8/21 августа
Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815-820). Прмч. Иосифа (1918); сщмч. Николая пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромской (1938).
Прп. Григория, иконописца Печерский, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критский (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (1310).
Толгской иконы Божией Матери (1314).
Свт. Емилиан исп., еп. Кизический (815-820). Память его празднуется также 8 января (см. о нем там же).
Прмч. Иосиф (Баранов) иеромонах (1918): Новомуч.
Сщмч. Николай (Шумков) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (1938): Новомуч. Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский родился в 1868 году. С 1911 по 1917 годы управлял Чигиринской епархией, затем Петровской епархией, и далее вплоть до 1921 года снова Чигиринской епархией.
С 1921 по 1924 годы занимал Симферопольскую кафедру. С 1924 по 1932 годы пребывал в заточении в лагере на Соловках. С 10 июня 1932 года по 20 декабря 1936 года управлял Костромской епархией. В 1936 году Владыка снова был арестован и сослан в Кандалакшу. Там он не вынес тяжёлых условий проживания в юрте и скончался 8 (21 н. ст.) августа 1938 года.
Канонизован в Костромской епархии в 1995 году как местночтимый святой. Также память священномученика празднуется в Соборе Костромских святых 23 января.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Свт. Мирон чудотворец, еп. Критский (ок. 350). Святой Мирон родился и вырос на острове Крит. В молодости он был семейным человеком и занимался земледелием. Он славился добротой, помогал всем, обращавшимся к нему за помощью и скромную свою житейскую деятельность прославил такой высокой святостью, что еще при жизни удостоен был от Бога дара чудотворений.
Однажды, застав на гумне своем воров, святой сам помог им поднять мешки с зерном на плечи. Своим великодушием он так устыдил воров, что они раскаялись и в последующем стали вести честную жизнь.
Местные жители, глубоко уважавшие святого, упросили его стать пресвитером в родном городе, а затем избрали епископом Крита. Мудро управляя своей паствой, ведя скромную жизнь, святитель Мирон прославился такой высокой святостью, что еще при жизни удостоен был от Бога дара чудотворений. Однажды во время наводнения реки святитель остановил ее течение и перешел по ней, как по суше, а затем послал к реке человека со своим жезлом с повелением воде возобновить течение.
Он усердно поучал благочестию паству свою, укреплял исповедников веры Христовой на подвиг страдальческий и чествовал память мучеников, пострадавших во время гонения ан христиан, при императоре Деки (†254).
Святитель Мирон преставился ко Господу в столетнем возрасте.
Прп. Григорий, иконописец Печерский (XII). Прп. Григорий был сопостник прп. Алипия (память его 17 авг.). В 9-й песне канона службы Собору Киево-Печерских преподобных св. Григорий называется византийским иконописцем, – возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя украшать Великую церковь монастыря. Сведения о нем есть в «Сказании о святых иконописцах».
Память ему празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Григорий Синаит (1310). Он был одним из основоположников исихазма, оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси, духовный писатель. Родился прп. Григорий приблизительно в 1268 г. в приморском селении Клазомены, близ города Смирна (Малая Азия). В молодости, около 1290, его взяли в плен агаряне (турки). Будучи выкуплен, он добрался до острова Кипр, где стал иноком. После недолго пребывания на Кипре Григорий отправился на Синайскую гору. Там в монастыре Св. Екатерины он принял великую схиму. Отсюда его наименование Синаит. В монастыре прп. Григорий исполнял послушание повара, пекаря, писца. К себе преподобный был очень строг, его посты, бдения, молитвы приводили многих в изумление. Возвращаясь с паломничества в Иерусалим, преподобный задержался на острове Крит, где встретил отшельника старца Арсения, научившего его умной молитве. После этого св. Григорий поселился на Св. Горе, где и закончил свой жизненный путь. На Афоне он проводил время в высоких духовных подвигах. Вокруг него собрались ученики, один замечательнее другого. Он их обучил умному деланию. Но кроме учеников Григорий наставлял всех, приходивших к нему и потому он пользовался не только известностью, но и большим влиянием и уважением среди афонской братии вообще. Так что «почти всякий считал великим несчастьем не быть у св. Григория и не сподобиться слушать его учения», – говорит его агиограф, Патриарх Каллист, прибавив, что ему сказывали испытавшие силу учения Григория, что беседы его производили на них сильное обаяние. «Когда св. Григорий рассуждал о чистоте души, в душах наших пробуждалось некое божественное, неудержимое стремление к добродетели и неизъяснимая любовь к Богу». Прп. Григорий представлял собою сильную натуру, одаренную в высшей степени всеми свойствами души, чтобы быть проповедником и распространителем своей идеи и внушить собеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецело был проникнут ею. Этот высокий аскет «побуждал упражняться в умной молитве и хранении ума, как пустынников, так и киновиатов, – решительно всех». Затем от тревог времени удалился он в пустыню Парорию во Фракии, граничившей с Болгарией, куда к нему стекалось множество болгарских иноков. Так, в приписке к рукописному кодексу его сочинений сказано: «был первый учитель болгарам и сербам умного делания по преданию и художеству древних отцов». Учение прп. Григория о начале строгой аскетической жизни было распространено не только между греками, болгарами и сербами, но и дальше, если и не им самим непосредственно, то, по крайней мере, через своих многочисленных и нередко замечательных по своей выдающейся роли в церковной истории Юго-Восточной Европы XIV века учеников.
Прп. Григорий составил общее учение об исихазме. Главный труд его – это 150 глав, составляющих трактат об умной молитве.
Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Мощи прп. Савватия (память его 27 сент.) были перенесены в Соловецкий монастырь при игумене прп. Зосиме (память его 17 апр.) и положены в землю за алтарем Успенского собора, где и почивали до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами прп. Зосимы, перенесены в придел, устроенный во имя этих чудотворцев.
Мч. Триандафил Константинопольский (1680). За неприятие ислама усечен был турками.
Мч. Анастасий Болгарин, в Солуни пострадавший (1794).
Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
Прп. Феодор, игумен Оровский.
Прп. Кассиан.
10 подвижников Египетских.
Прп. Моисей и иные прпп. отцы, с ним подвизавшиеся.
Мчч. Елевферий и Леонид. Были в младенческом возрасте брошены в огонь в одно из гонений на христиан.
2 мчч. Тирских.
Мч. Стиракий.
Толгская икона Божией Матери (1314). Явление иконы последовало в 1314 г., во время управления Российской Церковью св. митр. Петром. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь св. Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водою вниз по Шексне на Волгу к Ярославлю. За семь верст от города он остановился на правом населенном берегу Волги и, взойдя на гору, велел раскинуть тут на берегу палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой ее стороне река Толга, и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведенный от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошел на мост, но то была сгущенная сверхъестественной силой вода, по которой он шел, как по дереву. Перейдя на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он коленопреклоненно перед образом. Потом возвратился назад тем же путем, но забыл около того места свой жезл. На следующий день, хватившись забытого жезла, епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, и, рассказав обо всем, произошедшем ночью, послал своих слуг за жезлом. Они нашли икону Пресвятой Богородицы, но уже не в воздухе, а на земле между деревьями, а рядом с нею жезл. Благоговейно помолившись перед святою иконой, они вернулись с жезлом назад. Тогда епископ и все бывшие с ним люди переправились через Волгу и, найдя икону, долго молились перед нею. Затем епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для постройки церкви. Его спутники разделили труды святителя, и тут же немедленно была заложена церковь. Жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она была закончена к полудню. Епископ освятил церковь вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления Ее иконы 8 августа. Он при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена. Так основалась сначала малая, а со временем великая обитель, существовавшая доныне под именем Толгской, от речки Толги.
Толгская икона прославилась впоследствии великими чудотворениями. 16 сентября 1393 г. началось истечение мира от образа Богоматери, от помазания которым исцелялись больные. Через некоторое время произошло еще одно чудо – в монастырь привезли хоронить четырехлетнего сына плывшего по Волге боярина Никиты, и во время отпевания ребенок ожил. Чудотворная икона осталась невредимой в пожаре, уничтожившем обитель, и иноки обрели ее на дереве в дубраве. В 1553 г. Иоанн Грозный, желая исцелиться от болезни ног, посетил Толгский монастырь. После слезной молитвы перед образом Богоматери царь восстал и укрепился ногами. Составитель акафиста Толгской иконе в 1879 г. исцелился от тяжкой болезни по молитвам перед присланным списком с образа.
Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 г. Вскоре после закрытия в ее стены вселилась колония для малолетних преступников, просуществовавшая здесь до 1987 г. Чудотворная икона была отдана в музей. Лишь в августе 2003 г. одна из самых древних святынь Ярославской земли – «Богоматерь Толгская» – была возвращена из Ярославского художественного музея в Толгский монастырь.