Краткие жития святых, православные праздники и события

22 августа / 4 сентября

 

Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311). Сщмч. Горазда, еп. Богемского (1942) (Серб.). Прп. Исаакия Оптинского (1894). Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна и Алексия пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского и с ним Василия и Гавриила пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра, Михаила и Феодора пресвитеров, прмчч. Илариона, Иоанна и Иерофея  (1937).

Сщмч. Афанасия, еп. Тарса Киликийского (270-275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуги ее мчч. Харисима и Неофита (270-275). Мц. Евлалии девы (ок. 303).

Грузинской иконы Божией Матери (1650).

 

Мученик Агафоник Никомидийский Мчч. Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан и прочие (305-311). Мученик Христов Агафоник жил в Никомидии в царствование императора Максимиана (285-305). Он отвращал эллинов от поклонения идолам и приводил их ко Христу. На мучения он взят был комитом Евтолмием. Когда этот комит, посланный императором в понтийскую страну для мучения христиан, прибыл на корабле в Карпин, то нашел там святого Зотика вместе с учениками-христианами. Учеников его комит Евтолмий осудил на смерть крестную, св. Зотика он взял с собой. Возвратившись в Никомидию, он взял некого Принципса, наученного святой вере христианской св. Агафоником. Связав его вместе с Агафоником, Зотиком и прочими христианами, среди которых были Феопрепий, Акиндин и Севериан, повел всех их во Фракию, куда прибыл и сам император, дабы здесь предать всех мучениям. Когда святые находились в стране, называемой Потама, комит предал смерти св. Зотика, Феопрепия и Анкиндина, ибо они уже не могли идти из-за ранее полученных ран и язв. Придя в окрестности Халкидона, комит предал смерти св. Севериана, дерзновенно исповедавшего Христа. Прочих мучеников, вместе со св. Агафоником, повел в Византию и здесь некоторое время мучил их. Потом он прибыл вместе с ними в Силимрию, на место, называвшееся Аммус, – ибо тут пребывал Максимиан. Здесь все приведенные мученики были в последний раз истерзаны и мучимы, после чего осуждены на смерть и усечены, пострадав за имя Христа.

Сщмч. Горазд, еп. Богемский и Мораво-Силезский (1942) (Серб.). Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка в Словацкой Моравии в семье благочестивых крестьян-католиков. Еще в годы учения в гимназии, а затем на богословском факультете в Оломоуце его заинтересовало православие. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами древние православные святыни и поклониться им. В 1902 г. Матей Павлик принял сан католического священника. В это время он сблизился с «Реформной фракцией римо-католического духовенства» и, участвуя в ее работе, стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию православия. Позднее значительная часть фракции, в том числе и о. Матей Павлик, вышла из римо-католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь, которая в августе 1921 г. присоединилась к Православной Церкви. 21 сентября 1921 г. о. Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, а 25 сентября в Белграде совершилась его епископская хиротония. В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией США, где проповедовал православие среди чехов и словаков. Позднее в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило епископа Горазда с паствой численностью около 10 тысяч человек покинуть ее в 1924 г. Вскоре он стал главой «Чешской православной общины», преобразованной впоследствии в Чешскую епархию Сербской Православной Церкви. Епископ Горазд ограждал православие и свою паству от множества нападок, стремился не допускать в ее среде сектантской замкнутости. Подвижнические труды понес святитель по устроению церковной жизни в Чехословакии, создавая храмы, активно занимаясь просветительской деятельностью; он составил перевод православного богослужения на чешский язык, разработал и ввел в церковную практику оригинальное обиходное пение. Всем человеческим усилиям он предпочитал молитвенную помощь, но, в то же время, после оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1938 г., призывал сограждан к борьбе за свободу. 18 июня в Праге эсэсовцами был окружен и взят штурмом собор во имя святых Кирилла и Мефодия, где скрывались подпольщики, смертельно ранившие и.о. имперского протектора Богемии и Моравии Р. Гейдриха. Вскоре был арестован епископ Горазд. Он до последнего дня стремился взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для Православной Церкви. 4 сентября 1942 г. епископу Горазду, настоятелю и старосте собора, был вынесен смертный приговор, в тот же день приведенный в исполнение. Богослужения и любая деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии были запрещены, почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работу в Германию, церковное имущество конфисковано, за верующими был установлен надзор. Только после окончания Второй мировой войны Православная Церковь снова получила возможность совершать свою спасительную миссию в Чехословакии.

Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом. Он был причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., а 6 сентября 1987 г. совершила его прославление Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии. Новомученик стал первым святым, канонизированным этой Церковью. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 1988 г. священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский, был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Прп. Исаакий Оптинский (1894). Настоятель Введенской Оптиной Пустыни преподобный отец Исаакий, в миру Иван Иванович Антимонов, родился 31 мая 1810 г. в Курске. Его отец Иван Васильевич происходил из старинного, весьма зажиточного купеческого рода. Семья, во главе которой стоял дед, Василий Васильевич, придерживалась строгого патриархального образа жизни. Дед проводил благочестивую христианскую жизнь. Великое усердие и горение ко Господу имел и молодой Иван Антимонов – будущий архимандрит Исаакий.

С самого раннего детства Иван отличался сердечностью, скромностью, молчаливостью, ясным умом, простотой и честностью. Любовь к уединению и молитве рано обнаружила в нем наклонность к монашескому образу жизни, чему способствовало также и воспитание в строго христианском духе.

Несмотря на достаточные средства, Иван привык еще с юности переносить всевозможные лишения, довольствуясь самой грубой пищей и стесняя себя во всех отношениях. Этим он уже как бы подготовлялся провидением к будущей суровой подвижнической жизни, без послабления своим немощам.

Желание уйти в монастырь созревало в нем постепенно. Особенная ревность к посещению храма Божия, поощряемая благочестивым дедом, возбудила в нем любовь к церковному пению. Он пел на клиросе, а по праздникам собирал у себя дома певчих, устраивал хоры.

При усиливавшемся желании удалиться от мирских соблазнов Иван все-таки не сразу последовал влечению своего сердца, ожидая особого указания Промысла Божия. Уступая настояниям отца, он несколько раз делал попытки сватовства, но все они расстраивались. К 36-ти годам Иван вполне осознал, что дело человека на земле сводится, прежде всего, к очищению собственного сердца от греховных страстей и затем только, по мере их искоренения, к полезному служению ближним.

Оптина Пустынь уже была знакома ему: там несколько лет уже жил его старший брат Михаил. Навещая его, Иван познакомился с великим старцем Львом (память его 11 окт.), который предсказал молодому преуспевающему торговцу Ивану, что, со временем, и он будет в монашестве. У Ивана завязались самые сердечные духовные отношения со старцем Львом, а затем, после его смерти, и со старцем Макарием (память его 7 сент.).

Полученное от старца Макария письмо, приглашавшее безотлагательно ехать в Оптину, помогло ему порвать, наконец, мирские привязанности. И когда в 1847 г. отец послал Ивана по делам на Украину, то он, исполнив поручение, отправился прямо в Оптину Пустынь, известив отца письменно о своем решении поступить в монастырь.

По благословению игумена Моисея (память его 16 июня) и старца Макария Иван был принят в Иоанно-Предтеченский Скит. Новоначальному послушнику назначили послушание печь хлебы, которое он выполнял с великой ревностью; кроме того, он вместе с братией убирал покос, рыл картофель и выполнял другие общие послушания.

Неся с усердием внешние труды, молодой послушник ревновал и о внутреннем своем устроении. Возжигая дух свой молитвой, он старался в то же время сохранять мирное расположение ко всей братии, чем и заслужил всеобщую любовь и уважение.

Уже тогда высокие качества души послушника Иоанна обратили особенное  на него внимание старца Макария, духовному руководству которого Иоанн вверил себя всецело. Послушание его Старцу было столь велико, что до последнего своего вздоха ничего не делал без старческого совета и благословения.

Смиряя дух, молодой подвижник непрестанно порабощал тело, удручая его подвигами поста, который соблюдал во всей точности. Особенно подвизался он Великим постом, в первые два дня и в четвертый день первой недели, не вкушал ничего.

