12/25 августа
Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306). Прмчч. Белогорских: Варлаама, Сергия, Илии, Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония, Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия, Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена, Аркадия, Евфимия, Маркелла, Иоанна, Иакова, Петра, Иакова, Александра, Феодора, Петра, Сергия и Алексия (1918); сщмч. Василия пресвитера (1918); сщмчч. Леонида, Иоанна и Николая пресвитеров (1937).
Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона.
Мчч. Фотий и Аникита и многие с ними Никомидийские (305-306). Святые Аникита и его племянник Фотий были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклетиана (284-305), объявившего гонения на христиан. Его подвергли мукам, но чудесным образом Господь сохранил Своего исповедника: даже дикий лев, выпущенный на него, сделался кроток и ласкался к мученику.
Святой Фотий, наблюдавший за страданиями своего дяди, приветствовал его и также обличил императора. Обоих мучеников содержали в темнице и, наконец, предали сожжению в раскаленной печи вместе со многими другими страдальцами.
Прмчч. Белогорские: Варлаам (Коноплев) архимандрит, Антоний (Арапов) игумен, Сергий (Вершинин), Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн иеромонахи, Михей, Виссарион, Матфей, Евфимий иеродиаконы, Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл монахи, Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий и Алексий послушники (1918): Новомуч.
Преподобномученик Варлаам (в миру – Коноплев Василий Ефимович) родился в 1858 году в Пермской губернии, на Юго-Кнауфском заводе, в семье горнозаводских крестьян. В XVIII-XIX вв. Пермские края стали пристанищем старообрядцев разного толка. Родители Василия были беспоповцами, строго соблюдавшими все обряды. В десять лет его научили грамоте, и мальчик пристрастился к чтению духовных книг и богомыслию. Он много размышлял о вере, о расколе в Русской Церкви. Очень рано он стал понимать, что без священства спасение невозможно, у него возникли сомнения в истинности расколоучения. Весь следующий период его жизни, до тридцати пяти лет, когда он порвал со старообрядчеством, был всецело посвящен поиску истинного пути. В отличие от родных братьев, он решил оставаться безбрачным, чтобы ничто не отвлекало от стремления к высшему благочестию. Позднее архимандрит Варлаам напишет об этом периоде, что его размышления об истинной вере принимали характер крайней напряженности, он много молился по ночам – просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует. Просил Бога, если Церковь Восточная и Греко-российская не лишились благодатных даров, то соединить его с нею, чтобы не быть ему в дальнейшем раскольником.
Василий Коноплев много путешествовал, встречался со старообрядческими начетчиками, изучал сочинения, составленные как старообрядцами, так и их противниками. Он посещал Екатеринбург, Оренбург, Сибирь, Саратов, Москву, чтобы встречаться с единомышленниками и идейными оппонентами. Сначала он примкнул к обществу старообрядцев-поповцев, признающих «австрийское священство» (Белокриницкую иерархию). Но через два месяца сомнения вновь взволновали душу богоискателя. Это заставило его вновь посетить Москву, на этот раз единоверческий Никольский монастырь. В то время его настоятелем был известный священник о. Павел Прусский, семидесятилетний старец, в прошлом – такой же старообрядческий начетчик-богоискатель, как и Коноплев. Он с любовью принял Василия, и каждый вечер беседовал с ним. Понимая, что наибольшее впечатление на Коноплева могут произвести книги, о. Павел познакомил его с монастырской библиотекой, в которой хранились древние печатные и рукописные книги. Для дальнейшего ознакомления с древними книгами Василий посетил Синодальную библиотеку, Румянцевский музей, Троице-Сергиеву лавру и Иосифо-Волоколамский монастырь. После занятий с древними рукописями он решил присоединиться к Православию через единоверие. Однако вскоре он вновь усомнился в истинности единоверия и в это время, по его словам, много вреда принес Церкви, останавливая желавших присоединиться к ней и приводя к сомнению уже присоединившихся. Пермские священники-миссионеры, работавшие со старообрядцами, жаловались на Василия Коноплева пермскому епархиальному миссионеру протоиерею Стефану Луканину (сщмч., память его 10 июля). Благодаря его пастырской мудрости, тонким полемическим беседам и увещеваниям Василий стал терпимее относиться к Православию. В то время епархиальные власти вынашивали планы о создании миссионерского монастыря на Белой Горе в 100 вестах от Перми. Там в 1891 году в честь избавления от самурайской сабли Цесаревича Николая Александровича был воздвигнут Царский крест. Во время засух перед этим крестом епархиальные священники во главе с архиереем и вместе со старообрядцами совершали молебствия о ниспослании дождя.
Лето 1893 года было засушливым. Василий был приглашен на молебен на Белую Гору. Однако он уклонился от этого и поехал в саратовскую Черемшанскую старообрядческую обитель, в которой намеревался принять монашество. Здесь, все еще полный сомнений, он просит у Бога дать ему знамение об истинности официальной Православной Церкви – ниспослать дождь во время молебна на Белой Горе. Василий Ефимович возвратился в родные края, обещая вернуться в Черемшанскую обитель, и узнал о том, что просимое им было исполнено: когда молебен еще не кончился, Господь послал обильный ливень. После этого настрой старообрядца изменился.
В том же 1893 году Пермский епископ Петр (Лосев) освятил на Белой Горе закладку первого храма. Василий в качестве подрядчика поставил здесь, по просьбе протоиерея Стефана Луканина, первую хозяйственную постройку будущей обители – деревянный сарай. Епископ Петр заинтересовался личностью старообрядца и послал ему «Догматическое богословие» Московского митрополита Макария (Булгакова). Прочитав этот труд, Василий убедился, что в догматах веры Православная Церковь не погрешает, и принял твердое решение присоединиться к Православию. Вместо возвращения в Чермшан Василий построил на Белой Горе деревянную часовню. 28 сентября на Гору для освящения колоколов для часовни и колодцев приехал епископ Петр с духовенством. После благодарственного молебна епископ обратился к народу с проникновенной проповедью об обрядах и преданиях веры, о том, что является камнем преткновения для старообрядцев. Слово архиерея вызвало у Василия Ефимовича слезы умиления и раскаяния в многолетнем заблуждении. Упав подле владыки на колени, он принародно отрекся от раскола и просил прощения и благословения участвовать в общей молитве. Многие восприняли это как чудо: к Церкви присоединялся не простой раскольник, а выдающийся начетчик. В октябре в кафедральном соборе Перми епископ Петр совершил над ним и его престарелым отцом таинство Миропомазания. Их примеру последовали и многие старообрядцы Пермского края. Коноплев стал послушником при архиерейском доме. После пострижения в мантию с именем Варлаама, в день освящения пермского храма на Белой Горе, он был рукоположен во иеромонаха и назначен управляющим зарождающегося миссионерского Белогорского монастыря, который сразу стал привлекать внимание народа и благотворителей. Прежде всего, отец Варлаам ввел в обители уставное богослужение со старинными русскими распевами и поставил на должную высоту проповедь. Строгий устав и подвижническая жизнь иноков приобрела высокий авторитет даже среди старообрядцев. В считанные годы Белогорский монастырь превратился в процветающую обитель, в которой подвизалось около 400 насельников, развивались всевозможные ремесла и сельское хозяйство. Обитель принимала ежегодно до 70 000 паломников. Богомольцы говорили, что идут они именно к батюшке Варлааму, излить изболевшую душу, испросить мудрого совета.
В августе 1918 года Белогорскую обитель захватили большевики. Они разворотили и осквернили престол храма, расстреляли многих иноков, в келье отца Варлаама устроили отхожее место, а устроенную настоятелем иконописную мастерскую превратили в красноармейский театр, в котором монастырских певчих заставляли петь фривольные песни. 12 августа архимандрита Варлаама арестовали и по дороге в уездный город Оса расстреляли. Архиерейским юбилейным Собором 2000 года он был представлен к канонизации.
Сщмч. Василий (Инфантьев) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Леонид (Бирюкович) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Леонид Бирюкович, протоиерей родился в 1864 году в селе Ухвала Борисовского уезда в семье потомственного священнослужителя. Закончил Минскую Духовную Семинарию.
В 1899 году принял сан священника и был назначен настоятелем церкви Успения Божией Матери в села Бродец Игуменского уезда. Тридцать семь лет служил батюшка в этом маленьком селе, затерянном среди лесов и болот, но и там арестовывали его несколько раз. Впервые – в 1934 году за то, что он хранил дома несколько монет царской чеканки. В 1935 году его снова арестовали. Дело обстояло так. Узнав о намерении властей закрыть храм, он сумел поднять народ на его защиту и организовал его оборону. Трое суток сопротивлялись местные жители, круглосуточно охраняя храм. Но силы были неравны и большевики одержали верх: церковь закрыли. Отец Леонид был приговорён к шести годам заключения в концлагере. В связи с резко ухудшившимся здоровьем его вынуждены были освободить. Вернувшись в село, батюшка занялся сбором подписей за открытие храма, и вскоре его арестовали вновь. Батюшка отказался давать показания представителям НКВД, после чего его стали жестоко избивать. Он был расстрелян в Минске 20 августа 1937 года.
Сщмч. Иоанн (Никольский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 4 января 1878 года в селе Ляцково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика Михаила Никольского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен во священника к одному из сельских храмов Кимрского уезда.
В 1929 году власти обязали о. Иоанна привезти к 10 ноября на государственный хлебосдаточный пункт 25 пудов ржи. Священник в это время был в отъезде. Получив повестку 12 ноября, он на следующий же день привез рожь на хлебосдаточный пункт и был арестован за то, что опоздал на три дня. Суд приговорил священника к конфискации всего имущества и ссылке за пределы Кимрского района.
В Твери у о. Иоанна жил двоюродный брат, протоиерей Василий Владимирский, и священник решил переехать с семьей туда. Святой архиепископ Фаддей (Успенский) (память его 18 дек.) назначил о. Иоанна служить в Рождественскую церковь. В это время ОГПУ арестовало в Твери наиболее достойных священников и осудило их на заключение и ссылку, среди них и о. Василия Владимирского. Семьи арестованных оказались без поддержки, и оставшиеся на свободе священники старались чаще посещать их. Отец Иоанн стал чаще бывать у семидесятидвухлетней супруги о. Василия, Надежды Николаевны, у которой не было никого из родных. ОГПУ отметило частые посещения квартиры находящегося в тюрьме священника и решило арестовать о. Иоанна.
29 января 1933 г. он был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Доказательств его виновности у ОГПУ не было никаких, и следователь попытался получить их через соседей Надежды Николаевны, но безуспешно. Только через полтора месяца, 14 марта. о. Иоанн был вызван на первый допрос. Следователь спросил, как он относится к советской власти. Он ответил, что относится к ней положительно. Обвинение в ведении антисоветской пропаганды он не признал. Тем не менее, 26 апреля Тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна к трем годам ссылки в Казахстан. Через три дня тюремным этапом о. Иоанн был отправлен в Алма-Ату.
Отец Иоанн вернулся на родину в Тверскую область в 1936 году, незадолго до наступления новых гонений. Несмотря на все преследования, заключения в тюрьмы и ссылку, он не оставил служения Богу и Церкви и был направлен святым архиепископом Фаддеем служить в храм села Кунганово Высоковского района Тверской епархии. Священник продолжал ревностно служить, непрестанно при богослужениях проповедуя, но, помня насколько пристрастно и подозрительно ОГПУ, от разговоров на политические темы уклонялся.
Однако того, что он дважды арестовывался и ни на следствии, ни в ссылке, ни уже выйдя на свободу, не высказывал ни малейшего раскаяния в выборе священнического служения, было достаточно, чтобы его арестовать вновь. Он был арестован 4 августа 1934 года.
Вызванные сразу после ареста о. Иоанна «дежурные свидетели» по указанию следователя показали, что священник говорил, что советская власть закончится, и люди пойдут к Божьему храму с повинной головой; что к священнику в дом ходят люди, что на вопрос, почему к нему не приезжает его матушка, он ответил, что она боится бесов, и он сам ездит к ней в Тверь, а в проповеди в храме говорил, что сейчас в России идет гонение на верующих.
8 августа следователь допросил о. Иоанна и потребовал от него признания в ведении контрреволюционной деятельности против советской власти. Священник виновным себя в этом не признал.
На этом следствие было закончено. 22 августа Тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Никольский был расстрелян 25 августа 1937 г.
Сщмч. Николай (Доброумов) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Александр, еп. Команский (III). Святой Александр жил в городе Комане, близ Неокесарии, епископом которой был святой Григорий Чудотворец (память его 17 нояб.). Его богоугодная жизнь в добровольной бедности была сокрыта от людских взоров. Он был прекрасно образованным человеком, и мог бы, пользуясь этим снискать богатство и всеобщее уважение. Но, презирая мир, он выдавал себя за человека не книжного, невежественного. Желая кормиться трудами своих рук, блаженный Александр, в крайнем смирении, избрал для этого едва ли не последний род деятельности: он начал делать уголья и продавать их. Из-за этого он стал предметом шуток и забавы для детей: от работы лицо и одежда его пропитывались угольной пылью, и в таком виде он приходил на рынок, похожий на эфиопа. В городе святой Александр был известен как угольщик, но Господь, возносящий смиренных, благоволил еще в земной жизни прославить раба Своего Александра и даровал в нем Церкви Своей столп и украшение. Для этого Он удостоил его епископской степенью. Когда умер епископ Команский, жители города отправили в Неокесарию к св. Григорию Чудотворцу посольство с просьбой, чтобы он пришел к ним и поставил епископа. Св. Григорий вскоре прибыл. Когда на соборе стали избирать мужа, достойного занять епископский престол, начались разногласия, так как предлагались для этого многие мужи, но св. Григорий не спешил с избранием и посвящением епископа, ожидая, когда Сам Господь явит достойного. Он обратился к собору и напомнил ему, как избрал Бог Давида, чтобы тот царствовал над Израилем (I Цар., XVI, 6-7). И нам должно, говорил св. Григорий, избрать пастыря для этого города, судя не по внешности, а искать уготованного Богом, ибо человек смотрит в лицо, а Бог – в сердце. Эти слова святого были некоторым неприятны, и они с усмешкой говорили между собою: если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр угольщик может стать епископом. Напоминание об угольщике возбудило смех, но св. Григорий по некотором размышлении сказал: «Не без действия Божия Промысла упоминается этот человек, сделавшийся сейчас предметом посмеяний». И начал спрашивать – кто этот Александр, и пожелал видеть его. Когда Александра привели на собор, и он встал среди собрания, то все начали смеяться над ним, так как от угля он был весь черный. Он же стоял с почтением перед святителем и не обращал внимания на смеявшихся. Св. Григорий Чудотворец, обладавший даром прозрения, познал обитавшую в блаженном Александре благодать Божию, делавшую его достойным избрания на святительский престол. Встав со своего места, он уединился с Александром и, заклиная его именем Божием, просил сказать ему о себе всю правду. Из беседы с ним св. Григорий убедился, что он отлично знает не только науки, но и Священное Писание. После этого святитель приказал своим приближенным отвести к нему св. Александра, и там его вымыть, одеть прилично и привести снова на собор. Когда после этого вновь привели Александра, участники собора были изумлены его преображением. Св. Григорий начал с ним беседовать, предлагая ему вопросы из Священного Писания. Св. Александр отвечал так благоразумно, что присутствовавшие не могли не признать его за человека разумного и ученого. Тогда все, бывшие на соборе, единогласно избрали св. Александра в епископа. После посвящения его сначала в иереи, а затем в епископа, св. Григорий велел св. Александру сказать народу назидательное слово. Когда святой говорил поучение, то из его уст рекою истекала благодать Духа Святого, приводя сердца в умиление, и весь город радовался и славил Бога за такого пастыря. Св. Григорий удалился в Неокесарию, а св. Александр пас в Команах стадо Христово. Св. Александр разговаривал с народом просто без ораторских украшений, заботясь не о красоте слова, а об его назидательности.
Вскоре в царствование Диоклетиана (284-305) поднялось на христиан гонение, и св. Александр, епископ Команский, был схвачен нечестивыми язычниками. Его принуждали к идолопоклонству, но он был верен Христу, за что, после мучений, был ввергнут в огонь, где святой епископ и принял кончину за Христа Бога нашего.
Прп. Паламон Египетский (начало IV). Он подвизался в Египте. Уже, будучи старцем, он жил в некотором удалении от городов и селений, снискав славу и уважение своими подвигами во всей окрестной стране. Около него жили и другие монахи, следовавшие его советам и подражавшие ему в образе жизни, но очень многие вскоре уходили отсюда, чувствуя, что им не по силам такой строгий образ жизни.
Прп. Паламон стал наставником прп. Пахомия Великого (память его 15 мая). Когда прп. Пахомий получил от Бога откровение на строительство обители в пустыне к югу от Шенесита вблизи развалин селения Тавенниси, прп. Паламон помог ему в этом, а затем вернулся на место своих прежних подвигов, предчувствуя свою близкую кончину. При этом он предрек будущую славу Пахомиева монастыря. Старец уверял своего любимого ученика, что Господь пошлет ему силу и терпение для управления многочисленными братиями. После продолжительной молитвы они расстались.
По прошествии некоторого времени старец Паламон опасно заболел. Ученики его послали за прп. Пахомием, и тот служил ему до самой смерти, которая последовала «в десятом часу двадцать пятого дня месяца Авива». Ученики похоронили его на горе, на некотором расстоянии от его кельи.
Прмчч. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил и Симон Гереджийские (1851).
Мчч. Памфил и Капитон. Умерли за Христа, усеченные мечом в константинопольской местности Оливрии.
Прпп. Сергий и Стефан.
Прп. Кастор.
12 мчч. воина Критских.
33 мчч. Палестинских.