13/26 мая
Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок.177). Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922); мчч. 103-х Черкасских (XX).
Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Мч. Александра Римского (284-305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (606). Св. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского (1028) (Груз.).
Мц. Гликерия дева Гераклейская и с нею мч. Лаодикий, страж темничный (ок.177). В первый год царствования императора Римского Антонина вышло повеление, чтобы все, не поклонявшиеся идолам, были предаваемы смерти. Это повеление дошло и до Фракийского города Траянополя, где в то время была уже малая христианская община, усердно молившая Господа о распространении святой веры и умирении мира. Между тем, в Траянополь прибыл игемон Савин и назначил день для совершения всенародного празднества в честь Юпитера. В числе христиан была дочь бывшего анфипата (губернатора) Гликерия. Уверовав во Христа, она усердно посещала их небольшой храм, молясь Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, к Которой питала особую любовь и благоговение.
Когда наступил назначенный день, все граждане с зажженными свечами направились в храм Юпитера. Начертав знамение креста на челе своем, Гликерия вместе с другими отправилась в храм и, обратившись к игемону, сказала, что ей, как более знатной, чем другие граждане, следует первой принести жертву истинному Богу. При этом она открыла чело и, показав знак креста Христова, обратилась к Богу с молитвой, в которой просила Его сокрушить идола языческого.
И вот внезапно послышался страшный гром. Каменный идол упал и рассыпался на мелкие части. Тогда игемон и жрецы, исполнившись ярости, приказали народу камнями побить святую. Но камни не прикасались к святой, а падали вокруг ее и образовали огромную кучу. Нечестивые же, не познавая силы Божией, называли святую волшебницей.
Наконец, по приказанию игемона Гликерия была связана и заключена в темницу. Там ее посетил пресвитер Филотраст. Гликерия попросила его осенить ее крестным знамением и тем самым укрепить ее, чтобы она могла победить злобу дьявола.
«Да поможет тебе знамение Христово, – сказал, осеняя ее, пресвитер, – в твоем намерении, и Сам Христос да будет тебе духовным миром и да умастит тебя Своею благодатью!»
На следующий день представили святую к игемону, который потребовал от нее принести жертву, угрожая в противном случае мучить ее. Святая отказалась. Тогда мучители повесили ее за волосы на особом для пыток устроенном дереве и стали железными когтями строгать ее тело, она же, не испытывая никакой боли, требовала еще больших мук. Приказано было разбить лицо ее, и стали палачи крепко бить святую. Явившийся ангел Божий устрашил мучителей, и святая опять была заключена в темницу. Темница была запечатана, и к ней приставлена была стража с приказанием строго следить, чтобы никто не приносил пищи святой Гликерии. Когда, через несколько дней, игемон вошел в темницу, то увидел святую здоровою, а возле нее хлеб белый, молоко и воду, несмотря на то, что печать темничная была не тронута.
После этого мученица была отведена в город Гераклею и здесь брошена в раскаленную печь, но осталась невредимой. Связанную по рукам и ногам, мученицу отвели в темницу и, обнаженную, положили на острые камни. На утро приказано было вывести Гликерию. Темничный сторож Лаодикий, войдя в темницу и увидев мученицу исцеленною от ран и освобожденною от оков, не узнал ее и, считая ее исчезнувшей, а себя ответственным за это, хотел лишить себя жизни. Но Гликерия призвала его не делать себе зла, а следовать за Христом.
Тогда сторож вывел Гликерию из темницы, возложил на себя ее оковы и так явился с мученицей к игемону, исповедуя Единого Истинного Бога, за Которого принял он усечение мечом.
Вскоре последовала и блаженная кончина и св. Гликерии. Она была отдана на съедение зверям, но они ее не тронули. Святая радостно предала душу свою в руки Господа около 177 г.
Бог, прославляющий святых Своих, источил от гроба мученицы миро, чему сам император Маврикий (582-602) был свидетелем. Это миро истекало в старый медный сосуд, но, когда заменили его новым серебряным блюдом, истечение мира прекратилось и возобновилось лишь после того, как установили прежний старый медный сосуд.
Сщмчч. Василий (Соколов), Александр (Заозерский) и Христофор (Надеждин) пресвитеры, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий (Тихомиров) (1922): Новомуч.
Все они пострадали от богоборцев в ходе второго после Шуйского (см. 27 апр.) судебного процесса, проведенного в соответствии с планом Ленина-Троцкого – использовать изъятие церковных ценностей для широких арестов среди епископата, духовенства и мирян Православной Церкви с организацией в разных городах показательных процессов и расстрелов. Из четырех расстрелянных священников – Христофор Надеждин и Александр Заозерский – московские благочинные; Василий Соколов – выдающийся проповедник и пастырь; иеромонах Макарий Телегин и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны за независимое поведение на суде.
Василий Александрович Соколов родился в 1876 году в Московской губернии в селе неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. По окончании семинарии и Московской Духовной академии Василий Александрович женился и был рукоположен в сан священника ко храму села Пустого Владимирской губернии. По его же словам: «… благословил его Господь счастливым супружеством, …служебными успехами и материальным достатком…». Немного послужил иереем о. Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг. Прихожане были довольны им. Храм Божий при неусыпных заботах хозяина-батюшки содержался в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.
За двенадцать лет супружества у о. Василия и матушки Иларии родилось шестеро детей, все малыши, от десяти лет и ниже. Жизнь семейства текла гладко, счастливо, но сознавал о. Василий, что без скорбей не может жизнь идти. Поэтому втайне молился батюшка: «Хоть бы крест какой послал нам Господь на испытание, не очень бы тяжелый, а чтобы не забывались мы, помнили о земном уделе человеческом».
Осенью на двенадцатом году своего священнослужения о. Василий, «ни с того, ни с сего», заболел тифом – такой болезнью, с которой шутки плохи. Молились прихожане и многочисленные родственники о нем, искренно прося избавления от смертельной опасности. Горячо молилась и матушка Илария, прося Господа взять к Себе ее самую, вместо любимого отца-кормильца.
Господу Богу угодно было внять неотступному молению о болящем иерее Василии. Благополучно миновал кризис болезни, и с начала октября ясно обнаружился поворот на выздоровление. Снова водворился в доме прежний порядок вседневной трудовой жизни.
На следующий год, также осенью вновь начались невзгоды и неприятности. У о. Василия заболела не на шутку его жена Илария. Врачи определили у нее болезнь печени с осложнениями и рекомендовали везти ее в клинику к более сведущим медикам. Совет клинических докторов констатировал рак печени у больной, а также невозможность уже спасти ее от смерти.
Помолившись у московских святынь в Успенском и Покровском соборах, в часовнях Иверской и Пантелеимоновской, о. Василий тронулся в обратный путь. «Да будет воля Твоя, Господи!...». По молитвам батюшки Господь сподобил их благополучно возвратиться домой, а на другой день Покрова Пресвятой Богородицы матушка Илария отошла с миром ко Господу. Осиротела большая семья батюшки Василия.
Вскоре после смерти жены о. Василия перевели в Москву в храм Николы Явленного в Серебряном переулке, рядом с Арбатом. Трое детей умерли, остались две дочери и сын Борис. Он окончил Московскую Духовную академию, но священником не стал, началась Первая мировая война, и он ушел на фронт.
В 1922 году советские власти, используя голод в Поволжье, начали гонение на Православную Церковь. Повсюду рассылались агенты ГПУ, которые вызывали на разговоры по поводу изъятия церковных ценностей случайных людей, прохожих, попутчиков в поездах, и часто при неблагоприятных, с точки зрения агента, ответах человека арестовывали. Агенты ГПУ усилили свою деятельность в храмах, старались прослушивать все проповеди. Что не понимали сами, о том спрашивали прихожан и на основании их ответов составляли свои донесения. Донесения эти зачастую совершенно не соответствовали действительности, но раз попав в 6-ой секретный отдел ГПУ, они уже не подвергались сомнению и не проверялись.
4 марта священник церкви Иоанна Воина Христофор Надеждин, объясняя значение наступающего воскресения – Недели торжества православия – сказал, что «непослушание Церкви приводит к бедствию и гневу Бога, что и наблюдается в современной жизни…народ так погряз в грехах, что на него справедливо грядет Суд Божий в виде предполагаемого изъятия церковных вещей и в том, что эти вещи могут не попасть в руки голодающих…». Агент сыска записал это по-своему.
Когда комиссия по изъятию церковных ценностей пришла в храм Николы Явленного, о. Василий Соколов просил не изымать предметов необходимейших в богослужении, отсутствие которых создаст трудности при причащении. Комиссия ему в этом категорически отказала. Скорбя сердцем о. Василий в своей проповеди в частности сказал, что «…прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, так же воздаст тем, кто это сделал». Агент записал проповедь в виде, необходимом для выполнения задания. Отец Василий был арестован. Всего было арестовано и привлечено к суду 54 человека, в том числе священники Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий Телегин и мирянин Сергий Тихомиров.
Отца Василия обвиняли в том, что он 7 апреля сказал в храме «проповедь об изъятии церковных ценностей…Назвал…изъятие грабежом, а комиссию – бандитами. В конце своей проповеди…призывал население обратиться с молитвой к Богу и просить Его смести с лица земли тех, кто совершил изъятие…».
Благочинного Пречистенского Сорока настоятеля храма Параскевы в Охотном ряду Александра Заозерского обвиняли в том, что, «получив послание патриарха Тихона, распространил его по церквям… Ознакомив прихожан с воззванием патриарха Тихона и постановлением ВЦИК, сделал доклад по вопросу об изъятии ценностей, после которого собрание высказалось в пользу изъятия ценностей».
Благочинный Замоскворецкого Сорока настоятель храма Иоанна Воина Христофор Надеждин, обвинялся в том, что «получив послание патриарха Тихона, распространил его по церквям… произнес проповедь на тему «гибнущая, могущественная когда-то Держава Российская…» 13 марта… в… церкви во время богослужения познакомил прихожан с воззванием патриарха Тихона».
Иеромонах Макарий Телегин обвинялся в том, что при изъятии церковных ценностей из домового храма патриаршего подворья он «в присутствии толпы назвал комиссию по изъятию грабителями и насильниками».
Мирянин Сергий Тихомиров… «5 апреля… во время изъятия церковных ценностей в храме Богоявления в Драгомилове вокруг храма собралась толпа, которая стала оказывать сопротивление комиссии по изъятию и пыталась ворваться в храм, охраняемый… красноармейцами. …Наиболее активное участие принимали в агитации и избиении красноармейцев: Тихомиров…»
Кроме того, благочинные московских храмов обвинялись в хранении обращения «К православному населению города Москвы» и обращения во ВЦИК, которое подписали сотни людей.
С 26 апреля по 8 мая в Московском Революционном Трибунале проходил суд. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством. Многократно судьи пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но они не соглашались. Виновными себя в предъявляемых обвинениях никто их них не признал.
8 мая 1922 года был зачитан приговор Трибунала, по которому все они обрекались на высшую меру наказания – расстрел.
Обновленческий епископ Антонин (Грановский) подал заявление во ВЦИК Калинину с просьбой о помиловании приговоренных к расстрелу. Но, в результате заседаний Политбюро 11 мая (участвовали: Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Рыков, Томский, Молотов, Калинин, Цюрупа), а затем 14 мая (участвовали: Ленин, Троцкий, Зиновьев, Сталин, Каменев, Рыков, Томский, Молотов, Калинин, Сокольников, Цюрупа), было утверждено предложение Троцкого – расстрелять.
В течение 2-х недель перед казнью о. Василий из тюрьмы писал своим кровным и духовным детям письма, которые являются драгоценнейшим памятником христианской письменности нового времени, вышедшим из-под пера великого пастыря и святого мученика. И когда священномученик пишет о своем недостоинстве, о нерадивом исполнении христианских заповедей, о своей многопопечительной жизни, о недостойном исполнении пастырских обязанностей, то говорит он об этом как человек, близкий к Солнцу Правды Христу, в свете Которого он благодатно видит все недостоинство своей внутренней жизни.
Священников расстреливали вместе с группой других заключенных. Чтобы не узнали в них лиц духовного звания, их постригли и обрили. Могильщики рассказывали, что тела их были привезены на Калитниковское кладбище и здесь захоронены.
Мчч. 103 Черкасские (XX): Новомуч.
Мч. Александр Римский (284-305). Во время гонения на христиан, поднятого Римским императором Максимианом (285-305), один усердный служитель языческих богов, саном сотник, устроил по приказанию Максимиана недалеко от Рима новое в честь Юпитера капище. В день открытия его назначено было торжество и народный праздник. На следующий день толпы народа направились к капищу. Тогда и трибун Тивериан, человек весьма богатый, призвав своих воинов, сказал им, чтобы они были готовы к участию в празднике.
Один из воинов, по имени Александр, с детства воспитанный в вере Христовой, сказал трибуну, что боги, которых они почитают, вовсе не боги, а бесы, в том числе и Юпитер и что он почитает истинного христианского Бога.
После этого трибун отправился к храму Юпитера, а Александр ушел домой. Во время приношения жертвы вспомнил трибун об Александре и донес о нем царю. Царь тотчас велел схватить Александра и привести к нему. Святой в это время почивал, и явился ему ангел Господень и сказал: «Мужайся, Александр, так как много предстоит пострадать тебе за имя Христово, и не малые для тебя приготовлены муки. Вот идут за тобою воины, но ты их не бойся, ибо я буду с тобой, пока не совершишь подвига своего!» Он вышел из дому и встретился с товарищами-воинами, которые были за ним посланы. Увидев Александра, они в испуге пали на землю, так как лицо его показалось им, как молния, блистающим. Александр сказал им, чтобы они делали свое дело, воины неохотно возложили на его оковы и привели к царю. Александр был красив лицом, здоров телом и имел всего только 18 лет от роду.
Выслушав мнение святого об языческих ложных богах и об его вере в отвергаемого ими христианского Бога Небесного, в Его Единородного Сына Господа Иисуса Христа и в Духа Святого, Максимиан передал святого трибуну Тиверию, которому было приказано идти во Фракию разыскивать христиан и предавать их смерти. Повесив мученика на дереве, Тиверий приказал строгать его железными когтями, а потом повел за собой во Фракию, подвергая по дороге жесточайшим пыткам. Пройдя Адрианополь, Тиверий остановился у реки Еригона и предложил святому выбор: жизнь, если принесет жертву почитаемому ими богу, или смерть, в случае отказа. Мученик остался тверд в своей вере.
Он был приговорен к смерти. При этом присутствовало множество народа, собравшегося смотреть на подвиг святого, немало было среди них и христиан. Тогда святой попросил палача немного повременить, умыл лицо и руки, обратился на восток и, осенив себя крестным знамением, помолился Богу. Затем обратился к народу с просьбой молиться за него, чтобы он обрел у Господа милость.
После казни тело мученика было брошено в реку. Но затем оно было извлечено из реки и предано земле. В царствование Константина здесь создана была церковь во славу Божию.
Свт. Павсикакий, еп. Синадский (606). Святитель Павсикакий жил в конце VI века в Сирии. С юности стремясь к аскетической жизни, он был удостоен от Господа дара врачевания телесных и душевных болезней. Став епископом Синадским, он ревностно заботился о том, чтобы среди его паствы не было ни еретиков, ни людей развращенных. Святитель неустанно поучал других добродетельной жизни, слово его было живо и действенно.
Находясь в Константинополе по церковным делам, святой Павсикакий исцелил болевшего императора Маврикия, а на обратном пути испросил у Господа воду для своих спутников, страдавших от жажды: по его молитве из земли забил источник чистой воды.
Скончался святитель Павсикакий в 606 году.
Св. Георгий исп. Константинопольский с супругою
Ириною и чадами (IX). Святой исповедник Георгий пострадал за почитание святых икон в Константинополе в первой половине IX века. Император Феофил принуждал святого Георгия отречься от поклонения святым иконам, но мужественный исповедник отказался исполнить повеление, объявив нечестивому императору, что, поклоняясь святым иконам, мы поклоняемся их Вечному Первообразу. За ослушание император приказал отнять и разграбить имущество святого Георгия, а самого его с веревкой на шее влачить по улицам Константинополя и ввергнуть в темницу. После этого святой Георгий был отправлен в ссылку с женой Ириной и детьми. Претерпев в ссылке много скорбей, святой исповедник Георгий скончался.
Прп. Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский) (X). За святость своей жизни удостоился принять от моря чудотворную икону Богоматери Иверская (см. 12 февр.). Память его также празднуется 12 июля и во вторую Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.
Прпп. Евфимий Новый (Иверский) (1028) и Иоанн, отец его, Афонские (998). Родиной прп. Иоанна был грузинский город Артануч, близ Карса. Он происходил из княжеского рода, был воин и имел семью, однако от всего этого отказался и поступил в один из Имеретинских монастырей, а отсюда с сыном Евфимием перешел в одну из Олимпийских обителей, а потом на святую Афонскую гору, где поселился в лавре св. Афанасия Афонского (память его 5 июля). Безропотное послушание и трудолюбие выделяли его из числа других подвижников и привлекли к нему общую любовь. Подвиги его привлекали к нему и других грузин. Когда число их увеличилось, они решили оставить лавру и, купив место на восточном берегу Афона, устроили там церковь Иоанна Крестителя. Так положено было начало Иверскому монастырю. Первым настоятелем его был прп. Иоанн (982), при котором Иверская обитель удостоилась благодатного посещения Божией Матери через чудотворную икону Ее, которая и получила название Иверской. Прп. Иоанн скончался в 998 г., передав игуменство сыну своему прп. Евфимию.
Евфимий игуменствовал 12 лет, продолжая труды своего отца по устройству обители. Он установил порядок и последовательность в совершении богослужений и написал устав, который сам строго исполнял, служа примером для братии. Вследствие этих занятий он должен был по необходимости прекратить много полезное дело, над которым раньше трудился, именно – перевод Священного Писания и Богослужебных книг с греческого языка на грузинский. Тогда высшие духовные и мирские сановники грузинские убедили его оставить игуменство и продолжать начатые труды по переводу книг священных. Передав игуменство родственнику своему, Евфимий принялся за прерванное дело, за которым и скончался в 1028 году на 65 году жизни.
Прп. Георгий Святогорец, Иверский (Афонский) (ок.1066). Он приходился братом Иоанну Афонскому (см. о нем выше) и родился в Грузии в 1014 году. На 25 году от рождения он принял иночество в Хахульском монастыре, откуда потом отправился посетить святые места Сирии и Палестины. Прибыв по убеждению старца, на Афон, он провел там 7 лет в безропотном послушании, удостоен был священного сана и принялся за перевод Священного Писания. В 1047 году он был избран игуменом и нес эту должность в течение 10 лет. Он устроил соборный храм в честь Успения Божией Матери и перенес сюда мощи свв. Иоанна и Евфимия. Не имея нужного досуга для занятий по переводу Священного Писания, Георгий оставил игуменство и скончался в 1066 г. на 52 г. жизни.
Память ему празднуется также 27 июня (см. о нем там же) и во вторую Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Афонских святых.
Прмчч. монахи Иверские, Афонские (ок. 1261-1281). Неизвестные по именам. Одни из них были потоплены в море, другие отведены в плен за обличение в ереси патриарха Века и императора Михаила Палеолога в 1284 г.
Прпп. Амфилохий (1452), Макарий (XV), Тарасий (1440) и Феодосий (XV), Глушицкие чудотворцы. Память этих святых празднуется персонально 12 октября (см. о них там же) и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Вологодских святых.
Прав. Гликерия дева, Новгородская (1522). Была дочерью новгородского старосты Пантелеимона. Через 50 лет после ее кончины святые мощи ее были обретены нетленными, и были чудеса. Положены они были в Новгороде в церкви Свв. мучеников Флора и Лавра.
Память ее празднуется 13 мая в день тезоименитства с мученицей Гликерией Гераклейской и в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Перенесение мощей прмч. Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Память прп. Макария празднуется 7 сентября (см. о нем там же). Его нетленные мощи были обретены вторично в 1688 году во время перестройки церкви в городе Каневе и были перенесены в город Переяслав Южный.
Св. Никифор, пресвитер монастыря Ефапсийского.