Обстановка его кельи отличалась необыкновенной простотой. Одежда его была самая скромная. По облачении в рясофор в 1851 г. отец Иоанн сделался еще строже к себе и усилил ревность к выполнению монашеских правил.

В 1854 г. он принял постриг в мантию и был наречен Исаакием. С этого времени он оставил даже невинные шутки, и стал заметно уклоняться от всяких излишних бесед. Безмолвие постепенно становилось его естественным состоянием. Большую часть времени стал отец Исаакий проводить в умном делании и чтении творений святых отцов. Смиренный подвижник, думавший лишь о спасении своей души, он всеми силами старался избегать славы мира сего.

19 июня 1855 г. он был рукоположен в иеродиакона, а 8 июля 1858 г. – в иеромонаха. Приняв сан священства, о. Исаакий продолжал вести подвижническую жизнь. Строгое исполнение скитских послушаний, обязательное посещение богослужений, беспредельная преданность Старцу, благодатная простота, смирение, необыкновенное простодушие в обращении с братией, сострадание к страждущим оставались его отличительными чертами.

В 1860 г. впервые зашла речь о возможной кандидатуре о. Исаакия на место уже престарелого настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Моисея.

Старец Макарий предпринял поездку в Москву к митрополиту Филарету  (память его 19 нояб.) и получил благословение на избрание отца Исаакия настоятелем. О. Исаакий по смирению старался отклонить это назначение, но прп. Макарий ответил: «Если воля Божия будет на это, и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!..»

В конце этого же года прп. старец Макарий почил в Бозе, оставив о. Исаакия на попечение своего ученика и преемника старца прп. Амвросия (память его 10 окт.).

В 1860 г. скончался и настоятель прп. Моисей, и отцу Исаакию пришлось заменить его в управлении обителью.

8 сентября 1864 г. он был возведен в сан игумена с вручением ему настоятельского жезла. Трудно было смиренному подвижнику, любителю безмолвия, проводившему большую часть времени в молитве и уединении, принять на себя это тяжкое бремя.

Его настоятельство длилось 32 года, вплоть до самой смерти. Он принял обитель «с одним гривенником», но, не переставая возлагать молитвенное упование на Господа, более не имел материальных нужд, ибо доходы монастырские ощутимо стали увеличиваться и не оскудевали почти во все время его управления обителью.

В историю Оптиной Пустыни прп. Исаакий вошел как многопопечительный строитель: в пору его настоятельства возводились новые монастырские корпуса, обновлялись храмы, завершено было строительство водопровода и воздвигнуты новые гостиницы.

В 1874 г., по завещанию скитоначальника прп. Илариона (память его 17 сент.), скончавшегося в 1873 г., о. игумен Исаакий приступил к постройке новой больницы с церковью во имя св. Илариона Великого. При больнице была устроена аптека, снабженная всеми необходимыми медицинскими средствами для братии и посетителей обители. Был построен новый большой корпус для книжной лавки. Простому народу, во множестве приходившему в обитель, раздавались безвозмездно крестики, священные изображения, книжечки и «Троицкие листки».

При прп. Исааки в Скиту устроен был придел во имя прп. Макария Египетского в память почившего старца Макария, приобретен большой колокол весом 750 пудов. Были куплены лесные и луговые участки, построен свечной заводик.

Но, обращая большое внимание на внешнее благоустройство монастыря, еще большее попечение имел отец настоятель о внутреннем благоустроении насельников его. Духовные силы обители преимущественно были сосредоточены в Скиту, откуда, как светлое солнце, сияло старчество, столь прославившее Оптину Пустынь.

Узнав на собственном опыте пользу старчества, о. Исаакий духовное окормление братий возложил на Старца (сначала прп. Амвросия, а затем – прп. Иосифа, память его 9 мая), не оставляя их и своим духовным попечением.

Особенное внимание обращал о. Игумен на неопустительное посещение братиями храма Божия. Сам наблюдал за строгим соблюдением церковного устава, а равно и за благоговейным отправлением церковных служб, неспешным чтением и чинным стоянием братий в храме.

Его духовные наставления были просты и лаконичны, их назидательность и учительность, как правило, всегда оказывали благотворное воздействие, ибо были плодом благодати и многого опыта и исходили из сердца любящего, при искреннем желании добра духовным своим чадам.

Молитва Иисусова была непрерывно на устах его, где бы он не находился.

Вполне отрекшись от почестей и славы мира сего, Преподобный относился совершенно равнодушно к наградам и повышениям и даже уклонялся от них. И все же внимание начальства к непрестанным и примерным трудам его по управлению обителью не раз вознаграждало подвижника помимо его собственной  воли, и честь, от которой он бегал всю жизнь, как бы нарочно преследовала его. В 1885 г. о. Исаакий был возведен в сан архимандрита уже без предварительного его согласия.

В свое время он получал и ордена: св. Анны третьей и второй степени и св. Владимира четвертой и третьей степени. Последняя награда (орден св. Владимира третьей степени) была ему пожалована за несколько месяцев до его блаженной кончины.

Летом 1890 г. прп. Амвросий уехал в основанную им Шамординскую женскую общину и там задержался, что очень огорчало о. Исаакия. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при Старце, – говорил он, – и скорбей не видал. Теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями».

Вскоре с отцом Архимандритом приключился первый удар – паралич, впрочем, легкий, так что он довольно быстро оправился. Но здоровье его стало заметно ослабевать, а потому он пожелал келейно принять пострижение в схиму, которое и совершил над ним в 1890 г. братский духовник скитоначальник прп. Анатолий (Зерцалов) (память его 25 янв.). В июне 1894 г. началась у него предсмертная болезнь. За две недели до блаженной кончины начал он ежедневно причащаться Святых Христовых Таин.

20 августа со Старцем случился второй удар. Он уже не мог говорить.

22 августа в восемь часов вечера он мирно почил о Господе, в глубокой старости, 85 лет от роду.

 

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский (1918): Новомуч. Летом 1918 г. в Смоленске был убит епископ Вяземский Макарий (Гневушев), вместе с ним расстреляли еще 13 человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!»

Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу».

Сщмчч. Иоанн (Бояршинов) и Алексий (Наумов) пресвитеры (1918): Новомуч. Новомученики Пермские пресвитеры Иоанн и Алексий пострадали в числе многочисленных жертв разгула большевицкого произвола: священник села Сенычей Иоанн Бояршинов расстрелян 22 августа за колокольный звон, в тот же день был расстрелян и священник завода Очера Алексий Наумов.

Феодор еп.Пензенский Сщмчч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский и с ним Василий (Смирнов) и Гавриил (Архангельский) пресвитеры (1937): Новомуч.

Василий Сергеевич Смирнов родился в 1889 году в селе Казеевка Наровчатского уезда Пензенской губернии в семье священника. В 1912 году окончил Пензенскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника. В 1930 году был арестован и приговорен к 8 годам ИТЛ. Наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Вернувшись из заключения, отец Василий в 1935 году поселился в Пензе. Был хорошо знаком с Пензенским епископом священномучеником Феодором (Смирновым) и городским духовенством. 18 октября 1936 года епископ Феодор, Василий Смирнов и другие священники были арестованы и заключены в городскую тюрьму. Отец Василий виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. 4 апреля 1937 года следствие было закончено. 10 апреля специальная коллегия Куйбышевского областного суда вынесла заключение о недостаточности собранных доказательств вины и необходимости вернуть дело для доследования. Президиум Куйбышевского суда постановил «дело принять к судебному рассмотрению, назначив его к слушанию в городе Куйбышеве в закрытом заседании, с участием сторон». Однако, после издания 30 июля 1937 года секретного приказа НКВД за № 00447 о массовых арестах и расстрелах, слушание в суде дела епископа Феодора и священников было отменено. Епископ Феодор, священник Василий Смирнов и другие священники были расстреляны 4 сентября по постановлению тройки УНКВД по Куйбышевской области от 7 августа 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Прославлены Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

Священномученик Гавриил Иванович Архангельский родился 25 марта 1890 года в селе Урлейка Петровского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Первоначальное образование получил в Петровском Духовном училище. В 1910 году определен исправляющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Гусёлка Камышинского уезда Саратовской губернии. В 1917 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Рукоположен во диакона и в 1918 году во священника, служил в храмах Пензенской епархии.

29 ноября 1929 года арестован в числе священнослужителей церкви Рождества Богородицы в селе Канаевка (ныне Городищенский район Пензенской области). 12 февраля 1930 года приговорен к 5 годам заключения в концлагере. Отбыв срок, с 1934 года продолжил служение в храмах Пензенской епархии. 10 января 1936 года Пензенский епископ Феодор (Смирнов), которого отец Гавриил знал по учебе в Духовной семинарии, направил его в Покровский храм села Покрово-Берёзовка (ныне Кондольский район Пензенской области). В безбожниками храме не осталось богослужебных сосудов. С благословения епископа священник Гавриил Архангельский закупил стеклянную посуду и стал служить литургии. По-видимому, вскоре храм был закрыт. 5 апреля 1936 года отец Гавриил уехал в Пензу и по благословению епископа Феодора служил псаломщиком в Митрофаниевской церкви, где находилась архиерейская кафедра. Совершал панихиды на Мироносицком кладбище и побуждал прихожан обновленческой Успенской церкви перейти под омофор законного архиерея, что власти расценили как антисоветскую агитацию.

18 октября 1936 года вместе с епископом Феодором и 4 священниками по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников заключен в Пензенскую тюрьму. На допросах отрицал предъявленные обвинения. 10 апреля 1937 года дело было отправлено в Специальную коллегию Куйбышевского областного суда. По требованию члена коллегии возвращено на доследование и вновь определено к слушанию на 31 июля. 7 августа Особая тройка УНКВД по Куйбышевской области приговорила епископа Феодора и арестованных вместе с ним священников к высшей мере наказания. Священномученик Гавриил был расстрелян 4 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле. В августе 2000 года канонизирован Архиерейским юбилейным Собором.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 г. в селе  Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 г. был рукоположен в сан священника.

После смерти жены о. Иоанн в 1922 г. был рукоположен обновленческими епископами во епископа. В ноябре 1924 г. он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 г. он принес покаяние и как ставленник епископов старого постановления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 9 марта 1932 г. еп. Иоанн был назначен на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трем годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 г. он был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью.

Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, – это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей.

23 июля 1937 г. еп. Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму. Во время допроса ему были заданы вопросы об его отношении к обновленческой церкви, о проведении религиозных обрядов на дому, о привлечении детей путем раздачи сладостей и пр. Вызывались свидетели – из тех, кто готов был лжесвидетельствовать против епископа. В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей города Торопца.

31 августа тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу. Епископ Иоанн (Троянский) был расстрелян 4 сентября 1937 года.

Сщмчч. Алексий (Орлов), архиеп. Омский (1937): Новомуч.

Сщмч. Александр (Ратьковский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился в 1870 г. в селе Опросьево Ново-Ржевского уезда Псковской губернии в семье диакона Матфея Ратьковского. В 1891 г. он окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан диакона, а в 1897 г. принял сан священника. В 1906 г. о. Александр был назначен в один из храмов города Торопца, где прослужил всю жизнь до своей мученической кончины.

19 марта 1931 г. о. Александр был арестован в числе других православных, среди которых были епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне, которых власти объединили в организацию, дав ей название «Усиление христианского движения» (см. выше).

2 апреля следователь допросил священника. На его вопросы о. Александр ответил: «Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня – восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севасьтяново Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай – в Кременчуге, но где работает, мне не известно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах».

Отец Александр был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, по окончании которой в 1934 г. вернулся в Торопец и стал служить в той же церкви. С его возвращением в храм церковная жизнь оживилась. Прихожане видели в вернувшемся к ним священнике исповедника святой православной веры. Отец Александр наладил в храме уставное богослужение, монахини пели на клиросе, одну из монахинь он назначил старостой.

НКВД арестовал о. Александра 23 июля 1937 г. и заключил в Торопецкую тюрьму; на следующий день следователь допросил его. Вопросы касались его взаимоотношений с епископом Иоанном (Троянским) и другими священниками. Отец Александр охарактеризовал их, как нормальные, и в действиях священников ничего предосудительного не замечал.

31 августа тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Ратьковский был расстрелян 4 сентября 1937 г.

Сщмч. Михаил (Люберцев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Михаил родился 21 октября 1883 г. в городе Осташкове в семье портного Сергея Люберцева. Окончил Духовное училище и с 1901 по 1907 год был учителем в 4-й приходской школе в родном городе. Решив избрать для себя новое, сугубо церковное поприще, он в 1907 г. поступил псаломщиком в Преображенскую церковь города Осташкова.

В 1912 г. Михаил Сергеевич был рукоположен в сан диакона к одному из храмов города Старицы и прослужил здесь до 1918 года, когда, вернувшись в Осташков, стал служить в Знаменском монастыре. Нападение большевиков на Нилову пустынь, изъятие церковных ценностей из храмов Осташкова – все эти события прошли перед глазами диакона Михаила.

В конце 20-х годов усилилось гонение на Православную Церковь. В 1931 г. ОГПУ арестовало епископа Великолукского Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего – 191 человек: 99 иноков и монахов, 25 – белых священников и диаконов и 67 мирян – из крестьян, офицеров царской армии и дворян. Диакона Михаила арестовали 19 марта 1931 г. Арестованных обвиняли в том, что они, вопреки распоряжению советских властей, закрывших все монастыри в области, организовали нелегальный монастырь. Он высоким идеалом христианского подвига стал привлекать многих мирян. Также и в том, что они организовали кружки для школьников для изучения Закона Божия, создали сестричества, которые действовали в Великих Луках, Торопце и Осташкове, причем среди членов сестричества широко распространялась богословская литература. Желая придать обвинениям политический характер, власти заявили, что их религиозная деятельность привела к развалу колхозов в этих районах.

Диакон Михаил был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Тюремное заключение и ссылка не сломили его дух, но, наоборот, укрепили в нем веру и упование на Бога. Несмотря на то, что у него был большая семья – три сына и две дочери (младшим детям было шесть и десять лет), он был полон решимости служить Богу и святой Православной Церкви до конца.

Из ссылки он вернулся в 1934 г. и был рукоположен в сан священника к Успенской церкви в селе Щучье Осташковского района, где прослужил до мученической кончины.

Власти пытались ограничить благодатное влияние Церкви только стенами храма, всячески препятствуя священнику ходить с молебнами по дальним деревням своего прихода, исповедовать и причащать тех, кто не мог дойти до храма. Однако всех таковых о. Михаил посещал, ходил по деревням с крестными ходами и служил молебны в домах и в полях. Для своих духовных детей, прихожан, он был подлинным пастырем и душепопечительным отцом. Но, не желая, чтобы его упрекали в том, что он действует, не попытавшись получить разрешение исполкома, он шел испрашивать его к властям, но почти всегда получал отказ.

22 июля о. Михаила вызвали в правление колхоза, где председатель сельсовета в присутствии колхозников стал предлагать священнику подписаться на заем. О. Михаил согласился, но выдвинул встречное условие – разрешить совершение богослужений по домам. Председатель сельсовета попросил по этому поводу подать заявление в сельсовет.

Заявление от имени верующих было написано, подписи собраны, и все документы поданы уже на следующий день, 23 июля, но сельсовет в просьбе отказал. На другой день сотрудник НКВД подал документы на арест священника. В них он писал: «Являясь контрреволюционно настроенным, Люберцев проводил контрреволюционную агитацию, направленную к срыву проводимых мероприятий в деревне…».

В тот же день о. Михаил был арестован и заключен в Осташковскую тюрьму. В качестве вещественных доказательств его преступлений из его дома были взяты книга сочинений святого праведного Иоанна Кронштадтского и двенадцать иллюстраций к Священной истории.

На следующий день следователь НКВД допросил священника. Отец Михаил держался в тюрьме и на допросах бесстрашно и свободно и на вопрос следователя, признает ли он себя виновным, ответил, что никоим образом не признает.

Вызванные свидетели приводили якобы слышанные от священника высказывания, которые можно было трактовать как антисоветские: призывы верующих к стоянию за веру и защите Церкви, к проведению молебнов с крестными ходами, чтобы испросить у Господа дождя во время засухи, о возможности скорой войны и др.

31 августа тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священ… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz