Краткие жития святых, православные праздники и события

19 мая / 1 июня

 

Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородский, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфия, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938); прмч. Валентина иеромонаха (1940).

Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (790).

 

Сщмч. Патрикий, еп. Прусский, и с ним три пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен (ок. 100). Все они пострадали в царствование Юлиана в Пруссе, Вифинском городе в Малой Азии. Святые мученики были замучены в Вионии за то, что открыто проповедовали веру Христову и обратили к ней многих язычников. Св. Патрикия сначала бросили в горячий источник, но это нисколько не повредило ему. После того всем четверым отсекли головы.

Явление Божией Матери прп. Корнилию Комельскому Прп. Корнилий, чудотворец Комельский (1537). Был родом из знатной ростовской семьи бояр Крюковых, бывших великокняжеских придворных. В 12-летнем возрасте он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, где трудился на разных послушаниях. Уже в юности молодой инок возложил на себя тяжелые вериги, в свободное время он занимался переписыванием книг и этим обогатил монастырскую библиотеку. Так подвизался он немало времени, но пришел и его час оставить обитель. Несколько лет провел он в пустынножительстве на разных землях, а затем в сорок один год ушел на безмолвие в Вологодскую сторону, в глухой Комельский лес. Труден был пустыннический подвиг прп. Корнилия. Бесы преследовали его и наводили на него злых людей. Наконец, через двадцать лет стала собираться к нему братия, быстро умножалась, и была сооружена обитель с двумя церквами в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь прп. Антония Великого, которого особенно чтил св. старец. Устроив свою обитель, прп. Корнилий с несколькими учениками удалился в Костромскую землю на Сурское озеро ради излюбленного им безмолвия. Однако ему вскоре пришлось вернуться в свою обитель, так как братия не хотела видеть игуменом никого другого. Проведя несколько лет в праведных трудах и почувствовав приближение смерти, старец опять удалился в Кириллов монастырь, на место своего пострижения, и там затворился. Братия умоляла его вернуться. Вернувшись вторично в свою пустынь, прп. Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. На 4-й Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Таин и, благословив братию, отошел ко Господу.

Память его празднуется также в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Благоверный великий князь Димитрий Донской Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (1389). Благоверный вел. князь московский Димитрий, прозванный Донским,  родился в 1350 г. О детстве будущего вел. князя и Божия угодника, сына Иоанна Красного и княгини Александры, известно совсем немного. Воспитан он был в благочестии, с наставлениями душеполезными. В юности он предавался делам духовным, праздных бесед не вел, злонравных людей избегал. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия (память его 12 февр.), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.

В 1359 г. вел. кн. Иоанн Красный после 6 лет княжения преставился, в схиме, на тридцать третьем году жизни. Димитрию было тогда 10 лет. Святитель Алексий, духовно поддерживающий первого среди русских князей, после смерти его фактически возглавил русские княжества. Святитель становится не только главой боярской Думы, но заменяет юному Димитрию отца.

С самого начала жизни вел. князь Димитрий был приобщен к среде русского подвижничества, он учился терпению и мужеству. По смерти отца он не лишился великокняжеского титула, но Орда предпочитает малолетнему князю московскому суздальского Димитрия, мужа зрелого. В условиях междоусобия, как среди русских князей, так и ордынских ханов, юный Димитрий, с благословения свт. Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской. В 1362 г., после смены власти в Орде, новый хан прислал великокняжеский ярлык  в Москву, а не в Суздаль. Тринадцатилетний Димитрий отправился во Владимир, где прошел древний обряд вокняжения. Это был первый ратный поход Димитрия, потому что суздальский князь не хотел уступать первенствующего своего положения среди князей. Первые победы вел. кн. Димитрия были над своими сородичами.

Димитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком вел. кн. Димитрия и суздальской княжны Евдокии (память ее 17 мая). В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжество Новгородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и прп. Сергий Радонежский (память его 25 сент.): из 12-ти детей Димитрия и Евдокии двое сыновей были крещены Троицким игуменом.

В 70-е годы вел. кн. Димитрий включился в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года – Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. кн. Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от прп. Сергия.

С сердечным умилением внимал вел. князь пророческим словам прп. Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Плакал князь от душевного волнения, просил у преподобного особого дара в благословение своему воинству. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «…Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная…» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани – летописи говорят, что из 150 тыс. воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного повиновения, названный Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в народной памяти была увековечена Куликовская битва.

С именем св. Димитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Углешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей.

Последние годы жизни были многотрудными для вел. князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за прп. Сергием, который преподал ему необходимые христианские таинства.

19 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда.

Память его празднуется также 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

 

Сщмч. Виктор (Каракулин) (1937): Новомуч. Священнномученик Виктор родился в 1887 году в селе Волоконск Курской губернии в семье псаломщика Константина Каракулина. Был рукоположен в сан священника. Служил в Троицкой церкви в городе Курске. 23 июля 1937 года власти арестовали отца Виктора, тогда же были арестованы архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и другие священники. На следствии отец Виктор не признал себя виновным и отказался подписывать лжесвидетельства против себя и других. Следователи устроили очные ставки с лжесвидетелями, но священник отказался подтвердить их оговоры. 8 декабря 1935 года состоялось закрытое Специальной Коллегии Курского областного суда, выступив на котором, отец Виктор категорично заявил, что не признает себя виновным, что отношения с архиеп. Онуфрием у него были не как с главой контрреволюционной организации, а как с правящим архиереем, и все взаимоотношения имели исключительно церковный характер, и вопросы решались только церковные.

9 декабря 1935 года Специальная Коллегия Курского областного суда приговорила священника к десяти годам заключения, и он был отправлен в Дальневосточный лагерь в Хабаровский край, где оказался вместе с архиеп. Онуфрием и епископом Антонием (Панкеевым). Отец Виктор был слабого здоровья, и тяжелая работа в лагере оказалась для него непосильной. Он тяжело заболел и 7 мая 1937 года, в пятницу на Светлой седмице, скончался.

Сщмчч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский, и с ним Митрофан (Вильгельмский), Александр (Саульский), Михаил (Дейнека), Матфий (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Ерошов), Павел (Попов), Павел (Брянцев) пресвитеры и мчч. Михаил (Вознесенский) и Георгий (Богоявленский) (1938): Новомуч.

 Священномученик Антоний (в миру Василий Александрович Панкеев) родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника, умершего от тифа в 1919 году. В 1912 году он окончил Одесскую Духовную семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1915 году между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен студентами, и Василий Панкеев был переведен на 3-й курс Петроградской Духовной академии.

10 января 1915 года ректор академии епископ Анастасий (Александров) постриг в иноческий чин выпускников Одесской Духовной семинарии студентов 3-го курса академии Василия Панкеева и Владимира Белобабченко с наречением им имен Антония и Феодосия (умер в 1916 году от скоротечной чахотки). Через неделю они были рукоположены в сан иеродиаконов. В феврале того же года по ходатайству члена Государственной Думы священника Александра Альбицкого, с благословения высокопреосвященного Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского и Ладожского (сщмч., память его 25 янв.), иеродиаконы Антоний и Феодосий отправились на фронт для совершения богослужений и удовлетворения духовных нужд раненых и больных воинов. Они служили вместе со священником Александром Альбицким в походной церкви.

В мае 1915 года иеродиакон Антоний приехал в Петроград. 24 мая преосвященный Анастасий в храме Рождества Пресвятой Богородицы при Василеостровском городском начальном училище рукоположил его в сан иеромонаха. Сразу же после этого иеромонах Антоний уехал на фронт в качестве настоятеля одной из походных церквей Всероссийского национального союза.

На фронте учебные занятия пришлось оставить, и учебный год оказался пропущенным. Только в 1917 году иеромонах Антоний окончил Петроградскую Духовную академию. 26 января 1917 года за безупречное исполнение пастырских обязанностей на фронте он был удостоен ордена святой Анны 3-й степени. По окончании академии иеромонах Антоний был направлен служить в город Одессу, и здесь вскоре был возведен в сан игумена. В Одессе он был преподавателем духовной семинарии до ее закрытия безбожными властями в 1920 г.

В июне 1923 года игумен Антоний, растерявшись под натиском обновленческого «митрополита» Евдокима (Мещерского), уступил ему и был хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Херсонского, викария Одесской епархии на кафедру, которую занимал в это время его друг, православный епископ Онуфрий (Гагалюк). Обновленческим епископом он был около года. В 1924 году он принес покаяние, и 27 августа Патриарх Тихон с сонмом православных святителей хиротонисал его во епископа Мариупольского, викария Елисаветградской епархии. Викариантством он управлял всего несколько месяцев, а затем был сослан властями в город Харьков. Оказавшись в Харькове, он продолжал управлять епархией.

В 1926 году епископ Антоний был арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. В 1929 году он был приговорен к трем годам ссылки в Енисейск. По ее окончании преосвященный Антоний обратился с просьбой о получении кафедры, и был назначен на Белгородскую кафедру.

25 февраля 1935 года епископ Антоний был арестован. Против него лжесвидетелями выступили обновленцы и григорианцы. На допросах, начавшихся сразу после ареста, владыка держался мужественно и на вопросы о его церковной позиции отвечал ясно и недвусмысленно. Он отказался признать себя виновным и подписывать лжесвидетельства. Один из лжесвидетелей, Смирнов, запрещенный когда-то епископом Антонием в священническом служении, пытался оговорить архиерея, который, якобы, давал подчиненным ему священникам установки на ведение агитации среди населения, прихожан, за отторжение Украины от СССР к Германии, вести антиколхозную агитацию и сбор средств для ссыльного духовенства. Все эти оговоры владыка отверг.

1 августа 1935 года сотрудник НКВД объявил епископу, что следствие по его делу закончено. Владыка ответил, что все показания против него ложные, и он не считает себя ни в коей мере виновным. Ознакомившись с материалами следствия, преосвященный Антоний направил заявление в Специальную Коллегию Курского областного суда, в котором, аргументировано, отверг все предъявленные ему обвинения.

10 сентября 1935 года открылось заседание Специальной Коллегии Курского областного суда. Суд не дал возможности обвиняемым говорить пространно, и подробно написанные объяснения владыки до некоторой степени заменили объяснения в суде.

Вместе с епископом Антонием были арестованы священники Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека и псаломщик Михаил Вознесенский.

Священномученик Митрофан Вильгельмский родился  4 июня 1883 года в городе Новомиргороде Херсонской губернии. Отец его, Григорий Вильгельмский, занимался ремесленным промыслом. Митрофан окончил церковно-приходскую школу и с 1911 года стал служить в храме псаломщиком. В 1922 году он был рукоположен в сан диакона, а через год – в сан священника. Служил в храмах Одесской епархии. В 1924 году отец Митрофан был арестован и приговорен к трем месяцам заключения по обвинению в крещении ребенка без справки из загса. В 1928 году он перешел служить в Полтавскую епархию. В феврале 1934 года власти закрыли храм, в котором служил священник, и отец Митрофан написал архиепископу Онуфрию (Гагалюку), которого хорошо знал как ранее управлявшего Одесской епархией, и получил от него благословение ехать к епископу Антонию в Белгородскую епархию. Приехав к владыке, отец Митрофан получил место в храме и вскоре был назначен благочинным.

22 февраля 1935 года НКВД арестовал священника. На допросе отец Митрофан сначала было подписал показания, написанные следователем, но 22 июня дал иные показания, так как в набело написанном следователем тексте обнаружились существенные изменения против показаний, записанных ранее и прочитанных ему с черновика.

Во время судебного заседания отец Митрофан отверг возводимые на него обвинения.

Священномученик Александр Ерошов родился 22 ноября 1884 года в селе Чернянка Курской губернии в семье крестьянина Лупа Ерошова. С детства Александр мечтал стать служителем Христовой Церкви. В 1896 году он окончил сельскую школу и уехал в Киев, где долгое время пел в монастырском хоре, и здесь окончательно изучил церковный устав и богослужение. В 1911 году он был рукоположен в сан диакона. В 1918 году он окончил пастырские курсы в Харькове и был рукоположен в сан священника. Служил отец Александр на родине, в селе Ольшанка Чернявского уезда. В 1934 году епископ Антоний перевел его в храм села Большая Халань Корочанского района. 22 февраля 1935 года НКВД арестовал священника.

В предъявленных ему обвинениях в ходе следствия отец Александр себя не признал. Написанные им собственноручно показания в протоколе следствия были следователем уничтожены и заменены собственным текстом.

Священномученик Михаил Дейнека родился 7 ноября 1894 года в селе Борзна Черниговской губернии в семье сапожника Фомы Дейнеки. Окончил церковно-приходскую школу и затем поступил на курсы псаломщиков при монастыре. С 1917 по 1921 год он служил в храмах Харьковской губернии псаломщиком. В 1921 году Михаил Фомич был рукоположен в сан диакона, а в 1924 году – в сан священника. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации архиепископа Курского Онуфрия был принят епископом Антонием в Белгородскую епархию. 22 февраля 1935 года он был арестован.

Лжесвидетельства против себя он отверг и виновным в предъявленном ему обвинении себя не признал.

Мученик Михаил Вознесенский родился 14 апреля 1900 года в селе Фащеватом Корочанского уезда Курской губернии в семье священника Матфия Вознесенского, убитого безбожниками в 1919 году. Михаил учился в Духовной семинарии в Белгороде, которую не успел окончить из-за происшедшей в 1917 году революции. Затем служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии. Был арестован в 1935 году. Михаил Матвеевич был племянником митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского). О переписке с дядей его особенно дотошно расспрашивал следователь.

2 июня 1935 года Михаил Матвеевич написал заявление прокурору Курской области по надзору за органами НКВД, в котором предъявленное ему обвинение назвал голословным и опроверг все выдвинутые против него обвинения.

Во время судебного заседания он также не признал себя виновным.

11 сентября 1935 года подсудимым был оглашен приговор: епископ Антоний и благочинный Митрофан Вильгельмский были приговорены к десяти годам лишения свободы; священник Александр Ерошов и псаломщик Михаил Вознесенский – к пяти годам; священник Михаил Дейнека – к трем годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальний Восток, и были заключены в тот же лагерь, где находились архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники Виктор Каракулин и Ипполит Красновский.

Священномученик Ипполит Красновский родился в 1883 году в городе Москве в семье священника Николая Красновского. Окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Был рукоположен в сан священника. Одно время был настоятелем в храме Воскресения на Таганке. 19 сентября 1930 года власти арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму. Его обвиняли в том, что он поддерживал отношения с широким кругом духовенства, читал сам и хранил в храме рукописную церковную литературу, трактующие вопросы современной церковной жизни. Тройка ОГПУ приговорила священника к десяти годам лагерей. Отец Ипполит был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1933 году заключение в лагерь заменили ссылкой с прикреплением к определенному месту жительства. Он должен был жить в городе Курске до сентября 1940 года. Отец Ипполит приехал в Курск в 1933 году, вскоре сюда правящим архиереем был назначен архиепископ Онуфрий (Гагалюк), который знал его раньше; он сразу же предоставил ему место священника в храме, и они часто служили вместе. Отец Ипполит заходил в дом к архиепископу, совершал по просьбе владыки молебны и окормлял духовно его мать, монахиню Наталию. Архиепископ и священник были схожих взглядов. Во время отъездов архиеп. Онуфрия в Москву на заседания Священного Синода отец Ипполит вел делопроизводство епархии и старался по мере возможности разрешать вопросы, возникающие у духовенства. 23 июля 1935 года НКВД арестовал архиеп. Онуфрия и вместе с ним отца Ипполита. Его обвинили в том, что он произносил с амвона антисоветские проповеди. На следствии от него добивались признания также в том, что он установил связь с архиеп. Онуфрием для развития вместе с ним контрреволюционной деятельности и др. Были проведены очные ставки священника с некоторыми лжесвидетелями, но отец Ипполит не согласился подтвердить их слова.

После окончания допросов священник написал заявление следователю: «Во всех проповедях я излагал, как показывал, только внутреннюю сторону христианской религии и ни власти, ни строя, ни вообще внешней жизни не касался. К власти советской относился всегда лояльно. Поэтому решительно заявляю: ни к чему антисоветскому… не призывал и не признаю себя виновным».

9 декабря 1935 года Специальная Коллегия Курского областного суда приговорила отца Ипполита к десяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовые лагеря в Хабаровский край.

Священномученик Николай Садовский родился в 1894 году в селе Водопьяново Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончил Воронежскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1935 году он был арестован и приговорен к восьми годам заключения.

Священномученик Василий (Василий Андреевич Иванов) родился в 1876 году в городе Старый Оскол Курской губернии в семье портного. Окончил духовное училище и был рукоположен в сан священника. В 1930 году он был арестован и приговорен к десяти годам заключения.

Священномученик Николай (Николай Константинович Кулаков) родился в 1876 году в городе Вольске Вологодской губернии в крестьянской семье. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1933 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения.

Священномученик Максим (Максим Петрович Богданов) родился в 1883 году в селе Борки Тюменского округа Тобольской губернии в семье рабочего. Окончил три класса сельской школы. До 1924 года Максим Петрович был рабочим. В 1924 году поступил в храм псаломщиком. В 1928 году он был рукоположен в сан священника. После пяти лет служения отец Максим был арестован и приговорен к десяти годам заключения.

Священномученик Александр Саульский родился в 1876 году в селе Очесо-Рудня под Гомелем в семье священника Ерофея Саульского. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В 1934 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения.

Священномученик Павел (Павел Ильич Попов) родился в 1890 году в Московской губернии в крестьянской семье. После революции был рукоположен в сан священника и служил в городе Мичуринске Воронежской области. В 1935 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения.

Священномученик Павел (Павел Алексеевич Брянцев) родился в 1889 году в сере Поляново Волховского уезда Санкт-Петербургской губернии. Отец его был псаломщиком. Павел Алексеевич окончил Духовную семинарию и был в 1921 году рукоположен в сан священника. Служил в селе Малино Санкт-Петербургской епархии. В 1933 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения. В 1938 году в лагере против него было начато новое «дело». Отец Павел, так же, как и другие, был приговорен к расстрелу, но расстрелян не был. Он умер за две недели до исполнения приговора, 13 мая 1938 года.

Мученик Георгий Богоявленский родился в 1883 году в селе Нижнее-Матренки Хворостянского уезда Воронежской губернии в семье священника Александра Богоявленского. До революции во время Первой мировой войны служил полковым писарем, после революции – псаломщиком в храме. В 1935 году он был арестован и приговорен к пяти годам заключения.

В феврале 1938 года было сфабриковано и начато новое «дело» против священников: Ипполита Красновского, Николая Садовского, Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Михаила Дейнеки, Александра Ерошева, Александра Саульского, Павла Попова, Павла Брянцева и псаломщиков Георгия Богоявленского и Михаила Вознесенского.

Все они по приговору тройки НКВД были расстреляны 1 июня 1938 года вместе с архиепископом Онуфрием (Гагалюком) и епископом Антонием (Панкеевым).

 Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (1938): Новомуч. Сщмч. Онуфрий (в миру Антоний Максимович Гагалюк) родился 2 апреля 1889 года в селе Посад-Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии. Местность эта была заселена католиками-поляками. Отец Антония, Максим Гагалюк, по происхождению был малороссом, из крестьян Подольской губернии. По окончании воинской службы он устроился лесником в казенное лесничество Люблинской губернии и женился на Екатерине, девушке из бедной семьи поляков-католиков. У них родилось шестеро детей: три мальчика и три девочки. Живя на отшибе, их дети могли общаться только друг с другом.

Когда Антонию было пять лет, с его отцом случилось несчастье: его изранили топором браконьеры, а затем, когда он добрался до дома, в ту же ночь порубщики подожгли их дом. Семья еле успела спастись, но ничего из вещей спасти не удалось. Максима отвезли в город в больницу, а Екатерину с детьми приютили в соседней деревне.

Здесь произошло событие, весьма поразившее Екатерину: ее пятилетний сын Антон, утешая свою мать, сказал ей, что когда он станет епископом, то возьмет ее к себе, хотя и само слово, «епископ», он не должен был знать в то время.

Отец Антония, Максим, скончался в больнице, и осиротевший мальчик был принят по просьбе матери в сиротский приют в городе Люблине. В приюте мальчик хорошо учился, окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм в духовное училище, которое окончил с отличием, и был принят в Холмскую Духовную семинарию.

Он учился в семинарии как раз в то время, когда Холмский край стал краем смут и раздоров – общереволюционных, прокатившихся по всей России, национальных, так как в этом крае жили русские, поляки и евреи, религиозных, поэтому православные вынуждены были защищать свою веру.

Здесь, на границе столкновения православия и иноверия, будущий епископ увидел, какая жестокая, поистине беспощадная ведется борьба против истинной веры, причем «церквами», которые называют себя христианскими. Здесь юный Антоний на практике столкнулся с воинствующим католицизмом.

Учась в семинарии, Антоний сначала мечтал стать врачом, затем учителем. Но в последнем классе семинарии, перед самым ее окончанием, с ним случилось событие, указавшее ему путь служения Богу и Его святой Церкви. За месяц до выпускных экзаменов Антоний тяжело заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Боялись за его жизнь, в семинарской церкви служили молебны об исцелении болящего. Как он рассказывал, во время забытья ему наяву или во сне явился чудесный старик, обросший большой бородой и седыми длинными волосами, закрывавшими голое тело его до пят. Старик ласково на него посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров». Слова эти посеяли в нем страх, и он воскликнул: «Обещаю!» Старец удалился. С этого времени Антоний начал поправляться. Позже, осматривая иконы с изображениями великих православных святых, в изображении святого Онуфрия Великого (память его 12 июня) заметил он черты явившегося ему старца. В том же году, успешно выдержав экзамены, Антоний поступил в Духовную академию.

По окончании 2-го курса Антоний был послан ректором академии в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших из Галиции. Прочитав курс лекций, уже перед самым отъездом Антоний снова заболел воспалением легких. Положение его врачи признали почти безнадежным. Об исцелении его служились молебны.

Он лежал в келье в забытьи, и вдруг перед его глазами предстал тот же старик, который посетил его в семинарской больнице три года назад и взял с него слово, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Это был святой Онуфрий Великий, небесный покровитель Яблочинского Онуфриевского монастыря. Сурово посмотрел на него святой Онуфрий и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословит».

Открыв глаза, Антоний увидел, что в келье служат молебен о его выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия. Антоний прослезился от умиления и заявил присутствующему тут архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг.

5 октября 1913 года в академическом храме Санкт-Петербургской Духовной академии ректор академии преосвященный Анастасий (Александров) совершил пострижение Антония в монашество с наречением ему имени в честь прп. Онуфрия Великого. 11 октября еп. Анастасий рукоположил инока Онуфрия в сан иеродиакона, а вскоре и в сан иеромонаха.

Иеромонах Онуфрий, учась в академии, участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежных домов, расположенных неподалеку от академии на Обводном канале, где они проводили с ночлежниками духовные беседы и пели с ними церковные песнопения.

По благословению ректора академии преосвященного Анастасия и

Сделать бесплатный сайт с uCoz