Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 августа

 

Мчч. Флора и Лавра (II). Сщмч. Григория пресвитера и мчч. Евгения и Михаила (1937).

Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (IX). Прп. Иоанна Рыльского (946).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

 

Святые мученики Флор и Лавр Мчч. Флор и Лавр Иллирийские (II). Святые мученики были родными братьями и тайно исповедали христианскую веру. По ремеслу они были камнетесами и проживали в Иллирии. Правитель Иллирии послал братьев на работу при строительстве языческого храма. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелился. При виде такого чуда отец юноши тоже уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, принимавших в ней участие, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Много лет спустя были обретены их святые и целебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.

 

Сщмч. Григорий (Бронников) пресвитер, мчч.

 Евгений (Дмитрев) и Михаил (Ерегодский) (1937): Новомуч.

 

Мчч. Ерм, Серапион и Полиен Римские (II). На этих святых мучеников язычники сделали донос, что они почитают Христа, а от идолов отвращаются и презирают их. Из-за этого они были схвачены и, представ перед римским епархом, дерзновенно исповедали веру во Христа. За это их сначала заключили в смрадную темницу, а потом вывели из нее, но они не пожелали принести жертву идолам. Поэтому их стали влачить по тесным и непроходимым местам, и они, ударяясь о камни, предали Богу честные души свои, восприняв вечное блаженство там, где находится жилище всех радующихся.

Сщмч. Емилиан епископ и с ним Иларион, Дионисий и Ермипп Требийские (ок. 300). Святой Емилиан родился в азиатской области Армении. Родители его – христиане – были люди знатные и богатые. Они отдали его для книжного обучения одному добродетельному мужу, некоему иноку Илариону. Основательно научившись разумению книг и придя в совершенный возраст, Емилиан проводил целомудренную, богоугодную и благочестивую жизнь, с усердием предаваясь посту, молитве и чтению книг. Когда до Армении дошел слух, что нечестивые римские императоры Диоклетиан и Максимиан воздвигли в Европе жестокое гонение на христиан, то Емилиан воспламенился святой ревностью о правой вере. Горя любовью ко Христу до готовности принять смерть за Него,  он вознамерился идти в те страны, чтобы там проповедовать язычникам имя Христово и отдать за Господа своего жизнь свою. У Емилиана было два брата Дионисий и Ермипп. Он и им внушил те же намерения. И вот братья после кончины своих родителей оставили дом, родину, наследство и все блага мира сего и отправились из Азии в Европу. Они взяли с собой и своего учителя Илариона, и пришли в Италию в город Сполитон (ныне Сполето). В этом городе среди язычников они нашли много христиан, проводивших чистую и праведную жизнь, и стали у них проживать. Блаженный Емилиан был для всех примером святости, ибо и днем и ночью он упражнялся в молитве и проповедовании слова Божия.

По прошествии некоторого времени в соседнем городе Требии (ныне не существует) скончался епископ. Тогда христиане этого города, жившие среди язычников, избрали Емилиана епископом. Для посвящения они отправили его в Рим к святейшему папе Маркеллину. Приняв от папы архиерейское посвящение, св. Емилиан вместе с учителем и братьями своими переселился из Сполитона в Требию, кафедральный город своей епархии. Он правил епархией доблестно, наставляя стадо Христово и делом, и словом, причем чудесно исцеляя болезни и врачуя благодатью Христовой тела и души человеческие. Он и многих неверных обратил к христианской вере.

Правитель жестокого характера Максимиан, прослышав о христианском епископе Емилиане, что он многих обращает от служения идолам ко Христу и упраздняет языческие храмы, поспешно прибыл в Требию, приказал схватить святителя Емилиана и привести к себе на суд.

Когда святой епископ отказался выполнить его требование поклониться языческим богам, правитель пришел в ярость и велел без пощады бить его, а потом после избиения стал на словах издеваться над ним. Он поносил Христа Бога и говорил, что христианский Бог не имеет никакой силы, а те боги, которых он чтит, всемогущи. Тогда святитель Емилиан предложил ему испытать, чья сила больше, путем исцеления человека расслабленного или одержимого какой-либо иною болезнью через молитву к богам его жрецов или молитвой свт. Емилиана к христианскому Богу.

Вскоре принесен был один человек расслабленный с давнего времени. На это зрелище собралось очень много народа. И вот по повелению правителя жрецы стали молиться богам своим, чтобы они исцелили больного. Очень долго они молились, но не имели успеха. Наконец Максимиан велел жрецам прекратить молиться и предложил свт. Емилиану помолиться своему Богу.

Тогда епископ, преклонив колена, подняв руки и возведя глаза свои к небу, стал молиться словами псалма (Пс. CI, 2,3). Затем святитель подошел к расслабленному и, взяв его за руку, сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и будь здоров».

Расслабленный тотчас встал, здоровый во всем теле, и на глазах у всех стал ходить, радуясь и прославляя Бога. Это чудо привело в изумление всех, наблюдавших его, и многие уверовали во Христа. Сам Максимиан начал было в душе склоняться к вере, но нечестивые жрецы стали убеждать его, что чудо это совершено не силою Божию, а волшебным искусством Емилиана. Они говорили: «Предай смерти этого человека, чтобы не погибло совсем почитание богов». Правитель вновь начал принуждать святителя принести жертву богам, но тот ответил, что он раб Христа и готов умереть за Него.

Тогда Максимиан приказал раздеть святого, повесить его на месте пыток и опалять тело его зажженными свечами. Безропотно перенося эту пытку, святой молился Богу. И вот явился ему Христос и сказал: «Не страшись, Емилиан, Я Сам – с тобою!»

И в ту же минуту свечи погасли, и руки палачей скорчились. Видя это, правитель велел снять мученика с места пыток и спросил его, каким искусством ты это делаешь? Мученик ответил, что силою Божию.

Тогда Максимиан приказал расплавить котел олова и бросить в него мученика. Но Христос опять явился Своему рабу и, взяв его за руку, вместе с ним вошел в котел, и огонь немедленно же погас, котел распался, и олово вылилось, а святой остался невредим. Это чудо привело в изумление правителя и всех, бывших при нем, однако они не признали в нем силы Божией.

После этого Максимиан дал повеление привязать к шее святого мученика большой камень и бросить его в протекавшую близ города реку, но и здесь явился святому Емилиану Христос и, как некогда апостола Петра, взял его за руку и из водной глубины вывел на берег.

Максимиан приказал тогда бросить Емилиана на съедение зверям, но и звери не причинили святителю Божию никакого вреда.

В этот день уверовало во Христа тысяча человек. В страшном гневе на народ Максимиан выслал на него вооруженных воинов и приказал им убивать тех, кто прославляет Христа. Таким образом, было убито тысяча человек, уверовавших.

Святого Емилиана правитель приказал заключить опять в темницу. В это время он приказал соорудить особое колесо для пытки и приделал к нему множество острых железных зубьев. Но, когда святого мученика привязали к колесу и покатили с горы, Господь отвязал и снял его с колеса, которое, покатившись далее, убило много язычников. После этого святой мученик был посажен снова в темницу. В это время были найдены и приведены к правителю оба брата свт. Емилиана Дионисий и Ермипп и учитель Иларион. Их тоже посадили в темницу к святому Емилиану. Вскоре после этого Дионисий и Ермипп со старцем Иларионом были приведены на суд к правителю. Но когда тот, принуждая их поклониться идолам, стал угрожать им мучениями, то, по воле Божией, произошло землетрясение, идолы попадали и разбились в прах. Поэтому святые, по повелению правителя, были жестоко избиты и, наконец, обезглавлены.

На следующий день правитель приговорил и святого Емилиана к усечению мечом. После этого святого мученика вывели за город в сопровождении большой толпы народа. Когда палач ударил по его шее мечом, то тот согнулся как воск, не причинив ему никакого вреда. Но святой мученик хотел скорее отрешиться от тела и жить с Христом, поэтому он помолился Ему, чтобы Он дал ему умереть от меча. И вот пришел другой палач и отсек ему честную главу.

Прп. Варнава и племянник его Софроний (412).

Прп. Христофор (ок. 668).

Свтт. Иоанн (674) и

 Георгий (683), патриархи Константинопольские. Оба они патриаршествовали при Константине Погонате (668-685).

Прп. Макарий, игумен Пеликитский (IX). О нем см. 1 апреля.

Преподобный Иоанн Рыльский Прп. Иоанн Рыльский (946). Преподобный Иоанн – великий подвижник Болгарской Православной Церкви – родился в 876 г. Рано оставшись сиротой, он впоследствии принял иноческий постриг и 12 лет подвизался в пещере на высокой горе, питаясь лишь дикими растениями. Затем святой перешел в Рыльскую пустынь и поселился там, в дупле дерева.

 К стяжавшему благодатные дары Божии прп. Иоанну стали приводить для исцеления больных и одержимых; поэтому он, спасаясь от людской славы, ушел на недоступную скалу и 7 лет провел там под открытым небом.

Позднее святой принял под своё духовное окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в его прежней пещере. Мудро управляя своими учениками, преподобный представился ко Господу в 946 г. на семидесятом году жизни.

Память его празднуется также 19 октября.

Прп. Лука Болгарский (X). Вероятно, это племянник прп. Иоанна Рыльского, который пришел к нему в пещеру, чтобы разделить со святым дядей подвижническую жизнь. Недолго, однако, им пришлось жить вместе. Родные прп. Иоанна нашли подвижников и силой забрали домой Луку. По дороге Лука умер от укуса змеи.

4 прпп. отца пустынника.

Мц. Иулиания.

Мч. Лев.

300 мчч. в огне.

Св. Иулитта.

 

Икона Божией Матери  Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (Пантанасса).  Древний (XVII в.) первообраз иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» в настоящее время находится в соборе Ватопедской обители на Афоне. Она имеет особое свойство и Божье дарование исцелять раковую болезнь после молитвы (Акафиста), которую поют Богородице Пантанассе. Икона издавна чтится на Святой горе и за ее пределами. Чудотворная сила образа была явлена и в недавнее время. Согласно рассказам старцев обители, первым показателем того, что икона имеет особое дарование, стало следующее событие. Однажды молодой человек вошел в собор и направился  поклониться иконе Божией Матери. Вдруг лик Богородицы блеснул, и какая-то невидимая сила бросила юношу на землю. Когда же он пришел в себя, то со слезами на глазах исповедался отцам в раскаянии, что жил далеко от Бога и занимался магией. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым христианином.

Само имя иконы – Все-госпожа, Все-повелительница – говорит об особой всеобъемлющей силе образа. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар – а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по христианскому миру подобно раковой опухоли, – Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества – рака.

В 1993 г. икону Божией Матери «Пантанасса» впервые привезли в Грецию, и выяснилось, что после молитв у этого образа излечилось множество раковых больных. Слава о дотоле малоизвестной ватопедской иконе сразу распространилась по всей Греции, и вскоре об этом узнали в России. В 1995 г. по просьбе Общины милосердия святого праведного Иоанна Кронштадского при московском детском онкологическом центре сделан первый список иконы «Всецарица» для России.

Эта икона была поставлена в окоцентре, где перед ней служились молебны для больных детей и их родителей. Многие здесь впервые узнали, что такое скорое услышание молитвы и небесная помощь Целительницы. Впоследствии икону заменили списком, а сам образ пребывал в нескольких московских церквях. Во время нахождения его в храме царевича Димитрия было замечено исходящее от него благоухание.

В 1997 г. икона передана в храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря в Красном Селе. Здесь образ прославился новыми многочисленными исцелениями от онкологических заболеваний. Замечены были и случаи помощи наркоманам и в сохранении брака и семейного благополучия. Священником красносельского храма был написан акафист образу Пантанассы. Копии иконы появились во многих церквях по всей стране и за границей.

В церкви Всех Святых каждый воскресный вечер совершается акафист образу Пантанассы, освящается и раздается верующим масло. В будни икона находится в нижнем храме Казанской Божией Матери и в течение дня доступна для прибегающих к ее заступлению. Венчик на главе Богородицы украшен драгоценными камнями, принесенными Всецарице в благодарность за Ее чудесную помощь, весь образ увешан приношениями почитателей иконы. В 2006 г. эти золотые кольца, цепочки, браслеты переплавили и из них изготовили драгоценную ризу для чудотворной иконы.

Второй список иконы «Всецарица» появился в России в 1997 г. Он был привезен настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом и стал святыней Новоспасского монастыря (сейчас чтится как чудотворный). В июле 2002 г. архим. Ефрем привез в Россию еще два списка чудотворной иконы – один для Псково-Печерского монастыря, а другой – для Валаамского.

Благодатный список иконы «Всецарица» чтится в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре в Крыму. Две чудотворные иконы Божией Матери «Всецарица» пребывают в Екатеринбургской епархии. Вторая – Новоуральская (Тарасковская).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено общецерковное празднование иконы Божьей Матери «Всецарица» в четвертый день после праздника Успения Пресвятой Богородицы.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz