Краткие жития святых, православные праздники и события

29 мая / 11 июня

 

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжский (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона (1938) и мч. Андрея (1938); свт. Луки (Войно-Ясенецкого) исп., архиеп. Симферопольского (1961).

Мц. Феодосии девы, Тирской (307-308). Память I Вселенского Собора (325).

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».

 

Преподобномученица Феодосия Константинопольская Прмц. Феодосия дева, Константинопольская (730). Она происходила от богатых, честных и благочестивых родителей. Едва отроковице исполнилось 7 лет, как умер ее отец. Тогда мать повела ее в монастырь св. Анастасии и поручила ее инокиням для пострижения в святой чин ангельский. Спустя три года после этого умерла и мать Феодосии, оставив все имение свое дочери-инокине.

По достижении совершеннолетнего возраста, Феодосия, будучи преисполнена разума и любви к Богу, не захотела владеть имением, но отдала его Богу, Которому принесла в жертву и саму себя. Пригласив золотых дел мастера, она дала ему достаточное количество золота и серебра для украшения трех икон: Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. мц. Анастасии. Иконы эти блаженная поставила в храме, все же остальное имение свое раздала нищим, убогим, сиротам и вдовам, обогащаясь от Бога богатством духовным. Строгими постническими подвигами она умерщвляла свою плоть, а смирением, кротостью, богоугодною любовью, чистотою, благоговением, послушанием и прочими добродетелями она побеждала бесплотного врага – источника всякого зла.

Однажды, когда святая молилась ночью, к ней подступил дьявол и пообещал воздвигнуть на церковь брань и многих отвратить от нее и повести за собою. Действительно, спустя немного времени слова эти нашли подтверждение в жизни. Царский воевода, по имени Лев, родом Исаврянин, восстал на законного своего государя – православного Феодосия, и отнял у него царскую власть. Первое время своего царствования Лев старался казаться благочестивым, но потом проявил себя жестоким гонителем иконопочитания.

Предавая огню все св. иконы, он велел, между прочим, снять образ Христа Спасителя, висевший над воротами царского дворца. Когда один из воинов начал подниматься по приставной лестнице с топором, чтобы выполнить это поручение, инокини, побуждаемые св. Феодосией опрокинули эту лестницу на землю, воин упал вместе с нею на землю, весьма расшибся и вскоре умер. Узнав об этом, разгневанный царь приказал строго наказать виновниц этого происшествия. Все святые жены были посечены мечом за святую свою ревность, а блаженная Феодосия, как более благородная по своему происхождению, но в то же время главная виновница всего происшедшего, была по приказанию царя заключена в темницу. Здесь ей каждый день наносили по сто ударов. Эти мучения ее продолжались 7 дней. На восьмой день мучитель приказал водить св. Феодосию по всему городу и бить без милосердия. Когда святая была приведена на место, называвшееся «Воловьим торгом» (здесь продавались и закалывались животные), случилось, что один воин из ее сопровождения, нечаянно наступил на большой козий рог и поранил им свою ногу. Разгневавшись, он взял рог тот и начал бить им без милосердия св. мученицу по голове, затем ударил ее тем же рогом в горло и проколол его. Святая Феодосия немедленно после этого скончалась, будучи увенчана двойным венцом – девства и мученичества. Многострадальное  же тело ее, брошенное на землю, взято было благоговейными христианами и с честью похоронено.

Прокопий и Иоанн Устюжские (Прокопий и Иоанн Устюжские).

Блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский (1494). Родился в семье благочестивых крестьян села Пухова (вблизи Великого Устюга). С детства стал вести подвижническую жизнь, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой, отличался кротостью и молчаливостью. После смерти его отца, мать постриглась в монахини, сам же Иоанн некоторое время был с ней, а затем стал юродствовать и ушел в Великий Устюг, поселившись в хижине близ Успенской церкви. Примером для подражания он избрал себе прав. Прокопия Устюжского (память его 8 июля). Ночи он проводил в молитве, днем же ходил по улицам в рубище и босой во всякое время года. Часто лежал на навозной куче. Еще при жизни блаженный удостоился от Бога дара чудотворения. Однажды зимой Иоанн размешал в печи горящие уголья, и, перекрестившись, улегся на них, не потерпев никакого вреда. Мария, супруга наместника Великого Устюга, много благотворила блаженному, и он не раз помогал исцелять ее. Скончался блаж. Иоанн 29 мая 1494 г. в молодых летах и был погребен в вблизи Успенской церкви, около которой подвизался. На его могиле была воздвигнута церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня. На могиле совершалось много чудес. Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашествии врагов. Благодаря его молитвам, русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 г.

Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Память прп. Иову празднуется также 6 марта (см. о нем там же).

 

Сщмч. Иоанн (Преображенский) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 21 марта 1880 г. в селе Васильевском Вологодской губернии в семье псаломщика Александра Преображенского. В 1897 г. Иван окончил Вологодское духовное училище и в том же году был назначен псаломщиком в Васильевскую Тошнинскую церковь в Вологодском уезде, а в 1904 г. – рукоположен во диакона к этой церкви.

В 1906 г. диакон Иоанн был переведен во Власьевскую церковь в Вологде. В 1920-х годах этот храм был закрыт, и диакон Иоанн был направлен в храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1929 г. диакон с супругой и тремя малыми детьми были выселены из дома как семья священнослужителя, и власти потребовали от супруги, чтобы она развелась с мужем. Чтобы отвести от детей угрозу преследований, она с согласия мужа исполнила это требование, и с этого времени семья стала жить отдельно на средства, которые тайно передавал им о. Иоанн.

В 1930 г. власти закрыли и этот храм, и диакон был назначен служить в храм Рождества Богородицы, настоятелем которого был протоиерей Константин Богословский (сщмч., память его 6 сент.).

В мае 1937 г. в местных газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 г. Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла; погребения на нем прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 г. кладбище должно быть уничтожено.

Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всем этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища.

26 июня 1937 г. на всенощную под праздник Всех святых в храм Рождества Богородицы прибыл назначенный управляющим Вологодской епархией епископ Иоанн (Соколов). Духовенство Вологды было убеждено, что епископ Иоанн является секретным сотрудником НКВД. Настоятель храма протоиерей Константин Богословский, подойдя к архиерею, сказал: «Согласно каноническим правилам… мы вас архиереем не считаем». И отошел от владыки. Никто из стоявших в алтаре священников и членов причта не подошел к епископу взять благословение, всю службу он тихо простоял в алтаре, а затем незаметно покинул Вологду и поехал на новое место назначения в Архангельск.

Вскоре после этого эпизода в ночь с 29-го на 30 июня священники, диаконы и некоторые из прихожан были арестованы, и среди них диакон Иоанн Преображенский. Он был допрошен всего единожды, 2 июля. Следователь спросил, кого он знает из священнослужителей в Вологде. Диакон ответил, что знает всех, кто служит с ним в храме на Богородском кладбище. После этого следователь ему заявил, что среди населения города Вологды диакон ведет контрреволюционную агитацию, и потребовал дать по этому поводу откровенные показания. Диакон отверг это обвинение.

В августе, когда вошло в действие сталинское распоряжение о массовых репрессиях, были спешно допрошены дежурные свидетели, один из которых заявил, что диакон Преображенский является участником «сбора подписей среди населения под “протестом” о закрытии кладбища в 1937 г.; среди духовенства и населения клеветал на руководителей партии и правительства…».

В конце концов, диакона Иоанна обвинили в том, что он будто бы «является участником контрреволюционной церковно-монархической группы в городе Вологде. Ведет непримиримую борьбу против советской власти и проводимых мероприятий. Распространяет контрреволюционные клеветнические измышления».

19 сентября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Диакон Иоанн Преображенский скончался в Каргопольском лагере 11 июня 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 Мч. Андрей (Трофимов) (1938): Новомуч. Мученик Андрей родился 30 октября 1882 г. в деревне Китенево Клинского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Отец его, Матвей Трофимов, летом занимался сельским хозяйством, а зимой разрабатывал лесные делянки. Андрей окончил сельскую школу, и помогал отцу, пока не женился и не обзавелся своим хозяйством, небогатым, но вполне, по его мнению, достаточным. В 1916 г. он был призван на фронт и служил рядовым до 1917 г.

Андрей Матвеевич был прихожанином церкви Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Клинского уезда, с юности пел здесь на клиросе, был псаломщиком и регентом, членом церковного совета. Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, он не изменил своей вере и своим убеждениям и остался членом церковного совета и регентом.

В 1931 г. советская власть стала уничтожать крестьянские хозяйства, и Андрей Матвеевич вступил в колхоз, где ему поручено было ухаживать за колхозными лошадьми.

Наступил 1937 г., власти районов и областей приступили к составлению списков на арест неугодных коммунистам людей. Обратил на себя внимание и благочестивый крестьянин, соблюдавший все церковные праздники, часто посещавший церковь и во время богослужений исполнявший обязанности регента.

Сотрудники НКВД потребовали справку на Андрея Матвеевича от председателей сельсовета и колхоза. Председатель сельсовета написал, что «Трофимов после революции и до революции является активным церковником, состоял и состоит в данное время членом церковного совета, был церковным старостой. В настоящее время является регентом церковного хора и исполняет службу дьячка при церкви. Является враждебно настроенным против советской власти и колхозов». Председатель колхоза написал, что Андрей Матвеевич говорил, что «“не нужно работать в престольные праздники, а идти в церковь, а то у нас уже ничего не стало родиться за то, что вы не ходите в церковь”… Ведет в колхозе подрывную работу…, придя на собрание, бросил на стол ключи от конюшни и говорит: “нате вам ваши ключи…, а я работать больше не буду”».

В ноябре 1937 г. сотрудники НКВД допросили свидетелей, односельчан Андрея Матвеевича. Свидетели показали, что Андрей Матвеевич – человек твердых религиозных убеждений и по церковным праздникам сам на работу не выходит и колхозникам говорит, что работа в праздники – большой грех, что у них потому и не родится ничего, что они работают в праздники. Лучше оставить в эти дни и работу и идти в церковь. А по поводу смерти одной колхозницы он сказал, что вот, мол, до чего довели колхозы крестьян, что люди безвременно стали умирать, все жилы вытащили с этими колхозами, в могилу вгоняют.

14 ноября 1937 г. Андрей Матвеевич был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Признав на допросе, что он действительно является активным прихожанином, состоит членом церковного совета и поет на клиросе, он, однако, отказался признать, что проводил контрреволюционную деятельность.

21 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, и он был отправлен в Бамлаг.

Андрей Матвеевич скончался 11 июня 1938 г. в Среднебельском исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) исп., архиеп. Симферопольский (1961): Новомуч. Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать – православной. Он был третьим из пятерых детей.

В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Он собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но, размышляя о выборе жизненного пути, решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избрал вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через неделю, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще.

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким» земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ласкиной и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.

С 1905 года по 1917-й он работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переяславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П.И. Дьякова. В 1916 году Валентин Феликсович защитил докторскую диссертацию.

С 1917 по 1923 год он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 году от туберкулеза умирает его жена, оставив четверых детей.

Осенью 1920 года Валентина Феликсовича приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», – сказал он Войно-Ясенецкому. Слова преосвященного Иннокентия он принял как Божий призыв и, минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, владыка! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение в иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.

В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг с наречения ему имени Лука. Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский выбрал для него это имя в честь апостола, Евангелиста, врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Волховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий. Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.

10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношение с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска – 400 км – в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года владыка пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче.

В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино – глухое место на Енисее за Полярным Кругом, а в апреле переводят снова в Туруханск.

По окончании ссылки владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.

6 мая 1930 года владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии И.П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 г., после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 гг. владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы – катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы он проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение владыка не принял.

Пробыв недолго в Крыму, владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

13 декабря 1937 года – новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 по 1941 гг. владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области. Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте – здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

В 1943 году Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В феврале 1946 года архиепископ Лука стал лауреатом Сталинской премии 1-й степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1945-1947 гг. им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов.

26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

1946-1961 гг. были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.

Однако даже такой недуг не мешал владыке совершать Божественные службы. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен владыка был на городском кладбище Симферополя.

В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении высопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику местночтимых святых. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

 

Мц. Феодосия дева, Тирская, Кесарийская (Палестинская) (307-308). Св. Феодосия была урожденной г. Тира. Однажды, будучи 18-ти лет от роду, в Кесарии Палестинской она посетила тамошнюю тюрьму, где содержались христиане. Воины тотчас схватили ее и по приказанию правителя Урбана подвергли жестоким мукам: тело ее было острогано до костей, а затем 6 апреля 308 года ее утопили в море. Но после потопления св. мученица была извлечена ангелами из воды на сушу совершенно живою, так что мучители видели, как она ходила, нося в руках тот камень, который они привязали к ее шее. Это еще более ожесточило сердца мучителей. Схватив снова мученицу, они немедленно привели ее в судилище, где св. Феодосия осуждена была на растерзание зверями. Но и на этот раз она не претерпела никакого вреда, так как звери не тронули ее. Тогда мучитель приказал усечь ее мечом.

Память ее празднуется также 3 апреля.

Память I Вселенского Собора (325). Память святых отцов семи Вселенских соборов празднуется 18 мая. Первый Никейский Вселенский Собор был собран по поводу ереси Ария, священника из г. Александрии. Лжеучитель Арий утверждал, что Иисус Христос не истинный Бог, что Он не рожден из существа Бога Отца, а сотворен, как и прочие твари. Против учения Ария, конечно, восстали православные, и произошло волнение в Церкви. Император Константин (память его 21 мая), услышав об этом, думал восстановить мир частным образом; но когда не преуспел в этом, то решил отдать дело на суд всей Церкви на Соборе. Тогда собралось 318 отцов. Собор происходил в царских палатах и открыт был речью императора и затем речью старшего из епископов. На Соборе православные обвиняли ариан в ереси, а ариане обвиняли в том же православных. Император сам выслушивал и кротко примирял спорящих. Наконец большинство членов Собора отвергло учение Ария, и ариане, как изобличенные в богохульстве, были преданы анафеме, т.е. отлучению от Церкви; сам Арий и его сообщники были присуждены к ссылке, а сочинения ариан были осуждены и сожжены. В предупреждение ересей, подобных Ариевой, отцы Церкви изложили истинное учение о Сыне Божием и назвали это Символом веры. Но это была пока лишь первая его часть. На этом же Соборе постановлено было праздновать Пасху всем в одно время, – в первый воскресный день после весеннего полнолуния, так как до сих пор она праздновалась в разное время: на Востоке праздновали именно в этот день, а на Западе в один день с еврейской пасхой. Постановления Собора были записаны и разосланы по всем Церквам, «как мысль Божия, объявленная Духом Святым через согласие столь многих иерархов».

Свт. Александр, патриарх Александрийский (326). Ученик св. Петра, архиеп. Александрийского (память его 25 ноября). Св. Александр первый восстал на еретика Ария и был одним из главных деятелей на I Вселенском Соборе. Скончался 17 апреля 326 года. 

Правв. Иоанна и Мария Устюжские (XIII).

Мч. Константин, царь Греческий (1453).

Мч. Андрей Хиосский (1465).

Мч. Иоанн (Нанн) Солунский (1802). Мученически засвидетельствовал свою веру во Христа, будучи замучен турками.

Мч. Феодот.

Мчч. муж и жена, древами сокрушенные.

Св. Фаина.

Св. Мария дева.

 

Икона Божией матери  Икона Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». Память ее празднуется также 7 марта (см. о ней там же).

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz