25 августа / 7 сентября
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Прмч. Моисея (1931); сщмч. Владимира пресвитера (1938).
Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, патриарха Цареградского (536-552).
Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа).
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). После страдальческой кончины святого ап. Варфоломея (память его 11 июня), которую он принял за Христа от нечестивцев в армянском городе Албане, верующие приняли честное тело его и положили его в том же городе в оловянном ковчеге. От мощей святого стали совершаться чудеса, болящим подавалось исцеление. По этой причине многие из неверных обратились ко Христу. Слуги же дьявола, жрецы нечестивые и жестокие, видя это, возненавидели честные мощи апостола, взяли этот ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь утопить в глубине морской. Также они поступили и с другими четырьмя ковчегами с мощами святых мучеников, как полагают, Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но все ковчеги не утонули, а плавали на поверхности моря и приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через море Эгейское и Ионийское, и достигли Сицилии. Оставив Сиракузы, они приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег апостола пристал к берегу, а прочие ковчеги разделились и поплыли, по Божественному изволению, каждый в свою сторону: Папинов ковчег – в Сицилию, Лукианов – в Мессинию, Григориев – в Калабрию, Акакиев – в город Аскалус. Обо всем этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.
Этот епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами апостола, преисполнился радости вместе с прочими. Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами св. апостола, не только не потонул в воде, но переплыл столь далекий путь морской. И прославили они величие Божие.
Взяв святой ковчег с мощами апостола, они торжественно понесли его с пением псалмов в церковь. И истекло миро от святых мощей апостола, которым подавалось врачевание болезней.
Честные мощи апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца (829-842). Затем агаряне, по попущению Божию за грехи людские, взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно слышавший о чудесах апостола Христова, воспламенился теплой верой к святому, поэтому позвал из города Амалфии моряков и уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи св. ап. Варфоломея, пообещав достойно вознаградить их за это. Так они и сделали. Когда князь Сикард узнал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи. Честные мощи святого были приняты с радостью. Потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав это событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От этих честных мощей подавалось одержимым различными болезнями исцеления.
Ап. от 70-ти Тит, еп. Критский (I). Апостол Тит происходил из языческой семьи. Когда ему исполнилось 20 лет, голос во сне дважды советовал ему читать еврейские книги. Тит изучил этот язык и стал читать пророка Исайю и другие пророческие книги. Из них он поняла ничтожность язычества, и познал истинного Бога. В это время до критян дошли слухи об учении и чудесах Христовых. Тит направился в Иерусалим, где он увидел Иисуса Христа, уверовал в Него, всем сердцем принял его учение и стал Его учеником. Впоследствии апостол Павел полюбил Тита. После Пятидесятницы святой Тит сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Он был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен святым апостолом Павлом во епископа Критского.
Святой Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников Христовой верой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Обратив к Истинному Богу многих жителей Крита и окрестных стран, апостол мирно скончался в городе Гортине на 94 году от рождения.
Прмч. Моисей (Кожин) (1931): Новомуч. Священномученик иеромонах Моисей (Кожин, †25.08/7.09.1931) еще в молодости посвятил свою жизнь Богу, приняв постриг на Соловках, после закрытия обители большевиками был священником села Оленица, пострадал в страшных советских лагерях.
Память его празднуется также 15/28 декабря вместе с Собором Кольских святых.
Сщмч. Владимир (Мощанский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 г. в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский, служил сначала в Заборовье, а последние годы своей жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Мать, Анна, была дочерью священника, служившего в городе Старице. Она рано осталась вдовой. Будучи очень набожной, она кормила всех бедных и нищих, и, когда умерла, все они пришли ее хоронить, и тогда стало видно, сколь многим она благодетельствовала.
Владимир Дмитриевич окончил Тверскую Духовную семинарию. Женился на дочери священника Иоанна Дмитриевского, Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда Тверской губернии. У о. Владимира и Евдокии Ивановны родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив о. Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала ее незамужняя сестра Александра Ивановна.
Следующим местом служения о. Владимира был Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда, куда он был рукоположен иереем. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. В этом селе о. Владимир служил до гонений от безбожных властей.
За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее – его доброе сердце никому не могло отказать.
Жизнь о. Владимир проводил молитвенную и постническую.
В 1924 г. власти закрыли храм в селе Спасском и конфисковали церковный дом, в котором жил о. Владимир с семьей. Было совершено последнее богослужение, во время которого храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход – шли тридцать километров пешком. Из Кашина о. Владимир переехал в Вышний Волочек и поселился в доме своего отца, к тому времени уже умершего.
Гонения все усиливались, и дети о. Владимира стали просить его, чтобы он не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями, как для него, так и для них. Но о. Владимир не согласился. В Вышнем Волочке он служил в Зимнем соборе и ходил по городу в рясе. В то время в городе были открыты все церкви. Почти каждый день священник был в храме. Только в последнее время, когда возраст стал подходить к семидесяти годам, и подступили болезни, ему приходилось оставаться в будние дни дома.
Отец Владимир воспитывал внучку Ольгу, которая переехала к нему после смерти матери, когда ей было восемь лет. Первое время он обучал ее сам по всем предметам.
Когда здоровье о. Владимира не позволяло ему служить, он приходил в храм молиться, крестил младенцев, отпевал покойников, служил панихиды на Пятницком кладбище, где в Ильинской церкви служил когда-то его отец, и где за алтарем было семейное захоронение Мощанских.
Пришло время беспощадных гонений 1937 г. Перед праздником Сретения, 13 февраля 1938 г., около его дома остановилась машина, откуда вышли трое сотрудников НКВД. Они предъявили документ на обыск и арест; переворошили письменный стол и все вещи; забрали пять рублей серебром советских денег, один бумажный николаевский рубль, шесть столовых, четырнадцать чайных серебряных ложек, карманные часы с цепочкой, золотой браслет, золотой крестик крестильный и наперсный серебряный крест. В тюрьме врач обследовал состояние здоровья семидесятидвухлетнего священника и выписал справку: склероз сердца, старческая дряхлость.
В самый день ареста следователь допросил некую свидетельницу, которая охарактеризовала о. Владимира как служителя культа, враждебно настроенного по отношению к советской власти, привела ряд, якобы имевших место быть с его стороны высказываний антисоветской направленности.
На следующий день следователь допросил заведующего конторой Союзутиль, который также утверждал о «контрреволюционной настроенности» священника, проводившего в открытой форме антисоветскую агитацию среди жителей города.
В тот же день сотрудник Вышне-Волоцкого НКВД допросил священника и предъявил ему обвинение в ведении контрреволюционной антисоветской деятельности. Виновным себя в этом тот не признал.
16 февраля следователь продолжил допрос «дежурных свидетелей». Как почти всегда в таких случаях бывает, свидетелем был обновленческий священник, который также показал о ведении о. Владимиром контрреволюционной агитации, о нелегальном участии им в церковных службах и в крещении младенцев, о его резких высказываниях против обновленцев.
19 марта сотрудник НКВД вновь приступил к допросу о. Владимира, продолжая обвинять его в контрреволюционной агитации, основываясь на показаниях «дежурных свидетелей». Поскольку священник отрицал все эти обвинения, его стали выводить на очные ставки с «дежурными свидетелями». Он по-прежнему отрицал свою виновность, и показания лжесвидетелей не подтверждал.
27 апреля был составлено обвинительное заключение и принято решение передать дело в суд для заслушивания его в закрытом заседании. После повторного заслушивания показаний лжесвидетелей судьи вынесли приговор престарелому священнику – семь лет заключения с последующим поражением в избирательных правах на три года.
Отец Владимир подал жалобу, прося пересмотреть несправедливый приговор. На время, пока суд рассматривал жалобу, о. Владимира вернули в Вышневолоцкую тюрьму. Все камеры были переполнены, заключенным почти круглосуточно приходилось стоять, и даже на полу не было места прилечь. Состояние здоровья о. Владимира становилось все хуже и хуже.
16 августа 1938 г. Специальная Коллегия Верховного суда, рассмотрев дело, постановила, что приговор подлежит отмене из-за обнаружившихся недостатков в его оформлении. Дело передается в тот же суд со стадии судебного следствия.
Администрация тюрьмы не улучшила положение священника, оставив его в общей камере. Не вынеся тяжелых условий заключения, протоиерей Владимир Мощанский скончался 7 сентября 1938 г.
Александра Ивановна не знала, что о. Владимир скончался, и еще несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти о. Владимира его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шел, чтобы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью, так что он совсем потерял сон. И вот на рассвете девятого дня с момента кончины о. Владимира, едва рассеялись сумерки, он пошел по улице в сторону кладбища. Он не знал адреса его близких, но непроизвольно, по внушению Божию, остановился перед домом священника и постучал в окно. Александра Ивановна открыла форточку и спросила, что ему нужно? «Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилку».
Свтт. Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген исп., еп. Каррийский (IV). По кончине императора Константина (306-337) в Римской империи богохульная ересь Ария весьма усилилась. В царствование Валента (364-378), когда правоверные архиереи изгонялись с престолов своих, а на их места поставлялись еретики, в городе Едессе был епископом Варсис – муж правоверный и святой, имевший дар исцелять всякие болезни в людях. Он с усердием противостал ереси Ария. Злочестивый царь Валент, изгнал его с престола и послал в заточение первоначально на остров Арад, но, узнав, что там к святому епископу Варсису приходит много народа и все слушают его правоверное учение, Валент переслал его оттуда в Оксиринф, город египетский. Но когда святой прославился и здесь чудесами и учительством своим, то Валент снова переслал его в еще более отдаленный город Фенон, находившийся близ обитания варваров. Здесь и скончался святитель и исповедник Христов.
Изгнав его с престола Церкви Едесской, нечестивый царь возвел вместо него волка по имени и нравом, так как того суетного архиерея звали Лупус, что по-латыни (lupus) означает «волк». Таким образом, вместо истинного пастыря, в стадо Христово вошел волк хищный в овечьей одежде архиерейства.
Не желая вступать в общение с тем лжепастырем, еретиком, правоверные граждане города того выходили в поле, собирались на открытом месте и совершали здесь служение Богу, ибо все храмы были затворены для них, так как ими владели ариане.
Случилось царю, выехавшему из Антиохии, прибыть в Едесс, где он узнал, что правоверные христиане гнушаются нечестия арианского и собираются вне города для молитвы. Царь разгневался за это на епарха едесского Модеста и даже ударил его по ланите. Потом он приказал ему приготовить вооруженных воинов и вывести их на место молитвенного собрания народного, чтобы посечь, предать смерти и разогнать христиан.
Епарх, щадя неповинный народ, известил тайно о том правоверных, но они, вместо того, чтобы убояться, преисполнились еще большей ревности, и, встав рано утром, вышли за город вместе с женами и детьми своими к обычному своему месту собрания.
Епарх, узнав о том, приказал воинам возвратиться обратно, затем пошел к царю и сказал ему, что не может выполнить его приказания, так как правоверные христиане сознательно ищут мученической смерти. Он также сказал, что народ Едесский невозможно принудить к общению в вере с епископом.
Епарх убедил царя в бессмысленности избиения народа, так как это приведет к прославлению мучеников и к вечному стыду и осмеянию их мучителей. Тогда царь приказал не притеснять народ, но брать на истязания лишь иереев, диаконов и прочих клириков, не желавших иметь общения с епископом арианским.
После этого епарх позвал к себе весь духовный чин Едесский, содержавший правоверие, начал их увещевать повиноваться приказанию царскому и войти в общение с епископом Лупусом. Но все молчали. Тогда он обратился к старейшему пресвитеру Евлогию с вопросом, почему он чуждается веры царской и не входит в общение с теми, кто входит в общение с царем?
Но святой старец Евлогий и иже с ним все прочие пресвитеры исповедали свою веру во Христа, Бога истинного, и выразили готовность положить души свои за это.
После этого епарх, по повелению царскому, взял восемьдесят мужей духовного чина, заключил их в оковы и послал на заточение во Фракию. Но навстречу им собирался со всех сторон народ и оказывал им почести и снабжал всем необходимым.
Тогда царь приказал разделить арестованных христиан по двое и послать их в разные страны, кого во Фракию, кого в Аравию, кого в Египет и в другие страны. Блаженный старец Евлогий, а вместе с ним и другой честный пресвитер Протоген, были отведены в фиваидский город Антиной. Здесь святые пребывали немалое время, исцеляя болезни в людях и обращая ко Христу язычников.
Когда нечестивый царь Валент погиб, и скипетр восточного царства принял благочестивый Феодосий, ересь арианская устыдилась и стихла. Выжившие исповедники Христовы, бывшие в изгнании, получили свободу и возвратились в отечество свое, а архиереи православные снова получили свои престолы. Святые пресвитеры Евлогий и Протоген также возвратились в Едесс. Так как св. Варсис уже отошел ко Господу в изгнании, то Евлогий был поставлен епископом города Едесса. Протоген же был поставлен епископом в месопотамский город Каррию. Оба святителя украшали Церковь Христову словом и житием до самой кончины своей во второй половине IV века от Р.Х.
Свт. Мина, патриарх Константинопольский (536-552). В царствование Юстиниана I-го (527-565) св. Мина был пресвитером и питателем странников в Странноприимнице св. Сампсона (память его 27 июня). После того как патриарх Анфим был низложен с престола за еретическое мудрствование, св. Мина, как муж правоверный и достойный высокого сана, был возведен на патриаршество св. Агапитом, папой Римским.
Во время патриаршества св. Мины в городе Константинополе случилось такое чудо. Некий отрок еврейский вошел вместе с детьми христианскими в храм и принял причащение Святых Таин. Когда он пришел домой, отец спросил его, где он был. Он рассказал ему всю правду, что был в храме христианском и принял причащение. Услышав это, отец-еврей весьма разгневался и, взяв ребенка, бросил его в разожженную печь, при помощи которой выделывал стекло, но жене своей не сказал ничего.
Между тем мать с плачем везде искала своего сына. Наконец, подойдя к печи, она услышала в ответ на свой зов отклик сына из печи и с трудом извлекла его оттуда. Она спросили его, как он смог не сгореть в ней. Отрок ответил, что к нему часто приходила некая Жена пресветлая, охлаждала огонь и давала ему воду.
В скором времени весть о сем чуде прошла по всему городу. Об этом чуде узнал царь Юстиниан и патриарх Мина. После этого упомянутого отрока крестили вместе с матерью, отца же его, как детоубийцу казнили смертью.
Св. Мина пас Церковь Христову шестнадцать лет и потом преставился ко Господу.
Свтт. Иоанн Каппадокиец (520) и Епифаний (535), патриархи Константинопольские.
Св. Синклитикия.
Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа). Среди сонма Божиих угодников, прославленных Русской Православной Церковью, большую известность и почитание приобрели святые, просиявшие в пределах земли Московской. Все виды подвигов, известных церковной истории, были явлены Московскими подвижниками, среди которых есть святители, миссионеры-апостолы, священномученики, мученики, преподобные, благоверные князья, святые праведные, блаженные и Христа ради юродивые.
В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование в честь Собора Московских святых в воскресенье перед 26 августа / 8 сентября. В список Московских святых были включены тогда 89 имен; за истекшие годы этот список пополнился. В месяцеслове ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО КАЛЕНДАРЯ за 2010 год приведено уже 543 имени (главным образом, за счет включения в него имен новомучеников и исповедников XX века).