Краткие жития святых, православные праздники и события

28 мая / 10 июня

 

Прп. Никиты Исповедника, еп. Халкидонский (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832). Прмчч. Макарий, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931); прп. Ираклия, исп. (1936); прмц. Гермогены (1942).

Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия епископа (VI-VII).

Никейская (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

 

Святитель Никита Халкидонский Прп. Никита Исповедник, еп. Халкидонский (IX). Св. Никита еще с детства возлюбил пост, молитву и другие христианские добродетели. Рано отрекшись от мира, он проводил строгую подвижническую жизнь. Высокие подвиги св. Никиты скоро были замечены, и он был возведен на престол епископа Халкиндонского. В новом сане Никита весь отдался служению своей пастве. От природы обладая отзывчивой на всякие людские страдания душой, он был другом всех страждущих: питал алчущих, одевал нагих, принимал в свой дом странников и сам прислуживал им, призревал сирот, заступался за вдовиц и являлся спасателем обиженных.

В конце святительского служения св. Никиты возникла на Востоке иконоборческая ересь. Императором Византийским в то время был Лев Армянин, враг иконопочитания. Святитель Никита безбоязненно выступил на защиту св. икон. Обличая безумное и нечестивое учение иконоборцев, он увещевал всех с благоговением поклоняться св. иконам. Но за такое доблестное и твердое исповедание он подвергся различным унижениям со стороны нечестивого царя и, наконец, был отправлен в ссылку.

Через несколько лет он мирно отошел ко Господу, не переставая и по смерти служить людям; честные его мощи явились источником многочисленных исцелений для всех с верою к ним притекавшим.

Святитель Игнатий Ростовский Свт. Игнатий, еп. Ростовский (1288). Святитель Игнатий рано принял иночество и за свою добродетельную жизнь был поставлен архимандритом, а потом епископом города Ростова. В 1262 году 19 сентября он основал при впадении реки Шексны в Белоозеро Троицкий монастырь для проповеди христианства местным языческим финским племенам: чуди и карелам. В Ростове он основал церковь в честь свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Святитель Игнатий принимал участие в Поместном Владимирском соборе, ездил два раза в Орду по делам своей паствы, примирял враждующих князей.

В пятницу после вечерни 28 мая 1288 года святитель Игнатий скончался. Епископом он пробыл 26 лет. Во время погребения его творились многие чудеса: свиток с именами рукоположенных им священнослужителей он принял сам, как живой. У архимандрита Стефана выпрямился скорченный палец. Две монахини высокой духовной жизни – Ксения и Феодосия видели, что святитель встал в облачении из гроба, прошел по воздуху, благословил народ и город и вошел в пещеру, где был его гроб.

Свт. Игнатий – один из немногих из всего сонма русских святых, которого Господь прославил нетлением и целебным даром мощей еще до их погребения. По этому признаку по кончине своей святитель и был признан святым.

Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Прп. Елена Дивеевская Прп. Елена Дивеевская (Мантурова) (1832). Прп. Елена (в миру Елена Васильевна Мантурова) была двоюродной сестрой богатого помещика Михаила Васильевича Мантурова, исцеленного прп. Серафимом Саровским (память его 2 янв.) от тяжкой почти смертельной болезни и ставшим затем благотворителем и помощником о. Серафима.

Последние годы жизни преподобный Серафим много заботился об основанном им женском Дивеевском монастыре. Попечение об этой обители было поручено ему Самой Царицей Небесной еще в дни его пустыннической жизни.

Прп. Елена была насельницей Дивеевской обители и «исполняла все трудные поручения о. Серафима, как образованная особа, но не занимала должности начальницы». Елена Васильевна была чрезвычайно красивой и привлекательной внешне. Необыкновенно добрая от природы, она явно или видимо нечего не делала, но творила добро тайно и непрестанно много. Вся пища ее заключалась, обыкновенно, в печеном картофеле да лепешках. Спала она на камне, прикрытом плохим ковриком.

Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви, батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей, для этого он просил Саровского иеромонаха Иллариона постричь ее в рясофор, что и было исполнено. Отец Серафим надел ей под камилавку шапочку, сшитую из его поручей.

После построения Рождественских церквей в Дивееве, отец Серафим занялся приобретением земли под будущий собор, о котором он предсказывал сиротам своим. Он дал поручение Елене Васильевне съездить к землевладельцу г-ну Жданову и купить у него эту землю за 300 руб.

Она вернулась с купчей, от которой отец Серафим пришел в восторг, велел снять с нее копию, а настоящую бумагу бережно хранить Елене Васильевне до самой ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу Мантурову. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича сберечь и сохранить эту землю для построения собора, когда придет тому время.

Елена Васильевна, по освящении Рождественских церквей, продолжала (в качестве ризничей) строгую и святую жизнь. Она старалась исполнять все, заповеданное ей о. Серафимом. Она безвыходно пребывала в церкви, читала по 6 часов кряду Псалтырь, так как мало было грамотных сестер, поэтому иногда ночевала в церкви, пристроившись где-нибудь в сторонке на кирпичном полу.

Отцу Серафиму было суждено еще при жизни потерять свою любимую Дивеевскую послушницу Елену Васильевну, которую он горько оплакивал. Кончина ее была весьма необычной и примечательной. Незадолго до своей смерти Елена Васильевна начала как бы предчувствовать, что батюшке Серафиму недолго осталось жить. Сестрам она говорила: «Я не могу без него жить, пусть меня раньше отправят!»

Как-то Михаил Васильевич Мантуров очень сильно занемог, но его исцелил, дав отведать хлебный мякиш, о. Серафим. Но вскоре он позвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: «Ты всегда меня слушалась, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание. Исполнишь ли его, матушка?» На ее утвердительный ответ батюшка продолжал: «Вот, видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец твой, болен у нас и пришло ему время умирать… умереть надо ему, матушка, а он мне нужен для обители-то нашей, для сирот… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила Васильевича, матушка». «Благословите, батюшка», – ответила Елена Васильевна, смиренно и как будто покойно.

Отец Серафим долго беседовал с ней о смерти и будущей вечной жизни. Елена Васильевна молча все слушала, но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка, я боюсь смерти!» «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя, – отвечал о. Серафим, – для нас с тобой будет лишь вечная радость!»

Простилась Елена Васильевна, но лишь шагнула за порог кельи, тут же упала… Батюшка Серафим с сестрами привели ее в чувство, но, вернувшись домой, она заболела и слегла в постель. За несколько дней болезни Елена Васильевна соборовалась и приобщилась Святых Таин. Трое суток до смерти она была окружена видениями Небесного Царства, Царицы Небесной, ангелов, святых Божиих.

Она скончалась 27 лет от роду 28 мая 1882 года, пробыв в Дивеевской обители всего 7 лет. Ее похоронили рядом с могилой первой начальницы обители матушки Александры, с правой стороны Казанской церкви.

 

Прмч. Макарий (Моржов) (1931): Новомуч. Преподобномученик Макарий родился 16 мая 1872 г. в деревне Пахомовка Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина Степана Моржова и в крещении был наречен Михаилом. Образование он получил в церковноприходской школе. В 1893 г. Михаил был призван на действительную военную службу. По возвращении со службы он поступил рабочим на одну из московских фабрик. Проработав там два года, он в 1899 г. ушел в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском уезде Владимировской губернии, в которой проходил послушание бельевщика и трапезника. В 1900 г. настоятель монастыря игумен Герман (прп. Герман Зосимовский, местночтимый святой Владимирской епархии) назначил послушника Михаила келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева), впоследствии известного старца; 22 февраля 1903 г. послушник Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий, все время он исполнял послушание келейника старца Алексия, который в 1908 г. ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 г., приняв схиму, ушел в полный затвор.

Участие во Всероссийском Церковном Соборе 1917 – 1918 гг. вынудило старца на время оставить затвор. На Соборе ему было поручено тянуть жребий с именем будущего Патриарха, которым стал митрополит Московский (Беллавин). По немощи старец не участвовал в последней сессии Собора, уехав в пустынь, в затвор, попасть к нему можно было, лишь написав прошение Святейшему. В июле 1919 г. Патриарх Тихон распорядился, чтобы благословение на посещение старца давал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). И тот поставил перед старцем вопрос: или принимать всех, что означало окончание затвора, или не принимать никого, кроме монашеской братии. Иеросхимонах Алексий выбрал последнее. Впоследствии затвор был несколько ослаблен, и духовные дети старца, хотя и ограничено, стали посещать его.

Общение со старцем, его келейник, монах Макарий, почитал для себя за счастье.

30 января 1923 г. скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман; на следующий день после его похорон в монастырь явилась ликвидационная комиссия, члены которой заявили, что монастырь будет закрыт. В мае 1923 г. пустынь была закрыта, и монахи разошлись кто куда, где кто смог найти приют.

Иеросхимонах Алексий с келейником поселились в Сергиевом Посаде, три дня они прожили в гостинице, а затем для них было снято помещение из двух комнат – большая для монаха Макария, и поменьше для иеросхимонаха Алексия. Духовные дети старца собирали посильные пожертвования, и на это они жили. Всякому жертвующему о. Алексий смиренно кланялся и благодарил.

До 1925 г. старец еще был в силах ходить по комнате, но затем ноги его так ослабели, что он слег в постель, и, когда надо было пить чай или кушать, келейник сажал его в кровати, но впоследствии и это уже было трудно для старца.

Монах Макарий всегда удивлялся старцу, насколько у того были велики смирение и чувство благодарности. Старец почти ежедневно благодарил келейника за самые ничтожные услуги, ежедневно прося прощения, и таким отношением, бывало, до слез  трогал его. Отец Макарий был до самой кончины старца верным ему и заботливым помощником, и старец молился о себе, о келейнике и обо всех помогавших ему.

Вскоре после кончины старца, 7 октября 1928 г., в Высоко-Петровском монастыре монах Макарий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день во иеромонаха.

Иеромонах Макарий был арестован в числе многих других, подобно ему шедших иноческим путем, 5 апреля 1931 г. и тот же день допрошен.

После первых допросов о. Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователи не удовлетворились сдержанными ответами иеромонаха, рассчитывая, что, будучи келейником старца Алексия и зная всех приходивших к нему для беседы, он многое сможет им рассказать. 17 апреля следователь снова допросил о. Макария. Он стал спрашивать, какого мировоззрения придерживается иеросхимонах Макарий, что он думает о советской власти и об антихристе и не считает ли антихристом саму советскую власть. И о. Макарий, не скрывая своих убеждений, сказал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти… Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии…».

6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила о. Макария к расстрелу. Иеромонах Макарий (Моржов) был расстрелян 10 июня 1931 г. и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Прмч. Дионисий (Петушков) (1931): Новомуч. Преподобномученик Дионисий родился 26 сентября 1866 г. в деревне Сумино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьян Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых. 24 сентября 1905 г. Дионисий Иосифович поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии и исполнял здесь послушание свечника. 10 января 1910 г. он был пострижен в монашество с именем Евфимий. Впоследствии он был пострижен в схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия безбожниками в 1927 г.

На следующий день после закрытия пустыни сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров; он был давним благотворителем Нило-Столобенской обители. В 1910 г. он к своей земле прикупил землю вышневолоцкого купца, построил на этой земле хутор и успешно занимался хлебопашеством, применяя передовые технологии и машины; он регулярно жертвовал в монастырь сельскохозяйственные продукты, выращенные на своей земле. В 1920 г. прихожане избрали его председателем церковной двадцатки.

Сергей Федорович пригласил переехать к себе на хутор о. Дионисия, которого знал в течение многих лет и почитал как благодатного старца. Он выделил старцу на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал,  а другая была отведена под моленную, где он поставил сделанный для себя гроб.

Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему – кто за благословением на то или иное дело, кто испросить совета, как поступить в трудном случае чаще всего семейной жизни, кто приходил спросить, стоит ли вступать в колхоз, а иные просили помолиться об исцелении от какого-нибудь недуга. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, больных помазывал маслом из лампады. Со временем к старцу стало стекаться все больше людей, и все это стало известно властям.

В начале 1930 г. в доме, где жил схимник, при участии сельских властей и колхозников был произведен обыск; обыскивавшие забрали для своих нужд некоторые вещи, необходимые в хозяйстве, но не тронули старца; вскоре после обыска о. Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Схимника приютили верующие люди на другом хуторе, и, поскольку таких людей было немало, о. Дионисий мог перемещаться с одного хутора на другой.

В полночь 6 февраля 1931 г. на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с намерением арестовать старца, но не обнаружили его здесь. После предпринятых ими поисков они все же арестовали о. Дионисия и отправили в тюрьму.

Схимник сначала был доставлен в Тверское отделение ОГПУ, а затем 18 февраля перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве, и материалы его «дела» были присоединены к общему «делу» арестованных тогда священнослужителей, монахов и мирян.

Отвечая на вопросы следователя, о. Дионисий подтвердил, что к нему действительно приходило много женщин «за получением благословения и совета по… многим вопросам, на что я им всегда давал ответ. Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, то есть время антихристово, и существующая советская власть – есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть потому, что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные мои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает».

На этом допросы были закончены, и 6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила схимонаха Дионисия к расстрелу. Схимонах Дионисий (Петушков) был расстрелян 10 июня 1931 г. и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сщмч. Николай (Аристов) диакон (1931): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1872 г. в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895 – 1896 гг., был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 г. он завел свою фотомастерскую в городе Александрове.

У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у нее до конца жизни.

В 1917 г. Николай Степанович переехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, он отказался от нее в 1929 г., когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический прекрасный венец.

В июле 1930 г. Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, и 5 апреля следующего года арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим поминание в храме за упокой Российских императоров, когда диакону Николаю приходилось читать вслух их имена по поданным запискам. Этого для сотрудников ОГПУ оказалось достаточно, чтобы вынести суровое решение.

6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила диакона Николая Аристова к расстрелу; он был расстрелян 10 июня 1931 г. и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Вскоре после мученической кончины отца сестры приютили в своем доме семью арестованного священника, протоиерея Владимира Медведюка (сщмч., память его 20 нояб.). Молитвами отца-мученика младшая его дочь Надежда безмятежно и благочестиво прожила жизнь, ухаживая за больной сестрой.

Мч. Игнатий (Марков) (1931): Новомуч. Мученик Игнатий родился 20 декабря 1876 г. на хуторе Марино Махринской волости Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Артемия Маркова. Игнатий Артемьевич был глубоко верующим человеком и посещал ближайший к хутору храм в селе Махры; он был женат и имел семерых детей, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством. 6 апреля 1931 г. Игнатий Артемьевич был арестован в городе Загорске Московской области.

«Я занимался сельским хозяйством, и на меня наложили большой налог в 2 200 рублей, – сказал он на допросе следователю, – так что я не смог его уплатить, и по суду у меня отобрали все имущество и присудили к году принудительных работ. Будучи сильно убит горем, я, как человек верующий, пошел в Троице-Сергиеву Лавру помолиться. В церкви на мои вопросы, где бы переночевать, мне указали на Прасковью Новикову, с которой я договорился, что она пустит ночевать; переночевал я у нее одну ночь, на вторую был задержан… Будучи раскулачен, я никогда не роптал, так как считаю, что все происходит по Евангелию, в котором говорится, что настанет время, когда восстанут брат на брата и сын на отца, – то же самое и мой арест произошел в порядке вещей. Считаю, что существующая власть… послана нам Богом за наши грехи, и мы должны все терпеть.

Лично я против вступления в колхоз лишь потому, что в колхозе нельзя молиться Богу, а я, как человек верующий, не могу от этого отказаться… В город Загорск я приехал помолиться в Троице-Сергиевой Лавре и найти утешение постигшему меня горю – раскулачиванию. Связей ни с кем не имею, так как никого из знакомых в меня нет».

6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила его к расстрелу. Игнатий Артемьевич Марков был расстрелян 10 июня 1931 г. и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Мч. Петр (Юдин) (1931): Новомуч. Мученик Петр родился в 1877 г. в  деревне Сиблово Горицкой волости Корчевского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Лаврентия Юдина. По профессии Петр был плотником, и в поисках работы ему приходилось ходить по Тверской и Московской губерниям. Ближайшим приходом к его дому был храм в селе Бокланово, в котором он в течение многих лет во время гонений от безбожников был помощником старосты, и на нем лежала обязанность закупать все необходимое для храма.

25 марта 1931 г. собрание церковной двадцатки постановило отправить Петра Лаврентьевича в Москву для закупки свечей как человека, знающего, где что можно купить. Не откладывая исполнение поручения, Петр сразу же отправился в Москву за свечами, но здесь не смог их купить, и ему посоветовали поехать в Хотьково, чтобы узнать у монахинь, где они покупают свечи, и там купить.

По дороге ему встретился железнодорожный рабочий, с которым они разговорились, и тот стал расспрашивать Петра Лаврентьевича о жизни в деревне и о том, насколько успешно в их местности создаются колхозы. Петр Лаврентьевич рассказал ему, что в колхозы некоторые записываются, а некоторые бегут. Зашел разговор о властях, и Петр Лаврентьевич сказал, что правительство ездит на автомобилях, ест жареное, а народу вредит, в Кимрах в колхозы загоняют насильно, и все там голодают в этих колхозах. После этого рабочий заявил Петру Лаврентьевичу, что не место ему здесь ходить по рабочим и их агитировать. Затем он сбегал домой, прихватил служебный пистолет, взял с собою знакомого комсомольца, и они вдвоем задержали Петра Лаврентьевича и доставили его в сельсовет села Хотьково. Туда же пришел дежурный милиционер с железнодорожной станции и отправил Петра Лаврентьевича в загорскую тюрьму.

2 апреля сотрудник ОГПУ допросил его. После допросов сотрудники загорского ОГПУ отправили Петра Лаврентьевича в Бутырскую тюрьму в Москве, и здесь материалы его «дела» присоединили к общему «делу», по которому уже было арестовано более полусотни человек, в основном монахов и монахинь.

На последнем допросе, состоявшемся  в конце апреля, следователь предъявил Петру Лаврентьевичу обвинение в том, что он «антисоветски настроен, является членом антисоветской группы церковников». Выслушав, в чем его обвиняют, Петр Лаврентьевич заявил, что виновным себя не признает, антисоветской агитации он не вел и знакомств ни с кем не имел.

6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила Петра Лаврентьевича Юдина к расстрелу. Он был расстрелян 10 июня 1931 г. и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Прп. Ираклий (Мотях) схимонах, исп. (1936): Новомуч. Преподобноисповедник Ираклий родился в 1863 г. в Черниговской губернии в казачьей семье и в крещении был наречен Иосифом. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия, и в 1882 г. епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий) основал здесь Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, куда и поступил Иосиф Мотях. В 1889 г. во время землетрясения монастырь был разрушен, но затем восстановлен. 25 марта 1905 г. послушник Иосиф был пострижен в монашество и наречен Иринеем. В монастыре он исполнял послушание звонаря и помощника эконома.

Летом 1916 г., воспользовавшись тем, что русская армия воевала на фронтах Первой мировой войны, киргизы подняли в Семиречье восстание, выразившееся в массовых и беспощадно жестоких убийствах и грабежах. Были убиты тысячи русских людей, тысячи взяты в плен, детей разрывали и разбивали о камни, сбрасывали с утесов, женщин насиловали, дороги от селения до селения были завалены трупами, имущество разграблено, церкви разорены и сожжены, священники убиты. Многие благоустроенные села были полностью уничтожены. 10 августа 1916 г. киргизы-мятежники появились вблизи Свято-Троицкого монастыря. Население Иссык-Куля и большая часть братии по благословению настоятеля монастыря архимандрита Иринарха покинули обитель. Двенадцать монахов, и среди них монах Ириней, во главе с духовником монастыря иеромонахом Рафаилом и схимонахом Исихием остались в обители и с молитвой и пением ожидали нападения врагов.

11 августа толпа человек до пятисот ворвалась в монастырь, угнали скот, зажгли скотный двор. Монахи во время разгрома были в храме, киргизы ворвались в храм, выгнали оттуда монахов, из которых семь человек убили около паперти и двух тяжело ранили; иеромонах Рафаил был при этом обезглавлен; разграбили все церковное и монашеское имущество, а к ночи, по обыкновению, удалились в горы. Троим из монашествующей братии удалось ускользнуть из рук киргиз – это Александр Вавилов, звонарь Ириней и гостиник Симеон. Двое первых были свидетелями всех безобразий, учиненных киргизами: большинство икон попорчены пиками, престолы поруганы и некоторые сдвинуты с мест; святые антиминсы похищены, Евангелия и другие богослужебные книги изорваны; церковная утварь частью увезена, частью исковеркана; из священных облачений мятежники поделали покрывала для лошадей и украсили их бархатом и позументом с хоругвей и плащаниц. Таким образом, храмы монастырские, хотя и сохранились, но были осквернены и разграблены.

Впоследствии монах Ириней был пострижен в схиму с именем Ираклий. Свято-Троицкий монастырь был закрыт большевиками сразу же по захвате ими власти в Семиречье в 1919 г. Иеромонахи прпп. Серафим (Богословский), Пахомий (Русин) и Феогност (Пивоваров) (прмчч., память их 29 июля) и схимонах Ираклий – ушли в город Верный и стали подвизаться в горах вблизи города в скиту Медео. В 1921 г. в скиту были убиты иеромонахи Серафим и Феогност, а сам скит разорен, и схимонах Ираклий перешел жить в семью церковного старосты в поселке Талгар. В доме жить он отказался и построил себе небольшую келью в саду. Живя здесь, он часто уходил в горы, где также поставил себе небольшую келью и в ней молился. Однажды, когда он спустился с гор в поселок, выяснилось, что за время его отсутствия семья церковного старосты была арестована и выслана, и тогда он ушел в горы.

Зимой 1928 г. один из жителей поселка Сазоновка, расположенного в десяти километрах от Свято-Троицкого монастыря, Мирон Дубинин, находясь в горах, услыхал стон человека и, пойдя на него, натолкнулся на келью схимонаха Ираклия. Выяснив, что тому в руку попала большая заноза, от которой он никак не может освободиться, он взял схимника с собой, отвел к фельдшеру, и тот вынул занозу. Наскоро отремонтировав стоявший в саду сарайчик, Мирон предложил его для жительства схимнику, и тот согласился. Слух о том, что в поселке живет старец-схимник, быстро распространилась среди жителей, и к схимонаху Ираклию стали приходить верующие люди, просить совета и святых молитв.

Все время жизни здесь старец непрестанно молился, никогда не ложился спать, а когда изнемогал, то всего лишь присаживался на лавку, а затем вновь принимался за молитвенный подвиг. Выходил он из дома только на службу в храм. Самым большим своим грехом схимонах Ираклий считал, что он по малодушию уклонился во время мятежа киргизов принять мученическую кончину вместе с братией Свято-Троицкого монастыря, спрятавшись на колокольне и, таким образом, избежав смерти, – о прощении этого греха он горячо молился Богу всю жизнь.

В семье Мирона Дубинина схимонах Ираклий прожил до 1929 г.; когда началось преследование семьи и раскулачивание, он перешел к двоюродному брату Мирона – Андрею Дубинину. Мирона Дубинина за то, что он не вступил в колхоз, арестовали и заключили в тюрьму, откуда он уже не вернулся. Вскоре арестовали и приговорили к десяти годам заключения и Андрея Дубинина за то, что он не вступил в колхоз, и схимонаха Ираклия взяла к себе семья Бочарниковых.

У Бочарниковых изба была ветхая, и семья была бедная. Сергей Бочарников хотел выстроить для схимника келью, но тот не согласился, а поселился в пристройке, где дверью служила доска. Кроватью схимнику служил длинный стол, на который была постлана конопляная дерюжка, другой такой же дерюжкой он укрывался. Печку он не разрешил себе ставить, и зимой обогревался горячими угольями, которые ему приносили из печи в избе. Лишь незадолго перед кончиной схимника в его келье была установлена железная печь. Трапезовал он вместе с хозяевами, у которых было пять дочерей, и во время обеда часто говорил им о Боге, о святых, о церковных праздниках.

Поскольку Сергей Бочарников не пошел в колхоз, то его, несмотря на его крайнюю бедность, записали в кулаки и из дома забрали всю рухлядь, оставив лишь голые стены. Схимника в это время не было дома, и в его келью тогда не зашли; он принес две свои дерюжки хозяевам – единственное, что сохранилось от разграбления. Наутро односельчане и родственники принесли семье всего понемногу.

Господь открыл схимнику, что он умрет в день праздника Вознесения Господня. К этому времени схимонах Ираклий попросил хозяйку сшить ему новую одежду из синего домотканого холста, в которой и завещал его похоронить.

В 1937 г. под праздник Вознесения Господня схимонах Ираклий неожиданно тяжело заболел и слег. Он скончался в самый день праздника, 10 июня, в полном сознании. Схимонах Ираклий (Мотях) был погребен на кладбище в поселке Сазоновка.

Прмц. Гермогена (Кадомцева) (1942): Новомуч. Преподобномученица Гермогена родилась 4 декабря 1870 года в селе Мокрый Мичкасс Нижне-Ломовского уезда Пензенской губе

Сделать бесплатный сайт с uCoz