Краткие жития святых, православные праздники и события

28 августа / 10 сентября

 

Прп. Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Прмчч. Казанских Сергия, Лаврентия, Серафима, Феодосия, Леонтия, Стефана, Георгия, Илариона, Иоанна и Сергия (1918); сщмч. Николая пресвитера (1931); сщмч. Василия пресвитера (1937).

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Ирусалимском (I). Мц. Шушаники, кн. Ранской (V) (Груз.).

 

Моисей Черный Прп. Моисей Мурин (ок. 400). В странах египетских проживал некий разбойник по имени Моисей, родом эфиоп, лицом мрачный; его прозвали за это Мурин. Первоначально он был рабом некоего славного господина, но из-за совершенного убийства Моисей был прогнан этим господином и присоединился к разбойникам. Выделяясь силой и суровым характером, он был избран разбойниками атаманом.

Совершая разбой, Моисей вместе со своими товарищами, осуществлял хищения, кровопролития и много других мерзких беззаконий и преступлений. Своей жестокостью он прославился, и все боялись его.

Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что он со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда ему совершить злодеяние. Увидев однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону Нила, Моисей замыслил его убить. Во время разлива Нила Моисей, связав свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Пастух, увидев Моисея еще издали, оставил овец и убежал. Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связав их веревкой, переплыл с ними реку назад. Мясо ягнят он потом съел, а шкуры продал, а на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах, но однажды он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и привел его к покаянию. Этот грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу. Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих. Все поручаемые ему работы и послушания он исполнял ревностно, и был славным иноком.

Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келью. Здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая покаянием свои беззакония, совершенные прежде.

Однажды на него напали четыре разбойника, не знавшие, что это был Моисей. Он же в одиночку поборол их, связал, взял их на плечи, как связки снопов, и, принеся их в монастырь, спросил братию, что с ними делать? Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить на свободу, сказав, что они не должны никого убивать.

Разбойники же, поняв, что это был Моисей, бывший их предводитель, удивились такой перемене жизни его, сами пришли в страх Божий и, покаявшись, стали иноками. Вслед за ними и другие разбойники бросили свое греховное занятие, покаялись и стали добродетельными иноками.

Моисей, пребывая в трудах покаяния, первоначально был обуреваем бесами блудодеяния и греховными помышлениями. Борясь с вожделениями плотскими, как он сам потом рассказывал, он едва не нарушил обета иноческого. Авва Исидор (память его 4 февр.), к которому поведал Моисей о своих страданиях от похоти плотской, дал ему наставления, как бороться со страстями. После этого раб Божий Моисей отправился в келью свою, затворился в ней и пребывал в повседневном посте и молитве. Весьма много он трудился в рукоделии.

Святой пробыл в таком подвиге шесть лет, но и тогда не мог избавиться от плотского вожделения, воюющего на дух. Затем он начал тайно по ночам приносить воду к отшельническим кельям всех старцев, и однажды диавол ударил его древом по спине так, что он потом был недужен целый год. Авва Исидор сказал ему, чтобы он не увеличивал свои подвиги сверх сил своих, но причастил его Божественными Таинами Тела и Крови Христовыми и после этого св. Моисей стал свободен от плотских страстей. Он ушел в свою келью и подвизался уже в мире, проводя строгое постническое житие.

Так как св. Моисей прославился своим добродетельным житием, то о нем узнал князь (правитель) страны той и отправился в скит тот, желая видеть авву Моисея. Узнав об этом, св. Моисей убежал от него в болото и тростник. Так избегал прп. Моисей славы и почестей людских, но принимал с любовью всех, приходивших к нему странников.

Проведя долгое время в трудах постнических, прп. Моисей был сподоблен сана пресвитера и подвизался в этом сане еще пятнадцать лет. Собрав вокруг себя 75 учеников, он, в возрасте семидесяти пять лет, скончался мученически так.

Однажды прп. Моисей сказал братии, что придут варвары в скит, дабы посечь монахов, поэтому встаньте и бегите отсюда. Его спросили, почему он сам не хочет бежать с ними? Он ответил, что уже много лет ожидает того времени, когда на нем исполнятся слова Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Всякий, взявший меч, мечом погибнет» (Мф. XXVI, 52). Тогда братия убежали с места того, только семь иноков остались с прп. Моисеем. Но, когда пришли варвары, один инок, испугавшись, убежал и спрятался. Варвары умертвили прп. Моисея и с ним шесть иноков. Спасшийся же инок видел из потаенного места небо отверстым и семь пресветлых венцов, нисходивших с неба.

После ухода варваров пришли прочие иноки и похоронили с честью погибших братий своих.

Преподобный Иов Почаевский Обретение мощей прп. Иова Почаевского (1659). Память его празднуется 28 октября в день представления (см. о нем там же). Святые мощи его были открыты в 1659 г. после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию.

