. Привезенная из Царьграда икона вскоре прославила себя великими чудесами. Однажды ночью – весной 1155 г. – вдруг чудотворная икона в вышгородском храме стала двигаться в воздухе по храму, как бы ища себе новое место. Кн. Андрей растолковал это как ниспосланное свыше одобрение своего замысла и, взяв святыню, тайно отправился с нею в Суздаль, но по пути лошади, которые везли чудотворную икону, остановились в десяти верстах от Владимира, князь начал молиться перед нею и получил повеление от Богоматери поставить икону во Владимире. Князь немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 году храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив святую икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил ее в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирской. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод, воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства.

21 мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы в память избавления России заступлением Владычицы в 1521 г. от татар крымских, ногайских и казанских. Под предводительством Махмет-Гирея они вторглись в пределы московские с такой быстротой, что вел. кн. Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтобы удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, Махмет-Гирей стоял уже в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было ждать помощи. Началось страшное смятение. Но все устремились в Кремль, чтобы молиться в кремлевских храмах, и Бог даровал спасение. Заступлением Пресвятой Богородицы Москва была спасена, а с нею и вся Россия. Татары увидели вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Хан сначала не поверил, но его посланцы подтвердили, что на них движется бесчисленное русское войско, и нужно бежать. И побежали.

На Руси все важнейшие государственные акты совершались пред этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, издревле монархи венчались на царство пред ликом Владимирской иконы в Успенском соборе Кремля, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание Всероссийских Митрополитов, а впоследствии и патриархов.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню из Третьяковской галереи на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не решен. Правительство лишь пошло на уступку, разрешив перенести икону в храм святителя Николая Мирликийского в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Празднование иконе установлено также: 23 июня в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.; 26 августа в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.

Свв. равноап. царь Константин и царица Елена Равноапп. царь Константин (337) и матерь его, царица Елена (327). Св. царь Константин называется равноапостольным, потому что, подобно апостолам, сделал весьма много для христианской Церкви. До него гнали христианскую веру и христиан преследовали и карали, а он сделал ее господствующей в Римской империи.

Св. равноап. император Римский Константин, известный также под наименованием Великий, был сыном императора Констанция Хлора (305-306), управлявшего западными областями Римской империи – Испанией, Галлией и Британией. Считаясь формально идолопоклонником, он уважал христиан за их добрые качества. В 306 году св. Константин, став императором, первым делом объявил свободу христианского исповедания. Против этого со всем ожесточением восстали в западной части Римской империи – Максенций, а в восточной – Галерий. Царю Константину было дано знамение: на небе воссиял Крест с надписью «Сим победиши». В следующую же ночь Господь явился Константину в видении и повелел сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Константин сделал так и победил врага.

После победы св. Константин стал править западной частью Империи, а с 326 года – и всей Империей. Тогда Константин принял христианство, хотя еще и не крестился. В 313 г. он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости, и с этих пор христианская вера сделалась главенствующей в империи. Христианам возвращены были права, их должности, преимущества и имения, отнятые гонителями. Все осужденные  на заточение за веру во Христа были освобождены. Повсюду стали воздвигать храмы, идольские же капища сокрушать. Константин избрал себе новую столицу вместо Рима – город близ Черного моря, Византию, бывшую столицу язычества, и назвал ее Новым Римом, Константинополем (читайте 11 мая). Константинополь украсил он множеством святых храмов и благотворительных домов. Константин восстановил Иерусалим и воздвигнул тут, на месте распятия и воскресения Христова, великолепный храм. Во время царствования Константина явилась ересь Ария и раскол Мелетия. Он созвал в г. Никее I Вселенский Собор (см. 29 июня), на котором ересь и раскол были осуждены, и была составлена первая половина Символа веры. Незадолго до смерти св. Константин принял крещение.

Св. царица Елена была помощницей сыну своему Константину в делах на пользу христианской религии, поэтому и она называется равноапостольной. По обращении ко Христу своего сына и она не замедлила принять христианство. В 326 г., будучи уже преклонных лет, по просьбе сына она отравилась в Святую Землю. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Господень (см. 6 марта) и оказала много разных милостей. Возвратившись к сыну, принесла с собой часть древа Креста Господня и святые гвозди распятия. Скончалась св. Елена в 327 г. 80 лет от роду.

Частицы мощей свв. Константина и Елены хранятся на Афоне в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря и в Киеве, в лавре. Рука св. Елены хранится в Риме в Латеранском соборе, а мощи ее – в церкви Божией Матери на Капитолийском холме.

Блгв. кн. Константин (Ярослав) (1129) и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы (XII). Город Муром принадлежал Черниговскому княжеству, но князья не жили там, потому что жители его упорно отказывались принять христианство.

Еще первый князь Муромский, св. Глеб, жил в окрестностях своего города. Но князь Константин, младший сын черниговского князя Святослава, уговорил своего отца дать ему Муром, чтобы просветить его. Сначала он послал уговаривать муромцев своего сына Михаила, но они убили его и выбросили за стены города. Тогда князь Константин подступил к городу с войсками, и язычники смирились. Прежде всего, князь Константин построил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил в ней своего сына; потом он построил другую церковь в честь свв. мчч. Бориса и Глеба. Часто он звал к себе старейшин города и уговаривал их креститься, но все было напрасно. Проповедовало и пришедшее с ним духовенство, но народ упорствовал. Наконец язычники окружили княжеский дворец и стали угрожать убить его. Тогда св. Константин смело вышел к ним с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемой с тех пор Муромской. Это так их поразило, что они успокоились и стали просить Крещения. Совершено оно было также торжественно, как и в Киеве в дни св. равноап. кн. Владимира.

С тех пор князь Константин стал с успехом распространять христианство, и помощником его в этом был сын Феодор. В Муроме была учреждена епископская кафедра. Всюду строились церкви. Скончался св. Константин в 1129 г. и был погребен в Благовещенском соборе рядом со своими сыновьями.

Исцеления и чудеса от святых мощей начались с 1351 г. Перед Казанским походом царь Иоанн IV посещал святыни, молился у гробов Муромских чудотворцев и дал обет соорудить здесь монастырь. Когда в 1553 г. стали рыть для него рвы, то обрели нетленные мощи Муромских чудотворцев. Почивали они в открытой раке до наших дней. В Муроме местно чтилась память княгини Ирины, супруги князя Константина.

Память их празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Подробно о нем приведено в день его памяти 27 ноября.

 

Свт. Кирилл, еп. Ростовский (1262). В «Истории Русской Церкви» [1991, стр. 123, 124] сказано: «Ростовский епископ Кирилл, которого современники называли блаженным и учительным, приходил в Орду к хану Бергаю, был принят им ласково и по желанию хана рассказал ему о святой вере – как распространил ее в Ростове св. Леонтий (память его 23 мая) и какие чудеса совершаются при мощах его силою Христовою. В числе слушателей беседы епископа с ханом был юный племянник Бергая, сын брата его. Слово о вере Христовой пало на добрую почву – на сердце доброго юноши. Он был сильно поражен тем, что слышал, и стал уверяться в пустоте своей языческой религии... В том же году у хана захворал сын, и хан, вспомнив рассказы епископа об исцелениях, совершающихся при гробе св. Леонтия, вытребовал Кирилла к себе для исцеления сына. Святитель, после теплой молитвы к Богу и Пресвятой Богоматери, молил чудотворца Леонтия оправдать дело святой веры пред заблудшими. Прибыв в Орду, он исцелил царевича молитвою и освященною водой. Щедро одаренный ханом, Ростовский епископ отправился в отечество, а юный племянник хана во время вторичного пребывания епископа в Орде решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять крещение. Не смея открыть своих намерений матери и боясь власти дяди, он тайно ушел из Орды, догнал на дороге епископа и со слезами просил взять его с собою. Святитель согласился.

В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на богослужения, слушал чтение и пение, и все это приводило его в восторг… Царевич просил крестить его. Епископ опасался, не навлечь бы гнева ханского на Ростов за царевича. Но прошло довольно времени; поисков о царевиче не было из Орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал богослужение, жил чисто и воздержано, оставаясь в доме епископа.

Блаженный Кирилл скончался, и 19 сентября 1261 года из Авраамиевой обители взошел на кафедру Ростовскую святой Игнатий (память его 28 мая)».

Прп. Кассиан Грек, Угличский чудотворец (1504). Память его празднуется 2 октября (см. о нем там же) в день представления, 21 мая в день тезоименитства с равноап. царем  Константином и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Прмч. Агапит Маркушевский (1584). Прп. Агапит был иноком Сольвычегодского монастыря. Во время его тяжкой болезни ему явился святитель Николай, исцелил его  и повелел ему основать в селе Маркушеве (около г. Тотьмы) обитель. Преподобный исполнил это повеление, соорудил в обители две церкви во имя святителя Николая и блаженного Прокопия Устюжского (память его 8 июля) и поехал в Москву за разрешением освятить эти церкви. Митрополит дал ему благословение, а царь пожаловал землю для постройки мельницы. Но 21 мая 1584 года он был убит разбойниками около этой мельницы, а тело его бросили в реку. Братия нашли его, погребли между обеими церквами, на могиле его воздвигли часовню и положили в ней его вериги. В приходской церкви села Моркушева, бывшей монастырской, хранилось житие прп. Агапита и описание чудес от иконы святителя Николая (впоследствии названной Великорецкой).

Собор Карельских святых Собор Карельских святых.

Собор Уфимских святых.

 

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери:

Псково-Печерская «Умиление» (1524). Эта икона Богоматери известна с 1524 года. Находилась она в Псково-Печерском монастыре, в 43 верстах от Пскова, и прославилась вместе с иконой «Успения» в 1581 году, во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Подробно о ней см. в день памяти этого события 26 авг.

Заоникиевская (1588). Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери была чудесным образом обретена преподобным Иосифом Заоникиевским (Вологодским), Христа ради юродивым (память его 21 сент.), 23 июня 1588 г. В миру он был Илларионом, крестьянином д. Обухово Вологодской губернии. Начав слепнуть, Илларион не отчаялся: стал ходить по местным церквям и всюду служить молебны, прося у Бога исцеления.

В скором времени ему явился во сне св. бессребреник Косма (память его 1 июля) и сказал, что Богородица дарует ему исцеление, если он придет в одно определенное место – глухое Заоникиевское урочище, находящееся за Аникиевским лесом (названным так от имени жившего в нем разбойника Аники). Илларион, пробудившись от сна, поспешил в указанное ему место и здесь увидел стоявшую на высоте икону Богоматери, вокруг которой сиял необыкновенный свет. Он смиренно преклонил колена перед образом, усердно помолился Пресвятой Богородице и затем едва облобызал икону, как сразу почувствовал себя здоровым. При помощи благочестивых людей Илларион на этом месте устроил церковь во имя Богородицы. Впоследствии на этом же месте он выстроил обитель и сам принял иночество с именем Иосифа.

Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери прославилась многочисленными исцелениями. Заоникиевский Богородицкий монастырь наивысшего расцвета достиг во 2-й половине XIX в., когда он украсился новыми каменными строениями и был окружен каменной оградой с башнями. Главный храм освятили во имя Святой Троицы, второй (так называемый скитский) – во имя Александра Невского. После революции местные большевики хотели создать в обители коммуну и отобрать для нее все имущество. В монастырь прибыла делегация из вологодского исполкома и первые коммунары. Но возмущенные толпы крестьян прогнали их: «Вон отсюда!» Ныне же от обители, бывшей одной из главных святынь Вологодчины, известной далеко за ее пределами, остались лишь руины.

Красногорская, или Черногорская (1603). Эта икона находилась в Красногорской обители на Черной горе близ реки Пинеги в Двинском уезде Новгородской епархии.

Оранская (1634). В царствование Михаила Феодоровича Романова в 1629 г. снял этот список некий благочестивый отставной военный Петр Гладков, живший близ Нижнего Новгорода, и отвез его в свое село Бочеево. Здесь в церкви свт. Николая и в доме помещика икона находилась пять лет. В 1634 г., на пятой седмице Великого поста, Гладков во сне увидел себя на какой-то горе и услышал голос, повелевавший ему построить храм в честь Владимирской иконы на горе. Он отыскал гору в лесу близ поля, которое называлось Орано поле. Он немедленно отправился в Москву к патриарху Иоасафу и просил у него грамоту на постройку храма в честь Владимирской иконы на Словенской горе. Построив здесь храм, он поставил в нем икону Владимирской Божией Матери. Икона с того времени стала называться Оранской и прославилась чудесами. В 1935 г. на пятой неделе Великого поста все присутствующие видели, как от иконы истекло миро, и весь храм наполнился благоуханием. В первый же год от иконы получили исцеления 130 человек: прозревали слепые, начинали ходить хромые, говорили немые, исцелялись бесноватые. Царь Михаил Феодорович повелел устроить на Оранском поле монастырь, называемый Оранской Богородицкой пустынью. Основатель ее, Петр Гладков, приняв монашеский постриг, возглавлял ее вплоть до своей мученической гибели в 1665 г. от рук лесных разбойников-грабителей.

Особенно ясно чудотворная сила Оранской иконы была явлена жителям Нижнего Новгорода в 1771 г., когда по всей губернии свирепствовала чума. По их просьбе чудотворный образ был доставлен в город и с крестным ходом обнесен вокруг Кремля. И беда отступила. Благодарные нижегородцы дали обет ежегодно совершать торжественное шествие с иконой из Оранского монастыря и не нарушали его в течение 150 лет.

После революции обитель была разорена, ее последний настоятель расстрелян. Оранская икона хранилась в запасниках Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, там же она пребывает и сейчас. В 1993 г. Оранский Богородицкий монастырь в селе Оранки вернули церкви, в нем почитается список с чудотворной Оранской иконы. В июне 2006 г., впервые после закрытия обители в 1921 г., вокруг города прошел 12-дневный крестный ход с Оранской иконой. В 2003 г. в Нижнем Новгороде освятили новопостроенный храм во имя Владимирской Оранской иконы Божией Матери.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz