В 1919 г. по благословению Патриарха Тихона о. Роман организовал Братство ревнителей православия в честь святителя Алексия, митр. Московского. С этого времени для о. Романа начался особый период жизни, продолжавшийся более десяти лет, – духовного старческого окормления, воспитания прихожан в духе православия. Многие, благодаря чрезвычайным трудам протоиерея Романа, нашли путь к Церкви.
Богослужения в храме свт. Алексия совершались ежедневно утром и вечером. В то время в Церкви большим авторитетом пользовался старец протоиерей Алексей Мечев (память его 9 мая). Он очень уважал о. Романа за его ревностную углубленную работу, а когда сам лично побывал в храме свт. Алексия, сказал о. Роману: «У тебя стационар, а у меня только амбулатория».
Первое время о. Роман служил в храме один и весь труд богослужения, окормления паствы нес сам. В 1921 г. Патриарх Тихон рукоположил в сан священника духовного сына о. Романа Петра Степановича Степанова, которому было в то время пятьдесят пять лет, и назначил вторым священником. Другим помощником протоиерея Романа в двадцатые годы стал регент храма Сергей Владимирович Веселов, который также был рукоположен в сан священника. Отцу Сергию недолго пришлось быть помощником о. Романа. Вскоре после рукоположения врачи обнаружили у него заболевание крови, от которого он и скончался.
Чрезмерные труды, которые пришлось нести о. Роману в это время, подорвали его здоровье, и он стал часто и тяжело болеть. Но болезни, перемогаясь, переносил на ногах.
В конце 20-х годов власти стали преследовать семью священника, и духовный собор Высоко-Петровского монастыря, единодушно решил: чтобы избавить от преследований семью протоиерея Романа, ему необходимо оформить официальный развод. Подчинившись духовному авторитету наставников, супруги оформили развод.
В 1930 г. власти выселили священника из церковной квартиры. Стараниями духовных детей была выстроена небольшая дача в деревне Ольгино вблизи станции Железнодорожная, неподалеку от Москвы, куда о. Роман переехал жить, а семья его переехала в город Пушкино.
К этому времени жизнь в приходе, которым руководил протоиерей Роман, стала весьма заметным явлением. ОГПУ установило усиленный надзор за храмом свт. Алексия, ставя своей целью его закрытие. Среди членов общины оказались люди, которые были сломлены психологическим террором и угрозами сотрудников ОГПУ и согласились давать любые показания. На аресте священника настаивал и бывший председатель революционного совета в Севастополе Докукин, который к тому времени переехал в Москву (впоследствии он стал заведующим кафедрой общественных наук в одном из институтов).
Власти приступили к проведению очередной кампании по закрытию храмов и арестам священнослужителей. Отец Роман чувствовал, что на этот раз арест не минует и его. 16 февраля 1931 г. ОГПУ арестовало протоиерея Романа и около тридцати членов братства свт. Алексия.
Вскоре после ареста священника и прихожан храм был закрыт и разрушен. Сразу же после ареста начались допросы. Арестованные держались мужественно, показав себя твердыми в вере и благородными в ответах. Если отвечали, то лишь о религиозной жизни прихода, которая была далека от, какой бы то ни было, политической деятельности.
У властей не было никаких данных о контрреволюционной деятельности священника. Арест о. Романа обосновывался тем фактом, что священник, несмотря на гонения на Церковь и вопреки очевидно враждебному отношению властей к православию, проводил активную церковную деятельность, научая их быть сознательными последователями Христа и просвещенными исповедниками веры. Отец Роман и арестованные члены общины были заключены в Бутырскую тюрьму. Следствие было завершено через два месяца, и 26 апреля 1931 г. было составлено обвинительное заключение, в котором о. Роман и прихожане храма свт. Алексия обвинялись в том, что они являлись «членами контрреволюционной организации… проводились нелегальные собрания под руководством Медведя, на которых велась работа по воспитанию членов организации в антисоветском духе. …Из числа особо активных участников организации Р.И. Медведь организовал орден “тайных монахов”. …Все остальные обвиняемые обвиняются в том, что они были активными участниками контрреволюционной организации “Братство ревнителей православия”, посещали нелегальные собрания и вели антисоветскую агитацию».
30 апреля 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила двадцать четыре члена общины храма свт. Алексия к различным срокам заключения и ссылки; 10 мая того же года протоиерей Роман был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь.
2 июня состоялось свидание с родственниками, на следующий день протоиерей Роман был отправлен в один из лагерей Беломорско-Балтийского управления и 9 июня прибыл в город Кемь. С этого времени между ним и его духовными детьми в течение многих лет могла существовать лишь переписка (не более одного письма в месяц), которая велась через его дочь Ирину.
В 1932 г. она получила разрешение увидеть отца. И вот, пятнадцатилетняя Ирина, сопровождаемая матушкой, отправилась к нему. Отец Роман отбывал срок в системе Боломорканала; работал сторожем, потом счетоводом. В ноябре 1932 г. они достигли Попова острова, где в то время находился о. Роман. Условия жизни заключенных были жуткими, спали они на голых нарах, без матрацев. Батюшка под арестантскую одежду для тепла подкладывал две подушки – спереди и сзади.
Анна Николаевна и Ирина пробыли там три дня, больше оставаться не разрешили. Возвращаясь, видели разные ужасы. Много лет перед глазами Ирины Романовны стояла картина: часовые везут по льду большие сани, на которых штабелем сложены замороженные трупы заключенных.
Через некоторое время о. Романа переводят еще северней – на станцию Кузма. В лагере он переписывается со своим духовником, архиепископом Варфоломеем (Ремовым).
Из ссылки возвращается о. Роман совершенно больным, в 1937 г. Его отпустили чуть раньше срока – умирать домой, не разрешив селиться в больших городах. На Ленинградском вокзале его встречали матушка, дочь и несколько духовных чад. Прописку дали в Волоколамске. Отец Роман почти сразу же уехал в Черкассы к старому другу. 25 мая он сломал шейку бедра правой ноги. Дали телеграмму матушке, она срочно приехала и перевезла его в Малоярославец. Состояние было критическим – тяжелая форма туберкулеза, сложный перелом, очень ослабленный организм.
Во второй половине августа 1937 г., чувствуя приближение смерти, о. Роман изъявил желание принять монашеский постриг. Игуменом Митрофаном он был пострижен в мантию, с именем Иосиф.
Пока батюшка был жив, протоиерей Зосима, служивший в Малоярославце, причащал о. Романа практически каждый день.
Незадолго до смерти о. Романа к нему пришли из НКВД, чтобы снова его арестовать. Батюшка уже не вставал, только что у него случилось кровохарканье. Анна Николаевна, чтобы предотвратить арест, сказала: «Забирайте, он вот-вот умрет, не надо будет его хоронить». Арестовывать умирающего пришедшим не захотелось.
8 сентября 1937 г. о. Роман утром причастился, а в семь часов вечера его не стало. В тот же день Господь призвал еще двух его сподвижников, сосланных в Малоярославец, – игуменью Елену и игумена Агафона.
На третий день о. Зосима совершил отпевание. Похоронен был отец Роман на городском кладбище.
Мч. Адриан, сын царя Проба (320). Пострадал при Ликинии.
Прп. Тифой Фиваидский (IV-V). Ученик Пахомия Великого (память его 15 мая).
Прмч. Адриан Ондрусовский (1549). В миру Андрей Завалишин, был царедворцем вел. князя Иоанна III Васильевича. Он жил в своем родовом селении Обонежская Пятинь, близ Ладожского озера, управляя этим краем. Однажды, охотясь в лесах, он наткнулся на отшельническую келью прп. Александра Свирского (память его 30 авг.), который подвизался там уже семь лет, не видя лица человеческого. Андрей глубоко полюбил преподобного и стал часто его посещать. По его благословению боярин поступил в Валаамский монастырь, а затем, по благословению Валаамских старцев, поселился в уединении на восточном берегу Ладожского озера. Через несколько лет он соорудил там две церкви: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и свт. Николая. Собрав братию, основал Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Ондрусовским, по имени основателя (на местном наречии «Ондрус», значить «Андрей»). В 1549 г. старец Андрей был в Москве и вместе с прп. Геннадием Костромским (память его 23 янв.) был восприемником царевны Анны, дочери царя Иоанна IV. Но на обратном пути 15 мая 1550 г. они были мученически убиты злодеями, которые хотели захватить царские дары. Никто из братии не знал того места, где они были убиты, однако через два года к старцам обители явился прмч. Адриан и велел инокам запрячь белого коня и идти за ним. Старцы так и сделали. Белый конь привел их к месту, где под грудой мха было тело преподобного. Погребен он был возле церкви свт. Николая, а позже на его могиле воздвигли храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, где угодник Божий почивал под спудом.
Память ему празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Прп. Адриан Угличский (XVI). Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Мчч. Аттик и Сисиний и прп. Ивистион.
Псково-Печерская икона Божией Матери, именуемая «Умиление» (1524). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в Успенском Печерском монастыре.
Икона считается списком с иконы Божией Матери «Владимировская» и относится к иконописному типу Елеуса. Считается, что икона была написана неким иеромонахом Арсением в 1520 году и принесена в Псково-Печерский монастырь купцами Василием и Феодором примерно в это же время. Игуменом обители в то время был преподобный Корнилий (память его 20 февраля). В 1524 году во Пскове и окрестных землях появились сообщения о чудесных исцелениях, приписываемые иконе.
Вскоре после открытия в 1472 г. пещеры в горе, положившей начало возникновению монастыря, неким священником была устроена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. По освящении церкви перед иконою «Успения» была исцелена одна слепая женщина. В 1524 г. в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона «Успения», которая, по сказаниям летописи, прославилась великими чудотворениями в Пскове и в Новгороде. Обе эти иконы ознаменовали себя спасением города во время нашествия на Псков короля польского Стефана Батория в 1581 г. Когда узнали, что Баторий идет на Псков, то, по распоряжению архиепископа, иконы «Успения» и «Умиления» были принесены в город.
26 августа поляки обступили Псков и готовили приступ на углу крепости при Покровском монастыре. Накануне приступа некий благочестивый старец-слепец Дорофей удостоился чудесного видения. Он видел идущий от Печерской обители к Пскову необыкновенный свет в виде столба и в этом свете Пречистую Богородицу, Которую поддерживали свв. прпп. Антоний Киево-Печерский и Корнилий, игумен Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица стала на городской стене. Тут благоговейно предстали перед Нею святые угодники псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот пришла на вас беда великая!» Тогда святые стали молиться Ей со слезами за псковитян, и Пресвятая Богородица, обращаясь к Дорофею, сказала: «Пойди скорее к воеводам, Печерскому игумену и к народу в соборе Св. Троицы и скажи, чтобы все они усерднее, со слезами, молились Богу о своих грехах, чтобы принесли Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и отсюда стреляли бы из пушек по королевским шатрам. Сама Я буду молиться Сыну Своему и Богу о прощении их грехов и о небесной помощи». Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, то так и сделали, как повелела Пресвятая Богородица. Неприятель сделал приступ, пробил городскую стену, но был отбит. Тогда Баторий хотел, было, ограбить Печерский монастырь. И здесь поляки сделали пролом в монастырских стенах, но были отбиты помощью Небесной Заступницы. С тех пор, в память избавления Пскова от нашествия Батория, ежегодно, в седьмую Неделю по Пасхе, совершался крестный ход с чудотворною иконою из Псково-Печерского монастыря в город.
В благодарность за спасение города царь Иоанн Грозный обложил чудотворную Псково-Печерскую икону золотом и устроил для нее серебряный киот. Печерские иноки, в воспоминание избавления своего от Батория, дали обет ежегодно ходить с образом по Псков крестным ходом.
В 1812 г. при нашествии французов, Псково-Печерская икона, по желанию псковских граждан, принесена была в Псков для совершения крестного хода около городских стен. В память избавления Пскова от Наполеона установлено празднество иконе 7 (20) октября.
Святой образ и поныне остается одной из главных святынь Свято-Успенского Печерского монастыря в городе Печоры Псковской области. Празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери установлено 21 мая; 23 июня; 26 августа; 7 октября и в Неделю 7-ю по Пасхе.