9/22 августа
Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых. Прмц. Маргариты (1918).
Мч. Антония Александрийского. Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).
Апостол Матфий (ок. 63). Святой апостол Матфий был родом из Вифлеема, из колена Иудина, получил воспитание под руководством святого Симеона Богоприимца.
Он входил в число учеников Господа Иисуса Христа из 70-ти апостолов, а после Вознесения был по жребию избран в число 12 апостолов вместо отпавшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие во многих странах, в том числе и в Иудее, Эфиопии Понтийской (Западной Грузии), Македонии, и многих обратил ко Христу. Проповедуя, он творил множество чудес: исцелял слепых, хромых, прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал умерших. Жизнь его неоднократно подвергалась смертельной опасности, но Господь хранил святого для продолжения проповеди христианской веры.
Вернувшись в Иудею, святой апостол Матфий не переставал обращать своих соотечественников ко Христу. Это вызвало ненависть к нему первосвященников и старейшин. Гонитель христиан первосвященник Анан старался выставить Христа и Его учеников развратителями народа и изменниками отечеству. Но апостол Матфий на основании пророчеств с очевидностью доказал, что Христос есть обещанный Мессия. Тогда его около 63 года по Рождеству Христову привели на суд синедриона, обвинили в богохульстве, приговорили к смерти и побили камнями, а в угоду римлянам уже умершему апостолу отрубили голову мечом.
Собор Соловецких святых. Празднование собора установлено в 1993 году. В этот день Церковь прославляет святых отцов, подвизавшихся и просиявших в Соловецкой обители. Один из них, прп. Андрей Соловецкий († после 1606), трудился на Сосновой солеварне при монастыре. В 1575 г. преподобный скрылся в глубь острова, ископал себе пещеру и поселился в ней. Пустынник испытывал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслами боролся, как с лютыми зверьми», не раз хотел вернуться в обитель, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Наконец, когда Андрей принимал твердое решение не покидать пустынь, то «тихий прохладный и теплый ветер, благорастворенный воздух и солнце светло сияющее» успокаивали подвижника. Через три года преподобному явился Ангел и благословил принимать в пищу траву, а воду велел брать из озера. Пустынник прожил еще 28 лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует житие, преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, который, заблудившись, обнаружил пещеру Андрея и видел «два корытца, в одном была трава намочена, в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иеромонаху Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг был весь, возрастом средний, скудобород, тело же его черно, как земля, и сухо, как мертвеца». В монастыре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов.
Прмц. Маргарита (Гунаронуло) игумения (1918): Новомуч. Указом Священного Синода (от 18 января 1917 г.) настоятельницей Пророко-Ильинского женского монастыря г. Мензелинска Уфимской епархии была назначена монахиня общины «Отрада и Утешение» Московской епархии Маргарита (Гунаронуло) с возведением ее в сан игуменьи.
Мирское имя матушки Маргариты – Мария Михайловна Гунаронуло. По воспоминаниям бывшего товарища обер-прокурора Священного Синода князя Н.Д. Жевахова Мария Михайловна являла собою воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу.
До принятия иночества проживала Мария Михайловна в Киеве. Духовником ее был протоиерей Александр Корсаковский, настоятель Киево-Георгиевской церкви, в приходе которого она жила.
В ней имелись те редкие качества, которые отличают только подлинных христиан: отсутствие половинчатости, компромиссов с совестью, любовь к ближнему. Такие люди, все отдающие другим и ничем не пользующиеся со стороны, всегда одиноки.
Пришел момент, когда заветная мечта Марии Михайловны исполнилась. Она приняла иноческий постриг с именем Маргарита и стала насельницей подмосковной обители Графов Орловых-Давыдовых «Отрада и Утешение», где игуменией была престарелая графиня Орлова-Давыдова. Этот период жизни для Маргариты был тяжелым испытанием, потребовавшим большого мужества, терпения и смирения.
В 1916-1917 гг. князь Н.Д. Жевахов был назначен товарищем обер-прокурора Священного Синода. С его помощью 18 января 1917 года и вышел указ о назначении монахини Маргариты настоятельницей монастыря. Возведение ее в игуменский сан происходило в Москве в присутствии Великой Княгини Елизаветы Федоровны, чрезвычайно полюбившей матушку. С напутствиями и благословениями отправилась игуменья Маргарита к месту своего служения. Переезд был трудным, прибыла новая настоятельница в обитель в конце 1917 года.
Пророко-Ильинский нештатный общежительный монастырь был одной из крупнейших обителей епархии. Основание ему положено было около 1840 года вдовами и сиротами, поселившимися у кладбищенской церкви пророка Божия Илии г. Мензелинска, расположенного на северо-западе Уфимской губернии. Образовавшаяся, таким образом, община была принята в 1855 году под покровительство духовного и гражданского начальства, а в 1860 году обращена в монастырь.
Предшественницы матушки Маргариты – игумении Евгения, Филарета и Нина – оставили ей хорошо налаженное монастырское хозяйство. Монахини трудились в гостинице для паломников, монастырской фотографии, иконописной, столярной, портняжной, чеботарной и переплетной мастерских, а также в просфорной, трапезной, хлебной. Всего в обители к 1917 году проживало 50 монахинь и 248 послушниц.
В смутное время начала свое общественное служение матушка Маргарита. Докатилась и сюда революционная волна. Очередное краткое упоминание о ней имеется в «Постановлении Уфимского Епархиального Собрания августовской сессии 1918 года».
Собрание начало работу после освобождения Уфы от большевицкой власти. В первый же день по представлению Председателя епископа Андрея (Ухтомского) Епархиальное Собрание приняло в свой состав с правом решающего голоса «представительницу от Женских Монастырей Епархии игумению Маргариту…». Ко времени революции в Ефимской епархии было 18 монастырей, из них 12 женских.
Владыка Андрей выбрал матушку Маргариту, вероятно, видя в ней особую горячую и искреннюю любовь к Богу, к Матери-Церкви, готовность нести новых и тяжких забот, выпавших на долю всей епархии в гражданскую войну. Архипастырь, всецело преданный делу Церкви, за которую принял мученическую кончину, всегда ценил людей, способных к ревностному служению, духовному горению, старался вовлекать их в активную епархиальную жизнь.
Господь сподобил свою праведницу венца мученичества за веру. Игуменья Маргарита была расстреляна в монастырском храме. Гибель матушки, вероятно, относится к поздней осени 1918 года, когда шли тяжелые бои за г. Мензелинск. Ворвавшись в город 21августа, большевики устроили форменную резню не сочувствующей им интеллигенции. Число расстрелянных 21-22 августа достигло 150-200 человек.
О гибели игумении Маргариты известны такие подробности. Ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игумения не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе пьяных и вооруженных до зубов большевиков и кротко сказала им: «Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к которому всю жизнь свою стремилась. Вы только ускорите мою встречу с Господом. Но я хочу терпеть и страдать в этой жизни без конца, лишь бы только вы спасли свои души. Убивая мое тело, вы убиваете свою душу. Подумайте над этим». В ответ на эти слова посыпалась площадная брань и требование открыть храм. Игуменья наотрез отказала, а большевики, пообещав завтра утром убить ее, ушли.
После их ухода, заперев на запор церковную ограду, игумения Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм Божий, где они провели всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастились. Не успела игумения выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. Увидев направленное на нее оружие, игумения Маргарита громко воскликнула: «Слава Тебе Господи!», и замертво упала на пол.
Преподобномученица игумения Маргарита (Гунаронуло) прославлена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.
Прп. Псой Египетский (IV). Ученик Пахомия Великого (память его 15 мая). Подвизался в Египте.
Прп. Самуил, пресвитер Едесский (V-VI).
Обновление (освящение) храма 40 мчч. Севастийских в Константинополе (V-VI).
Мчч. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария Патрикия, Григорий протоспафарий и два юноши, за икону Христа пострадавшие (730). Вступив на престол греческого царства, император Лев III Исаврянин (716-741), по прозванию Конон, воздвиг гонение на Церковь Божию, насаждая новую ересь – иконоборчество. Он приказал выбрасывать из храмов и жилищ святые иконы и уничтожать их. Не разделявших его еретических заблуждений или ссылал в крайние пределы государства или подвергал различным мучениям, даже убивал. Он сверг с нечестием и побоями святейшего Патриарха Константинопольского Германа (715-730) за то, что тот противился его распоряжениям. На место свергнутого Патриарха был возведен еретик Анастасий (730-754). В это время многие благочестивые христиане восстали против ереси, за что и приняли мученический венец. Среди них и поминаемые в этот день мчч. Иулиан, Маркиан и прочие иже с ними. Их страдание началось по следующему поводу. В Константинополе со времен Константина Великого существовали ворота, известные под названием Медных, над которыми издавна находился медный образ Спасителя. Этот образ нечестивый царь и патриарх приказали снять. Приставили лестницу, по которой и начал подниматься один из воинов. Это возмутило чувства собравшейся у ворот громадной толпы народа. Некоторые из них схватили лестницу и сбросили ее вместе с воином на землю, предав его смерти. Узнав об этом, царь послал против народа воинов с обнаженными мечами, которые умертвили множество мужчин и женщин, старых и молодых. Наиболее же знатные почитатели икон, находившиеся среди народной толпы, были взяты живыми. Их имена: Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фотий, Петр, Леонтий. После жестокого наказания палками, они были ввернуты в темницу, где находились в узах до восьмидесяти дней, терпя нещадные побои: каждому из них ежедневно полагалось по пятьсот ударов. Но укрепляемые силою Христовой, святые мученики мужественно переносили все. Видя это, мучитель велел сначала обжечь раскаленным железом их лица, а потом вывести на площадь и убить мечом. Вместе с ними за благоговейное почитание икон была усечена одна знатная женщина, по имени Мария Патрикия, и другие. Тела святых мучеников были брошены в морскую пучину. Ранее упомянутых мучеников приняла мученический венец за то же самое и прп. Феодосия черноризица (память ее 29 мая).
Блгв. царица Ирина (803).
Прп. Макарий Оредежский (1532). Преподобный Макарий был учеником прп. Александра Свирского (память его 17 апр., 30 авг.). На реке Оредеж, у Ладожского озера, он основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святые мощи прп. Макария почивали в церкви созданного им, но упраздненного впоследствии, Оредежского монастыря на Ладожском озере. Церковь эта стала приходской. Место подвижничества преподобного находится ныне в Санкт-Петербургской епархии.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Мч. Антоний Александрийский. Святой мученик Антоний был родом из Александрии, веровал во Христа и проводил богобоязненную жизнь. Его схватили и привели к начальнику города. На допросе он объявил себя христианином, и смело стал проповедовать о Христе, как об истинном Боге. За это он был повешен на дереве, и его стали строгать по телу железными орудиями, но он не отрекся от Христа и сопротивлялся мучителям, вследствие чего был осужден на сожжение огнем.
После кончины святого мученика (время неизвестно) тело его было найдено неповрежденным.