22 мая / 4 июня
Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, блгв. кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).
Память II Вселенского Собора (381).
Мч. Василиск Команский (ок. 308). Св. мч. Василиск переносил страдания за Христа вместе со свв. мчч. Евтропием и Клеоником (память их 3 марта). После их кончины он был опять подвергнут различным мучениям. Томимый в тюрьме, он однажды, вспоминая страдания и смерть своих товарищей, стал плакать, проливая слезы, и горячо молиться Господу Богу, прося помочь ему скорее получить мученический венец, чтобы он не был отделен от своих товарищей.
После такой молитвы, когда наступила ночь, явился ему в видении Сам Господь и сказал: «Я помню о тебе и не забуду тебя. Твое имя написано впереди тех мучеников, которые взяты от тебя… Память о тебе будет славна по всей вселенной… Не бойся мук, которым ты подвегнешься, потому что Я с тобою…»
Пробудившись от сна, св. Василиск возрадовался духом и возблагодарил Бога, промышляющего о верных рабах Своих. Потом он увидел, что двери темницы открыты. Тогда он попросил стерегущих его воинов дать ему возможность посетить родное село, чтобы проститься с матерью и с братьями его. Воины уступили его просьбе, и несколько человек из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение. Святой был встречен матерью и братьями с великой радостью, а воины были приняты в их дом с великой честью. На другой день, прощаясь с родными, св. Василиск призывал их пребывать в вере в Господа Иисуса Христа, молиться о нем Богу, чтобы подал Он ему силу совершить подвиг страдания, как совершили его Евтропий и Клеоник. Родные же просили его, когда он окончит жизнь свою, помолится о них и обо всех христианах Господу, чтобы прекратилось гонение на православную веру, служение идолам и воссияла по всей земле благодать Христова.
После этого св. Василиск, сопровождаемый воинами, отправился назад в темницу. Во время отсутствия узника в тюрьме прибыл в этот город (Амасию) новый правитель по имени Агриппа. Начальник города отправился в темницу, чтобы привести его к правителю, но не найдя узника на месте, пришел в ярость и привел на судилище к правителю темничного стража. Разгневанному правителю страж сказал, что узник скоро будет на своем месте.
Тогда тот немедленно послал стража вместе со своим помощником, человеком со злым и свирепым нравом, в сопровождении воинов, дав им поручение схватить и привести Василиска в город Команы, где скоро должен был быть и сам правитель.
Помощник, выйдя от правителя, приготовил медные сапоги с множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв их, отправился в путь. Когда он на дороге встретил святого мученика, то надел эти сапоги на ноги его, так что гвозди проникли в тело до самых костей, и кровь наполнила сапоги те. Мучители же, не удовлетворяясь тем, били его самым беспощадным образом. Продолжая свой путь, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, так что путь его обагрялся кровью. Но святой мученик, как бы не чувствуя боли, прославлял Господа и этим приводил в удивление сопровождавших его воинов. Когда путники достигли селения Дакозария, и становилось очень жарко, воины зашли в один дом отдохнуть и вкусить пищи, а св. Василиск оставался на улице, палимый солнцем и привязанный к сухому дубу. Вокруг святого собралось множество любопытствующего народа, который выражал ему свое соболезнование. Святой же все время молился: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице, Даниила во рве львином… и на мне, недостойном рабе Твоем, покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени».
Едва только он закончил молитву, как внезапно произошло сильное землетрясение, и послышался голос свыше: «Не бойся, Я с тобою!» И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги спали, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви и покрывая тенью большое пространство кругом. На том же месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды. После этого святой возблагодарил Бога.
Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, выбежали из того дома и, увидев произошедшие чудеса, пришли в сильное недоумение. Одни из них говорили, что это только так кажется, другие же считали это волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился происшедшему и прославлял силу Христа Бога. И многие в то время уверовали. Но когда стали к святому приводить людей, страждущих от различных недугов, то все они по слову святого получали исцеления. А все, видевшие чудеса эти, прославили истинного Бога и уверовали в Него.
Дивные чудеса, явленные над св. мучеником, оказали благотворное влияние и на мучителей. Они раскаялись во всех своих жестокостях, проявленных по отношению к св. мученику. Но, боясь наказания от правителя, они просили св. Василиска продолжить путь. Он согласился, заметив, что хочет умереть за своего Господа. По пути святой отказывался принимать пищу и ехать верхом на предложенном ему осле. При ночлеге в следующем селении святой также провел всю ночь в молитве и пении. В 4 часа следующего дня они дошли до города Команы. Приближаясь к городу, путники узнали от встречных, что правитель предает казни всех, не соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился св. Василиску и сказал ему: «Мужайся и не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с тобою». Узнав о появлении их в городе, правитель приказал доставить узника в храм Аполлона. Грубые воины правителя насильно повлекли святого в храм, чтобы там он принес жертву богам. Святой вошел в храм со светлым лицом, радуясь о Господе. Когда от него потребовали принести жертву Аполлону, святой сказал, что он обратится к своему христианскому Богу. И, подняв руки к небу, молился Богу, прося Его сокрушить находящегося здесь бесчувственного идола, дабы поняли нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдились бы, и уверовали в единого всесильного Бога.
Не успел еще святой закончить своей молитвы, как затряслась земля, идол упал на землю и разбился в куски. Правитель и народ, бывший в храме, выбежали вон от страха.
Спустя некоторое время, правитель приказал вывести святого из храма и, в злобе, обвинил его в волшебстве. На что святой ответил, что Тот, Кто сокрушил вашего бога, сожжет и храм его. Едва только он произнес эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. Правитель и народ в страхе разбежались. Спустя некоторое время правитель опять обвинил св. Василиска в волшебстве и по-прежнему убеждал его принести жертву языческим богам, угрожая в противном случае лютой смертью. На что святой ответил, что он сам торопится окончить жизнь свою.
Тогда разгневанный правитель приказал осечь ему мечом голову. Это и было исполнено. После честной кончины мученика благочестивые христиане выкупили у палача тело его и погребли его на вспаханном поле.
На месте том впоследствии некто Марин, благочестивый гражданин г. Коман, построил церковь во имя Василиска, в которую скоро перенесены были и честные мощи мученика, источавшие многие исцеления больным по вере их.
«Эти события происходили на землях нынешней Абхазии… Примерно через сто лет, в 407 г., в Команах в церкви св. Василиска… завершил свой земной путь великий светильник Церкви свт. Иоанн Златоуст… Могила св. Василиска находится на небольшой горе под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции была сделана попытка поднять его мощи из земли для всеобщего почитания. Однако когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно вырвалось пламя. Смиренный мученик Василиск не пожелал прославления своих мощей. На дне источника св. Василиска паломники находят камешки с красными пятнами крови мученика и бережно хранят их» [Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию. №3. 2006 г., стр. 39.]
Мч. Иоанн-Владимир, блгв. кн. Сербский (1015). Среди сербов было много христиан еще в первые века христианства, в том числе и мученики за Христа, но из-за притеснений завоевателями они теряли на время свою веру. В IX веке все сербы приняли христианство и усвоили славянское Богослужение, составленное свв. Кириллом и Мефодием (память их 11 мая). При императоре Василии сербы отдались греческой империи, чтобы получить в ее лице защиту от притязаний немцев и папы Римского.
В это время Сербией управлял св. кн. Владимир, сын сербского князя Хвалимира, который особенно оберегал православную веру и был человек правдивый и добродетельный. Во время его княжения шла борьба между болгарами и греками. Болгарский царь Самуил решил заставить Владимира стать на его сторону и с его помощью прогнать греков. С этой целью он вывел против Владимира сильное войско. Св. Владимир был против войны с греками, ни желая нарушать договор, заключенный с ними, и укрепился против Самуила на горе Косогоре. Самуил окружил гору многочисленным войском. После продолжительной осады св. Владимир, увлеченный обещаниями Самуила, передался на его сторону и был коварно посажен в тюрьму. Лишь по просьбе своей дочери Коссары Самуил дал ему свободу. Св. Владимир стал мужем Коссары и, таким образом, оказался теперь уже на стороне болгарского царя Самуила. Греческий император Василий повел свои войска против Владимира, но жестоко ошибся в своих расчетах на победу: св. Владимир рассеял его войско, и Василий вынужден был возвратиться.
Греки особенно встревожились, когда св. Владимир вступил в союз с сыном Самуила Радомиром. Они решили умертвить Радомира и уговорили сделать это его двоюродного брата Владислава, который в случае смерти Радомира получал возможность занять болгарский престол. Злодеяние было совершено. Теперь убийце необходимо было разделаться и со св. Владимиром, так как Владислав боялся, что он может предъявить свои права на Болгарию. Для совершения задуманного злодеяния он пригласил князя к себе как бы для мирных переговоров. Св. Владимир попросил Владислава поклясться, что он не сделает ему зла. Вероломный Владислав дал перед св. крестом в присутствии двух архиереев требуемую клятву. Тогда св. Владимир отправился в Болгарию. На дороге его ждали убийцы. Но их покушение не имело успеха, и св. Владимир благополучно прибыл в город Преспу. Когда он стоял здесь на молитве, к нему снова явился убийца. Страдалец причастился Святых Таин и был безжалостно умерщвлен 22 мая 1015 года. Верная супруга его перенесла его тело в Крайну и здесь сама при гробе мужа приняла иноческое пострижение. Клятвопреступник Владислав чудесным образом был наказан: через два года после смерти св. Владимира он умер в страшных муках.
Нетленные мощи св. Владимира почивали близ города Элбасани, источая св. миро и подавая исцеления.
Прав. Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец (ок. 1540). В этот день при Патриархе Никоне были перенесены св. мощи прав. Иакова из Свято-Духовской Боровичской церкви в основанный Патриархом валдайский Иверский монастырь, где и почивали в открытой раке до настоящего времени.
Память его также празднуется 23 октября (см. о нем там же) в день тезоименитства со святым апостолом Иаковом, братом Господним, и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Сщмч. Михаил (Борисов) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Михаил родился 7 января 1866 г. в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова.
В 1888 г. Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 г. он был рукоположен во священника к церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 г. о. Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 г. – в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде (ныне Осташковский район в Тверской области), а в 1906 г. – в Борисоглебскую церковь в Новгороде.
За время своего служения о. Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковноприходской школы. В течение трех с половиной лет о. Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет – заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет – благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трех лет – депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет – членом правления Новгородской Духовной семинарии; с 1907 г. – заведующим, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год о. Михаил состоял членом Новгородского епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год – членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 г. – помощником благочинного 2-го Новгородского округа.
В 1906 г. о. Михаил был награжден наперсным крестом; 30 июля 1917 г. – возведен в сан протоиерея. Отец Михаил принимал деятельное участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно-общественной жизни города. Близкие о. Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью им помогал.
6 июня 1917 г. на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода».
После прихода к власти безбожников начались гонения: о. Михаил был арестован в 1926 г. и пробыл в тюрьме двадцать дней. В 1931 г. священник с семьей был выселен из дома.
В 1933 г. Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в то время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся – бедным и находящимся в заключении.
20 апреля 1933 г. были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входящие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов. Ему шел тогда 68-й год.
3 мая 1933 г. о. Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами… В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу».
19 мая 1933 г. тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой – палицей.
В Угличе о. Михаил встретил очередную волну гонений на Церковь. Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 г. и в тот же день допрошен.
В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».
После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 г. в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.
Прав. Мелхиседек, царь Салимский (ок. 2000 до Р.Х.). Он жил во времена Авраама, спустя около 1100 лет после всемирного потопа. Когда и от кого он родился и долго ли жил, – неизвестно. Он был, по словам апостола Павла, прообразом Иисуса Христа, совместив в своем лице достоинство священническое и царское (Евр. VII).
Память св. отцов II Вселенского Собора (381). Память святых отцов семи Вселенских соборов празднуется 18 мая. На II Вселенском Соборе в 381 году была составлена вторая часть Символа Веры, которая начинается исповеданием нашей веры в Божество Святого Духа. В то время были еретики, которые неправильно говорили и учили о Святом Духе. Их возглавлял некий Македоний. Восьмой член Символа Веры ясно и точно, на основании слов Христа Спасителя и всего Священного Писания, выразил веру христиан в Духа Святого.
Святой Дух есть третье лицо Святой Троицы и Бог истинный и совершенный, как Отец и Сын, и по существу неразделен со Отцом и Сыном, поэтому Ему принадлежит поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном.
Сщмч. Захария Прусский (1802). Родом был из Пруссы Азийской, пострадал за веру в Иисуса Христа и неприятие ислама.
Прмч. Павел Пелопонесский (1818).
Прп. Даниил, столпник Ресславский.
Прп. Паисий пустынник.
Мчч. Маркелл, Кодр и мц. София врачебница. Св. Маркелл скончался после мук от того, что его напоили расплавленным свинцом. Св. Кодр был замучен лошадьми, к которым его привязали мучители. Св. София скончалась от меча.
Мчч. Феодор и Фаддей.
Сщмчч. Донат еп., Макарий пресвитер и Феодор диакон.