10/23 августа
Мчч. архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Сщмч. Вячеслава пресвитера (1918); сщмч. Афанасия пресвитера (1937).
Второе обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Мчч. архидиакон Лаврентий, Сикст папа, Феликиссим и Агапит диаконы, Роман Римские (258). Пострадали в Риме в 258 г.
Святой Лаврентий был архидиаконом Римской церкви в царствование нечестивого императора Декия (249-251).
Святой Сикст славился ученостью и благочестием. Когда римского епископа Сикста и двух диаконов, Феликиссима и Агапита, схваченных за проповедь Евангелия, вели на место казни, им встретился архидиакон Лаврентий, который со слезами воззвал: «Куда ты, отче, без своего диакона? Когда ты приносил жертвы Богу без меня?» Святой Сикст пророчески сказал, что через три дня последует и его очередь. Мучеников усекли мечом, а святой архидиакон был взят под стражу и заключен в темницу. В заключении святой молитвой исцелял собиравшихся к нему больных, многих крестил. Видя это, даже начальник тюрьмы Ипполит (память его 13 августа) и воин Роман уверовали в Господа и приняли крещение. Воина Романа, как только он объявил себя христианином, сразу же обезглавили. Святого архидиакона Лаврентия предали жестоким мукам, которые он стойко и смиренно перенес. Наконец, его положили на раскаленную железную решетку и сожгли заживо. Взяв ночью тело мученика, Ипполит передал его римским христианам, которые с честью похоронили останки святого в пещере.
Блж. Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский (1515). Преподобный Лаврентий происходил из боярского рода Хитрово. Он был монахом, а подвигом его было юродство Христа ради. Подвизался он в уединении в окрестностях города Калуги, где, в полуверсте от города, на лесистой горе стояла одинокая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Около нее он поставил себе хижину. Ночью он молился на горе, а днем приходил, незримый людьми, в один из храмов Калуги через подземный ход, соединяющий храм с его хижиной. Часто он посещал дом калужского князя Симеона.
Раз татары напали на Калугу. Князь Симеон выступил с войском им навстречу. Вдруг св. Лаврентий, находившийся в доме князя, громко воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую. Обошли псы князя Симеона! Да обороню князя Симеона от псов!» И ушел с секирой. Татары уже теснили русских, но внезапно блаженный появился среди них с секирой и сказал им: «Не бойтесь!» И сейчас же счастье вернулось к русским, и они прогнали врагов, а св. Лаврентий опять оказался в доме князя и сказал: «Оборонил князя Симеона от псов!»
Он скончался 10 августа 1515 года. Святые мощи его почивали в Лаврентьевском монастыре, построенном неизвестным лицом в 2 вестах от Калуги, на месте, где, по преданию, любил уединяться блаженный. От святых мощей его подавалось множество исцелений.
Начало церковного почитания блаженного относится ко времени Иоанна Грозного.
Сщмч. Вячеслав (Закедский) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмч. Афанасий (Кислов) пресвитер (1937): Новомуч. Протоиерей Афанасий Григорьевич Кислов родился в марте 1880 г. в деревне Тараскино Себежского уезда Псковской губернии в русской крестьянской семье. Родители его были бедны, работали по найму. В семье Кисловых было трое детей: Афанасий, старший, и две девочки. Когда Афанасию исполнилось 4 года, отец скоропостижно скончался, вскоре умерла еще молодая их мать. Дети остались круглыми сиротами. Всех троих взял на воспитание в свою семью приходской священник, протоиерей Иосиф Никанович.
Протоиерей Иосиф Никанович, потомственный пастырь, растил приемных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия он определил на учебу, а сестер его выдал замуж. Афанасий закончил четырехгодичное «народное училище». В возрасте 16 лет он уехал на заработки в Петербург и устроился писарем при торговой конторе.
В 1908 году он женился на дочери отца Иосифа Анне, и Бог благословил семейство 9-ю детьми: 4-мя мальчиками и 5-ю девочками.
Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви. Два года, с 1908 по 1910 год, он учится на псаломщика. Путь его по духовному ведомству начался не без участия и рекомендаций его приемного отца, который давно прозрел в нем хорошие зачатки к духовной жизни. После окончания учебы Афанасий был назначен псаломщиком к Успенской церкви с. Яслуйжи (Айзкалне) Прейлисского уезда Витебской губернии (ныне этот приход находится в Латвии).
В 1910 году Преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в сан диакона.
6 лет отец Афанасий служил диаконом в церкви большого прихода с. Сиротино Витебской губернии. Революция 1917 года и последующие за ней трагические события не переменили желание отца Афанасия служить Богу, и с 1918 года он диаконствует в церкви во имя Вознесения Господня с. Хвощно Витебской области.
Во священники отец Афанасий был рукоположен в 1924 году в г. Витебске епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем церкви с. Рудня Межанского района Витебской епархии. Отец Афанасий принял сан священника, когда гонения от богоборцев принимали все более широкий размах. Этим шагом он сознательно вступил на путь страданий за имя Христово.
Вместе с лишением Церкви прав юридического лица духовенство полностью теряло свои гражданские права. Началось активное разрушение единства Церкви изнутри, – при скрытом активном участии советских властей был спровоцирован обновленческий раскол. В Белоруссии обновленцами был учрежден так называемый «Белорусский Святейший Синод», решением которого в декабре 1926 года была открыта самостоятельная Полоцко-Себежская епархия с кафедрой епископа в г. Полоцке и собственным епархиальным управлением. В состав этой обновленческой епархии территориально входил и приход с. Рудня, где служил отец Афанасий. Он не осквернил свою пастырскую совесть участием в обновленческом расколе, придерживаясь единственно верной позиции – оставаться в лоне патриаршей Церкви.
Гонения на Церковь продолжались. Церкви и имущество облагались налогами. В 1927 году Рудненскую церковь обложили непомерно большим налогом. В случае его неуплаты священника ожидал арест. Семья жила в постоянном страхе. Тянулись из последних сил. Однако твердая уверенность о. Афанасия, что все происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить. Незыблемый авторитет родителей, жизнь под началом их глубоко православного мировоззрения хранили мир в семье Кисловых; дети любили родителей, друг друга и пронесли эти отношения через всю свою жизнь.
В 1929 году на Крещение Господне о. Афанасий вместе с прихожанами совершил выход «на Иордань» для совершения чина великого освящения воды. О молебне на реке Ловати сразу стало известно властям. Немедленно батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор райцентра Межи. В течение месяца он находился под арестом. Следственное дело на него не было заведено, но в застенках СИЗО батюшку страшно били. Домой отец Афанасий вернулся полумертвым, однако, поправившись, снова поспешил совершать богослужения.
В 1930 году церковь обложили еще большим налогом. Прихожане существенной помощи оказать более не могли. Батюшка нужную сумму собрать не смог. Со дня на день в семье ожидали сотрудников НКВД. В случае ареста о. Афанасия Анна Иосифовна с детьми оставалась без кормильца. К этому времени в семье подрастало уже 9 детей.
На семейном совете было решено вернуться на родину Кисловых, на Псковщину. В 1930 году Кисловы переехали в Себежский район Псковского округа. Батюшке удалось зарегистрироваться священником Никольской церкви с. Прихабы Себежского района.
О. Афанасий стал совершать богослужения. Поселился он с семьей в деревне Смагино, в километре от церкви. Насколько это было возможно по обстоятельствам того времени, о. Афанасий продолжал приходскую деятельность. Крестил он на дому, где для этого была припасена старинная купель. На лошади тайно ездил на требы по приходу по просьбам прихожан.
Батюшка сам учил своих детей Закону Божию и молитвам. У о. Афанасия был хороший голос, баритон, он любил петь и читать вслух детям Евангелие. Он всегда был спокойным, уравновешенным, никогда не повышал тон и все переносил достойно. Внешне был высоким, крепкого телосложения и той особой внешностью, в которой всегда и везде угадывается носитель священного сана.
В 1935 году на Пасху о. Афанасия арестовали прямо в храме, во время богослужения. В течение 2-х недель он находился под арестом для выяснения каких-то «обстоятельств». Его отпустили без оформления «дела». О. Афанасий после этого ареста снова вернулся домой полуживым. Но духом батюшка оставался крепок и, поправившись, снова вернулся к Престолу Божию.
Жить легально священнику к концу 30-х годов было опасно. Родные и близкие не раз предлагали и просили о. Афанасия скрыться, но он всегда отвечал им так: «Иисус Христос страдал, и я пойду страдать за Него…». Дети о. Афанасия вспоминают, что их отец давал понять, что знает, какой смертью он умрет.
Семья жила в те годы впроголодь.
В Прихабском храме батюшка прослужил 7 лет. Всего в священном сане о. Афанасий служил Святой Церкви с 1910 по 1937 год – 27 лет. Из них 20 лет при советской власти, неся на своих раменах все скорби и тяготы, воздвигаемые на Церковь и ее служителей гонителями. Жалоб от него никто никогда не слышал.
Ночью 13 августа 1937 года о. Афанасия арестовали. В доме произвели обыск, перевернули все вверх дном. Забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии: старинную Библию, Евангелие в серебряном окладе, большой серебряный крест, деньги, имеющиеся в наличии. Анны Иосифовны на момент ареста не оказалось дома. О. Афанасий попрощался с детьми, благословил каждого из них, и его увезли сначала в Себеж, а затем в г. Калинин. Никаких вестей с тех пор ни от него, ни от следственных органов на запросы семьи не приходило вплоть до 1970-х годов.
Следователь по делу о. Афанасия за день до ареста, 12 августа 1937 г., допросил 4 лжесвидетелей из числа крестьян Прихабского прихода. Все они под давлением следствия дали показания на батюшку о его якобы антисоветской деятельности.
Единственный допрос о. Афанасия состоялся 13 августа 1937 г. после ночного ареста. На все, возводимые на него следствием, обвинения в антисоветской деятельности о. Афанасий отвечал отрицательно. Однако уже на следующий день, 14 августа, следователь составил обвинительное заключение, в котором священнику приписывалось ведение среди населения контрреволюционной агитации против колхозного строительства, распространение провокационных слухов о войне и др.
Особая тройка при УНКВД СССР по Калининской области постановила приговорить священника Афанасия Кислова к высшей мере наказания – расстрелу.
23 августа 1937 года о. Афанасия Кислова расстреляли в застенках внутренней тюрьмы НКВД города Твери. Сведений о месте его захоронения не имеется.
Второе обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998). Память преподобного Саввы, ученика прп. Сергия Радонежского и одного из первоначальников Радонежской пустыни, также празднуется 3 декабря в день его представления (см о нем там же), 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 19 января (первое обретение мощей).
Прп. Ирон философ.
6 мчч. в Визии.