 

Прмчч. Казанские Сергий (Зайцев), Лаврентий (Никитин), Серафим (Кузьмин), Феодосий (Александров), Леонтий (Карягин), Стефан (?), Георгий (Тимофеев), Иларион (Правдин), Иоанн (Сретенский) и Сергий (Галин) (1918): Новомуч. В 1917 году в Зилантьевом монастыре, на окраине города Казани, проживали девять монахов и послушников под окормлением архимандрита Сергия (Зайцева).

Когда в 1918 году Казань была освобождена бело-чешскими войсками под командованием полковника Каппеля, на холме перед входом в обитель установили два орудия, которые обстреливали позиции большевиков.

28 августа (10 сентября н. ст.) чехи отступили и большевики ворвались в слободу, где стоял монастырь. Красноармейцы выстроили всю братию у стены монастырского двора и расстреляли их залпами из винтовок. Далее они оставили обитель и двинулись в город.

В живых остался лишь один престарелый иеромонах Иосиф, который при первых залпах упал на землю и его сочли убитым. Выбравшись из-под трупов своих собратий, он пошёл в город и нашёл приют в Иоанно-Предтеченском монастыре Отец Иосиф, оглохший и умерший через год после этого расстрела, рассказал о мученической кончине своих братий. Были расстреляны архимандрит Сергий (Зайцев, 1863-1918 гг.), иеромонах Лаврентий (Никитин; 1872-1918 гг.), иеромонах Серафим (Кузьмин; 1870-1918 гг.), иеродиакон Феодосий (Александров; 1864-1918 гг.), монах Леонтий (Карягин; 1870-1918 гг.), монах Стефан (†1918 г.), послушник Георгий (Тимофеев, 1880-1918 гг.), послушник Сергий (Галин, (†1918 г.), послушник Иларион (Правдин, (†1918 г.), послушник Иоанн (Сретенский, (†1918 г.). Чин отпевания и погребения мучеников совершил архимандрит (впоследствии епископ-священномученик) Иоасаф (Удалов).

Канонизованы как местночтимые святые Казанской епархии в 1998 году. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сщмч. Николай (Георгиевский) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1865 году в селе Коломенское Нагатинской волости Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Георгиевского. По окончании в 1886 году Московской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храмах Московской епархии. В начале ХХ столетия он служил в Космо-Дамианском храме в поселке Болшево Мытищинской волости Московского уезда. Храм был выстроен в конце ХVIII столетия. В 1900 году стараниям отца Николая и местных благотворителей был достроен южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Николай был возведен в сан протоиерея и долгое время, включая и время гонений от безбожных властей, был благочинным храмов Мытищинского района.

В начале 1930 года безбожникам удалось добиться закрытия Космо-­Дамианского храма, но верующие не согласились с этим и направили к властям ходоков с ходатайством об открытии храма. С просьбой воспрепятствовать уничтожению храма обратился к верующим и о. Николай, и 15 апреля 1930 года храм вновь был открыт и приведен в порядок после разгрома.

В отместку представители власти стали собирать сведения о священнике для его ареста. Дежурные свидетели дали следователям необходимые показания, сказав, что священник обращался с амвона к верующим женщинам, сообщал, что власти хотят закрыть храм, и просил повлиять на своих мужей, хотя бы те были и коммунисты. Во время праздника Пасхи в 1931 году о. Николай, поздравляя верующих, сказал, что, слава Богу, дождались, наверное, больше так не придется встречать, потому что коммунисты жмут.

«В апреле 1930 года, – показала одна из дежурных свидетельниц, – я была командирована ячейкой ВКП(б) фабрики “1 мая” в церковь села Болшево, где во время проповеди священник данной церкви Георгиевский говорил о рождении Христа, куда вклеивал антисоветскую агитацию; например, касаясь рождения Христа, зацепил словом, что вот Иисус Христос крестился и всем нам это завещал, ну, а сейчас люди это не стали признавать, не стали крестить детей...»

Протоиерей Николай был арестован 14 июля 1931 года и заключен в тюремную камеру при Мытищинском отделении ОГПУ. 26 июля он был допрошен. На все вопросы следователя о. Николай категорично ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показания давать отказываюсь».

28 июля тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан. Протоиерей Николай Георгиевский скончался 10 сентября 1931 года в пересыльной тюрьме в Алма-Ате. Узнав о его смерти, дочь стала хлопотать о выдаче ей свидетельства о смерти отца, чтобы вступить в права наследства домом. В ответ на это тройка ОГПУ в дополнение к приговору о ссылке о. Николая постановила конфисковать и оставшийся после его смерти дом.

Сщмч. Василий (Сокольский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий Петрович Сокольский родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании в 1902 году Казанской Духовной академии со степенью кандидата богословия женился и был рукоположен во иерея. В 1905 году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря» (Казань, 1905 год). Преподавал Священное Писание в Астраханской, позднее Черниговской Духовных семинариях. Впоследствии служил в церкви Благовещения на Васильевском острове (Петроград), приход которой сохранил верность канонической Церкви в период захвата Петроградского епархиального управления обновленцами. (По титулу Петергофского епископа Николая (Ярушевича), который в августе 1922 года возглавил борьбу с обновленчеством в Петроградской епархии, православные приходы епархии, противостоявшие раскольникам, получили название «Петергофской автокефалии».)

По свидетельству архимандрита Феодосия (Алмазова), в Петрограде «в августе-декабре 1922 года шли переговоры с вождями... обновленцев всех видов и толков... В виду общего врага (атеизм в форме коммунизма) Патриаршая Церковь добросовестно шла к объединению с отколовшимися от нее церковными группами... Хотя собрание приняло примирительную точку зрения, но объединение не состоялось. Все наши члены согласительной комиссии пошли в ссылку... Ясно, что наши сосланы по ихнему доносу». В переговорах с обновленцами участвовал в том числе о. Василий.

Он был арестован в 1923 году и сослан на 3 года в город Берёзов Тобольского округа. По возвращении из ссылки служил в Ленинграде, был возведен в сан протоиерея. В 1929 году вновь арестован «за борьбу с обновленцами», сослан на 3 года в Северный край. Отбывал срок в деревне Чекуево, где почти потерял зрение. По возвращении из ссылки поселился с семьей в Ленинграде, служил сначала в церкви апостола и евангелиста Матфея, затем в храме Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.

7 марта 1935 года священник Василий Сокольский был арестован. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал, на вопрос о политических убеждениях сказал: «Я беспартийный и в политические дела по своему убеждению не могу вмешиваться, единственно с чем я не согласен, это с отрицанием коммунистами бытия Бога, бессмертия души и нравственной ответственности за гробом, о чем я, как и прочие священники, не скрываю от лиц, обращающихся ко мне за разрешением этих вопросов». В тот же день сотрудник НКВД написал заключение, что В. «является социально опасным элементом и ведет антисоветскую агитацию. Сторонник тихоновщины». По постановлению особого совещания при УНКВД от 9 марта 1935 года о. Василий с семьей был сослан на 5 лет в Северный Казахстан. Отбывал срок в городе Атбасар (ныне Акмолинская область). 8 июля 1937 года Василий Сокольский был арестован Атбасарским районным отделением НКВД по обвинению «в проведении среди населения контрреволюционной агитации пораженческо-клеветнического характера и в непрекращении выполнения религиозных обрядов», заключен в тюрьму в Атбасаре. Виновным себя не признал. Расстрелян 10 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области от 5 сентября. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Память их празднуется также во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Во время бесчисленных войн, которым подвергался Киев, погибли почти все жития Печерских угодников. В книге «Патерик Печерский или Отечник» (2004) приведены сохранившиеся очень краткие сведения о житиях 47-ми прпп. отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих. Кроме того, здесь находятся 31 глава и одна голень неизвестных святых – когда их обрели, они источали миро, почему и были положены в Дальних пещерах, наряду с мощами других угодников Божиих.

Прав. Езекия, царь Иудейский (691 до Р.Х.).

Анна Пророчица Прав. Анна пророчица, дщерь Фануилова, встретившая Господа Иисуса Христа в храме Ирусалимском (I). О ней приведены сведения в день памяти 3 февраля.

Мц. Шушаника, кн. Ранская (V) (Груз.). Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих, "при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные детей, больные исцеление, слепые прозрение". Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474-502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582-591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва арх.Сербский и Савва Крыпецкий (Евфросин Псковский, Иоанн Богослов, Савва, архиеп. Сербский, и Савва Крыпецкий).

Прп. Савва Крыпецкий, Псковский (1495). Прп. Савва, родом серб, пришел в Русскую землю уже иноком и сначала поступил в Снетогорский Богородицкий монастырь, что на Снежной горе, около города Пскова, но потом перешел на реку Толву, под руководство Евфросина Псковского (память его 15 мая), который дал ему нелегкое послушание монастырского слуги. Прп. Савва исполнял его с великим смирением. После этого искуса прп. Евфросин благословил ему уйти на безмолвие, в пустынь, находящуюся на расстоянии 15 верст от монастыря, к безлюдному озеру, называемому Крыпец, и здесь прп. Савва немало боролся с бесами. Спустя несколько лет отшельничества начала собираться братия; они упросили его учредить обитель, и была выстроена церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова.

Его особенно чтил правитель города Пскова князь Ярослав Васильевич Оболенский: он часто посещал его и много жертвовал на обитель. Однажды пришел он со своей больной супругой. Прп. Савва встретил их за монастырскими вратами, благословил и исцелил больную, но в монастырь войти ей не разрешил.

Скончался прп. Савва в глубокой старости в 1495 г. В 1554 г. он явился иеромонаху своего монастыря, Исаие, когда по случаю построения храма искали и не находили его мощей. Сидя на гробе своем, он сказал: «Я – грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известным мощам моим». Тогда честные мощи его были открыты, и от них стали истекать обильные исцеления.

Память его празднуется также 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Мчч. Диомид и Лаврентий. Были умерщвлены стрелами.

Мчч. 33 Ираклийские.

Мц. Иулитта.

Мч. Кинтилиан.

Мч. Дамас.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz