3/16 августа
Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста Далматских (IV-V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Сщмч. Вячеслава диакона (1918); сщмч. Николая пресвитера (1938).
Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI).
Прпп. Исаакий, Далмат и Фавст Далматские (IV-V).
Память прп. Исаакия празднуется 22 марта (см. о нем там же).
(Прпп. Фавст и Далмат).
Прп. Далмат жил в царствование Феодосия Великого (379-395) и пользовался уважением царя. Затем, презрев для Бога все мирское, он оставил жену и детей (дочерей), взяв с собою одного только сына Фавста, пошел к прп. Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя. Здесь они были пострижены прп. Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда прп. Исаакий (†383), уже достигнув глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию. Преподав им последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя прп. Далмата, от имени которого и сама обитель получила название Далматской. Патриархом цареградским Нектарием прп. Далмат был рукоположен во священника. Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пиши. Постом и молитвой прп. Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию. Прп. Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего Вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе, этим прп. Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, прп. Далмат отошел в глубокой старости в вечность.
Прп. Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост (о жизни его не сохранилось подробностей). Окончив здешнюю земную жизнь, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов.
Прп. Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (1147). Прп. Антоний родился в Риме (1067) от православных родителей. Девятнадцати лет он осиротел, раздал свое имение бедным и принял постриг. Он поселился на скалистом берегу, вдававшемся в море. Однажды небольшая часть этой скалы, на которой молился преподобный, оторвалась и, стоя на ней преподобный переплыл море до Русских пределов, через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 г. Великого Новгорода – в епископство святителя Никиты (память его 31 янв.), причем ему показалось, что плавание его продолжалось всего три дня. Святитель принял с любовью монаха, не понимавшего ни одного слова по-русски. Преподобный поведал ему о своем чудесном плавании, причем умолил сохранить все это в тайне. С благословения святителя он основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и дал ему общежительный устав.
Собор, воздвигнутый им, существовал до наших дней, так же как и келья прп. Антония Римлянина, камень, на котором он совершил свое чудесное плавание, тростник, который он держал во время его в руке, его ризы и шесть икон его времени. Скончался он 3 августа 1147 г. и перед кончиной своей открыл свою тайну иноку Андрею. Прославлению честных мощей его в 1597 г. содействовал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл, получивший от них исцеление. Почивали они нетленно в соборе, в открытой раке. Прп. Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Напротив его обители, где подвизался, по всей вероятности, перед отшельничеством своим прп. Варлаам Хутынский, расположен Хутынский монастырь.
Сщмч. Вячеслав (Луканин) диакон (1918): Новомуч.
Сщмч. Николай (Померанцев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 11 ноября 1881 г. в селе Спасское на Сетуни Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Семеновича Померанцева. В 1897 г. Николай окончил Заиконоспасское Духовное училище, в 1904-м – Московскую Духовную семинарию. До 1917 г. Николай Петрович служил псаломщиком в одном из московских храмов, а в этом году был рукоположен во священника к Владимирской церкви в селе Осташево Бронницкого уезда, где он прослужил до 1929 г. В 1929 г. о. Николай был переведен в Троицкую церковь в село Новлянское Волоколамского района.
В 1931 г. священник скрыл от описи властями часть церковной утвари, находившейся в храме, за что был приговорен к максимальному сроку заключения по этой статье – к трем месяцам исправительно-трудовых работ. Вернувшись из заключения, он продолжал служить в храме до очередного периода гонений на Русскую Православную Цераковь.
3 ноября 1937 г. следователи НКВД допросили дежурных свидетелей, которые показали, что священник вел контрреволюционную деятельность во время выборов в Верховный Совет.
3 ноября 1937 г. о. Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. 11 ноября следователь допросил его.
В ответ на обвинения в свой адрес священник заявил, что контрреволюционной и антисоветской агитацией не занимался.
На этом допросы были закончены, и он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
22 ноября следователь еще раз допросил в тюрьме о. Николая, в основном интересуясь, кто рукоположил его во священника и когда, за что он был ранее судим, и в последнюю очередь спросил – признает ли он себя виновным в антисоветской агитации, на что священник еще раз заявил, что в этом он себя виновным не признает. На следующий день, 23 ноября 1937 г., тройка НКВД приговорила о. Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Николай Померанцев скончался в заключении 16 августа 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.
Прав. Саломия мироносица (I). Мать апостолов Иакова и Иоанна.
Мч. Ражден перс (457) (Груз.). Мученик Ражден, перс, поклонник Зороастровой религии, происходил из знатной семьи. Он был наставником персидской принцессы Балендухты (дочери персидского царя Ормизда), вышедшей замуж за благочестивого грузинского царя Вахтанга Великого (446-499). Вместе с ней Ражден переселился в Грузию. Из уважения к его высокому происхождению царь осыпал воспитателя жены милостями и сделал своим советником. Простого и добродушного иноземца вскоре полюбили все придворные и народ. Когда он узнал христианство и принял Крещение, то стал часто беседовать с архиепископом Михаилом и посещать храмы. Сердце святого загорелось невыразимой любовью ко Христу. Он старался постичь Премудрость Божию, много беседовал с пастырями Церкви и с жадностью слушал рассказы и поучения о подвигах христианских мучеников. Желание соединиться со Христом неодолимо влекло его принять страдания за Спасителя.
Кровопролитная война между Персией и Грецией отразилась и на Православной Грузии. Новый персидский царь Фируз (с 456 г.) потребовал от Грузии расторгнуть союз с единоверной Грецией. Получив отказ, он двинул войска против Грузии, и началась жестокая война. По словам летописца, женщины были предаваемы бесстыдному поруганию, а мужчины - страшным пыткам и мучениям. Несмотря на это, христиане оставались твердыми в вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам. В это время святой Ражден принял начальство над войском в столице и в близлежащих крепостях. Четыре месяца он вел упорную борьбу с врагами христианства и отогнал их от столицы. Персы решили отомстить, захватив ревностного предводителя живым. Однажды во время вылазки грузинского отряда из крепости Армаза святой Ражден был вероломно предан теми, кто завидовал его высокому положению. Пленника немедленно доставили прямо к царю Фирузу. Уведомленный обо всем, царь спросил святого Раждена о его происхождении и причине отступления от прежней веры и народа. Мученик отвечал на это: "Действительно так, царь, что я некогда оставил свое отечество и его богов, которые служат человеку и созданы для украшения вселенной, но я теперь служу Единому Истинному и Живому Богу, Который сотворил Небо и землю и все сущее, Который один имеет бессмертие и пребывает во Свете неприступном, Которого никто никогда не видел и не увидит. Это Единый Истинный Бог, Которого познал я в Трех Лицах и во Едином Существе. Но одно из Лиц Святой Троицы, Слово и Сын Отца, в конце веков, для спасения нашего, снизошло на землю, воплотилось от Святой Девы Марии, жило на земле, страдало, было пригвождено ко Кресту, умерло, в третий день по смерти воскресло, а в сороковой вознеслось на Небо и сидит одесную Отца. В конце мира Этот же Сын Божий, Иисус Христос, опять придет на землю со славою, чтобы судить живых и мертвых, и тогда праведные просветятся подобно солнцу, нечестивые же и непослушные Ему примут вечное мучение вместе с диаволом".
Зная мужество святого, царь Фируз решил заставить его поклониться солнцу и огню не пытками, а льстивыми обещаниями. "Да будет тебе известно, царь, - ответил мученик, - что я не отвергнусь Господа моего Иисуса Христа, Который создал меня, и не поклонюсь богам твоим. Обещанные мне сокровища и слава да будут с тобою, они мне не нужны и не потребны, и я из-за них не оставлю Бога моего, Который призвал меня к Свету Сына Своего, и не променяю вечную, обещанную нам Христом жизнь на жизнь временную и скоропреходящую. Поэтому сколько ни обещай и ни советуй мне, ты не вынудишь у меня отречения от Христа и Бога моего; предлагаемые тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя более, чем Господа моего". Когда мученика схватили, чтобы начать пытки, он снова обратился к царю: "Ты говоришь, что предашь меня искушениям, и думаешь, что пытки страшнее вечных мучений, знай, что для меня Христос и смерть - приобретение". Огнепоклонники начали страшные истязания, а потом заточили мученика в тюрьму. Через некоторое время царь Фируз по совету некоторых грузинских предателей-вельмож отправил святого Раждена в Мцхета, где жила его семья. Царь спокойно отпустил его, зная, что мученик исполнит данное им слово вернуться к персам. Семья умоляла его пощадить себя и близких, но святой Ражден твердо отвечал: "Никто не отвратит меня от любви ко Господу моему Иисусу Христу". Он вернулся к персам, и царь Фируз отправил его к правителю Верхней Карталинии, проживавшему в местечке Цроми. Снова начались бессмысленные уговоры и жестокие пытки. Изувеченного мученика бросили в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и исцелил все раны. Пораженные персы решили тогда, что настало время исполнить приказ царя - распять мученика на кресте.
"Радуйся, Животворящее Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои грехи, - воскликнул мученик, увидя орудие смертной казни. - И я чрез тебя взойду ко Господу моему Иисусу Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и подобно Ему буду пригвожден на тебе". Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди четырех преступников, распятых рядом. Желая увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану, святой Ражден скончался на кресте в 457 году. Вся земля под ним была омочена святой кровью. На небе явилось знамение: солнце скрылось, и началось долгое затмение, а ночью поднялась страшная буря, так что ничего нельзя было видеть даже рядом. Лишь тело мученика таинственно сияло Небесным светом. От содеянного преступления стражей объял ужас, и они разбежались по палаткам. Христиане, скрывавшиеся неподалеку, тотчас же сняли мученика с креста и с честью погребли вблизи того места, где он был распят.
Место погребения святого долго оставалось неизвестным, пока мученик сам не велел погребавшему его священнику открыть это Вахтангу Великому. С большим торжеством мощи мученика Раждена были перенесены в Никозийский храм (близ г. Цхинвали).
Имя Ражден означает "светило веры". Первомученик Церкви Грузинской своей кончиной, сопровождавшейся явлением Спасителя и Небесными знамениями, дает твердое упование на всеобщее воскресение во Втором пришествии Господа Иисуса Христа.
Прп. Косма отшельник, Фаранский (Палестинский), Антиохийский (VI). Жил в Фаранской пустыни в Палестине. Это был строгий постник, твердый хранитель Православной веры и догматов церковных, глубоко знавший Священное Писание и творения отцов Церкви. Прп. Косма особенно благоговел перед творениями святителя Афанасия Великого и говорил своему собеседнику: «Если ты встретишь слово святого Афанасия, и у тебя не будет бумаги, запиши его на своей одежде».
Посетив однажды Антиохию, преподобный скончался там. Патриарх Антиохийский передал тело его погребению в своем монастыре.
Прп. Иоанн исп., игумен Паталареи.