17/30 августа
Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880). Сщмч. Алексия пресвитера (1918); сщмч. Димитрия пресвитера (1937).
Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).
Свенской иконы Божией Матери (1288).
Мч. Мирон Кизический пресвитер (250). Святой Мирон был пресвитером в Ахаи (древнегреческая область) в царствование нечестивого царя Декия (249-251). Игемоном той страны был Антипатр. Св. Мирон происходил из знатного и богатого рода. Он был весьма кроток нравом, в своем сердце всегда питал теплую любовь к Богу и людям, проводил жизнь богоугодную.
Однажды, в день праздника Рождества Христова, игемон Антипатр вошел в христианский храм, чтобы взять христиан, собравшихся на молитву, и предать их мучениям. Увидев это, святой Мирон, преисполнившись ревности, обличил и укорил его. За это он был взят и предан жестоким мучениям: его повесили на дереве и строгали железным гребнем, опаляли огнем. Наконец, его бросили в сильно разожженную печь, но в это время из печи изошел огонь и попалил сто пятьдесят нечестивых слуг игемона, стоявших вблизи. Святой же остался жив, по благодати Христовой, не потерпев никакого вреда. Стоя посреди печи, он благословлял Бога, окруженный святыми ангелами, которые охлаждали печь.
Когда печь угасла, и святой вышел из нее невредимым, игемон начал принуждать его поклониться идолам. Но святой не исполнил этого нечестивого приказания. Тогда игемон повелел снять с него кожу и резать ее на ремни, от плеч до ног. Святой мученик взял с себя один ремень и бросил его в лицо игемону. Его снова начали строгать по обнаженному телу железными ногтями и затем отдали на съедение зверям. Но он не потерпел от них никакого вреда.
Игемон, пристыженный мучеником, исполнился гнева и бешенства и собственными руками умертвил себя. Святой же мученик был отведен в город Кизик и здесь скончался от усечения головы, предав душу свою в руки Божии.
Прп. Пимен Угрешский (1880). Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 г. в городе Вологде. Родители его были люди благочестивые и происходили из торгового сословия. Отец его был церковным старостой, и Петр, когда только мог, непременно бывал в церкви. Лет в десять-одиннадцать он принялся за чтение Библии. Достигнув 17-летнего возраста, Петр достал себе книгу «Алфавит духовный» и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отречься от мира.
В июне 1832 г. Петр поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. Юный послушник находился на послушании в келарной, помощником келаря.
В 1833 г. послушник Петр перешел в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где стал келейником иеромонаха Илария. В 1834 г. иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. Отбывая на свое новое место служения, он взял с собой послушника Петра.
Недели через две по приезде он подал прошение о своем принятии в братство монастыря. Первые пять лет своего пребывания в Угреше Петр прожил в отгороженном угле с окном в передней настоятельской кельи.
В 1938 г. игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества. В 1839 г. монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона, а в 1840 г. – в иеромонаха. В 1844 г. иеромонах Пимен был утвержден в должности казначея монастыря.
Угреша была в то время обителью, бедной средствами, убогая зданиями, скудная братией, известная не благочестием иноков, а их распущенностью, даже при строго подвижнической жизни игумена Илария она не могла никого прельстить своим настоятельством. Но, благодаря неусыпным трудам, добросовестной нестяжательности и неутомимому усердию отца Пимена, она впоследствии поднялась на такую высоту, что после Троицкой Лавры и некоторых других первостепенных монастырей Московской епархии стала во главе прочих как по внешности своей, так и по численности братии.
В 1853 г. стараниями отца Пимена и при поддержке митрополита Московского Филарета (память его 19 нояб.) Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный. Иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители ввиду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой. В 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей. В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии.
Отец Пимен для себя был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив, но постоянно помышлял о том и прилагал все свое старание, чтобы увеличить и упрочить вещественное благосостояние Угреши. Он всегда носил в кармане множество серебряных монет, и когда при встрече с ним просил у него прохожий, нищий, погорелый, рабочий или странник, он не отказывал никогда.
Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению и, глубоко проникнутый духом монашества, строго придерживался устава церковного. Он был глубоко и искренне благочестив, не суемудрствуя и не сомневаясь в учениях Святой Церкви или святых отцов.
В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Все общежительные монастыри Московской епархии под наблюдением и руководством отца Пимена пришли в более стройный вид.
Во всю жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое монашеское звание и с этой точки зрения смотрел на каждый свой шаг, на все свои действия, прежде всего, задаваясь вопросом: «Прилично ли сие для монаха или предосудительно?» Он свято хранил иноческие обеты нравственной чистоты и целомудрия, нестяжательности и послушания, любил монашество, глубоко был проникнут его духом и, сам, желая быть истинным монахом, старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и в прочих, подчиненных его ведению как благочинному.
Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 г.
Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины и возобновилось с открытием обители в 1990 г.
В 2000 г. решением Синоидальной комиссии по канонизации архимандрит Пимен (Мясников) был причислен к лику святых.
Сщмч. Алексий (Великосельский) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Димитрий (Остроумов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 5 февраля 1869 г. в селе Кузьминка Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Остроумова. В 1899 г. Дмитрий Иванович окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Московскую Преображенскую 2-х классную церковноприходскую школу. В 1906 г. он был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Минеево Дмитровского уезда Московской губернии. В 1909 г. отец Димитрий был назначен настоятелем Благовещенской церкви в селе Федосьино Московского уезда, в которой прослужил до своего ареста в 1937 г. За долгое и беспорочное служение о. Димитрий был возведен в сан протоиерея.
Отец Димитрий был известен среди своей паствы как ревностный и благочестивый священник. Его супруга Олимпиада Васильевна во всем помогала мужу, и, поскольку хорошо разбиралась в лечении травами, то крестьяне со всей округи приходили к ней при разных недомоганиях и болезнях. Впоследствии о. Димитрия обвинили в том, что это он занимался лечением, хотя в данном случае он только помогал супруге.
В первый раз о. Димитрий был арестован ЧК в 1919 г. по обвинению в дезертирстве, в том, что он не явился отбывать трудовую повинность. Но вскоре священника отпустили, так как он имел освобождение от трудовой повинности в связи с болезнью. В 1930 г. о. Димитрия арестовали по обвинению в хранении валюты и оружия. Но ОГПУ не смогло доказать ложного обвинения, и священник был освобожден. В том же году его приговорили к заключению за невыполнение твердого задания, но поскольку это задание было выполнено, хотя и не срок, приговор был отменен. В 1932 г. о. Димитрия привлекли к ответственности, обвинив в антисоветской агитации, но, продержав полтора месяца в заключении, отпустили.
В 1936 г. начальник Кунцевского районного отделения НКВД Кузнецов начал собирать через осведомителей сведения о священнике из селе Федосьино. 1 января 1936 г. секретный осведомитель по кличке Печник сообщил, что «поп Остроумов, чтобы избежать налогов, перевел свое хозяйство на дочь». 22 июля осведомитель по кличке Заказной сообщал, что некий кулак, лишенец, ходил к попу Остроумову советоваться, как ему быть с налогами, поп ему дал совет: «Никаких налогов советской власти не плати и в колхоз не ходи». На основании этого сообщения начальник районного отделения НКВД распорядился «взять попа в проработку». 29 мая 1937 г. секретный осведомитель по кличке Май сообщил, что «к Федосьинскому попу Дмитрию Ивановичу Остроумову часто приезжает его старая знакомая Мария Кирхгов, она преподавательница иностранных языков в кремлевской школе ВЦИКа… У меня просто напала такая мысль, что это знакомство связано со шпионством». Осведомитель по кличке Бинокль сообщил, что 5 января 1936 г. священник Остроумов в беседе с некими людьми «по вопросу убийства товарища Кирова» говорил, что «по Писанию, даже разрешается соврать или убить, если это делается с пользой для человечества». Осведомитель по кличке Зоркий 3 июля 1937 г. сообщил: «В личности попа Остроумова чувствуется антисоветское настроение… человек не пролетарский и не колхозно-настроенный». Сотрудник НКВД переделал эту фразу в «контрреволюционно настроенный».
В редакцию газеты был направлен даже коллективный донос, в котором указывалось на уклонение «федосьинского попа» от налогов, имеющего «большие барыши от выпечки просфор», и на занятия лечением «подпольного характера».
В ночь на 8 августа 1937 г. о. Димитрий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы. От него требовали признания вины в указанных осведомителями действиях, но он вины своей в этом не признал.
В качестве свидетеля был вызван председатель колхоза в Федосьине. Он показал, что летом 1936 г. священник Остроумов «организовал нелегальное хождение по домам с молебнами… Летом 1937 г. священник Остроумов сагитировал в Ильин день не производить никаких работ в колхозе».
Были вызваны в районное отделение НКВД еще несколько свидетелей. Следователь спрашивал их, что-то при этом записывал в протокол, а затем, не читая, показывал, где надо расписаться, и люди, почти не думая, подписывались под лжесвидетельствами.
Оформив показания лжесвидетелей, 25 августа следователь снова вызвал на допрос отца Димитрия и обвинил его в контрреволюционной деятельности. Священник этого обвинения в свой адрес не признал.
28 августа тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. Протоиерей Димитрий Остроумов был расстрелян 30 августа 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мчч. Фирс, Левкий, Коронат и дружина их Кесарийские (249-251). Эти святые мученики пострадали за Христа при императоре Декии (249-251) в Кесарии Вифинской.
Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом.
Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался.
Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечен мечом.
Вместе с ними после жестоких истязаний приняли мученическую кончину Коронат (по мнению некоторых одно лицо с Корнутом – о нем сказано 12 сентября), Аскалон и Леонид – знатные христиане, и др.
Память их празднуется также 14 декабря.
Мч. Патрокл Трикассинский (270-275). В царствование Аврелиана (270-275) на христиан было поднято жестокое гонение в Галлии, а также и в других местностях. В это время в городе Трикассине проживал честный муж, по имени Патрокл. Обитал он на окраине города в доставшемся ему после смерти родителей доме. Он был богат и имел много имущества. Этот муж служил Богу днем и ночью. Будучи хорошо обучен наукам, он с усердием читал Священное Писание. Пищу принимал он только один раз в день. Богатства свои он раздавал нуждающимся, вдовам и сиротам, особенно христианам. Милосердие его было столь велико, что нищие принимали его за раздатчика сокровищ небесных. Этот святой муж получил от Господа власть повелевать бесами, ему дарована была также благодать исцеления. В это время нечестивый царь Аврелиан, жестокий гонитель христиан, прибыл из города Синонийска в город Трикассин. Услышав о святом Патрокле, приказал взять его и привести к себе.
Царь потребовал от него поклониться языческим богам, но св. Патрокл отверг это предложение. Тогда царь, преисполнившись гнева, приказал возложить на ноги мученика железные оковы, также связать сзади его руки железными веригами и бросить в темницу.
Спустя три дня царь воссел на публичном судилище своем и приказал вывести мученика из темницы и представить ему на суд. Он опять стал требовать от узника принесения жертвы языческим богам, но также безрезультатно, ибо узник твердо и без страха исповедовал перед ним свою веру в Господа Иисуса Христа, при этом обличая нечестивого царя. Разгневанный царь приказал казнить его усечением мечом среди болот, чтобы тело его не было похоронено, а досталось бы на съедение гадам, птицам и зверям.
Когда воины привели его к реке на болотистое место св. Патрокл сотворил молитву, прося Бога избавить его от кончины среди болота. И тотчас помрачились глаза воинов, и они не видели святого мученика, а он, войдя в реку, пошел по воде, как по суше, на другой берег. Там он взошел на гору.
Воины же не могли его найти и не решались вернуться назад к царю. Но в это время одна женщина сказала им, что только что видела на горе по ту сторону реки молящегося христианина. Тогда воины переплыли реку, и нашли его на указанном месте. После чего святой мученик был усечен мечом.
Это видели двое нищих, которым св. Патрокл давал ранее милостыню. Они рассказали о том пресвитеру Евсевию, а тот похоронил честное тело мученика по-христиански.
Мчч. Павел, сестра его Иулиания и прочие (ок. 273). Память их празднуется также 4 марта (см. о них там же).
Мчч. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (ок. 303). Эти святые мученики, будучи людьми знатными, обходили Никомидию и, посещая народные зрелища, учили собиравшийся народ, убеждая его оставить служение идолам и обратиться к вере во Христа. Однажды начальник города увидел, что место зрелищ пусто, почти без зрителей и, узнав причину, повелел немедленно привести святых к себе. Когда они предстали перед начальником города, то объявили ему, что держатся веры во Христа и учили ей других. Тогда их привели на место зрелищ и отдали на растерзание зверям, но звери не причинили им никакого вреда. После этого они были подвергнуты многим разнообразным мучениям и, наконец, брошены в огонь.
Прп. Алипий, иконописец Печерский (ок. 1114). Через 10 лет после создания Великой лаврской церкви, при игумене прп. Никоне (память его 23 марта), прпп. Антоний и Феодосий явились наяву в Константинополе греческим иконописцам, назвали себя, дали им золота и повелели идти в Киев для росписи Великой лаврской церкви. Это было благодатное явление, иконописцы не поняли, но повиновались и отплыли в Киев. Увидев издали Великую церковь, они испугались ее величины и хотели вернуться. Но лодка их пошла против течения к Киеву, и усилия их были тщетны. Ночью увидели они эту церковь и в ней икону Божией Матери, Которая сказала им: «Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Если вы ослушаетесь и поплывете вниз, Я возьму вас и поставлю у церкви Моей, – и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там, в монастыре окончите жизнь вашу, и Я дам вам милость в будущей жизни, по молитвам строителей Антония и Феодосия!» Когда иконописцы убедились в тщете своих усилий плыть вниз, они покорились воле Божией и оказались у самых стен монастыря. А когда они узнали там, что явившиеся им Антоний и Феодосий скончались за 10 лет до того, они пришли в благоговейный ужас и по окончании своей работы остались, по слову Божией Матери, в монастыре иноками и скончались там в мире.
Прп. Алипий был в детстве отдан родителями обучаться иконописи у этих мастеров. Он был свидетелем происходивших там чудес. Так, при нем самонаписалась икона Пресвятой Богородицы, и он увидел, как голубь вышел из пречистых Ее уст и вошел в уста Богомладенца. Изучив иконопись, Алипий постригся и ревностно стал подвизаться, посвящая ночи молитве, а дни любимому своему рукоделию. Он украшал святыми иконами родную свою обитель и бедные церкви. Иногда же горожане заказывали ему иконы и платили за труд. Тогда часть денег он отдавал в обитель, часть бедным и на оставшиеся у него деньги покупал краски. За свою высокую духовную жизнь он был возведен в сан иерея.
Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай (см. об иконе Божией Матери Владимирской-Ростовской, 15 авг.): один мирянин заказал 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили.
Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как, и кем, была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» – и с этими словами тихо предал дух свой Богу.
Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Алипием была написана и чудотворная икона Божией Матери Свенская (см. о ней сведения под 3 мая).
Прп. Левкий Волоколамский (XV). Прп. Левкий был учеником прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая) и спостником прп. Иосифа Волоцкого (память его 9 сент.).
В XV веке прп. Левкий в Волоколамском уезде Московской губернии на реке Рузе, в 32-х км от города Волоколамска, основал Успенскую пустынь и прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Он скончался в глубокой старости, по преданию 17 июля.
В 1764 г. Успенский Левкиев монастырь был упразднен.
Святые мощи преподобного Левкия почивают под спудом в бывшей монастырской каменной церкви, а ныне приходской.
Местная память ему творится 14 декабря и 17 августа, в день св. мч. Левкия.
27 января 2001 г. прп. Левкий Волоколамский был причислен к Собору Московских святых.
Прп. Филипп Сухонский (1662). Прп. Филипп подвизался отшельником на Янковской горе, на левом берегу реки Сухоны, в 2 вестах от города Великий Устюг. На месте его подвигов, еще при жизни святого, его почитатели основали Знаменскую обитель.
Он не отказывал никому в наставлениях, но скончался простым иноком, не приняв в смирении священнического сана.
Свенская (Печерская) икона Божией Матери (1288). Чудотворная Свенская икона Пресвятой Богородицы написана прп. Алипием Печерским (см. о нем выше), одним из первых и лучших русских иконописцев, который с юности подвизался в Киево-Печерском монастыре. За свою праведную жизнь он еще при жизни удостоен был от Господа дара чудотворений. В 1288 г. черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесных исцелениях от чудотворного образа Печерской Богоматери письма прп. Алипия, он послал в Печерский монастырь милостыню и прошение отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником на лодке по реке Десне. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на реке Свене. Встав по утру, они пошли помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли ее в лодке, а обрели на горе напротив реки Свены стоящей на дубе между ветвями. Об этом чуде от иконы, от которого она стала называться Свенской, известили князя Романа. Он со священным собором отправился пеший туда, где стоял образ. При подходе к тому месту князь из глубины сердца со слезами стал молиться ко Пресвятой Богородице, обещая при этом воздвигнуть здесь обитель, и в ту же минуту он увидел перед собою небольшую тропинку и велел поставить здесь крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь громко воззвал: «Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Услыши глас молитвы моей, и дай прозрение очам моим!» В ту же минуту князь прозрел и просил епископа снять с дерева чудотворную икону Богоматери. С благоговением все прикладывались к ней и отслужили молебен. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Князь устроил здесь монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром и в память явления ее на реке Свене установил праздник 3 мая.
В обители икона прославилась чудотворениями. По прошествии довольно долгого времени от основания монастыря оклад ее попортился, и игумен Свенского монастыря просил у царя Иоанна Васильевича позволения его переделать. Царь повелел принести икону к себе в Москву и сделать новый оклад, для которого он от себя добавил золота, серебра и драгоценных камней. Оклад сделали за три года и с молебствием отпустили икону в Свенский монастырь.
Богоматерь изображена на иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукою благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны прп. Феодосий Печерский, а с левой – прп. Антоний. В руках того и другого – длинные свитки с письменами. Размеры иконы 15,5×9,5 вершков.
В 1812 г. заступничеством Пресвятой Богородицы монастырь и город были избавлены от войск Наполеона. Когда полчища французов устремилось к Брянску, жители города и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворной Свенской иконой, слезно умоляя Владычицу о заступничестве. В 1815 г. было установлено в память об этом избавлении празднование иконе 17 (30) августа.
Икона вывезена была из Свенского монастыря в Центральные государственные реставрационные мастерские в 1925 г. Н.Н. Померанцевым.
Сейчас чудотворная икона Свенская хранится в Государственной Третьяковской галерее. Празднование иконе установлено также 3 мая в память явления ее на реке Свене.