Краткие жития святых, православные праздники и события

19 августа / 1 сентября

 

Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284-305). Св. Николая исп., пресвитера (1933).

Свт. Питирима, еп. Великопермского (1455). Мч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304).

Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).

 

Мученик Андрей Стратилат Таврийский Мч. Андрей Стратилат Таврийский и с ним 2593 мученика (284-305). Титул «стратилат» означает военачальник. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы Римской империи, это звание было дано св. Андрею одновременно с приказом разбить неприятеля. Св. Андрей, как и его воины, был язычником, не принявшим крещения, хотя тайно и веровал в Иисуса Христа. Перед решающим сражением он выступил перед воинами с речью-проповедью о всемогуществе истинного и всесильного Бога, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в бой, призывая на помощь Спасителя, и обратили в бегство превосходящие силы противника. Завистники донесли сирийскому правителю Антиоху, что победа была одержана именем Христовым. Вызванные на суд воины подтвердили это, за что были подвергнуты пыткам: св. Андрея жгли на раскаленном медном ложе, его воинов распинали на деревьях… Но ни один из них не отрекся от Христа и по милости Божией все остались живы. Не решаясь собственноручно предать смерти прославленного победителя, Антиох уведомил обо все имп. Максимиана. Тот, опасаясь возмущения в войске, которое любило св. Андрея за храбрость, непобедимость и справедливость, послал приказ освободить мучеников, но позднее, тайно, под каким-либо предлогом казнить каждого порознь. После освобождения мч. Андрей и его 2593 воина приняли крещение, а затем решили удалиться в пределы Армении. Тогда Антиох обвинил их в предательстве и просил правителя Киликийской области настичь и умертвить мучеников, что тот и поспешил исполнить. Св. воины не стали оказывать сопротивления убийцам и кровью своею исповедовали веру в Иисуса Христа. На месте их убиения истек целебный источник.

 

 Св. Николай (Лебедев) исп., пресвитер (1933): Новомуч. Священноисповедник Николай родился в 1869 г. в селе Бережан Белецкого уезда Тверской губернии в семье пономаря Василия Лебедева. Семья была из бедных, и весь курс Тверской Духовной семинарии Николай обучался за казенный счет. В 1893 г. он с отличием окончил семинарию и поступил псаломщиком в храм в селе, где он родился и где служил когда-то его отец. Здесь он пробыл полгода и в 1894 г. был рукоположен в сан священника к храму Казанской Божией Матери в селе Власьево, расположенном в нескольких верстах от Твери.

Сразу же после начала служения в Казанском храме отец Николай стал принимать деятельные меры по воспитанию прихожан в духе православной нравственности и по искоренению пороков. 22 октября 1897 г. им было открыто Общество трезвости во имя Казанской иконы Божией Матери, которое было утверждено, как официально действующее, министром внутренних дел 28 января 1899 г.

Позднее в своих объяснениях следователю в 1929 г. отец Николай писал, что вся его жизнь в деревне была посвящена осуществлению мечты – служению простому народу. Он добился закрытия кабаков и освобождения бедняков от кабалы кулака Баскакова, который обирал и спаивал народ. С громадными усилиями о. Николая удалось построить в селе Власьево земскую школу. В 1904 г. построили вторую земскую школу. В 1901 г. был построен приют для алкоголиков с мастерскими: столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной и сельским хозяйством для тех, кто не владел каким-либо ремеслом. Приют просуществовал пять лет.

В своей деятельности в деревне отец Николай старался поднять ее экономическое положение и всячески способствовать улучшению сельского хозяйства в крестьянстве. Для более успешного достижения этой цели по его инициативе было открыто Власьевское Кредитное товарищество, которое потом охватило 33 селения с количеством 800 с лишком членов. Товарищество работало 11 лет, снабжая бедняков деньгами, приобретая для крестьян лучшие семена, сельскохозяйственные орудия и пр.

Для епархиального начальства церковная деятельность, которую вел священник, виделась настолько значительной, что отчет о ней включался в отчет о епархиальной деятельности перед Святейшим Синодом.

В 1906 г. священник Николай Лебедев был награжден камилавкой.

Во время революционных беспорядков 1905 г. отец Николай не оставил свою паству на расхищение злым волкам – социалистам и революционерам.

В начале XX века быстрыми темпами стало развиваться обнищание русской деревни. В результате этого многие крестьяне направляли своих малолетних детей в Санкт-Петербург, где они попадали в руки мастеров, которые вместе с обучением ремеслам обучали их порокам. Пьянство и пороки стали приобретать среди народа все больший масштаб; появлялось все больше детей, лишенных родителей или чьи родители безнадежно погрязли в пороках. Столкнувшись с этой проблемой, христианский пастырь отец Николай не мог быть безучастным. В 1907 г. был открыт приют для беспризорных детей. Но, просуществовав 4-5 лет, он был закрыт из-за пожара.

15 декабря 1913 г., в значительной степени усилиями отца Николая, в Тверской епархии состоялось открытие Епархиального Общества борьбы с народным пьянством. В 1914 г. для Товарищества был выстроен отдельный каменный дом.

Когда начались гонения от безбожной власти на Русскую Православную Церковь, отец Николай ни в чем не изменил своим принципам, не изменил и своей ревности о спасении душ вверенных ему Богом православных. В своих объяснительных записках во время ареста и допросов в 1929 г. он писал, что после революции «приветствовал те благие мероприятия пролетарского правительства, которое оно предпринимало и проводило в деле социалистического переустройства страны, и никогда контрреволюционных выступлений не делал. Я продолжал работать главным образом в области кооперации… По моей инициативе был образован из местной молодежи культурно-просветительный кружок…».

В 1918 и 1921 г. отец Николай арестовывался губернской ЧК по надуманным доносам недоброжелателей, но по, ходатайствам прихожан и населения 33-х деревень и за отсутствием достаточных для арестов оснований, освобождался и по суду был оправдан.

19 августа 1929 г. власти арестовали отца Николая по обвинению в том, что он, используя свое положение священника, с церковного амвона будто бы вел агитацию, направленную во вред советской власти. Например, в 1928 г. во время престольных праздников говорил в проповеди крестьянам, что большевики разорили страну, притесняют крестьян и всеми средствами отвращают от религии.

Следователи не вняли объяснениям священника и продолжали возводить на него все новые и новые обвинения.

Во время нахождения отца Николая в тюрьме прихожане селений Пасынково, Никифоровской, Перемерок, Иенева, Кольцова выступили в защиту своего пастыря и ходатайствовали перед ОГПУ о его освобождении.

Власти не вняли прошению народа, и 3 ноября 1929 г. священник был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь, где он пробыл до 9 августа 1931 г., а затем был выслан в город Мезень Архангельской области. В июле 1932 г. отца Николая перевели в Архангельск, а затем выслали в Усть-Куломский район в село Керчёмья Коми области. 19 августа 1932 г. окончился срок ссылки священника. Для выезда с места ссылки требовалось согласие местного ОКПУ, но оно не было дано, и священник еще на год остался в Керчёмье. Дочь отца Николая добилась встречи с членом Верховного суда РСФСР Аароном Сольцем и изложила ему, кто был ее отец и суть своей просьбы. На заявлении, поданном дочерью, он наложил резолюцию об освобождении священника.

Летом 1933 г. положение священника сильно ухудшилось. Здоровье отца Николая в это время сильно пошатнулось, и он стал быстро слабеть. Несмотря на обещания властей, он не вернулся домой. Священник Николай Лебедев умер в ссылке в селе Керчёмья Усь-Куломского района Коми области 1 сентября 1933 г. и был погребен на деревенском кладбище в безвестной ныне могиле.

 

Мчч. Тимофей, Агапий и Фекла Мч. Тимофей, Агапий и Фекла (ок. 304). Славный мученик Тимофей был родом из палестинского города Газы. Так как он вызывал удивление своей жизнью и даром слова, то и поставлен был учителем Христовой веры. Он схвачен был в Газе и, представ перед правителем города Урбаном, на допросе объявил себя христианином, причем проповедовал о любви Христовой к людям и о Его пришествии на землю и воплощении. За это святого Тимофея подвергли разнообразным мучениям, но он оставался непреклонным в вере. Брошенный после этого в огонь, он скончался. В то же самое время в том же городе святые Агапий и Фекла были подвергнуты жестоким мучениям, и, так как и после этого еще держались веры во Христа, то были брошены на растерзание зверям, от чего и скончались, восприняв небесные венцы.

Свтт. Герасим, Питирим и Иона Великопермские (Герасим, Питирим и Иона).

Свт. Питирим, еп. Великопермский (1455). Сведения о нем приведены 29 января в день памяти совместно со свтт. Герасимом и Ионой Пермскими.

Прп. Феофан Новый, Афонский (XV). Он в ранней юности ушел на Святую Гору, где в монастыре Дохиар принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом этой обители. Спасая из плена своего племянника, которого турки насильно увезли в Константинополь и там обратили в мусульманство, святой Феофан укрыл юношу в своей обители и благословил принять иноческий постриг. Братия, опасаясь мести от турок, возроптала на игумена. Не желая быть причиной раздоров и смущения, Феофан вместе с племянником ушел не только из Дохиарской обители, но и со Святой Горы. Сродники удалились в Веррию, где в скиту Иоанна Предтечи собрали монашескую общину со строгим общежительным уставом. Когда обитель окрепла, преподобный оставил в ней племянника, а сам ушел на новое место, в Наусу, где воздвиг храм во имя Святых Архангелов и основал монастырь. До конца своих дней прп. Феофан не оставлял своим окормлением иноков обеих обителей, которые считали его общим отцом. Предузнав по откровению свою кончину и дав последние напутствия братии, святой скончался в глубокой старости в Веррийской обители. Еще при жизни Господь прославил смиренного угодника. Во время плавания из Константинополя на Афон на корабле кончились запасы пресной воды, и по молитвам Феофана соленая вода обратилась в сладкую. Когда путники уже подплывали к Афону, разразилась страшная буря. После молитвы преподобного наступила невозмутимая тишина.

Св. Каллистрат.

 

Донская икона Божией Матери Донская икона Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.). Эта Чудотворная икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком, находилась в стане русских воинов во время исторического сражения на поле Куликовом 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Богородицы. Сам прп. Сергий (память его 25 сент.), благословивший на битву святого благоверного князя Димитрия Донского и пославший с ним на поле брани двух иноков – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), – не переставал молиться о победе своих соотечественников. Предстательством Царицы Небесной и мужеством русских воинов враги были обращены в бегство. Возвращавшемуся с победой великому князю донские казаки преподнесли этот чудотворный образ, взятый из Благовещенской церкви городка Сиротина. Великий князь перенес этот образ в Москву. Икона помещалась сначала в Успенском, а потом в Благовещенском соборе Московского Кремля. В память о победе на берегах Дона икона получила наименование «Донская».

В 1591 г. многочисленное войско крымских татар вторглось на Русь и приблизилось к Москве. Для ограждения от врагов вокруг столицы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. В день битвы святой образ находился среди воинских рядов; заступничество Пресвятой Богородицы обратило татар в бегство. В память об этом событии там, где святыня стояла среди воинов, в 1592 г. был основан Донской монастырь.

Ныне Донская икона Божией Матери находится в Государственной Третьяковской галерее. Стены музея икона покидает только раз в год – накануне установленного в ее честь праздника ее перевозят в Донской монастырь, где она доступна для поклонения верующих. Всю ночь у иконы служат молебны, а в день празднования совершается крестный ход.

Чтимые списки с подлинника есть в храме Ризоположения в Москве и в Малом соборе Донского монастыря (эта икона чудесно уцелела в огне во время страшного пожара 18 ноября 1991 г.). К православным вернулся и другой известный список Донской Богоматери, исполненный в 1920-х годах новомучеником Владимиром Комаровским; этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

По установившейся традиции в малом соборе Донского монастыря в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси совершает чин варения святого мира.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz