Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 августа

 

Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигний (362). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919); сщмч. Симона, еп. Уфимский (1921); сщмч. Иоанна диакона (1939).

Прп. Иова Ущельского (1628). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери свт. Григория Богослова (374).

 

Предпразднство Преображения Господня.

Мч. Евсигний Антиохийский (362). Святой Евсигний происходил их Антиохии. За все время царствования Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей он служил в войске. Он известен как собеседник св. мученика Василиска (память его 3 марта) и описатель его страданий. В царствование Константина Великого, находясь в его полках, св. Евсигний видел вместе с ним изображенный звездами на небе Крест. Прослужив в войске шестьдесят лет, он оставил его при сыне Константина Великого Констанции, так как был уже очень стар. По возвращении на родину в Антиохию он посвятил жизнь свою Богу, проводя ее в молитве и посте, постоянно посещая храмы Божии. Так он дожил до времени Юлиана Отступника (361-363), гонителя христиан. Когда этот нечестивый царь прибыл в Антиохию, то св. Евсигний был взят на мучение по доносу одного язычника. Представ перед мучителем-императором, св. Евсигний безбоязненно обличил его за то, что он не последовал примеру Константина Великого, но отрекся от Христа и стал поклоняться языческим идолам. В ответ Юлиан приказал отсечь святому старцу голову на 110 году его жизни.

 

 Мцц. Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария (Неизвестная) (1919): Новомуч. Родилась преподобномученица Евдокия в пятидесятых годах XIX века в селе Пузо от родителей-крестьян Александра и Александры Шиковых. Мать умерла рано, когда Дуне было два года, и отец женился на другой. Родная мать ее была очень благочестивой и отец тоже, но мачеха была другого духа.

В этом селе жили тетя и дядя Дунины, у них она училась благочестию и прожила свои отроческие годы. Дядя был церковным старостой. Дуня очень ревновала по Богу и непрестанно пела. На девятом году она с подругой Марией ходила в Саров, после чего они были неразлучны с нею три года до самой смерти Марии. Когда Дуне было за двадцать лет, она сильно заболела. Постель у нее была ветхая, как и одежда. Как истлевала одежда, она ее клала на постель, и так три одежды были у нее до самой смерти. Волосы от юности не давала никому резать.

Отец Анатолий (в схиме Василий) благословил к ней жить Дарью. Теперь их стало трое (дядя жив еще был). Тут стали благочестивые девушки петь, и у них образовалось правило. Пели они стихиры, кондаки и акафисты. У Даши был хороший голос, но она была неученая, Псалтирь читала на память. Тогда о. Анатолий благословил Дуне двадцатитрехлетнюю Аннушку, которая очень любила петь и читать и прожила с ней восемнадцать лет. Всего у Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней. Наташу, за несколько дней до своей смерти, она отослала домой; так сохранился до середины шестидесятых годов свидетель великой духовной высоты мученицы.

Пятая келейница, Пелагея, хотя и была во время ареста с Евдокией и видела все ее мучения и кончину, Богом была оставлена свидетельствовать о жизни и страданиях старицы. Свидетельница подвигов Евдокии Поля и сама была большой подвижницей.

Правило Дуни было таково. Ежедневно пели стихиры образу Владимирской Царицы Небесной. Это было общее пение, вечером в восемь часов начинали, и продолжалась служба до двенадцати часов ночи. Если молитвенного правила Дуня не кончит, то три дня пролежит без пищи.

Денег Дуня от юности в руки не брала. Письма, кто присылал, она мало читала. Никогда ни с кем не целовалась, своим послушницам запрещала давать руку, когда с кем-нибудь здоровалась, и не велела с мужчинами оставаться наедине.

Дуня была прозорлива, милостива к обездоленным, имела дар исцеления. Так она исцелила от смертной болезни горла одного священника. Об этом он сам рассказал Поле: входит к нему сначала апостол Фома, потом прп. Серафим, старец Никодим и с ними Дуня. Взяла она его за горло и сказала: «Вставай, здрав будешь, иди, служи обедню..» Много было и других случаев чудесных исцелений по молитвам святой подвижницы.

На Дуню и до революции гонение было и всякие досады. Напротив Дуниной кельи жили ее неприятели. То собаку убьют и бросят к ней во двор, то камнями бросали в народ, что около кельи стоял, и все это место в последствии выгорело.

После революции пришли в обитель солдаты, мотивируя свой визит поиском дезертиров. Однако у них была с собою бумага, с именами всех послушниц и настоятельницы обители, то есть они заранее подготовились и имели определенную цель. Один из солдат нашел просфоры и елей, бросил их в лицо Дуне и начал ее обзывать скверными словами. Она стала просить у него прощения «Христа ради». Услышав имя Христово, он стал ее ругать, таскать за волосы, бить плетью. Потом он взял восковые свечи, скрутил их десять штук вместе, зажег и стал кидать иконы и искать деньги. Все иконы побросал, затем в чулан полез, а там его за руку крыса схватила. Он остервенился и начал бить Дуню, стащил ее с постели и здесь нашел Ильюшины деньги (отданные ей на сохранение). Потом стал ее бить еще сильнее.

Они пришли вновь в шесть часов вечера и били Дуню в ее келье до десяти часов вечера. Потом они ушли. Она попросила, чтобы ее унесли из кельи.

В десять часов вечера ее понесли в келью послушниц через пустырь. Солдаты увидели и опять стали ее бить. Так она тут и осталась. Ее положили опять на лавку. Били ее всю ночь попеременно, били и плетьми, и стаскивали, и топтали ее ногами. В воскресенье, после обедни, стали ее выкидывать из кельи. Солдаты кидали иконы и топтали ногами, и крестьяне стали брать их в церковь. Когда понесли Иверскую Божию Матерь, от нее было сияние. Солдаты хорошие вещи брали себе, а похуже кидали народу, и все тут торжествовали и тащили. В понедельник поутру проникли к ней некоторые верующие. Дуня попросила: «Меня нужно приобщить, позовите священника».

Батюшке о. Василию Радугину сказали. Он, исхлопотав пропуск, пришел к Дуне, исповедовал и приобщил ее и послушниц за два часа до смерти. После этого солдаты снарядили подводу, мужиков Пузинских – копать могилу. Потом подъехала еще подвода. Дуня с послушницами сели на нее, перекрестились. Их привезли на могилу. Посадили ко крестам. Дуню и Дашу – у одного, Дашу другую так, а Марию тоже у креста, и сидели они все рядом. Потом их стали расстреливать.

Первой расстреляли Дуню, затем остальных. Машу застрелили не до смерти. Ее прикалывали штыком. Хоронили без гробов. Их хотели в могилу бросить, но один мужик, Василий Седнов, прыгнул в могилу и стал их принимать. Он покрыл им лица платочками, и стали их заваливать, а народ к могиле не подпускали. Василий говорил, что у Дуни были вериги. Расстреляли их 5/18 августа 1919 г.

Сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский (1921): Новомуч. Родился в 1873 году в Симбирской губернии. Окончил Нижегородскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную академию. В 1900 году был рукоположен во священника для церкви Казани. В 1905 г. назначен священником Никольской церкви в Санкт-Петербург. Протоиерей Симон был хиротонисан свт. Патриархом Тихоном  в Александро-Невской Лавре 16 июня 1918 года и назначен на новоутвержденную единоверческую кафедру еп. Охтенским. С 1920 года – единоверческий епископ Уфимский, а в феврале 1921 года был назначен в Уфу правящим епископом. Владыка был убит при возвращении в свою резиденцию из кафедрального собора. Он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Сщмч. Иоанн (Смирнов) диакон (1939): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 16 марта 1887 г. в селе Карачарово Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Иакова Смирнова. Образование получил в духовном училище, а затем  с 1910 по 1918 г. служил в армии в должности писаря в звании старшего унтер-офицера. В 1926 г. он был рукоположен во диакона к Успенскому храму в селе Косино Ухтомского района Московской области.

27 ноября 1937 г., в разгар массовых гонений на Церковь, диакон Иоанн был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 30 ноября о. Иоанну было зачитано постановление о привлечении его к ответственности за контрреволюционную деятельность, но, ознакомившись с ним, о. Иоанн отказался его подписать, так как был совершенно с ним не согласен.

7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Иоанна к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Дальний Восток. Диакон Иоанн Смирнов скончался 18 августа 1939 г. в исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

 

Сщмчч. Анфир (236) и Фавий (250), папы Римские. Святой Фавий происходил из Рима и был пресвитером в дни нечестивых римских царей-язычников, гнавших Церковь Божию. Переселившись из селения близ Рима в сам город, он занялся погребением тел мучеников. В это время много христиан было мучимы и убиты за веру, причем тела их выбрасывались за городские ворота на съедение собакам, зверям и птицам. После убийства в царствование Максимина (235-238) за исповедание Христово святейшего папы Анфира (†236) верующие собрались вместе с епископами и пресвитерами для избрания нового папы в один храм, неизвестный гонителям (в малозаметном доме). Среди них был и св. Фавий, который, как недавно пришедший из провинции пресвитер, занимал незначительное общественное положение. При выборе начались разногласия, и вдруг вверху над головами людей явился белый голубь, который спустился и сел на голове пресвитера Фавия, затем снова поднялся вверх и сделался невидимым. Тогда все поняли, что Сам Господь через Святого Духа Своего избрал Фавия в предстоятеля и пастыря Церкви Своей и с великою радостью посадили его на патриарший престол. Таким образом, святой Фавий стал папой Римским. В церкви же Христовой настало спокойствие. Мучитель Максимин был убит своими воинами, после него на престол вступил Гордиан (с 238 года), при котором и прекратилось гонение – этот царь, хоть и был язычником, но отличался кротким, добрым характером. Он запретил гнать христиан.

Св. Фавий в погребальных пещерах устроил над гробами мучеников много храмов, где верные собирались для молитвы, а над самими пещерами он соорудил часовни. Церковь возрастала, благодаря ежедневному обращению язычников от нечестия к христианству. Особенного процветания она достигла по смерти Гордиана, когда его место занял Филипп (244-249). Оба они приняли христианство, будучи просвещены одним благочестивым и знатным мужем Понтием (о нем изложено ниже). Святой папа Флавий, при содействии истинного раба Христова сенатора Понтия, созидал храмы, разрушая в то же время капища вместе с идолами. Но недолго, всего около четырех лет, процветала Церковь в покое и свободе. Ненавидящие Христа и христиан язычники, собравшись под предводительством нечестивого Декия (249-251), убили царя Филиппа и его сына именно за то, что они уверовали во Христа и дозволили свободное исповедание религии христианской. После убийства царей они обратились на христиан, кровь которых полилась рекой. Св. папа Флавий был схвачен прежде всех. Искали и благочестивого сенатора Понтия, но не нашли. Святой же папа Флавий был обезглавлен. В последствии был взят и святой Понтий, также принявший мученическую кончину за Христа.

Мч. Понтий Римлянин (ок. 257). Святой Понтий родился в Риме. Отец его, почтенный сенатор по имени Марк, и мать Юлия, были язычниками. Когда сын подрос, они отдали его в училище и никогда не брали его в языческий храм, так как еще до его рождения один языческий жрец предрек, что от этой женщины, его матери, родится тот, кто разрушит храм и уничтожит его богов. Отрок возрастал не только годами, но и умом. Так как он обладал отличной памятью, большой начитанностью и стремлением к истинному знанию, то превосходил в развитии всех своих сверстников.

Однажды, проходя мимо одного дома, он услышал необыкновенные молитвенные песнопения, которые привели его в умиление под действием благодати Святого Духа. Он стал стучать в дверь и его вместе с товарищем по учению Валерием (который потом напишет житие Понтия) впустили в комнату, где происходило христианское богослужение. По окончании его Понтий подошел к святому папе, по имени Понтиан, и, припав к его ногам, со слезами просил его открыть ему смысл  слов услышанных песнопений. Побеседовав с отроком и убедившись в его душевной чистоте и искренности, папа около трех часов наставлял Понтия, объясняя ему учение о Царствии Божием. Огласив его и пришедшего с ним отрока Валерия и подготовив их, таким образом, к принятию святого крещения, он отпустил обоих с миром.

Осененный новой истиной блаженный Понтий начал склонять и отца своего отвергнуть идолов и признать истинного Бога. Отец постепенно согласился выслушать папу Понтиана, с которым они потом долго беседовали. После этого Марк от всего сердца уверовал в Господа Иисуса Христа и затем вместе с сыном и папой начал сокрушать имеющихся в доме идолов. Потом они все вместе с прочими домашними приняли святое крещение. После крещения Марк прожил недолго и представился ко Господу, будучи уже весьма почтенным старцем. Блаженному Понтию в это время было двадцать пять лет. Спустя шесть месяцев по смерти отца, он был взят ко двору царя Александра и сделан сенатором на место отца своего. Исполненный истинного благочестия святой Понтий пользовался невольной любовью и уважением со стороны всех царедворцев. В это время доблестно окончил свою жизнь святой папа Понтиан, убитый за исповедание веры Христовой по приказанию Максимина, преемника Александра. Его место занял  святой Анфир (память его сегодня), но и он, едва пробыв месяц на престоле римского патриарха, мученически умер за Христа при том же Максимине. После св. Анфира папой был избран св. Фавий (о нем сказано выше). Он любил св. Понтия как родной отец сына. Св. Понтий отдал ему все свое имение для раздачи нищим, особенно единоверцам.

После погибели мучителя Максимина царем был Гордиан, преемником которого стал Филипп, сделавший своим соправителем сына своего тоже Филиппа. Оба они очень любили св. Понтия, как человека мудрого, благочестивого и полезного в делах правления своими советами. В третий год своего правления, бывший в тоже время тысячным от основания Рима, они, отправляясь в храм для принесения богам благодарственной жертвы, пригласили с собой и любимого своего сенатора Понтия. Св. Понтий хотел уклониться от их приглашения, но цари были настойчивы. Тогда он стал просвещать их и убедил в бездушности их идолов. Затем он рассказал им все подробно о Христе, о тайнах веры и о будущей жизни, и его речь, проникнутая благодатью Святого Духа, отверзла царям ум: уразумев всю истинность его слов, они уверовали во Христа и не ходили в Капитолий для принесения жертв идолам. Цари приказали только день тысячелетия Рима отпраздновать народными зрелищами. Св. Понтий не замедлил отправиться к святейшему папе Фавию, которому же и рассказал все.

На другой день они оба отправились к царям и долго беседовали с ними о едином Боге и о пути спасения. Видя веру царей, папа огласил их к святому крещению, а потом через непродолжительное время и крестил. Вместе с ними крестились и многие другие сограждане, уверовавшие во Христа. Заручившись разрешением царей, св. Понтий вместе со св. папой Фавием, пошли в храм Дия, где, как  и было предсказано, сокрушили идолов, а затем разрушили и сам храм. Было уничтожено и несколько других языческих храмов, их место заняли святые Божии церкви. В эти дни очень многие обращались ко Христу и крестились. Такой свободой Церковь наслаждалась только четыре года. Затем нечестивый Декий, находясь во главе язычников, поднял восстание и убил благочестивых царей за их веру во Христа. И многие из христиан, не обладавшие твердостью душевной, боясь гонений, снова возвратились к язычеству, другие же бежали, скрываясь, где кто мог, а мужественные смело шли на муки, полагая за Христа души свои. В это лютое, неожиданно поднявшееся, гонение св. Понтий укрылся в одном месте в самом Риме, но его особенно старательно отыскивали языческие жрецы. Поэтому в одну из ночей св. Понтий бежал и из Рима в город Кимелу, находившийся на границе Галлии. Царь Декий вскоре погиб, и после кратковременного царствования Галла с Волузианом на престол римский вступил Валериан (253-259) с сыном Галлиеном. Они желали уничтожить само имя христиан не только в Риме, но и во всех областях его. С этой целью они повсюду рассылали особых начальников для мучения христиан. Двое из них, Клавдий и Анавий, были посланы и в Галльскую область. Они, прежде всего, пришли в город Кимелу. Принеся жертвы богам, они устроили посреди города судилище, на которое приводили по их повелению христиан для пыток. Святой Понтий, как муж знаменитый и знатный, был схвачен и представлен прежде всех на это судилище.

Игемон приказал заковать св. Понтия в цепи и бросить в темницу до тех пор, пока они не сообщат о его поимке царям. Вскоре они получили от царей повеление расправиться с узником, как им заблагорассудится, если он откажется принести жертвы богам. Св. Понтий отверг все их предложения. Мучители протянули его на дыбу, но орудие пыток с великим громом упало и обратилось в прах. Затем они устроили зрелище, поставив узника посреди и выпустив на него двух медведей, чтобы те растерзали его. Но медведи неожиданно бросились на сторожей и пожрали их, к св. Понтию они даже не приблизились. Тогда его решили сжечь. Узника обложили со всех сторон дровами и зажгли. Когда костер прогорел, то все увидели, что святой мученик остался совершенно невредимым. Тогда народ воскликнул: «Велик Бог христианский!»

После этого игемон произнес смертный приговор святому Понтию: отсечь ему голову, а тело бросить в болото. Это было исполнено. Честное тело святого, описатель страданий его и сверстник, Валерий предал погребению на месте его казни.

Спустя немного времени по смерти св. Понтия, сбылись его пророчества, которые он поведал своим мучителям во время истязаний. Нечестивый царь римский Валериан во время войны с персидским царем Сапором был захвачен в плен, где постоянно подвергался всевозможным издевательствам: всякий раз, когда Сапор садился на коня, он наступал ногой на шею Валериану, как будто на подножку. Другой же царь Галлий был убит своими воинами на дороге в Медиолан. Игемон же Клавдий и друг его Анавий сделались бесноватыми в тот именно час, когда святой мученик был усечен. После недолгих, но лютых мучений они оба окончили жизнь свою.

Нонна мать Григория Богослова Прав. Нонна, матерь свт. Григория Богослова (374). Блаженная Нонна была дочерью благочестивых родителей Фильтрата и Горгонии, тетки свт. Амфилохия, епископа Иконийского (память его 23 нояб.).

Родители воспитали дочь свою по строгим правилам христианской веры. Святая Нонна была выдана замуж за Григория Назианского, человека богатого, владельца земель и рабов. К великому горю благочестивой Нонны муж ее был язычником. Много пролила она слез и молитв к Богу с верою за Григория. Господь внял ее слезам и молитвам, и в скором времени дивным образом через небесное видение Григорий стал христианином и, кроме того, стал священником.

Святая Нонна была матерью двух сыновей: Григория Богослова и Кесария, и одной дочери, благочестивой Горгонии. Она нежно любила детей, но выше всего чтила Христа Бога, потому она направляла воспитание детей так, чтобы в них отобразить Христа. С раннего детства знакомила она их с книгами Священного Писания. Старшего сына Григория еще до рождения его она посвятила Богу. Когда же супруг Нонны, Григорий, был хиротонисан во епископа, благочестивая Нонна посвятила себя более ревностному служению Богу и ближним в сане диаконисы. Она очень много ему помогала, так что его успехи в управлении паствою в особенно трудных случаях приписывались особенно разумным советам святой его супруги.

По словам сына ее Григория Богослова (память его 25 янв.), она знала одно истинное благородство – быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и нищих. Она была усердна ко всему Божественному, как бы много ни занималась домашними делами.

В 374 году почил столетний старец Григорий Назианский. Блаженная Нонна после его смерти почти не выходила из храма, где и скончалась в скором времени в молитве.

Свт. Евфимий, патриарх Константинопольский (917).

Свт. Феоктист, еп. Черниговский (1123). Святитель Феоктист принял иночество в киевском Печерском монастыре при прп. Феодосии (память его 3 мая) и по кончине его был одним из начальных монахов и вразумлял прельщенного инока Никиту (память его 31 янв.). В 1103 г. он стал игуменом. Он соорудил трапезную, воздвиг в Вышгороде церковь во имя свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба и перенес в нее их мощи; по его настоянию имя его наставника – прп. Феодосия было внесено в литийные списки во всех церквах, и тот был причислен к лику святых при митрополите Никифоре (1103-1121), а вскоре после этого Феоктист был возведен тем же святителем во епископа Черниговского, к великой радости благочестивого княжеского дома и всего города. Он был духовным отцом черниговского князя Давида Святославича – сына вел. князя Святослава Ярославича, покровителя Печерских иноков и друга прп. Феодосия, и супруги его княгини Феодосии. Сын их, князь Святослав-Панкратий, в иночестве Никола, был первым из русских князей, принявших постриг. Сестра князя Давида – дочь вел. князя Святослава – именуется в Летописи «черницей».

Многих черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого князя Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умиравший князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером и, по обычаю, должен был быть погребен в тот же день, но гроб не был готов. Святитель хотел отложить погребение на другой день, но солнце остановилось на небе, пока князь не был погребен.

Свт. Феоктист мирно скончался 6 августа 1123 г., в праздник Преображения Господня. Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Преподобный Иов Ущельский Прп. Иов Ущельский (1628). Прп. Иов был иноком Соловецкого монастыря. 10 ноября 1608 г. Новгородский митрополит Исидор посвятил его в сан иеромонаха. В 1614 г. прп. Иов отправился в Мезенский край, где в пределах нынешней Архангельской области при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка (на урочище, именуемом Ущелье) поставил часовню в честь Рождества Христова и организовал обитель. Монастырь был настолько беден, что первые собравшиеся иноки жили в домах родственников-мирян. После пожалования царем Михаилом Федоровичем земли с рыбными ловлями прп. Иов устроил церковь и кельи.

5 августа 1628 г., когда вся братия была на сенокосе, на обитель напали разбойники. В монастыре оставался один прп. Иов. Разбойники стали допытываться, где спрятаны сокровища, но преподобный ничего не отвечал им. Обозленные преступники отрубили прп. Иову голову. Возвратившаяся братия с честью погребла святого Иова. Вскоре после кончины прп. Иова установилось его местное почитание по причине многочисленных чудес, происходивших при гробе святого.

Память его празднуется 5 августа в день мученической кончины и 6 мая в день тезоименитства с прав. Ивовом Многострадальным.

Мчч. Кантидий, Кантидиан и Сивел. Пострадали за Христа в Египте. Св. Кандидий был побит камнями, а Кантидиан и Сивел умерщвлены стрелами.

Мц. Христина.

Мч. Ириней.

Мчч. Евдокий и Максимилиан.

Мч. Викентий.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz