13/26 августа
Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918); сщмч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937); мч. Василия (1942).
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258).
Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстная» (1641).
Отдание праздника Преображения Господня.
Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Память его празднуется 21 января (см. о нем там же).
Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Память его празднуется 11 ноября (см. о нем там же). Святые мощи его были обретены нетленными в 1547 году, и он был причислен к лику святых. Во время пожара в 1737 году святые мощи частью пострадали, но были собраны и почивали в ковчеге в храме Максима Исповедника.
Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), родился в 1724 году в семье дьячка села Короцка, что около Валдая в Новгородском краю. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Но ее отговорил от этого старший сын Петр, занявший отцовское место причетника. Годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян. В 13 лет он отдан был в школу при архиерейском доме.
В Новгороде открылась семинария, в которую его приняли в число 200 кандидатов, из общего числа 1000. Тимофей учился хорошо, даже по ночам. Курс он окончил, будучи 30 лет, уже преподавателем. Теперь ему надлежало избрать свой жизненный путь. Его влекло монашество.
Тимофей постригся с наречением ему имени Тихон и вскоре, в сане архимандрита, был назначен ректором Тверской семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.
Затем его сделали архимандритом Желтикова Успенского, потом Отрочь Успенского монастырей. В 1761 году архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, а через два года назначен на Воронежскую кафедру.
Четыре с половиной года назидал святитель паству своей святой жизнью, живой проповедью, архипастырскими посланиями и душеполезными творениями. Все свое имущество он раздавал неимущим в тюрьмы и богадельни, а сам исполнял в монастырском саду самые простые работы. Много пришлось ему потрудиться, обновляя церкви, находившиеся в крайнем убожестве, наставляя и вразумляя пастырей, искореняя в народе суеверия и языческие обычаи, исправляя и благоустраивая иноческую жизнь. В 1767 году, вследствие болезни, он удалился на покой в Толшевский Спасо-Преображенский (основан в 1646 г.), а затем в Богородицкий монастырь г. Задонска, где мирно почил после 14 лет подвижнической жизни, будучи 59 лет от роду.
Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых.
Исцеления от его мощей были бесчисленны и продолжались до наших дней.
Свт. Тихон сделался великим учителем иночества. С глубокой практической мудростью он изложил идеал истинного монашества в своих творениях: «Правила монашеского жития», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и многих других, а своей жизнью показал возможность осуществления этого идеала.
Память его празднуется также в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.
Сщмчч. Иоанн (Шишев), Иоасаф (Панов) и Константин (Попов) пресвитеры (1918): Новомуч.
Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1937): Новомуч. Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 г. в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского. Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иван Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.
В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника во Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, о. Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.
В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга о. Иоанна, и трехлетний Николай остался без матери.
Отец приучал сына любить церковную службу, храм, пение и чтение. На клиросе Николай читал охотно и четко. Взирая на отца, совершавшего литургию, он с трепетом внимал его пламенной молитве.
Учиться Николая отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 г., – в Заиконоспасское Духовное училище. С 1899 г. Николай Звездинский – учащийся Московской Духовной семинарии. В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца и иподиакона.
В 1902 г., на втором курсе семинарии, когда Николаю было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. Через год после этого Коля стал свидетелем и участником торжеств прославления прп. Серафима Саровского (память его 2 янв.).
Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил в 1905 г. одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. За годы учебы в академии он утвердился в выборе монашеского пути. У раки прп. Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).
В канун Крещения 1907 г. скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудового монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. О. Арсений любил скромного, духовно настроенного студента.
Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего старца – отца Алексия и у архимандрита Арсения. 26 сентября 1908 г. совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского.
В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 г., в академическом Покровском храме ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля 1909 г., совершилось его посвящение в иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидат-магистрант богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии.
Жил он строго, много молился и постился.
21 сентября 1912 г. о. Серафима перевели в Московскую Духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.
8 июня 1914 г. архимандрит Арсений (Жадановский) был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с оставлением в должности наместника кафедрального Чудова монастыря, а 10 июня иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской Духовной семинарии.
С августа 1914 по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ. В 1914 г. он был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря. Исполняя обязанности настоятеля монастыря, архимандрит Серафим был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеского жития. В Чудовом монастыре пережил о. Серафим обстрел Кремля в 1917 г.
Мощи святителя Алексия, главную Чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября / 9 ноября 1917 г. перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где 300 лет назад томился в заключении священномученик Патриарх Ермоген.
Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 г. начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 г. еп. Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь.
Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 г. в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме навсегда сроднило их.
В конце лета 1919 г. архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву. Патриарх объявил, что имеет в нем нужду и желает видеть в епископском сане. Старец Алексий благословил о. Серафима на архиерейское служение.
3 января 1920 г., в день свт. Петра, митр. Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. 25 января 1920 г., в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Прибыв в Дмитров, он, прежде всего, совершил благодарственный молебен.
Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение.
В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа – служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему».
Архипастырское служение еп. Серафима было утверждением и претворением в жизнь горячей любви ко Христу, христовой любви к ближнему и верности Православной Церкви. Паству свою воспитывал он в духе благоговейного отношения ко всем церковным уставам, а от священнослужителей требовал их неопустительного соблюдения. Объезжая приходы, вверенные его управлению, он непременно навещал монастыри.
На Пасху 1922 г. еп. Серафима вызвали в Дмитровский исполком. Собрался народ, требовал его возвращения: «Отдайте нам нашего владыку!» Тогда владыку отпустили. В конце года пришла повестка – епископа вызывали в Москву. В день Знамения Пресвятой Богородицы, 10 декабря 1922 г., владыка Серафим в последний раз служил в Дмитрове.
12 декабря, прибыв в Москву, он направился на Лубянку, где был арестован. После окончания допросов его перевели в Бутырскую тюрьму. Обильным потоком потекли передачи. Владыка Серафим делился всем, что получал. Утешал соузников словами сострадания, молитвой, любовью. Совершал здесь Божественную литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял, утешал отчаявшихся.
Тело владыки, изъеденное вшами, покрылось струпьями. Начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», где был полубольничный режим, больше воздуха, прогулки и – духовенство храма Христа Спасителя, но приехавший прокурор, заметив у кровати еп. Серафима образы Скоропослушницы, прп. Серафима и других святых, приказал перевести владыку в общую камеру.
В Бутырках сложил еп. Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю.
30 марта 1923 г., в день Алексия, человека Божия, еп. Серафиму вынесли приговор: «Два года ссылки в Зырянском крае». В полночь под праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», 14 мая 1923 г., поезд увез владыку в ссылку этапом в Усть-Сысольск (с 1930 г. – Сыктывкар). Епископ Арсений и схиигумения Знаменского скита матушка Фамарь благословили послушницу Анну Патрикеевну следовать за ссыльным епископом и быть во всем ему помощницей. Послушницу Клавдию Ляшкевич настоятельница Дмитровского Борисоглебского монастыря игумения Сергия благословила быть второй помощницей Преосвященного Серафима. На третий день прибыли ссыльные к берегам Усть-Сысольска.
Первую литургию в ссылке владыка служил 2 июня, но уже 7 июня еп. Серафима, Чудовского игумена Филарета (Волчана) и Дмитровского благочинного отца Иоанна Муравьева срочно отправили пароходом в Визингу, куда прибыли утром на третий день. Долго искали пристанища, так как принять в свой дом никто не хотел. Поселились в селе Средний Кольель.
На первый месяц денег и продуктов хватило, дальше пришлось менять, что было. Но к этому времени дмитровцы узнали адрес владыки, и в июне посланница Таня привезла подарки и письма.
Отбывая ссылку в Зырянском крае, владыка Серафим не оставлял своего архипастырского попечения о дмитровцах в меру тех полномочий, которые в то время предоставлялись Московскому викарию. Сообщение осуществлялось через письма.
В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Келия владыки стала церковью во имя иконы «Скоропослушница»; у него был антиминс и образочек на бумаге.
Весной 1925 г. окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в то же утро пришла телеграмма о кончине Патриарха Тихона.
Весенняя распутица задержала отъезд до 9 мая, когда, наконец, тронулись в путь из ссылки. К вечеру неожиданно нагнала тройка лошадей с сотрудниками НКВД, которые, остановив возчиков, долго убеждали их бросить епископа с послушницами в лесу, достали бурак с водкой и стали их угощать. Но те не согласились на это. В Усть-Сысольске пересели на пароход. В Москве поселились в Даниловском монастыре. У владыки начались приступы каменной болезни печени. Несмотря на боли, необходимо было срочно явиться в Дмитровское НКВД. Утренним поездом прибыли в Дмитров, но начальство объявило: «Ошибка! Немедленно на Лубянку! Срочно уезжайте в Москву!»
На Лубянке: «придите завтра», «послезавтра», «через пять дней» – в течение двух месяцев! «Значит, можно не ходить», – решил владыка.
Аносинская игумения Алипия предложила пожить в их обители, вечером 8 июля 1925 г., прибыли в Борисоглебскую Аносину пустынь. В пустыни владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме великомученицы Анастасии. Вскоре у него возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. Иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов. Утром 25 февраля, в день свт. Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает. Долго был без памяти, затем стало легче. Вдруг владыка объявил, что его только что посетил святитель Христов Алексий. Затем он встал, оделся и пошел за перегородку в домашнюю церковь. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла.
13 июня 1926 г. владыку вызвали на Лубянку. Там от него потребовали выехать из Москвы. Предложили Новгород, владыка попросился в Дивеев или Саров. Разрешили.
Приехали в Дивеево в канун дня прп. Сергия, 17 июля 1926 г. В течение долгого времени Дивеевская игумения Александра не разрешала ссыльному владыке служить в храме. После его упорных просьб, наконец, согласилась.
1 августа 1926 г., в день прославления прп. Серафима, еп. Серафим вместе с еп. Зиновием ездил на праздник в Саров. Народу было множество. Когда он вернулся в Дивеево, приехал представитель нижегородского НКВД и объявил: в Дивееве служение разрешается, в Саров въезд запрещен.
Эту зиму еп. Серафим жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в корпусе за «канавкой». 14 февраля 1927 г., после всенощной под Сретение, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пречистая Дева Богородица идет по канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»
В Дивееве стал владыка свидетелем того, как из Сарова 30 марта 1927 г. увезли мощи прп. Серафима. Осенью 1927 г. приехали представители власти и объявили о закрытии Дивеевской обители.
22 сентября были арестованы епископы Серафим и Зиновий, игумения Александра, старшие сестры и духовенство. Всех заключили в Арзамасскую тюрьму.
26 сентября, вечером под Воздвижение, заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из Нижегородской тюрьмы пришли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. 8 октября 1927 г. епископов Серафима и Зиновия, игумению Александру освободили, но 17 октября 1927 г. епископов вызвали в Москву в главное управление ОГПУ, где им было предложено руководить епархиями при подчинении обновленцам. Оба отказались. Тогда от них потребовали в 24 часа покинуть Москву. Епископы подали митрополиту Сергию прошения об увольнении за штат. К концу октября владыка Серафим перебрался в город Меленки Владимирской губернии. Дмитровцы, узнав новое местопребывание епископа, навестили его. Приезжало духовенство и миряне.
Размеренно текла жизнь в Меленках около пяти лет. Все эти годы владыка за ворота не выходил. В декабре 1931 г. нагрянули с обыском сотрудники ОГПУ. 11 апреля 1932 г. во время придирчивого обыска арестовали послушниц, а еп. Серафима оставили под домашним арестом. В тюрьму его взяли 23 апреля во время приступа желчной болезни. 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку и поместили во внутреннем изоляторе. В июне с Лубянки перевели его в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 г. был вынесен приговор – три года ссылки в Казахстан.
В Алма-Ату владыка с послушницами прибыли 1 августа и поселились на терраске в чуланчике. Разреженность воздуха действовала на сердце, вызывая тяжелые приступы. Чуть ли не каждые два дня бегали за врачом: казалось, владыка умирает. 10 ноября 1932 г. владыку вызвали в ОГПУ и приказали отправиться в город Гурьев.
Зима в Гурьеве прошла в скудости и нищете. Анна рисовала и вышивала, кормились, продавая ее изделия, но на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» вдруг посетила ссыльных милость Божия – телега посылок с крупой и сухарями.
17 июля 1933 г., во время совершения литургии, явился представитель ОГПУ – владыку перевели в Уральск. 1 августа началась в Уральске новая жизнь в маленькой хатке. Здесь устроили келию-церковь, снова стали постоянно служить, но вскоре владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Исцеление пришло неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского. С 23 июня, после двух месяцев болезни, приступы прекратились.
Наступила холодная и голодная зима. В Крещенский сочельник, когда еп. Серафим готовился к водосвятию, пришел представитель ОГПУ и объявил, что ссыльного переводят на жительство в Омск.
23 января 1935 г., при 35 градусах мороза, выехали из Уральска, но, к счастью, через Москву. После 3-летнего отсутствия в Москве на Павелецком вокзале встретили духовные чада. Утром владыка причастил пришедших, и после молитвы все собрались вокруг владыки, а он поучал с теплой, отеческой любовью свою московскую паству в последний раз. 28-го вечером провожали в Омск с Ярославского вокзала.
30 января прибыли в Омск. После пяти дней пребывание в Омске ОГПУ приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 г. ночью. До апреля, когда оканчивался срок ссылки, оставалось три месяца. Здесь нашелся старичок Александр Павлович, который пригласил владыку на жительство в дом с палисадником и квартирой на втором этаже. Прежде всего устроили домашнюю церковь, и жизнь пошла обычным порядком: молитва утром, Божественная литургия, чай, отдых, чтение Священного Писания, чай, вечерняя служба, небольшой ужин, вечерние молитвы – и затворялся владыка, соединяя с отдыхом молитву и чтение даже и ночью. Бумаги на освобождение от ссылки пришли только осенью 1935 г. На предложение выбрать место жительства, владыка ответил, что желает остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.
Добираться из Москвы до Ишима можно было без пересадок. Духовные чада приезжали каждый месяц. Во время частых болезней и сердечных приступов владыка готовился к смерти. В конце 1936 г. еп. Серафим хотел принять великую схиму, но постриг устроить не удалось.
С Рождества 1937 г. в Москве начались массовые аресты духовенства. Еще осенью хозяина вызывали в НКВД и обязали немедленно сообщить, если он заметит у владыки какие-либо приготовления к отъезду. Последнее время какие-то лица следили за каждым шагом ссыльных.
23 июня, в день памяти свт. Иоанна Тобольского, покровителя Сибири, в дом к владыке вошли работники НКВД, произвели обыск и в 5 часов утра 24 июня 1937 г. владыку увезли. С Ишимской тюрьмы начался последний этап его земной жизни.
В ночь с 23 на 24 июня 1937 г. в Ишиме арестовали 75 священнослужителей. Владыка был еле жив, вновь начались сердечные приступы, добавилось кишечное заболевание, температура 40º.
28 июля Анна и Клавдия, принесшие передачу, увидели, что во дворе тюрьмы идет перекличка, и заключенные стоят рядами. Когда пересчитали всех, владыку с вещами посадили на повозку. «Прощайте, мои дорогие, больше не увидимся», – успел сказать он. Когда поезд уходил из Ишима, владыка трижды перекрестился и осенил обеими руками по-архиерейски остающихся. На следующий день Анна и Клавдия встретили поезд на железной дороге близ Омского вокзала. «Вот началась моя схима», – успел сказать им владыка.
23 августа 1937 г. тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 г. приговор был приведен в исполнение.
Сщмчч. Николай (Орлов), Иаков (Архипов) пресвитеры и Алексий (Введенский) диакон (1937): Новомуч.
Мч. Василий (Александрин) (1942): Новомуч. Василий Афанасьевич Александрин родился в 1872 году в селе Вертелим Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Старошайговский район Мордовии). Из зажиточной крестьянской семьи. В 1918 году приходским собранием был избран псаломщиком в храм родного села, 14 августа утвержден в должности Пензенским епархиальным управлением. В августе 1929 года священник храма, в котором служил Василий Александрин, по требованию местных властей составил его характеристику, в которой указывалось, что Василий Александрин «поведения отлично-хорошего, обязанности псаломщика знает, читает, поет превосходно, заведует хором, к службам церковным является аккуратно и своевременно, в небогослужебное время проводит жизнь подобающе православному христианину».
В 1929 году семья Василия Александрина была раскулачена, и он покинул село; вернувшись в 1932 году, снова стал служить псаломщиком. В 1934 году власти решили забрать здание храма под кузницу, но благодаря усилиям Василия Афанасьевича церковь оставили верующим, сам же он за неподчинение решениям сельсовета был подвергнут кратковременному аресту. 17 октября 1937 года Василий Александрин вновь был арестован, заключен в тюрьму в Саранске, обвинен в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации, направленной против политики партии и советского правительства». Василий Александрин виновным себя не признал. Постановлением тройки УНКВД Мордовской АССР был приговорен к 10 годам исправительных работ, срок отбывал в Унженском лагере (ст. Сухобезводное Горьковской ж. д.), где скончался 26 августа 1942 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Мчч. Ипполит, Ириней, Авундий и мц. Конкордия, в Риме (258). После мученической кончины святого архидиакона Лаврентия (память его 10 августа), блаженный Ипполит, военачальник и блюститель тюремный, с честью предал погребению многострадальные останки мученика, который был для него сначала узником, а потом стал учителем. Все домашние его числом 19 человек были христиане. Они были наставлены в истинах христианской веры и затем крещены святым Лаврентием. Когда блаженный Ипполит со всеми домочадцами после молитвы и приобщения Святых Христовых Тайн готовился к трапезе, пришли воины, взяли его и повели к царю Декию (249-251). Царь приказал бить его по устам камнями, а затем – снять с него одежду, составляющую обычное одеяние христиан, и, растянув на земле, бить без жалости палками. При этом от него требовали принести жертву языческим богам, чтобы избежать мучений и казни. Но воин Христов отвергал эти предложения.
Наконец Декий приказал епарху Валериану взять всё имение Ипполита, а его самого замучить до смерти. Посланные для этого воины нашли в имении Ипполита верующих во Христа домочадцев и привели их к Валериану. Среди приведенных была и кормилица Ипполита Конкордия. Взглянув на них, Валериан сказал: «Пожалейте свою жизнь, чтобы не погибнуть вместе со своим господином Ипполитом». Но они ответили, что предпочитают с честью умереть за веру Христову вместе со своим господином. Валериан приказал бить Конкордию оловянными прутьями, отчего святая мученица предала дух свой Господу. Затем Валериан приказал всех остальных вместе с св. Ипполитом вывести за город и там предать смерти.
Всего были усечены мечом 18 человек. Самого же св. Ипполита привязали к диким коням и влачили по каменистым местам до тех пор, пока он не отошел ко Господу.
При наступлении ночи к месту казни пришел с верующими святой Иустин пресвитер и, собрав тела святых мучеников, предал их там же погребению.
Честное же тело св. Конкордии было, по приказанию мучителя, брошено в нечистое место. Один христианин, по имени Ириней, узнав об этом, спустя три недели после кончины св. Ипполита, вместе с другим христианином, Авундием, извлек тело святой мученицы и принес его к пресвитеру Иустину. Тот похоронил честные останки рядом с телом св. Ипполита и прочими мучениками. На утро это стало известно Валериану. Он приказал схватить Иринея и Авундина и, бросив туда, откуда они извлекли тело св. Конкордии, потопили их живыми в нечистотах.
Тела их ночью были также извлечены и преданы погребению при мощах святого Лаврентия.
Блгв. царица Евдокия Константинопольская, супруга блгв. царя Феодосия Младшего (460). Скончалась в Палестине в 460 году.
Прп. Серид, игумен Газский (VI).
Прп. царица Ксения Константинопольская, в миру Ирина (1124). Создала монастырь в Царьграде. Скончалась в 1124 г.
Прп. Парамон.
Чудотворные иконы Божией Матери:
Минская (1500). В 988 г. Минская икона Божией Матери (которую, по преданию, написал ап. Лука) была перенесена великим князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви, где и находилась более 500 лет. Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, после снятия с нее дорогих украшений, брошена была одним татарином в Днепр. Спустя время, она явилась в Пинске на реке Свислочи, где жители Минска нашли ее, увидав необычное сияние от нее. Тогда 13 августа икона была поставлена в церкви замка и находилась там 116 лет. В 1505 г. хан Махмет-Гирей сжег Минск, но замок с чудотворной иконой уцелел. С тех пор икона глубоко почитается минчанами и считается покровительницей Минска. В 1616 году икону перенесли в Минскую церковь Святого Духа, где она находилась вплоть до 1920-х годов. Советские власти сорвали с чудотворной иконы оклад, а в 1936 г. кафедральный Свято-Павловский собор, в котором находилась икона, был взорван. Но и тогда икона уцелела и была передана в краеведческий музей. Перед началом войны святыня оказалась на деревянном складе, но снова была спасена одной благочестивой женщиной, которая выпросила ее у немцев. В 1941 г. икону перенесли в Минский Свято-Петро-Павловский собор на Немиге. После его закрытия в 1945 г. икону обрел храм Святого Духа (теперешний кафедральный собор), где минская святыня находится и поныне.
«Семистрельная» (1830). До 1917 г. так именуемый образ находился в Тошенской Иоанно-Богословской Семистрельной церкви, на погосте, расположенном недалеко от г. Вологды, на берегу реки Тошни. Божия Матерь на этой иконе изображена без Предвечного Младенца, пронзенная семью стрелами: четыре с правой стороны и три с левой. О первом прославлении иконы сохранилось следующее