2/15 августа
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива (ок. 428). Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Прмч. Платона (1937).
Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского и иже с ним (257).
Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива (ок. 428). После убиения иудеями святого архидиакона Стефана камнями (Деян. VII, 55-60) (память его 27 дек.), честное тело его лежало без погребения сутки и день: оно было повержено на съедение псам, зверям и птицам, но Господь сохранял его невредимым. На вторую ночь славный законоучитель Иерусалимский Гамалиил, упоминаемый в книге «Деяний апостольских» (Деян. V, 34; XXII, 3), послал благоговейных мужей взять незаметно тело первомученика. Он отнес его в свою весь, называющуюся «Кафагармала» от имени владельца ее, т.е. весь Гамалиила. Она отстояла в двадцати поприщах от Иерусалима. Здесь Гамалиил совершил погребение тела святого Стефана, положив его в пещере в новом своем гробе. После этого Никодим, «начальник Иудейский», приходивший ночью к Иисусу Христу (Ин. III, 1-2), преставился, плача над гробом св. Стефана. И его похоронил Гамалиил близ гроба первомученика. Затем и Гамалиил, приняв святое крещение вместе с сыном своим Авивом и пожив богоугодно некоторое время, скончался. Оба они были погребены в той же пещере, при Стефановом и Никодимовом гробе.
Из рассказов евангелистов видно, что Никодим был крайне робок; он не мог побороть своей робости даже при искреннем желании признать гласно и всенародно Того, Кого он сам признавал за Пророка. Но и эта робкая душа дала благой совет иудеям: не осуждать Христа, не услыхав от Него ничего и не рассмотрев дел Его. Потом св. Никодим упоминается евангелистом при снятии тела Иисуса Христа с креста. В течение жизни Иисуса он стоял на стороне, но теперь, в день Его смерти, сердце его исполнилось чувством сострадания и угрызения совести; он пошел ко кресту, неся с собой на погребение истинно царское по щедрости приношение: состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин. XIX, 39), коим и умастил полотно, купленное Иосифом Аримафейским. Св. Никодим пострадал от иудеев за веру во Христа, и апостольскую проповедь и был изгнан ими из Иудеи.
Знаменитый еврейский законоучитель Гамалиил, а вместе и учитель св. апостолов Павла и Варнавы, упоминается в книге Деяний апостольских, в главе 5, в стихах 34-40, где говорится, что он подал благоразумный совет синедриону относительно апостольской проповеди. Он сказал: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Он сам с сыном своим Авивом веровал во Христа и тайно был другом святым апостолам.
По прошествии многих лет, когда погибли мучители, гнавшие Церковь Божию, и настали дни царей христианских после обращения св. Константина Великого (память его 21 мая), обретены были, по Божию откровению, честные мощи святого первомученика Стефана и погребенных с ним богоугодных мужей Никодима, Гамалиила и Авива.
Они были обретены пресвитером Лукианом после такого видения. Ему явился в сонном видении некий святолепный старец, высокого роста, украшенный сединой, с продолговатой бородой, облеченный в белую одежду, украшенную златовидными изображениями крестов. В руке старец держал золотой жезл. Толкнув им в бок пресвитера, он три раза позвал его по имени. Затем сказал ему, чтобы он шел в Иерусалим и сказал архиепископу Иоанну, что нужно открыть мощи святых, так как в дни его святительства всем похороненным в пещере святым подобает быть явленными.
Пресвитер Лукиан, исполнившись ужаса, спросил явившегося к нему мужа – кто он. Тот ответил, что он Гамалиил, воспитатель и учитель апостола Павла, а с ним в пещере почивают мощи Никодима и Авива. Он также указал Лукиану место, где нужно искать их святые мощи.
Воспрянув ото сна, пресвитер воздал хвалу Богу и так помолился Богу: «Господи Иисусе Христе! Если это явление от Тебя, а не обольщение, то повели повториться ему до трех раз». После этого Гамалиил пришел к нему еще два раза, подробно разъясняя, как найти погребение, и как расположены в пещере гробы каждого из них.
После последнего видения пресвитер отправился поспешно в Иерусалим, где и сообщил архиепископу Иоанну о бывшем ему троекратном видении и повелении. Архиепископ прослезился от радости и попросил пресвитера отыскать в своей веси погребение.
Возвратившись в свою весь, Лукиан созвал благоговейных мужей и пошел с ними на ниву Делагаври. Одному из иноков было опять видение, в котором вновь явился Гамалиил и указал точное место расположения погребальной пещеры. Вход в пещеру оказался при дебри. Он был закрыт камнем с еврейской надписью Хелиил, т.е. рабы Божии. Сдвинув камень и войдя внутрь, они увидели выкопанные в стене гробы, расположенные так, как указал в видении Гамалиил.
Узнав об обретении св. мощей, архиепископ Иоанн с двумя епископами, Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским, поспешил к месту обретения мощей. Когда они открыли гроб святого первомученика Стефана, тотчас потряслась земля, и люди, достойные по жизни, услышали вверху голос ангелов, поющих: «слава в вышних Богу и на земле мир!» (Лк. II, 14). Благоухание от мощей святого исходило такое, какого никто из людей никогда не ощущал прежде. Много народа пришло с архиепископом из Иерусалима и окрестных селений. Среди пришедших находилось много больных, страдавших различными недугами – все они получили исцеление.
Вскоре архиепископ на том холме создал церковь во имя обретенных святых и положил в ней мощи Никодима, Гамалиила и Авива; мощи же святого архидиакона Стефана он торжественно перенес в Иерусалим и положил в церкви в святом Сионе.
В эти же времена один благородный муж, сенатор Александр, с женой Иулианией прибыл на поклонение святым местам из Царьграда в Иерусалим. Видев чудеса, совершавшиеся при гробе святого первомученика Стафана, Александр устроил в городе каменную церковь во имя его и усердно просил архиерея перенести в нее мощи св. Стефана. Тот исполнил эту просьбу. Спустя некоторое время Александр заболел в Иерусалиме смертным недугом и завещал с клятвой жене своей: пусть она устроит ковчег, подобный ковчегу первомученика, и в том положит его при мощах св. Стефана. Завещав это, он умер. Жена исполнила предсмертную волю мужа. И жила она в Иерусалиме при этой церкви, не желая разлучаться с умершим мужем: она верила, что он жив для Бога.
Однако ей постоянно докучал знатный начальник, добивавшийся ее руки. Через восемь лет после смерти мужа Иулиания решила вернуться в Царьград вместе с телом мужа. Она просила на это благословение архиепископа, тот согласился только после того, как ее отец исходатайствовал у царя это разрешение. Иулиания, открыв с благословением то место, где стояли оба ковчега с мощами ее мужа и св. Стефана, взяла ковчег с мощами святого вместо ковчега мужа. Так поступила Иулиания, как бы обманувшись, на самом же деле по изволению Божию и по желанию первомученика.
Возложив ковчег на колесницу, запряженную мулами, Иулиания отправилась в путь. Достигнув приморского города Аскалона, они нашли корабль, направлявшийся в Царьград, на котором и совершили плавание. Когда пристали к Халкидону, то решили пробыть здесь пять дней. Жителям города стало известно о мощах св. Стефана. Они устремились к кораблю, принося с собой недужных, и все больные получили исцеление.
Отплыв от Халкидона, корабль благополучно достиг Царьграда. Благочестивая Иулиания пошла к отцу и подробно сообщила ему все о мощах св. архидиакона Стефана. Затем они отправились вместе с отцом к царю и патриарху и им сообщили тоже, и все исполнились великой радости. При перенесении святых мощей с корабля во дворец царя происходили многие чудеса и исцеления больных. Когда шествие достигло «Константиновых бань», мулы внезапно остановились, и ничто не могло их сдвинуть с места. Все поняли, что св. Стефан пожелал быть положенным именно здесь.
Царь тотчас повелел на этом месте приступить к постройке церкви каменной, и в скором времени церковь по имя первомученика и архидиакона Стефана была построена. В нее и положили его честные мощи.
Блж. Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (1557). Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в декабре 1469 г. в Елохове. Когда мальчик подрос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Однажды один купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. «Сошьем такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек. В шестнадцать лет Василий начал свой подвиг юродства. В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий – человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Посещая корчмы, блаженный видел зерна добра в падших людях, подкреплял их лаской. Когда святой проходил мимо дома, в котором бурно веселились, то со слезами обнимал углы и говорил: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских». В 1547 г. он предсказал великий пожар Москвы, молитвой угасил пожар в Новгороде. Не боялся обличать св. Василий и сильных мира сего. Несмотря на невзгоды и лишения, св. Василий достиг глубокой старости и скончался 2 августа 1557 г. (в некоторых источниках – 1552 г.) в возрасте 88 лет. Свт. Макарий, митр. Московский, совершил погребение блаженного. К лику святых блж. Василий был причислен в 1588 г. В храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, был устроен придел во имя его. Почитание святого было столь велико, что храм этот получил второе, теперь более известное название – храм Василия Блаженного. Вериги, которые святой носил на теле, хранятся в Троице-Сергиевой лавре.
Прмч. Платон (Колегов) иеромонах (1937): Новомуч.
Сщмч. Стефан, папа Римский (257), и с ним сщмч. диакон Немезий и мчч. Люцилла, Симфрония, Олимпия, Екзуперия, Теодол, Бон, Фавст, Мавр, Примитив, Калимниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл, Феодор, Василий, Кастел, Гонорат, Тертуллин. Все они мученически скончались в царствование Валериана.
Священномученик Стефан, папа Римский, был современником св. Киприана Карфагенского. В это время был спор Римской Церкви с Африканской Церковью относительно кающихся еретиков. На соборах Африканских положено было принимать их в Церковь через повторное крещение; а Римская Церковь принимала только через возложение рук с покаянием. Впоследствии на соборах положено было, что еретиков, которые не крещены во имя Святой Троицы через трехкратное погружение, перекрещивать, а прочих принимать или через миропомазание, или только через покаяние и отречение от ересей. Св. Стефан боролся с ересью Новата, который учил, что еретиков вообще не следует принимать. Он крестил трибуна Немезия, исцелив его дочь Люциллу. Немезия и Люциллу за веру усекли мечом. Симфроний, эконом их, во время мучений от трибуна Олимпия, одним своим словом растопив золотого идола, обратил ко Христу трибуна с его женой Екзуперией и сыном Теодолом. Их всех троих сожгли. В это же время обезглавлены были 9 клириков святого Стефана. Наконец, император Валериан потребовал к себе и самого Стефана и приказал его обезглавить. Мощи священномученика почивают в Риме в церкви св. папы Сильвестра.
Блж. Василий Спасо-Кубенский (XV). Блаженный Василий был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды).
При раке с его мощами находились тяжелые железные вериги, шапка из железных полос и икона, на которой он был изображен во весь рост.
В 1774 г., когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника деревянная рака и образ святого на ней остались невредимыми.
Мч. Фока.
Св. Роман.
Св. Тарасий.
Ачаирская икона Божией Матери (XXI).