Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 августа

 

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (XIV), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).

 Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. После сошествия Святого Духа, апостолы скоро разошлись в разные стороны проповедовать и учить об Иисусе Христе. Матерь же Божия оставалась в Иерусалиме у любимого ученика Иисуса Христа, Иоанна, который заботился о Ней, как это заповедал ему Господь на Кресте. Она тоже много проповедовала, помогала бедным и больным, и многие христиане приходили издалека, чтобы повидать Матерь Господа и получить от Нее утешение. Часто ходила Она и молилась на тех местах, где жил, страдал, умер и воскрес Сын Ее.

Прошло довольно много лет (некоторые христианские источники говорят 10, другие 22 года) после Воскресения Христа. Приближалось время смерти Божией Матери. Предание рассказывает, что за три дня до смерти Ей явился опять архангел Гавриил с райской ветвью и сказал, что приближается час Ее смерти. Божия Матерь пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, и все они, кроме Фомы, собрались ко дню Ее кончины. В назначенный архангелом день, Божия Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти, и апостолы, и друзья, и близкие окружали Ее с зажженными свечами в руках. Настало 3 часа дня – ожидаемый час кончины Божией Матери. Внезапно горевшие свечи потускнели в ярких лучах света, наполнившего комнату, и апостолы увидали Христа, Которому радостно, как бы уснув, отдала Божия Матерь Свою душу.

Апостолы похоронили Матерь Божию в том месте, которое заранее Она им указала. Много чудес сопровождало Ее погребение, толпы народа следовали за Ее телом, а иудейские священники и начальники старались их разогнать. Предание рассказывает, что один иудейский священник, Афоний, схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но его руки были отрублены невидимо следовавшим за гробом ангелом. Афоний тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через три дня прибыл в Иерусалим и отсутствующий апостол Фома. Чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери, другие апостолы пришли с ним к могиле Ее и отвалили камень, закрывавший вход. Но тела Божией Матери в могиле не было. Пораженные апостолы до вечера оставались в молитве, прося Бога открыть им, что стало с телом Божией Матери. Когда они вечером по обычаю своему, преломляли хлеб, они вдруг увидели стоящую в воздухе Божию Матерь, которая им сказала: «Радуйтесь, Я с вами во все дни».

С этого дня у апостолов установился обычай во время еды поднимать хлеб с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

София Премудрость Божия Икона «София – Премудрость Божия» (Новгородская). Эта храмовая икона Новгородского Софийского собора есть копия с древней иконы Софии из Константинополя Юстинианова храма. Она современна построению Новгородского Софийского собора и прославилась многими чудесами. Так, например, в 1542 году от нее получила исцеление одна женщина, болевшая глазами. В 1843 г. икона была украшена серебряною с позолотой ризой.

Изображение этой иконы символическое. На ней изображена сень, поддерживаемая семью столпами, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Богоматерь, ангелы, цари и пророки. Подробное истолкование этого символического изображения помещено под 8 сентября, в сказании об иконе Софии-Киевской.

Чтимые иконы Успения Божией Матери:

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская (1073). Подробные сведения об этой иконе помещены под 3 мая.

Овиновская (1425). Находилась в Паисиевском мужском монастыре, в Костромской губернии. Во времена княжения на Руси Димитрия Ивановича Донского, один боярин, по имени Иван Овинов, пожелал построить новый храм в Николаевской обители, стоявшей на берегу Галичского озера. Отправившись осмотреть это место, он встретил у монастырских ворот двух прекрасных юношей, которые несли ему навстречу икону Божией Матери и кротко сказали: «Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги посылают тебе эту икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского».

Вскоре после этого боярин Иван Овинов осуществил свое благое намерение и освятил храм в честь Успения Богоматери. В этом храме и была поставлена св. икона, которая с тех пор стала известна под именем Овиновской. Николаевская обитель была переименована в Успенский монастырь.

После смерти игумена Успенской обители прп. Паисия († 1460; память его 23 мая) монастырь стал наименоваться еще и Паисиевской обителью. Из жизни его известен следующий случай: вел. кн. Василий II во время междоусобия отнял у монастыря Овиновскую икону и перенес ее в Москву. Но икона чудесно по воздуху вернулась в монастырь.

Образ Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерская Псково-Печерская (1472). В 56 верстах к западу от Пскова находится город Печоры с монастырем, называемым Печерским. Как город, так и монастырь получили свое наименование от древней в горе пещеры, неизвестно когда и кем выкопанной. Она была открыта в XV веке одним крестьянином. Через некоторое время пришел туда священник Иоанн и заложил церковь, которая была освящена во имя Успения Божией Матери. После этого от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина (в 1473 г.). Священник Иоанн вскоре принял монашество с именем Ионы и положил начало обители. Около 1521 г. два псковских купца, Василий и Феодор, написали и принесли в Печерскую обитель другую икону Богоматери «Умиление» (празднование ее 21 мая), прославившуюся в 1524 г. чудесами исцелений. Особенно прославились обе Псково-Печерские иконы во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория.

Семигородная (XV). Эта икона написана прп. Дионисием Глушицким (память его 1 июня), основателем Глушицкой обители, находившейся в Кадниковском уезде, Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Из этой обители икона Богородицы была перенесена на 20 верст в непроходимые леса за рекой Двинцой. Там была построена приходская церковь для Семиградской волости, в которой и находилась икона Богоматери.

В том же XV веке в Вологодской области распространилась чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении.  Только в конце XVI века она стала возобновляться.

В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении одна старица Иулиания, из рода Белоезерских дворян Медведевых, но заболела она задолго до этого. В 1593 г. ей было видение. Богоматерь явилась ей во сне и обещала исцеление, если она пойдет в Семиградскую волость и возобновит там запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить повеление Владычицы Небесной и, получив исцеление от своей тяжкой болезни, отправилась в Семиградскую обитель. На указанном месте она нашла одну только полуразрушенную церковь и в ней Дионисиеву икону Божией Матери. Возобновив этот храм, она построила недалеко от него себе келью, а около 1602 г. основала и обитель. В ней она оставалась с несколькими сестрами до самой своей кончины. В конце того же XVII века обитель эта была обращена из женской в мужскую. В 1810 г. прочистили на 14, 5 км лесом широкую дорогу для приезжающих к чудотворной Семигородной иконе. Совершавшиеся от нее многие чудеса и исцеления записывались в особой монастырской книге. С этой иконой ежегодно совершалось три крестных хода.

В 1918 г. Успенскую Семигородную пустынь упразднили, в январе 1926 г. был закрыт Успенский храм, а икона Успения Божией Матери перешла в Николаевский собор г. Кадникова. Однако в сентябре 1926 г. икона была изъята из собора в губернский государственный музей, став древнейшим художественно-историческим памятником в его собрании. От Семигородской обители сейчас остались лишь руины.

Пюхтицкая (XVI). В Эстляндской губернии, в 16 верстах на северо-запад от Чудского озера и в 25 верстах от Балтийской железной дороги, там, где эта губерния соприкасается с Псковской и С.-Петербургской, находится высокая гора, под названием Богородицкой. Но местные жители-эстонцы дали ей свое название Пюхтицы, что буквально означает «Святое место». Здесь была обретена святая икона Успения Богоматери. Предание относит время явления иконы Богородицы в те далекие времена, когда немецкое рыцарство, основав в Прибалтийском крае свой Ливонский орден, угнетало эстонцев и русских, насильно привлекая их к своей лютеранской вере. Рыцарство обращало также покоренных туземцев в своих рабов. В эти тяжелые времена Богоматерь и явилась пастуху-эстонцу, пасшему коров у Пюхтицкой горы.

Однажды, рано утром, он увидел благообразную Жену в великолепном одеянии стоявшую на горе. Когда пастух стал приближаться к Женщине в лучезарном сиянии, то Она, к его удивлению, стала невидима. И, наоборот, когда он удалялся от места Ее явления, Она снова появлялась. Изумленный пастух отправился в близ лежащие эстонские деревни и рассказал своим сородичам о видении. Множество народа отправилось на это место и убедилось в чудесном явлении, но отыскать Женщину на горе они не могли. Вместо Нее вблизи источника была найдена пастухами старинной живописи икона Успения Божией Матери.

Пастухи-эстонцы, нашедшие образ Богоматери, были лютеране, поэтому они передали икону православным крестьянам деревни Ям. Услышав об обстоятельствах обретения чудотворного образа, православные искренне обрадовались и с благоговением приняли святую икону. Здесь же, у подножья горы, возле источника, они построили небольшую часовню и в ней поставили образ Успения Богоматери. В 1876 г. на месте часовни была построена церковь, а в 1891 г. последовало правительственное постановление, по которому вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православной церкви. Тогда же на горе был основан Успенский женский монастырь.

Богомольцы многочисленной толпой, часто из весьма отдаленных мест, и страждущие посещают Пюхтинский монастырь для поклонения чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы, и многие из них по вере своей получают исцеления.

Чудотворные иконы Божией Матери:

Моздокская (XIII). В конце XII и начале XIII века жила в Грузии св. царица Тамара (память ее 1 мая). Она распространяла по Кавказу христианство, воздвигала много храмов в горах и ущельях Кавказа и снабжала их утварью и ризами. В один из этих храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Кау, она и прислала этот список с Иверской афонской иконы в дар новопросвещенным христианам. Икона вскоре прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта святыня, и каждый раз после пожара ее находили целой на горе, неподалеку от храма. Тогда жители аула, осетины, стали чествовать ее как чудотворную. 600 лет дар грузинской царицы сохранялся в Осетии. В 1768 г. выселяемые по настоянию императрицы Екатерины II осетины, отправляясь в дорогу, взяли икону с собой. У Моздока группа остановилась на ночлег. Ночью у арбы, где находилась чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на следующий день осетины хотели продолжить свой путь, арба с иконой не тронулась с места. Никто не знал, что делать, пока один из них не рассказал, что ночью слышал голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с дорогой святыней, они поставили ее на указанном месте. Слух о чудотворной иконе и обо всех обстоятельствах ее прибытия скоро дошел до преосвященного Гаия, епископа Моздокской кафедры. С торжественным крестным ходом он вышел из города, отслужил перед иконою молебен и вознамерился поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему чудесным образом было открыто, что икона должна оставаться там, где провела ночь в арбе. Вскоре здесь была построена часовня, в которую и поместили икону. В 1796-97 гг. на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 г.). В конце XIX в. жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм.

На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее свт. Игнатий (Брянчанинов) (память его 30 апр.), служила главным связующим звеном между горскими народами Кавказа и Православием. Благодаря дивным знамениям, явленным от Моздокской иконы, многие семейства не только осетин, но и черкесов сохраняли веру.

Моздокская икона Пресвятой Богородицы пребывала в киоте за правым нижним клиросом Моздокского Успенского собора. Она чтилась по всему Кавказу, в Донской области и в Воронежском крае. В дни ее празднования в просторной ограде Успенской церкви для всех не хватало места. Здесь можно было встретить не только православных, но и армяно-григориан, армяно-католиков, лютеран, старообрядцев и мусульман. Но сегодняшние паломники имеют возможность приложиться только к списку с чудотворной иконы – подлинник утерян после большевистского переворота 1917 года.

Празднование Моздокской иконе Божией Матери установлено также в Преполовение Пятидесятницы.

Ацкурская (I).

Цилканская (IV). По своему происхождению эта икона современна св. равноап. Нине, просветительнице Грузии, и находилась в Цилканском храме, в Карталинии.

Влахернская (Грузинская).

Владимирская-Ростовская (XII). В городе Ростове, в соборном Успенском храме, вел. кн. Владимиром Мономахом была поставлена икона Божией Матери Владимирская. Она была из числа семи св. икон,  чудесным образом сохранившихся на пепелище полностью сгоревшей церкви в Киевском Подоле. Изображения всех семи образов – Спасителя, Божией Матери с Богомладенцем и ликов святых, были нерукотворными, чудесным образом проявившиеся на заготовленных досках, когда доски принесли в качестве доказательства неисполнения заказа прп. Алипием иконописцем (память его 17 авг., см. об этом событии в его житие подробно). Все семь образов заказал ему написать через знакомых монахов один благочестивый киевлянин для сооруженной им церкви в Киевском Подоле. Но деньги, переданные для оплаты труда иконописца, нечестивые монахи присвоили, а прп. Алипию заказ не передали.

В ростовском соборном Успенском храме этот образ Богоматери неоднократно был прославлен чудесами.

В 1929 г. чудотворная Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора поступила в Ростовский музей как произведение живописи. В 1995 г. образ был отреставрирован.

Гаенатская (XIII). По преданию она принадлежала грузинской царице св. Тамаре, хранилась в Гаенантском соборе, расположенном близ Кутаиси.

Бахчисарайская. Икона находилась близ Мариуполя, Екатеринославской губернии, в Успенском храме. Прежде она была в Успенском скиту, который расположен в горном ущелье, в конце города Бахчисарая в Крыму. Предание говорит, что в этом месте совершилось ее первое обретение.

Успенский скит был не только древнейшей святыней, замечательной своей оригинальной постройкой в скале, но и драгоценным памятником христианства в Крыму. Этот скит находился в глубоком овраге. Здесь долгое время существовало греческое селение, называвшееся Марианополем или селом Марьиным. Это место пользовалось особым почитанием не только у христиан, но и у татар, так как оно было освящено чудесным явлением на скале иконы Божией Матери Панагии, т.е. «Всесвятой».

В последней четверти XVIII века греки удалились из Крыма. С их уходом Успенская скала была покинута на произвол всех и каждого. Но благодать Господа и Покров Его Пречистой Матери не оставляли ее своим благословением. Этому святому месту стали покровительствовать не только соседние христиане, но и ханы.

При своем переселении греки взяли с собою и чудотворную икону Богоматери и принесли ее в город Мариуполь. После присоединения Крыма к России в 1783 г. греки опять стали селиться в Бахчисарае, и Успенская церковь была сделана для них приходским храмом. В 1850 г., по Высочайшему повелению, благодаря стараниям херсонского архиеп. Иннокентия, совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии. Открытие скита произошло 15 августа. В этот день стекается сюда множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Чухломская (Галичская) икона Божией Матери Чухломская (XIV). Сведения о ней помещены под 28 мая.

Сурдегская (1530). Находилась в Свято-Духовском мужском монастыре, который также именуется Сурдегским от местечка Сурдеги. Он расположен в Вилькомирском уезде, Ковенской губернии, в 35 верстах от города Поневежа, в центре так называемой в Литовском крае жмуди. Этот окруженный лесами и бедными деревнями монастырь служил древнейшим памятником православия в Литовском крае: в продолжение нескольких веков он переживал все смуты и гонения, но не поддался никаким проискам латинян.

Самые ранние исторические известия о Сурдегском монастыре относятся к 1510 г., когда знатный православный помещик Богдан Шиш-Ставецкий в этом крае построил церковь. Через 20 лет, т.е. в 1530 г., невдалеке от обветшавшей уже церкви явилась над ключом воды икона Пресвятой Богородицы. Это чудесное явление возбудило благочестивую ревность в помещике Алексее Феодоровиче, по прозванию Владыке. На месте обретения он построил другую церковь во имя св. Троицы. Наконец, в 1550 г. возле этой церкви владелицей сурдегского поместья Анной Шишанка-Ставецкой был основан монастырь.

Почитание Сурдегской иконы Богоматери и значение монастыря было очень велико, благодаря многочисленным исцелениям болящих и другим чудесам, исходившим от этого образа Пресвятой Богородицы.

В 1812 г. на пожертвования православных жителей Риги вместо старой, полуразрушенной церкви был выстроен каменный храм (сейчас он принадлежит католикам). В 1915 г. перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегская икона была эвакуирована в Ярославль, где находилась в иконостасе одного из храмов. В 1921 г. возвращенный образ был помещен в Паневежисе. Со времени Великой Отечественной войны и по сей день икона находится в Благовещенском соборе г. Каунаса.

Тупичевская (XVII). Икона находилась в Тупичевском Свято-Духовском монастыре, Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Обитель основана в 1641 г. на месте явления чудотворной иконы в урочище Тупичевщине. Сначала она была мужской, в 1885 г. стала женской. Во время борьбы с унией монастырь служил оплотом православия. С Тупичевской иконой связано восстановление древней традиции крестных ходов. Определение Святейшего Синода по этому вопросу было утверждено Государем Николаем I 20 сентября 1847 г. Участие в этих крестных ходах принимали тысячи богомольцев из Могилева, Смоленской и Черниговской губерний. Тупичевскую икону, как правило, несли впереди крестного хода «благочестивые жены». Тупичевский монастырь был сожжен в годы Великой Отечественной войны, окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х гг. при строительстве маслозавода. Сейчас монастырь стоит в руинах. Сохранились фрагменты кирпичной ограды, брамы и часовен конца XIX в. Но память о чудотворной иконе не изгладилась. При Александро-Невском соборе г. Мстиславля создано сестричество в честь Тупичевской иконы Божией Матери.

Празднование образу совершается также в День Святого Духа.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz