23 мая / 5 июня
Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых.
Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила Черноризца (IX).
Прп. Михаил исп., еп. Синадский (821). Св. Михаил был иноком одной обители вблизи Константинополя. Отсюда он был возведен на митрополичью Синадскую кафедру во Фригии (в Малой Азии). Он присутствовал на VII Вселенском Соборе, созванном для утверждения иконопочитания. В это время св. Михаил явил себя ревностным защитником православия и обличителем иконоборческой ереси. Укрепляемый благодатью Святого Духа, он заграждал уста всем, порицавшим святые иконы. За это нечестивым царем Львом иконоборцем он был предан на мучения. Святитель Христов, не страшась мучений, заявил императору: «Я почитаю иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и покланяюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить». После этого он был отправлен в ссылку во Фракийский город Евдокиаду. Пробывши во Фракии три года, он в 818 году скончался.
Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Свт. Леонтий был уроженец г. Киева. Он получил воспитание в только что основанной вел. князем Ярославом Мудрым Владимирской школе и хорошо изучил греческий язык. Постриг он принял в Константинополе. Вернувшись в Киев, он поступил в Печерский монастырь под руководство прп. Антония (память его 10 мая). Все это произошло до 1032 года. Святитель Симон Владимирский (память его 10 мая) называет его «третьим гражданином русского мира». Свт. Леонтий первый из Печерских иноков получил епископское посвящение: он был возведен еще при жизни вел. князя Ярослава на Ростовскую кафедру.
Первые епископы Ростовские, свв. Феодор (память его 8 июля) и Иларион, были изгнаны язычниками. Св. князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в своем уделе, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и, прежде всего, занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним. Затем он обратился и к дикой языческой чуди. Но язычники изгнали его из города. Тогда он воздвиг храм во имя св. Архистратига Михаила за городом, у ручья Бутовизна, поселился там и занялся детьми. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, т.е. вареной пшеницей с медом, и в то же время учил их Христовой вере и крестил. Наконец он вернулся в город и стал обращать ко Христу и крестить взрослых. И вот однажды вооруженная толпа озлобленных язычников окружила храм, в котором находился святитель, грозя убить его. Но он вышел к ним бесстрашно, в полном святительском облачении, сияя небесным светом. Как громом пораженные, в полном изнеможении упали язычники к ногам его. Он же их восставил, исцелил и крестил. Так было положено начало христианству в Ростовском краю. Но, согласно житию святителя Леонтия, жизнь свою он все же окончил мученическим подвигом. В службе же его, которая более древнего происхождения, чем его житие, именуется он присноблаженным и преподобным, но упоминания о его мученическом подвиге нет.
Святые мощи святителя Леонтия был обретены нетленными при вел. князе Андрее Боголюбском в 1164 г.
Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.
Собор Ростово-Ярославских святых. Празднование Собора Ростово-Ярославских святых установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 г. Празднование совпадает с днем память свт. Леонтия, еп. Ростовского († 1073), апостола Ростово-Суздальской земли.
Соборно празднуется память святителей Ростовских, Переяславских, святителей, чей подвижнический путь связан с Ростово-Ярославской землей, как, например, епископа Стефана Пермского. Прославляются благоверные князья и княгини ростовские и угличские, вместе с ними сонм преподобных, подвизавшихся в этих краях. Празднуется память мучеников, преподобномучеников, юродивых и праведных. Заступники земли Русской соборно поминаются, соборно к ним обращаются за молитвенной помощью.
В Соборе святых празднуется память всецерковно и местно чтимых угодников Божиих. Проявляется единство Церкви земной и Церкви Небесной.
Св. Мария Клеопова, мироносица (I). По свидетельству церковного предания, она была дочерь св. Иосифа Обручника, подругой детства Пресвятой Девы Марии и женою Клеопы, младшего брата того же Иосифа. Ее сыном был сщмч. Симон, второй епископ Иерусалимский, сродник Господень. О ней упоминается в Евангелии (Мк. XVI, 1; Ин. XIX, 25). Скончалась мирно.
Прмч. Михаил Савваит, Эдесский, Черноризец (IX). Он происходил из города Эдессы (в северной части Месопотамии). По смерти своих родителей-христиан, он удалился в обитель св. Саввы, в Палестине, и здесь принял монашество. Он был оклеветан женою персидского царя Ардамелаха, и за отказ принять магометанство был осужден царем на казнь через усечение мечом посреди Иерусалима. Память его также 29 июля.
Прп. Евфросиния, игумения Полоцкая (1173). Прп. Евфросиния (до крещения княжна Предислава), игуменья, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича и правнучка в пятом поколении св. равноап. кн. Владимира. Узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе и упросила постричь ее в монахини. Княжна решила целиком отдать себя служению Богу. По благословению полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, в особую келью при Софийском кафедральном соборе города Полоцка. Около 1128 года полоцкий епископ Илья поручил преподобной основать женскую обитель в местности Сельцо, здесь она поселилась в церкви Преображения. Монастырь скоро стал знаменитым культурным центром Полоцка. Игуменья обучала монахинь и послушниц переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. В 1161 г. обитель украсилась великолепным каменным Спасским собором. Храм был расписан фресками. Незадолго до смерти преподобная вместе со своей сестрой, также монахиней, Евпраксией и племянником Давидом, совершила паломническую поездку в Константинополь и Иерусалим. В Св. Граде прп. Евфросиния и представилась 23 мая 1173 г., причастившись святых Христовых Таин, посреди молитвы. Не позднее 1187 года ее мощи были перенесены в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году оттуда – в ее родной Полоцк, в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Прп. Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Память ее празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.
Прп. Паисий Галичский (1460). В великое княжение Димитрия Иоанновича Донского боярин его Иоанн Овин поревновал возобновить храм в Николаевском Галичском монастыре. Неизвестный прислал ему для возобновляемого храма икону Пресвятой Богородицы, прозванную в последствии Овиновской, причем просил, чтобы храм был посвящен Ее Преславному Успению. Желание его было исполнено. Во время междоусобия внука Димитрия Донского, вел. князя московского Василия II Васильевича Темного с дядей его – галичским князем Юрием Димитриевичем, настоятелем Галичкого Успенско-Николаевского монастыря был игумен Паисий, известный своей подвижнической жизнью и высокой духовностью. По памятникам эта же обитель называется Паисиевым монастырем. Это показывает, что прп. Паисий много потрудился как для хозяйственного ее благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Из жизни его известен следующий случай: вел. кн. Василий II во время междоусобия отнял у монастыря Овиновскую икону и перенес ее в Москву. Но икона чудесно по воздуху вернулась в монастырь. Тогда младший сын князя галичского Димитрий Юрьевич Красный, сподобившийся впоследствии особенно благочестивой кончины, посоветовал игумену поехать самому в Москву просить покровительства вел. князя своей обители. В Москве уже знали о чуде, бывшей со святой иконой. Игумена Паисия встретили крестным ходом вел. князь, все духовенство с митрополитом во главе и весь народ. Все просьбы его были исполнены, и сам он был возведен в сан архимандрита. Так же торжественно провожали его при отъезде из Москвы, причем два архимандрита провожали его до самого монастыря.
Прп. Паисий, достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвою. Причастившись Святых Таин, он мирно представился 23 мая 1460 г. До революции мощи его почивали под спудом в соборном Успенском храме, где находится и чудотворная Овинская икона Божией Матери.
Память его празднуется также 23 января вместе с Собором Костромских святых.
Мч. Салон Римлянин. Скончался от меча.
Мч. Селевк. Был распилен пилою.
Св. Афанасий.