4/17 августа
Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Прмч. Михаила, мчч. Симеона и Димитрия (1937).
Прмц. Евдокии (362-364). Мч. Елевферия (IV).
Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).
Семь отроков, иже во Ефесе: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (ок. 250). Святые отроки эти жили во время гонителя христиан Декия (249-251). Они были детьми городских старейшин и все исповедовали христианскую веру. Декий, узнав, что они христиане, долго принуждал их принести жертву идолам, и, не преуспев в этом, удалился из Ефеса, дав им время на размышление. В его отсутствие святые исповедники, взяв с собою золота и серебра на свое содержание, удалились из Ефеса и скрылись в одной пещере близ города под названием Охли, и тут пробыли многие дни в молитве. Младший из них по имени Иамвлих ходил один из пещеры в город, покупал там пищу и приносил своим друзьям. Раз, когда он был в городе и услышал, что Декий возвратился, рассказал об этом своим товарищам. Страх обуял юношей, и они стали пламенно молиться Богу, чтобы Господь избавил их от мучителя. Молитва была услышана, и Господь совершил над ними необыкновенное чудо. Не только сердца, но и все существо исповедников Христовых, и тела и души их успокоились, погрузившись в необычайный сон, совершенно сходный со смертью. Между тем Декий начал искать их и, наконец, узнав, что они скрываются в пещере Охли, решил заживо захоронить их и велел завалить вход в пещеру камнями. Повеление было исполнено. Протекли столетия, прекратились гонения на христиан, дивный сон святых еще не проходил и не прекращался. Но вот, в царствование императора Феодосия Младшего (408-450), появилась ересь, отвергавшая воскресение мертвых. Тогда Господь, чтобы уверить всех в истине общего воскресения, даровал жизнь свв. отрокам и сделал их живыми свидетелями воскресения. И восстали они от необычайного сна, продолжавшегося 372 года (по другим сведениям – 170 лет). И пробудились как бы от вчерашнего сна и обратились к прежним мыслям и чувствованиям, и послали Иамвлиха в город для покупки пищи им. Когда он подходил к городу, то, увидав на воротах его изображение креста, удивился. Но еще больше он удивился, войдя в город, когда услышал некоторых, клянущихся именем Христовым. Наконец, вынув золотую монету, он стал покупать хлебы. Продавцы тоже удивились, увидев монету с изображением Декия, и представили Иамвлиха начальнику города. Тот, вместе с епископом, долго расспрашивал Иамвлиха, и, наконец, все они пошли к пещере. При входе в пещеру они нашли ковчег с оловянными днищами и надпись на них, которая свидетельствовала о замурованных здесь семи мучениках. Войдя в саму пещеру, они увидели сидящими самих святых и прославили Бога. Это было в 4-й день августа. Сейчас же послали о том весть в Царьград императору Феодосию, и он немедленно прибыл, вошел в пещеру, где были святые, поклонился им до земли, облобызал их и прославил Человеколюбца Бога. Много побеседовав с царем о вере Божией, святые, после того, почили уже вечным сном и предали души свои в руки Божии 22 октября.
Прмч. Михаил (Жук) иеромонах (1937): Новомуч.
Мчч. Симеон (Воробьев) и Димитрий (Воробьев) (1937): Новомуч. Братья Симеон и Димитрий родились в селе Ключевом Максатихинского уезда Тверской губернии в благочестивой семье крестьянина Михаила Воробьева. Семен родился в 1871 г., а Дмитрий – в 1873 г., и во время гонений 1937 г. им было за шестьдесят лет. Братья были грамотны и весьма начитаны в церковной литературе, с детства были приучены к молитве и церковной службе. Оба брата служили в армии рядовыми: Семен с 1903 по 1907 год, а Дмитрий в 1914-1915 гг. До революции братья имели небольшие крестьянские хозяйства. Поскольку эти хозяйства были ничтожны, то во время революции и сразу после нее они не были отобраны, но положение изменилось в начале 30-х годов: тогда братья были арестованы, все их имущество конфисковано, а сами они были сосланы вместе со своими семьями на Урал. У Семена было два сына – Николай одиннадцати и Михаил пяти лет, а у Дмитрия две дочери, четырнадцати и тринадцати лет, и сын одиннадцати лет.
Через год им было разрешено вернуться на родину, но ни имущества, ни хозяйства им не вернули. Семен еще до ссылки был церковным старостой в храме в селе Ключевом, и приехавший в село священник Александр Диевский предложил ему работать при храме сторожем, а его сына, Николая, научил петь и читать на клиросе, и вскоре он стал исполнять обязанности псаломщика. Дмитрий Михайлович, чтобы не умереть в родном селе с голоду, обзавелся кое-каким хозяйством.
Главное, что было в братьях, – это вера и глубокая любовь к храму, и поэтому, когда в с. Ключевое был назначен о. Александр, он остановился и жил у братьев Воробьевых; эти благочестивые семьи были опорой прихода.
Наступил 1937 год; 23 июля Дмитрий и Семен и сын его Николай были арестованы и заключены в Бежецкую тюрьму. Сразу же начались допросы. Их расспрашивали следователи о взаимоотношениях со священником Александром Диевским, требовали рассказать об их «контрреволюционной деятельности среди населения» и «агитации против советской власти и мероприятий партии». В предъявленных обвинениях никто из них виновным себя не признал.
13 августа Тройка НКВД приговорила Семена и Дмитрия к расстрелу. Николай не был приговорен к расстрелу только потому, что ему было в то время семнадцать лет, его приговорили к восьми годам исправительного лагеря.
Братья Симеон и Димитрий были расстреляны 17 августа 1937 г.
Мч. Елевферий Византийский (IV). Служил кувикуларием (постельничим) при дворе Максимиана. Сделавшись христианином, он построил церковь в своем имении в Вифании, на реке Сангаре, и прожил там довольно долгое время. Возвратившись к императору, он назвал причиной своего долгого отсутствия болезнь, которая требовала чистого воздуха. Но один из царских слуг открыл царю, что Елевферий принял христианскую веру и даже устроил у себя в имении церковь. Царь тотчас же потребовал, чтобы Елевферий отрекся от Христа. Святой не послушался царя и по его повелению, был усечен мечом. Тело его было погребено в имении при церкви.
Память его также 15 декабря.
Прмц. Евдокия (Ия) Римляныня, Персидская (362-364). Святая Ия засвидетельствовала свою верность Христу своим страданием в Персии.
Она была взята в плен вместе с 9000 христианами персидским царем Сапором II и отведена в персидский город Визаду. Начальник персидских волхвов принуждал святую к отречению от Христа, но она осталась непреклонна и была предана истязаниям. Затем ее бросили в темницу и после повторных попыток обезглавили. Мощи преподобной впоследствии были перенесены в Царьград.
Память ее празднуется также 11 сентября.
Равноап. Косма Албанский (1779). Родился в Этолии в семье благородных родителей. Сначала подвизался иноком в Филофеевской обители на Афоне, где был рукоположен во иеромонаха. Горя пламенною любовью к христианскому просвещению ближних, он проповедовал Евангелие в различных местах: в окрестностях Константинополя, на Афоне, в Македонии, Химаре, Акарнании, Этолии и завершил свои апостольские труды в Албании в 1779 г. (задушен турками по наущению евреев).
Свтт. Иоанн монах и Иоанн Новый, архиепп. Ефесские.
Мч. Фафуил.
Мц. Ирина.
Св. Андрей.
Св. Дария.
Пензенская-Казанская икона Божией Матери (1717).