24 мая / 6 июня
Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты столпника, Переяславского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988).
Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).
Прп. Симеон столпник, Дивногорец, Младший (596). Св. Симеон родился в 521 г. в городе Антиохии Сирийской. Еще до его рождения св. Иоанн Предтеча в ночном видении предсказал его матери, Марфе, что ее младенец будет предназначен для служения Господу, и повелел ей воспитывать сына с особым вниманием. Когда ему исполнилось два года, над ним совершено было таинство святого крещения. На 6-м году от рождения св. Симеон лишился отца. Вскоре, побуждаемый небесным видением, он оставил мать свою и удалился в пустынное место, называвшееся Пила (недалеко от Селевкии), где и пребывал на горе, среди диких зверей. На вершине горы прп. Симеон нашел монастырь, игуменом которого был блаженный Иоанн. Этот старец был уже предупрежден о приходе св. отрока особым видением, а потому с любовью и радостью принял его в свой монастырь.
В монастыре юный отрок стал проводить строго подвижническую жизнь. Он соблюдал строгое молчание, а своим воздержанием превосходил даже взрослых иноков, вкушая пищу через три, иногда через семь и даже через десять дней. Однако святого не удовлетворяли эти подвиги, обычные в монашеской жизни: по примеру игумена монастыря он пожелал подвизаться на столпе. Блж. Иоанн удовлетворил желание отрока. Ему построен был столп рядом со столпом игумена, и, принявши иноческий чин, прп. Симеон взошел на столп. В то время ему еще не было и семи полных лет от роду. Подкрепляемый в видении Самим Господом, юный подвижник превосходил в ночном бдении и пении псалмов самого игумена. Щадя его юность, игумен увещевал его оставить эти превосходящие силу человеческую труды. Но, исполненный Божественною ревностью, блаженный отрок не желал для себя снисхождения.
Когда христианин твердо решает стать на путь угождения Богу, враг нашего спасения дьявол прилагает все старания, чтобы соблазнить его. Так и прп. Симеону уже в отроческом возрасте пришлось выдержать великую борьбу с демонами. Однажды он увидел перед собою все демонское царство – самого сатану и целый полк демонов-искусителей, которые пытались склонить Симеона на грех. Но блж. отрок знамением св. креста и святым именем Господа Иисуса Христа прогнал их от себя. Потом он утешен был видением престола Божия, от которого исходила слава Божия. При этом один из патриархов, окружавших престол Божий, подошел к Симеону и возлил ему на голову благоуханное миро со словами: «Силою помазания сего да прогонишь бесов!» С этого времени блж. Симеон получил от Бога власть над духами нечистыми и изгонял их из людей, которых исцелял и от других болезней. Поэтому к нему стали стекаться со всех сторон посетители – как монахи, так и миряне.
Но прп. Симеон не оставлял своих подвигов. Стремясь к высшему совершенству, он терзал свое тело веригами из грубой веревки, которая настолько врезалась в его тело, что проникла до костей; при этом из глубоких язв Симеона постоянно сочилась кровь. Только после запрета игумена отрок прекратил истязание своей плоти.
Господу угодна была эта святая ревность отрока о своем спасении, и Он прославил подвижника новым даром благодати. Когда в праздник Пятидесятницы прп. Симеон, по своему обыкновению, пребывал на молитве, на него сошел с неба Святой Дух в виде горящей свечи, и исполнилось его сердце премудрости и разума, и преподобный получил дивный дар разумения и толкования Священного Писания.
В своем стремлении как можно дальше уйти от всего земного, прп. Симеон просил братию построить ему более высокий столп для совершенного безмолвия и небесного созерцания. Его просьба была исполнена. Архиепископ Антиохийский и епископ Селевкийский, еще ранее того много слышавшие о юном подвижнике, теперь посетили его и, рукоположив в сан диакона, сами возвели блж. отрока на новый столп, на котором он и пробыл восемь лет. В скором времени скончался его наставник блж. игумен Иоанн. По кончине старца преподобный еще более усилил свои подвиги. Порядок жизни его теперь был таков: с раннего утра до девятого часа он молился, с девятого часа и до захождения солнца он занимался чтением книг и их перепиской, по захождении же солнца и до утренней зари он снова молился, и только на заре он позволял себе уснуть, но с тем, чтобы с первыми же лучами солнца начать свое утреннее правило.
Не перенося таких подвигов блж. Симеона, дьявол снова хотел испытать над ним свою силу, но еще с большим стыдом для себя вынужден был удалиться. Преподобный же опять сподобился видения Самого Господа, причем в знак власти над бесами ему дан был от Господа финиковый жезл.
Прп. Симеон удостоился также и дара воскрешать мертвых. Он совершил такое множество чудес, что все их невозможно описать. Кроме дара исцеления болезней и власти над демонами, он сподобился также дара прозрения будущих событий, которые и предсказывал с поразительной точностью и ясностью.
Не отказывая ни в духовном поучении, ни в материальной помощи никому из приходивших к нему посетителей, прп. Симеон, однако, стремился к совершенному безмолвию. Поэтому он оставил свой столп и переселился на одну совершенно пустынную и безводную гору, которую явившийся ему Господь указал под именем Дивной горы. В это время прп. Симеону было 19 лет. Однако подвижник и здесь не нашел себе покоя от приходивших к нему посетителей. По своей доброте он не в силах был отказывать нуждавшимся в его помощи и наставлении. По повелению Божию преподобный построил на Дивной горе монастырь и храм руками исцеленных им от различных болезней людей. Для себя он построил новый столп, на котором и подвизался до конца своей жизни. Тридцати трех лет от роду он был рукоположен во пресвитера и в этом сане приносил бескровную Жертву, служа Богу в непорочности, как ангел. В то же время он не отказывал в помощи никому из приходивших к нему несчастных, больных, прокаженных и бесноватых.
Когда прп. Симеону исполнилось 75 лет, он, предузнав свою близкую кончину, преподал наставление братии и тихо и безболезненно отошел ко Господу.
Прп. Никита столпник, Переяславский (1186). В миру преподобный Никита был сборщиком податей, причем отличался жестокосердием и корыстолюбием, и нимало не радел о спасении своей души. Так продолжалось до тех пор, пока его не поразило страшное видение. Раз он пригласил гостей, и когда жена его приготовила для них обед, он в кипящем котле неожиданно для себя увидел всплывающие части человеческого тела. Тогда, страшно потрясенный, под влиянием угрызений пробудившейся в нем совести, он пошел к настоятелю городского монастыря, открыл ему всю свою прошлую греховную жизнь и умолял принять его на покаяние. Игумен принял его, но велел ему стать у монастырских ворот и кланяться всем прохожим, принося перед ними вслух покаяние в своих грехах. Кающийся в точности исполнил его волю.
Через два дня игумен пришел к нему, но у ворот его не было. Тогда, оглянувшись, игумен увидел его лежащим без одежды невдалеке, в полном изнеможении, в болоте – насекомые терзали его. Игумен подошел к нему, но кающийся мог только прошептать: «Спаси отче погибающую душу!» Тогда он ввел его в монастырь и постриг с наречением ему имени Никита. С его благословения Никита затворился в своей келье и взял на себя подвиг столпничества.
Он соорудил себе невысокий столп посреди кельи и с него не сходил. Но через несколько лет посетили его родственники и, приняв его железные вериги из-за блеска их за серебряные, из корысти убили его.
Память его празднуется 24 мая в день представления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Блж. Ксения Петербургская (прославление 1988). Память ее празднуется также 24 января (см. о ней там же).
Мчч. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион египтянин, Каллиник волхв, Феодор и Фавст Галатийские и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Св. мч. Мелетий жил в царствование римского императора Антонина и занимал должность военачальника («стратилата»). Будучи христианином, он молился Богу, чтобы совершенно исчезло языческое заблуждение. Тогда демоны, видя разрушение своего царства, вошли в собак и стали оплакивать свою погибель. Они ходили повсюду, выли и этим наводили на людей страх, но св. Мелетий с подвластными ему воинами избил их и разрушил языческие храмы. За это правитель города велел схватить его и принуждал принести жертву идолам, но святой мужественно отказался. Мучитель тогда приказал бить его железными молотками и подвергнуть другим мучениям. После этого св. Мелетия повесили на сосновое дерево и прибили его к нему гвоздями, отчего он и скончался.
Трибуны его полка, святые мученики Стефан и Иоанн, были обезглавлены за свое исповедание Христа Истинным Богом.
Остальные воины полка, также объявившие себя христианами, были усечены мечом со своими женами и детьми, в мучениях погибло 1218 человек, по некоторым источникам 11000.
Святые мученики Феодор и Фавст вместе со многими другими были сожжены. Из пострадавших жен и детей известны имена святых мучениц Маркианы, Сосанны, Палладии, младенцев Кириака и Христиана. Известны имена некоторых из воинов, 12-ти трибунов: святых мучеников Фавста, Фиста, Маркелла, Феодора, Мелетия, Сергия, Маркеллина, Филикса, Фотина, Феодориска, Меркурия, Дидима.
Святой мученик Серапион родился в Египте. Он прибыл в Галатийскую область и был свидетелем мученического подвига святого Мелетия и его дружины. Видя мужество, с каким умирают за Христа верующие в Него, святой Серапион сам уверовал, за это был заключен. В темнице к нему сошел Ангел Божий и посвятил святого Серапиона во епископа.
Свт. Григорий (в миру Гавриил), архиеп. Новгородский (1193). Был братом свт. Иоанна (в миру Илия), архиеп. Новгородского (†1186; память его 7 сент.), который, достигнув глубокой старости, передал ему, по усердной просьбе духовенства и народа, свое архиепископство. Схиму с именем Григорий св. Гавриил принял на себя после 6-летнего святительского служения. Почил он 24 мая 1193 года. На гробнице его, под помостом Предтеченского придела, положено изображение святителя в рост.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Свв. Мелетий и Певк.