Краткие жития святых, православные праздники и события

31 августа / 13 сентября

 

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408). Сщмч. Александра пресвитера и Владимира) диакона (1918); сщмчч. Михаила и Мирона пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия пресвитера (1938).

Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт. Геннадия, Патриарха Цареградского (471).

 

Положение честнаго пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408). Кроме ризы Пресвятой Богородицы сохранился честный пояс Ее, который Ею Самою был вверен святому апостолу Фоме. Хранился он преемственно в Иерусалиме у благочестивых христиан. Впоследствии святыня была перенесена в Константинополь.

Празднество это установлено в воспоминание чуда, бывшего от пояса над больной греческой царицей Зоей. В  X веке царица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, долгое время болевшая, получила исцеление через возложение на нее пояса Божией Матери по благословению патриарха. Пояс, хранящийся в ковчеге за  царской печатью в построенном дочерью императора Аркадия храме Богоматери, был вынут из драгоценного ковчега, возложен на царицу, а затем снова с благоговением положен в ковчег. Так праздник положения честного пояса Пресвятой Богородицы, установленный в 395-408 годах при императоре Аркадии, был отмечен этим чудесным исцелением.

Пояс разделен на части и хранится ныне: в Мингрелии, в местечке Зугдиди, в храме; в Афонском Ватопедском монастыре; в западной Европе, в Трирском монастыре.

 

Сщмч. Александр (Любимов) пресвитер и Владимир (Двинский) диакон (1918): Новомуч.

Сщмч. Михаил (Косухин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Михаил родился 7 января 1858 г. в селе Яренском Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника Алексия Косухина. Окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В храм села Дымцево Максатихинского уезда он  был назначен в 1907 г. и прослужил здесь до своего ареста.

В тридцатых годах из родных у него остались братья, один из которых жил в Польше, другой – священствовал в Тверской области, и дочь-девица, которая и помогала престарелому отцу. До 1929 г. о. Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что, поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.

Этого, однако, не случилось – священник служил и служил, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. За эту ревность по Богу и о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада прихожане любили его и готовы были всегда прийти к нему на помощь.

Власти, видя решимость и непреклонность священника, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил о. Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Председатель Дымцевского сельсовета стал требовать, чтобы священник ушел из сторожки, он приходил к нему с этим требованием неоднократно, но о. Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.

Тогда в воскресенье 25 марта 1936 г. председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но этого не случилось. В тот же день о. Михаил после воскресного богослужения и проповеди сказал, что поскольку сельсовет вынул у него в доме рамы, то он обращается к прихожанам, чтобы они просили власти вернуть ему рамы, так как во дворе еще холодно.

В храме в это время присутствовало около ста пятидесяти человек, и все они прямо из храма пошли к сельсовету. Председатель, напуганный идущей к сельсовету толпой, запер все двери и спрятался. Люди, найдя все двери запертыми, стали ходить вокруг дома, и, зная, что председатель сельсовета находится внутри, кричали ему, чтобы он возвратил оконные рамы, но тот никаких признаков жизни из дома не подавал, и прихожанам пришлось, в конце концов, разойтись.

Рамы не были возвращены, но о. Михаил не ушел из церковной сторожки. Выселить его насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден архиереем наперсным крестом.

Только через год, при наступлении повсеместных гонений, о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось 79 лет; он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели, передвигался только с помощью дочери. Приехавшие сотрудники НКВД, подняв за руки и за ноги, забросили его в машину и увезли в тюрьму. Вызванный для медицинского освидетельствования врач постановил диагноз: миокардит, и как следствие – отечность ног; полное отсутствие зубов, старческая дряхлость. К физическому труду тюремный врач признал его непригодным.

Начались допросы. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, в том числе в организации массового выступления верующих с требованием к сельсовету возвращения ему дома. Объяснив суть требований его и верующих к сельсовету, священник отверг обвинения в проведении им контрреволюционной деятельности.

2 августа следствие было закончено, и дело направлено на рассмотрение тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу.

В результате ли действий следователя Голофаста, который допрашивал о. Михаила, или тяжелых условий содержания в переполненной камере тюрьмы, но у священника оказалось сломанным левое бедро, он не мог ходить и не смог бы добраться до места расстрела.

16 августа по распоряжению администрации тюрьмы о. Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней и 13 сентября 1937 г. скончался.

Сщмч. Мирон (Ржепик) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Димитрий (Смирнов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Димитрий родился в 1868 г. в селе Черняево Дмитровского уезда Московской губернии в семье  Василия Тимофеевича Смирнова, 47 лет прослужившего священником. В 1883 г. Дмитрий Васильевич окончил Звенигородское Духовное училище и несколько лет проживал вместе с родителями.

В апреле 1889 г. Дмитрий Смирнов поступил псаломщиком в Казанскую церковь в селе Котельники Московского уезда. В ноябре 1910 г. он был перемещен на должность псаломщика во Влахернскую церковь в селе Влахернское-Кузьминки того же уезда. 18 марта 1912 г. он был рукоположен во диакона к этому храму. За безупречное служение Церкви Христовой диакон Димитрий Смирнов в 1920 г. был удостоен от Святейшего Патриарха Тихона Благословенной грамоты, а в 1924 г. награжден двойным орарем.

В марте 1924 г. диакон Димитрий Смирнов был назначен в Николаевский храм в селе Аксиньино Звенигородского уезда.

21 сентября 1928 г. о. Димитрий был рукоположен в сан священника к Троицкому храму в селе Ершово Звенигородского района Московской области. В 1932 г. о. Димитрий был переведен в Троицкий храм села Троицкое того же района. В 1937 г. он был награжден наперсным крестом.

Как и все священнослужители, о. Димитрий обкладывался безбожными властями большим налогом, который с трудом удавалось заплатить. В 1937 г., в связи с неуплатой очередного налога, он был оштрафован, и поскольку штраф тоже не удалось заплатить, в феврале 1938 г. у него было описано все имущество.

Безбожные власти летом 1937 г. приняли решение физически расправиться с Русской Православной Церковью. Гонения повсеместно усилились, кругом арестовывались священнослужители и миряне, которые без всякой вины приговаривались к расстрелу или длительному заключению в лагерь. В октябре 1937 г. безбожники арестовали и через месяц расстреляли родного брата отца Димитрия протоиерея Всеволода Смирнова (память его 31 окт.), служившего в Успенской церкви в селе Дерменцево Волоколамского района Московской области.

15 марта 1938 г. следователи Звенигородского районного отделения НКВД вызвали на допрос несколько свидетелей, которые дали необходимые гонителям показания против о. Димитрия. Председатель колхоза в селе Троицком, в частности, сказал: «Как служитель культа, Смирнов разлагающе действует на колхоз… В дни религиозных праздников колхозники на работу не идут, а идут в церковь…».

22 марта священник Димитрий Смирнов был арестован и помещен в камеру предварительного заключения в городе Звенигороде, а потом переведен в Сретенскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь допросил священника и предъявил ему обвинение в контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений против советской власти и руководителей партии. Он зачитал при этом выдержки из показаний лжесвидетелей. Виновным себя в этом священник не признал.

5 мая следователем были проведены три очных ставки между лжесвидетелями и священником Димитрием Смирновым. В его присутствии они подтвердили данные ранее показания.

5 мая 1938 г. следствие было закончено. 9 августа 1938 г. Особое совещание при НКВД приговорило о. Димитрия к ссылке в Казахстан сроком на пять лет. Священник Димитрий Смирнов, очевидно еще находясь в Москве, умер 13 сентября 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Киприан Карфагенский Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский (258). Он принадлежал к числу замечательнейших отцов и учителей церкви III-го века. Ему пришлось жить и действовать в такую годину, когда Церковь Христова испытывала как гонения извне от язычников, так и смуты внутренние – от еретиков и раскольников. Святой Киприан явил собою образец мужественного архипастыря, пострадавшего за имя Христово. Он оставил многочисленные сочинения, касающиеся разнообразных богословских вопросов.

Св. Киприан родился, как полагают, около 200 г. Родители его были язычниками и принадлежали к числу знатных и благородных граждан города Карфагена.

Первоначальное имя его было Фасций Киприан. В юности Киприан получил хорошее светское образование. Весьма большие успехи показал он в красноречии, почему был избран учителем риторики в карфагенском училище. По этой же причине многие избирали его своим ходатаем (адвокатом) по ведению судебных дел.

Вначале, Киприан, имея достаточные материальные средства, проводил жизнь греховную до тех пор, пока Бог не призвал его к спасению. Полагают, что Киприан оставался язычником до своего полного возмужания; временем его обращения в христианство считают 246-й год.

Решив стать христианином, Киприан на самом деле доказал искренность своего решения переменой в самом образе своей жизни. Еще в период оглашения Киприан продал все имения свои, и вырученные деньги раздал нищим. Живое чувство духовного преобразования, дарованного в таинстве крещения, сильно подействовало на Киприана.

После крещения Киприан начал проводить жизнь строго добродетельную. Он являл собою всем пример не стяжания, ибо, сострадая нищим и бедным, он благотворил им, раздавая все, что имел. Главными занятиями его стали молитва и чтение Священного Писания. Киприан питал особенную любовь и благодарность к своему наставнику пресвитеру Цецилию, открывшему ему тайны веры христианской. До своего обращения Киприан жил в одном доме с ним, ибо все свои имения раздал бедным.

Спустя год или немного более после крещения, Киприан рукоположен был в сан пресвитера Церкви Карфагенской. Он стал еще с большим усердием подвизаться в благочестии.

В скором времени после этого умер епископ карфагенский Донат. На освободившуюся епископскую кафедру народ единогласно избрал св. Киприана.

В сане епископа Киприан сосредоточил свое внимание на благоустройстве церкви. Так как гонения от язычников прекратилось давно – сорок лет назад, то некоторые христиане стали отступать от строгих христианских обычаев.

Прежде всего, он занялся клиром и самими пастырями Церкви, руководителями народа, не допуская к служению людей неподготовленных. В то же время Киприан заботился и об исправлении жизни и рядовых христиан.

По изволению Божию св. Киприан провел не много лет в мирном управлении своей епархией. В скором времени над церковью разразилось гонение Декия (249-251). Вступив на престол, этот нечестивый император издал указ, по которому все христиане принуждались к принятию языческой религии и к принесению жертв богам.

Когда в Карфаген прибыл указ императора, язычники хотели подвергнуть мучению, прежде всего, Киприана. Поэтому он решил удалиться на время из Карфагена, чтобы руководить Церковью из неизвестного язычникам места, так как преждевременное мученичество и гибель его были бы мало полезны Церкви Христовой.

Св. Киприан находился в постоянном общении со своею паствой, посылал письма и сообщения пресвитерам, диаконам, мученикам и исповедникам. Он просил их иметь попечение о вдовах, больных, странниках и обо всех неимущих. Более всего Киприан заботился, чтобы христиане не пали духом среди бури огорчений. Он укреплял мужество исповедников и мучеников, призывал христиан доставлять всевозможные облегчения во время их страданий, а после смерти оказывать должные почести телам их.

Для принуждения христиан к отречению от своей веры были придуманы язычниками различные жестокие пытки и мучения.

Многие христиане были тверды в вере и получили венцы мученические, но были и те, кто не выдерживал пыток и мучений и приносил формально жертвы идолам, но были и сознательные отступники от Христа.

Горько и тяжело было св. Киприану слышать о падении слабых членов своей паствы! В скором времени гонения на Церковь Христову стали ослабевать, но начались распри внутри церкви от еретических движений и лжеучений. Св. Киприан с истинно христианской мудростью старался пресечь в самом корне все церковные раздоры и волнения. Для окончательного устранения раздоров и несогласий святитель Божий Киприан решил созвать поместный собор в Карфагене. Таких соборов в Карфагене было несколько. На этом соборе были решены многие вопросы, касавшиеся внутренней церковной жизни, как, например, о принятии падших, о крещении еретиков и др. Мало-помалу возмущение в Церкви утихало, и водворялись мир и тишина.

Однако разразилось новое бедствие – моровая язва, довольно долго свирепствовавшая в каждой провинции, городе и семействах. Общее бедствие вызвало Киприана на самую самоотверженную и благородную деятельность. Язва сопровождалась своими обычными страшными спутниками – засухой и голодом. Кроме этого, по границам Римской империи бродили орды варваров – нумидийцев, которые во время набегов уводили много пленных. Христиане, руководимые св. Киприаном, жертвовали деньги на выкуп хотя бы некоторых из пленников.

Несмотря на самоотверженные усилия св. Киприана и руководимых им христиан для облегчения участи страждущих, находились среди язычников люди, которые осмеливались утверждать, что все бедствия были посланы богами языческими за не поклонение им христиан. Св. Киприан опроверг это заблуждение, написав особое сочинение по этому поводу.

Между тем приближалось время страданий св. Киприана. На престол вступил император Валериан (253-259), который воздвиг жестокое гонение на христиан. Весть о новом гонении на христиан скоро достигла и до церкви африканской и, сколько устрашала малодушных, столько же воспламеняла к мужественному терпению твердых в вере.

Проконсул Карфагенский Аспазий Паттерн получил указ императора, который предписывал принуждать христиан к поклонению идолам. При этом епископы христианские подлежали изгнанию, а христианские собрания запрещались. Проконсул намеревался, прежде всего, принудить к отречению от веры христианской св. Киприана, поэтому позвал его к допросу.

 Святой епископ Киприан проявил твердость веры ко Христу, и был отправлен в ссылку в Курубис (в нескольких днях пути от Карфагена). В первый же день по прибытии сюда св. Киприан имел ночью видение, предзнаменовавшее его мученическую кончину через усечение мечом. И действительно он скончался мученически за исповедание имени Христова, будучи усечен мечом, спустя год после того видения.

Находясь в изгнании, св. Киприан все время проводил в богомыслии, приготовляясь к смерти. В заточении епископ написал много богомудрых творений. Всех, кто приходил к нему для душеспасительной беседы, он поучал, прося быть твердыми в вере, не страшиться угроз мучителей и страданий за исповедание имени Христова. Он увещевал христиан не привязываться к временным и скоропреходящим утехам жизни сей, но искать жизни вечной.

Прошел год, гонения на христиан ожесточились, на место проконсула Аспазия назначен был Галерий Максим. Он приказал привести к нему св. Киприана. Святитель Божий мужественно шел на мученический подвиг. Ему предстояло переночевать у одного из пришедших за ним воинов.

Между тем по городу распространился слух, что епископ возвращен из заточения для того, чтобы принять смерть мученическую. И тотчас устремились христиане к тому дому, где пребывал св. Киприан. Они не хотели расстаться со своим любимым архипастырем до самой кончины его, и потому всю ночь христиане провели без сна перед дверями его дома.

Утром следующего дня Киприан был выведен из того дома и представлен проконсулу для допроса. Убедившись, что св. Киприан тверд в вере Христу и решительно отказывается принести жертву идолам, проконсул приговорил его к казни через отсечение головы мечом.

Честное тело святителя Христова было перенесено ночью со свечами и приличным пением на частное кладбище некоего прокуратора Макровия Кандидиана, и здесь было предано погребению. Впоследствии, при короле Карле Великом, мощи священномученика Киприана были перенесены во Францию в город Арль, а при короле Карле Лысом в город Компьень, в монастырь святого Корнелия.

Святитель Геннадий Константинопольский, патриарх Свт. Геннадий, Патриарх Константинопольский (471). Святой Геннадий принял престол константинопольского патриаршества после св. Анатолия (449-458) в царствование императора Льва Великого (457-474). О богоугодной жизни его свидетельствуется в книге, называемой «Лимонарь» или «Луг Духовный», в которой прпп. отцы Софроний и Иоанн Мосх (память его 11 марта) повествуют так.

«Пришли мы в киновию, называвшуюся Салама, отстоящую от Александрии на девять поприщ, и нашли там двух старцев, бывших прежде пресвитерами Церкви Константинопольской. Сии пресвитеры поведали нам о блаженном Геннадии, Патриархе Константинопольском, что он был весьма кроток, соблюдал чистоту телесную и отличался воздержанием. Говорили о нем и то, что многие причиняли ему великие неприятности из-за одного клирика, весьма много согрешавшего, по имени Харисима. Сей клирик служил при храме святого мученика Елевферия, и о нем говорили, что он не только проводит жизнь в лености, нерадении и нечистоте греховной, но ходит на разбой и занимается волшебством. Призвав сего клирика, Патриарх начал увещевать его, отечески исправляя его духом кротости, но, видя, что он оставался неисправимым, повелел слегка наказать его. Когда же тот продолжал быть неисправимым, и наказание не действовало на него, Патриарх послал одного из слуг своих в храм мученика Елевферия, при коем находился Харисим, умолять мученика, чтобы он сам исправил бы, или отсек от Церкви преданного грехам клирика своего храма. Посланный, придя в храм, стал перед алтарем и, простерши руку к гробу мученика, сказал: “Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви”.

После сего, на другое утро, Харисим найден был мертвым».

Отсюда можно видеть, сколь угоден был Богу и святым Его блаженный Геннадий, ибо слово его, обращенное к святому мученику через посланного, было в скором времени услышано и исполнено на деле.

При свт. Геннадии был построен в Константинополе храм в честь святого Иоанна, Предтечи Господня, некоторым сенатором, по имени Студием, пришедшим из древнего Рима; был устроен также и монастырь, названный Студийским (по имени сенатора Студия); в этом монастыре был учрежден чин Неусыпающих.

При Патриархе Геннадии экономом церковным был прп. Маркиан. Он, сняв с себя последнюю одежду, отдал ее нищему; и видели его, имеющим царскую порфиру под фелонью, как о том повествуется в житие его (память его 10 янв.). При свт. Геннадии подвизался и св. столпник Даниил (память его 11 дек.).

В дни св. Патриарха Геннадия в Константинополе совершилось такое чудо.

Один иконописец осмелился написать образ Христа Спасителя по подобию языческого бога Зевса; и тотчас иконописца постигло наказание Божие – рука его иссохла. Он же, ощутив на себе столь скорое мщение Божие, поспешил к святейшему Патриарху Геннадию и принес ему покаяние, исповедуя перед всеми грех свой. Святейший Патриарх помолился о нем ко Господу и исцелил руку его, так что она стала здоровой, как прежде.

Св. Патриарх Геннадий имел обыкновение не ставить в пресвитеры (желающего) до тех пор, пока он не выучит наизусть всю Псалтирь. Он сознавал, что этот чин церковный только тогда мог быть исполнен тщательно, когда все священники и клирики будут научены книжному разумению и смогут понимать разумно Писание божественное. Ибо пресвитер, не обученный книгам, не мог бы учить иных. На таковом сбываются слова Христовы: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк. VI, 39).

Св. Геннадий созвал в Константинополе поместный собор, отчасти для искоренения ереси Евтихия, отчасти для благоустроения церковного. На этом соборе была запрещена симония (мздоимство), распространившаяся среди архиереев.

Св. Геннадий охранял вверенное ему словесное стадо тринадцать лет (458-471). Он представился ко Господу в царствование того же Льва Великого.

Незадолго до кончины своей, когда св. Геннадий молился ночью в храме, ему явилось некое страшилище демонское. Св. Геннадий отогнал его знамением честного креста, но, убегая, демон обещал после смерти святителя всякими способами смущать Церковь, увлекая в погибель многих.

Св. Геннадий, проливая непрестанные слезы до дня смерти своей, молился ко Господу, дабы Он сохранил Церковь Свою, так, чтобы она была не одолена вратами адовыми.

Свт. Иоанн, митр. Киевский и всея Руси (1089). Святитель Иоанн стал митрополитом Киевским в 1080 г. По словам прп. Нестора Летописца, который его знал, он был «муж, сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому богатому и бедному, смиренный и кроткий…» Скончался он во второй половине XI века. Из его сочинений известны: «Послание митрополита Иоанна к Клименту, Папе старого Рима» и «Церковное правило», то есть объяснение правил Вселенской Церкви в применении их к Церкви Русской.

Прп. Киприан Тропский, Ярославский (XVI). Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Мч. Филиорт.

Мч. Диадох.

Мцц. 7 дев Газских.

Мчч. 4 из Перги Памфилийской.

Мчч. 366 Никомидийских.

Мч. Василиск.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz