23 августа / 5 сентября
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Ефрема, еп. Селенгинский, Иоанна пресвитера и мч. Николая (1918); сщмчч. Павла и Иоанна пресвитеров (1937).
Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705).
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Этой одеждой, а также перстнем и именем вмч. Димитрия св. Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки гонителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом. Память его празднуется также 26 октября.
(Сщмчч. Ефрем, Иоанн и мч. Николай, †1918): Новомуч.
Сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский (1918): Новомуч. Священномученик Ефрем родился в семье забайкальских казаков. Рано осиротел, был пастухом. Местный священник сделал его чтецом и отправил в Читинское Духовное училище. В 1898 г., после окончания Иркутской Духовной семинарии, принял священство. После смерти жены окончил Казанскую Духовную академию и в 1904 г. получил назначение в духовную миссию в Чите, где обратил ко Христу многих монголов, бурят и корейцев. В 1916 г. св. Ефрем хиротонисан во епископа Селенгинского. В 1917-1918 годах принимал участие в деятельности Поместного Собора. В мае 1918 г. владыку арестовали в Москве на квартире у сщмч. Иоанна Восторгова (о нем приведено ниже), заключили вместе с ним в Бутырскую тюрьму и через 3 месяца расстреляли. Святитель был захоронен на братском кладбище в Москве, которое было снесено в 20-х годах.
Сщмч. Иоанн (Восторгов), пресвитер (1918): Новомуч. Выдающийся миссионер и проповедник православной России XX в. родился в 1864 г. в семье священника Кубанской станицы Ново-Александровской.
Глава семьи Восторговых скончался рано, и матушке пришлось одной воспитывать троих детей. Иоанн, в 19 лет окончив Ставропольскую семинарию, хотел продолжить образование, но по просьбе матери начал служить псаломщиком и одновременно преподавать русский язык в Ставропольской женской гимназии. В 1889 г., когда ему исполнилось 25 лет, его рукоположили во священника и назначили в приход с. Кирпильского Кубанской области. Здесь впервые проявился его миссионерский талант: многие из селян-старообрядцев, слушая его проповеди, возвратились к Православию.
Уже через год он получает место законоучителя Ставропольской мужской гимназии. Вскоре его переводят на должность епархиального миссионера Грузинского экзархата, возглавляемого в 1892-1898 гг. архиепископом Владимиром (Богоявленским) (сщмч., память его 25 янв.). Здесь еще ярче раскрывается многогранный пастырский талант о. Иоанна. Он участвует в основании в Тифлисе отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, редактирует епархиальный журнал «Духовный вестник Грузинского экзархата». Затем следует назначение его в Духовную миссию в Персии, где благодаря нему к православию возвращаются трое ассирийских епископов. Но еще более раскрывается талант этого пастыря, когда он оказывается в сердце России – Москве.
В 1905 г. в стране разгорается огонь революции. Москва становится эпицентром кровавых потрясений. Переведенный из Грузии на Московскую кафедру митрополит Владимир вспоминает о талантливом проповеднике, и в январе 1906 г. вызывает о. Иоанна Восторгова в православную столицу на вновь учрежденную должность противосектантского миссионера. Начинается московский период служения о. Иоанна Богу и Церкви, Царю и Отечеству, принесший ему всероссийскую известность, любовь многих православных и ненависть противников Святого Православия.
Сам о. Иоанн Восторгов глубоко понимал особенное призвание русского народа и его Церкви. Вскоре после прибытия в Москву, в апреле 1906 г., он обращается к патриотам России с речью, в которой говорит о великом значении религиозной идеи, освещающей жизнь народа и осмысливающей его прошлое и настоящее; о связи государственных и общественных учреждений народов с их религиозными верованиями.
О. Иоанн активно включился в патриотическое движение, став единомышленником и сподвижником лидера «Русской монархической партии» В.А. Грингмута. После неожиданной смерти Грингмута священник на некоторое время становится во главе Русского монархического союза в Москве. С 1908 г. появляются провокационные статьи против о. Иоанна. Но в этом же году император Николай II награждает московского священника орденом св. Владимира.
Убежденность о. Иоанна в миссионерском призвании Русской Церкви постоянно звучала в его проповеднических статьях, но особенно она проявилась в его делах. В 1907 г. батюшка назначается на должность синодального миссионера. В 1907-1909 гг. он совершает миссионерские поездки по южным областям России (Таврия, Кубань), по Сибири и Дальнему Востоку, в Харбин, посещает Японию, Китай и Корею. Отец Иоанн помогал обустройству церковной жизни переселенцев, осваивавших сибирские земли в ходе проводимой П.А. Столыпиным аграрной реформы. Во время приема у императора Николая II, в ноябре 1908 г., о. Иоанн высказывает мысль о создании братства для религиозных нужд населения на окраинах империи. Идея эта был поддержана Государем и в 1909 г. Братство Воскресения Христова было создано. Братством были организованы пастырско-миссионерские курсы в Тобольске, Иркутске, Хабаровске. Отец Иоанн сам заведовал пастырскими курсами в Москве.
В 1910 г. при Московском обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей был создан Союз христианских матерей, и о. Иоанн еженедельно проводил там богословские беседы. Митрополит Владимир благословил открытие при Союзе богословских курсов, заведовать которыми владыка поручил также о. Иоанну. В 1913 г. на основе этих курсов трудами протоиерея Иоанна Восторгова был учрежден Женский богословский институт. Батюшка ясно понимал огромную роль матери в деле сохранения в семье веры и нравственности, воспитании детей.
В 1910 г. батюшка отправляется в итальянский город Бари, к мощам святителя Николая Мирликийского и помогает устроению здесь русского подворья и странноприимного дома для паломников.
В начале 1913 г. митрофорный протоиерей Иоанн Восторгов назначается настоятелем храма Василия Блаженного на Красной площади.
В 1914 г. на русскую землю пришла война. Вечером 18 июля у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади сошлись Крестные ходы, и после молебна народ грянул «Боже, Царя храни». Отец Иоанн произнес речь, вызвавшую энтузиазм и патриотическое воодушевление. Он включился в обширную работу по мобилизации всех церковных и общественных сил для помощи армии, фронту. Был председателем Военно-благотворительной комиссии духовенства Московской епархии, которая провела огромную работу по организации военных лазаретов на церковные средства, немало помогла нуждающимся семьям призванных в армию воинов.
Наступил роковой 1917 г. Для о. Иоанна, давно уже разъясняющего своей пастве смысл происходящих в обществе и в мире процессов, перспектива будущего была ясна, понятна была и безбожная сущность февральского переворота.
22 мая 1918 г., в день святителя Николая от собора Василия Блаженного к образу святителя на Никольской башне Кремля направился возглавляемый Патриархом Тихоном Крестный ход. О. Иоанн обратился к народу с призывом, не боясь насильников, защищать веру. После этого, вечером 31 мая, священник был арестован. В советских газетах появилось множество публикаций о подготовке «восторговцами» контрреволюции. Несмотря на то, что в защиту любимого пастыря было собрано тысячи подписей, судьба священника была предрешена.
Священномученик Иоанн Восторгов в застенках был спокоен, он не боялся смерти. 23 августа / 5 сентября 1918 г. о. Иоанна вместе с другими «врагами революции» вывели на расстрел.
На юбилейном архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов был причислен к лику священномучеников, и на большой соборной иконе новомучеников и исповедников российских, которая находится в храме Христа Спасителя, изображен лик сего московского Златоуста и доброго пастыря. [А.М. Шарипов. Иоанн – московский Златоуст. /Русский Дом. 2006. №9. С. 26-27.]
Мч. Николай (Варжанский) (1918): Новомуч. Мученик Николай родился 25 ноября 1881 г. в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника Георгия Варжанского. Как и многие выходцы из западных губерний России, испытавшие на себе всю изощренность воздействия разного рода сект и инославия, Николай Юрьевич всем сердцем устремился к православию. Поэтому он поступает в Духовную семинарию, а затем в Московскую Духовную академию, которую оканчивает в 1907 г. со степенью кандидата богословия.
В 1907 г. Николай женился на девице Зинаиде, дочери протоиерея Неофита Любимова (сщмч., память его 17 окт.), настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище в Москве. Протоиерей Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником и имел свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую литературу. Общие устремления сблизили впоследствии Николая Юрьевича с его тестем протоиереем Неофитом, а их миссионерская, просветительская деятельность и исповеднический подвиг были увенчаны мученическим венцом.
В 1908 г. Николай Юрьевич был назначен сначала на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии, а затем – московского епархиального миссионера. С 1911 г., не оставляя миссионерской деятельности, он служил в канцелярии Святейшего Синода; кроме того, он преподавал в Московской Духовной семинарии. В 1912 и в 1914 годах он был награжден орденами Станислава и Анны 3-й степени.
В начале XX столетия одним из самых часто встречающихся пороков стало пьянство. Как мужественный воин Христов вступил Николай Юрьевич в борьбу с этим страшным пороком. Им было организовано за Семеновской заставой в Лефортове, населенном в основном рабочими, Варнавинское общество трезвости. Вскоре ревностный и самоотверженный борец за души людей, – Николай Юрьевич стал хорошо известен в среде рабочих.
За десять лет неутомимых миссионерских трудов им было написано и издано около сорока книг и брошюр на темы, касающиеся борьбы с сектами, как старыми, так и новыми, подобными толстовцам.
Одним из выдающихся явлений просветительской деятельности того времени было издание написанной Николаем Юрьевичем книги «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис», вышедший в 1910 г. Книга быстро разошлась, и в 1912 г. вышло второе издание, которое автор посвятил «искренно любимым православным московским рабочим». Николай Юрьевич получил множество отзывов на свою книгу.
Николай Юрьевич был одним из активных участников миссионерских съездов, включая 5 съезд, проходивший летом 1917 г. в Бизюковском монастыре в Херсонской губернии. После прихода к власти безбожного правительства просветительскую деятельность ему становилось вести все труднее.
24 апреля 1917 г. в помещении Варнавинского общества трезвости проходили лекции известных миссионеров и профессоров. Председателем чтений был Николай Юрьевич. Некоторые из выступавших весьма откровенно высказывали свои мнения о происходящих событиях.
Председатель местного Совета рабочих и солдатских депутатов Степанов, присутствовавший в зале, решил, что на чтениях проводится агитация за возвращение старого строя, и послал за нарядом милиции. Во время речи четвертого оратора в зал ворвался вооруженный наряд милиционеров; наставив револьверы на членов президиума, они закричали: «Ни с места, вы арестованы!» Степанов вскочил на стол и зачитал бумагу, что помещения Варнавинского общества трезвости реквизированы для культурно-просветительских целей.
Во время Поместного Собора 1917 г. Николай Юрьевич исполнял обязанности делопроизводителя Отдела о внешней и внутренней миссии и о церковной дисциплине.
В октябре 1917 г. большевики захватили Кремль. В эти дни они обстреляли Никольские ворота, повредив снарядами чудотворный образ святителя Николая. 1 мая, которое новая власть потребовала праздновать как интернациональный праздник, пришлось в 1918 г. на Страстную среду. Власти повелели закрыть чудотворный образ святителя Николая на Никольских воротах красным полотнищем с надписью «Да здравствует первомайский интернациональный праздник!». Но случилось чудо – образ сам собой освободился от красного полотнища.
Николай Варжанский описал это в выпущенном им листке, который назывался «Сказание о чудотворном образе святого Угодника Божия святителя Николая над Никольскими воротами в Москве». Впоследствии власти публикацию об этом чуде поставили Николаю Юрьевичу в вину.
31 мая 1918 г. Николай Юрьевич зашел на квартиру протоиерея Иоанна Восторгова, где в это время шел обыск, и где присутствовали некоторые другие гости отца Иоанна, и был здесь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Обвинения Николаю Юрьевичу собирались из публикаций газет, выходивших после Февральской революции. В частности, следователь ЧК вывел следующее обвинение: «Реакционер чистейшей воды, ведет всегда погромную черносотенную агитацию. Главным ему гнездом явилось Варнавинское общество трезвости».
7 июня следователь ЧК допросил Николая Юрьевича.
Почти сразу же после его ареста в следственную комиссию стало обращаться множество людей и организаций с просьбой о его освобождении. К этим многочисленным просьбам об освобождении невиновного исповедника присоединился и Патриарх Тихон. Но всем просителям от лица членов следственной группы ЧК Розмировича и Цейтлина был один ответ – отклонить. В свидании с мужем было отказано и супруге Николая Юрьевича, Зинаиде Неофитовне.
20 июня следователь ЧК Косарев, ведший дело, предложил всех обвиняемых по делу, связанных с протоиереем Иоанном Восторговым, включая Николая Варжанского, расстрелять.
23 июля 1918 г. Коллегия следственного отдела ЧК постановила: дело Варжанского прекратить и сдать в архив. 8 сентября следственная комиссия обратилась в ВЦИК за разрешением ликвидировать дела внесудебным порядком, и дело из ведения Революционного трибунала вернулось в ЧК. 3 декабря 1918 г. Президиум коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией приговорил Николая Варжанского к расстрелу.
Николай Юрьевич Варжанский был расстрелян, а затем погребен на пустыре за оградой Калитниковского кладбища в Москве. На могиле родственниками был установлен металлический крест с надписью, но впоследствии крест был сломан, место захоронения утрачено.
Сщмч. Павел (Гайдай) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Иоанн (Карабанов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1885 г. в селе Герасимово Шаблыкинской волости Орловской губернии в семье крестьянина Федора Карабанова. В 1905 г. по окончании Карачевской учительской семинарии Иван Федорович поступил на должность народного учителя и был учителем и заведующим училищем министерства народного просвещения в селе Знаменское Болховского уезда Орловской губернии. В 1915 г. он был мобилизован на военную службу и служил в 203-м пехотном полку. 1 января 1916 г. Иван Федорович был отправлен учиться в Александровское военное училище и по окончании его, 1 мая 1916 г., был назначен командиром взвода – сначала в учебную команду, а затем в качестве командира роты был отправлен на позиции воюющей армии под город Двинск.
Демобилизовавшись в 1917 г., он вернулся домой и работал учителем. В 1918 г. Иван Федорович был направлен в город Орел на курсы по подготовке учителей в высшие начальные училища. В 1919 г. он был призван в Красную армию, в которой служил в должности командира взвода и командира роты 2-го инженерного военно-рабочего батальона в городах Орле, Николаеве и Очакове. В 1921 г. он демобилизовался и вновь стал работать учителем. В 1922 г. Иван Федорович был рукоположен во священника ко храму в селе Гнездилово Знаменской волости Орловской губернии. Через некоторое время он был направлен служить в храм в село Хотьково Шаблыкинского района Орловской области.
В конце 20-х – начале 30-х годов властями было принято решение о закрытии храмов под тем предлогом, что они мешают созданию колхозов.
6 января 1932 г. ОГПУ арестовало отца Иоанна и членов церковного совета. Репрессии сотрудники ОГПУ мотивировали тем, что «…поп Карабанов и кулаки организовали вокруг себя группу из социально чуждых советскому государству лиц – кулаков и бывших торговцев и, собираясь в квартире попа, критикуют проводимые мероприятия советской власти и намечают свои действия по срыву последних, проводя систематическую контрреволюционную деятельность…»
28 февраля 1932 г. тройка ОГПУ приговорила священника к восьми годам заключения в концлагерь. Отец Иоанн был отправлен в Темниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии.
В 1937 г. были заведены новые дела на священнослужителей, находящихся в заключении. 25 августа в поселке Явас, где располагался 3-й отдел Темниковских лагерей, сотрудниками НКВД была составлена справка на отца Иоанна на основании показаний лжесвидетелей, причем сам обвиняемый на допросы не вызывался, ему уже только перед расстрелом было объявлено, к чему он приговорен. 30 августа тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Карабанов был расстрелян 5 сентября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Пофин, еп. Лионский (177). Предшественник св. еп. Иринея (см. ниже). Пострадал за проповедь имени Христова.
Сщмч. Ириней, еп. Лионский (202). Святой Ириней жил и подвизался во II веке, посвятив всю свою жизнь борьбе с гносцизмом (общее название многих еретических лжеучений). Значение его для христианской Церкви II-го века можно сравнить со значением св. Афанасия Великого (память его 18 янв.) для христианской Церкви IV-го века.
Св. Ириней происходил из Малой Азии. Его родиной был город Смирна. С юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость. Он был хорошо знаком с греческой поэзией, философией и прочими науками.
Однако св. Ириней не увлекся только мирским знанием, а, узнав духовную, христианскую мудрость, он воспринял ее всем сердцем своим и стал верен только ей.
В истинах веры христианской св. Ириней был первоначально наставлен св. Поликарпом, еп. Смирнским (память его 23 февр.), который, в свою очередь, был учеником св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и им же был поставлен на епископский престол города Смирны.
Св. Ириней был рукоположен св. Поликарпом в сан пресвитера и был послан им в Галлию для проповедования здесь слова Божия.
Епископом в Лионе в то время был св. Пофин (см. выше). Прибыв в галльский город Лион, св. Ириней начал усердно трудиться, помогая св. Пофину в его архипастырских трудах.
В это время в Лионе было поднято жестокое гонение на христиан со стороны язычников, и св. Ириней явил себя мужественным защитником христиан и твердым столпом Церкви. Отсюда св. Ириней был послан еп. Пофином в Рим, дабы отвезти послание исповедников к еп. Елевферию.
Возвратившись из Рима, св. Ириней после мученической кончины св. Пофина воспринял в свое управление престол архиерейский.
Св. Ириней был добрым пастырем для лионских граждан в самые тяжелые для них времена, ибо тогда Церковь Христова подвергалась многим бедам: гонение идолопоклонников и еретические смуты внутри нее. Св. Ириней терпеливо переносил притеснения и неприятности. Архипастырская деятельность св. Иринея не ограничивалась Лионом, всех граждан которого он обратил в христианство, но простиралась и на всю Галлию. Он поддерживал живые сношения с церковью римской, а также с церквами малоазиатскими. Св. Ириней всегда старался примирить враждующих и несогласных.
Великую ревность проявил св. Ириней в обличении современных ему еретических лжеучений. Он написал много сочинений, в которых дерзновенно обличал заблуждения еретиков и раскрывал истины христианского вероучения. Поучая и наставляя всех, св. Ириней спас многих от языческого идолопоклонства и от еретического заблуждения. Многих христиан наставил он на путь спасения, а иных укрепил к мученическому подвигу. Наконец, и сам пострадал за имя Христово, в царствование императора Севира (193-211). За исповедание Евангелия св. Ириней был усечен во главу и принял, таким образом, славный венец мученичества в Царствии Господа нашего Иисуса Христа.
Прпп. Евтихий (ок. 540) и Флорентий (547), Италийские. В пределах нурсийской страны проживали вместе эти два инока, проводившие отшельническую пустынную жизнь. Евтихий заботился не только о своем спасении, но и о спасении других и всячески старался привести ко Господу всех своими душеспасительными поучениями и наставлениями. Флорентий же, по простоте своей, помышлял лишь о себе одном, проводя в молитвах всю жизнь свою.
Невдалеке от места их обитания находился монастырь. Случилось, что в этом монастыре умер авва (настоятель). Монахи пришли к св. Евтихию и стали просить его стать их аввой. Внимая их просьбам, Евтихий согласился и принял начальство над монастырем, друга же своего, Флорентия, он оставил одного подвизаться на том отшельническом месте, дабы не опустела церковь, которую они там имели.
Оставшись один, Флорентий начал молиться с усердием к Богу, прося Его помочь беспрепятственно подвизаться одному в том уединенном месте.
Как-то, выйдя из храма, Флорентий увидел медведя, стоявшего у дверей храма, преклонив голову к земле. Видя смиренность медведя, святой понял, что его послал ему Бог для услуг и для работы. Флорентий имел при своей келье пять овец, пасти которых он приказал медведю. Зверь выгонял их на пастбище и около шестого часа возвращался вместе с ними. По мере необходимости Флорентий менял время выпаса овец, и медведь всегда выполнял его приказания.
По прошествии долгого времени в стране той стала распространяться молва о человеке Божием Флорентии, ибо все удивлялись дивному пастуху святого старца.
Между тем древний враг дьявол возбудил в некоторых зависть. И вот, по его наущению, четыре монаха, – ученики св. Евтихия, – весьма позавидовали св. Флорентию и убили медведя. Не дождавшись в нужное время ни медведя, ни овец, старец начал печалиться. На другой день он отправился на поле и нашел медведя убитым. Рассмотрев его внимательно, старец понял, кто это сделал. Старец начал плакать не столько об убитом медведе, сколько о погибельной злобе тех четырех братий.
Когда авва Евтихий узнал о печали и скорби Флорентия, позвал его к себе и начал утешать. Человек же Божий сказал, что надеется, что злодеи получат еще в настоящей жизни пред глазами всех наказание от Господа. И тут же те четыре монаха были поражены от Господа страшною проказою, и они умерли от той болезни.
Человек же Божий Флорентий пришел в великий страх, что проклял братий тех, и называл себя жестоким убийцей. Никогда он больше никого не проклинал устами своими.
Этот богоугодный муж сотворил и еще одно дивное дело – по его молитве Господь истребил всех змей и гадов вокруг его кельи, а налетевшие птицы их унесли.
Прожив жизнь свою в великом богоугождении, св. Флорентий мирно отошел ко Господу в 547 году.
Прп. Евтихий пас вверенную ему паству в течение многих лет. Наставив многих на путь к Небесному Царствию, святой преставился ко Господу в 540 году. От его одежды, оставшейся после смерти, подавались многие исцеления больных. Также во время засухи жители той страны брали одежду прп. Евтихия, приносили ее в церковь и, совершив молитву Господу, проходили с нею через селения, нивы и сады, и тотчас ниспосылался от Господа дождь, увлажнявший и насыщавший землю (так было в 1492 г.).
Свт. Каллиник I, патриарх Константинопольский (705). Святой Каллиник первоначально был священником Влахернского храма во имя Пресвятой Богородицы. Когда же патриарх Павел отошел ко Господу, св. Каллиник был возведен на патриарший престол. Это было в царствование Юстиана II-го, – царя злонравного, который притеснял многих христиан, не уважал духовного чина и не чтил храмов Божиих.
Этот царь строил для себя большой и прекрасный дворец, который хотел назвать своим именем. Поблизости от того дворца находился храм, воздвигнутый во имя Пресвятой Богородицы, называемый митрополичьим. Так как одну из стен дворца нужно было вести мимо упомянутого храма, то император задумал разрушить его, дабы храм не был помехой воздвигаемому дворцу. Император приказал патриарху преподать молитву благословения для разборки храма. Но патриарх воспротивился царю, сказав, что не знает молитв на разрушение храмов, а имеет молитвы лишь на их созидание.
Тогда посланники царя усилили давление на патриарха, и он, прослезившись, воскликнул: «Слава Тебе, Христе, терпящему все!» И тотчас храм разрушился.
Спустя непродолжительное время, по праведному суду Божию, и самого царя постигло разорение: он был с бесчестием изгнан из своего царства, а выстроенный им дворец стал жилищем других. Царем же стал храбрый воевода Леонтий, которого и венчал на царство патриарх Каллиник. Воевода Леонтий перед народом отрезал нос низвергнутому им с престола царю Юстиниану, за что его народ прозвал Корконосом, и отправил его в Херсонес в заточение.
Леонтий пробыл на царстве три года; потом он был изгнан с царства воеводой Апсимаром, коего воины избрали императором и назвали Тиверием III-м. Апсимар, взяв Леонтия, отправил его в заточение в монастырь далматский, затем царствовал семь лет.
В это время Юстиниан Корконос бежал из Херсонеса от заточения и направился сначала к хазарам, а потом к болгарам, собрал большую воинскую силу и, придя к Константинополю, остановился у Золотых ворот. Юстиниан стоял здесь три дня и предлагал жителям города снова принять его к себе на царство, но жители высказали ему порицание и брань.
Между тем Апсимар, испугавшись Юстиниана, убежал в Аполлонию. Тогда Юстиниан послал послов к святейшему патриарху Каллинику и ко всему синклиту, умоляя принять его, и клятвенно обещая никому не причинить никакой обиды.
Патриарх и синклит, после совещания, предложили Юстиниану облобызать честный крест Господень, святое Евангелие и Пречистые Тайны Тела и Крови Христовых, дабы лобзанием этим он подтвердил свою клятву. Юстиниан подтвердил, таким образом, клятву свою.
Тогда жители Константинополя открыли для него городские ворота. Царь же, войдя с воинами в город и получив царство, тотчас же нарушил свою клятву, и начал умерщвлять многих лиц, состоявших в синклите, а также и прочих именитых граждан. Потом он после унижения казнил Леонтия и Апсимара, приведенного из Аполлонии. Он наполнил кровью весь город. Затем он взял святейшего патриарха Каллиника, выколол ему глаза, отрезал нос и язык и послал в заточение в Рим, приказав замуровать его в каменной стене. Через сорок дней заточения заграждение отпало, и св. Каллиник оказался еще жив, но через четыре дня предал свою святую душу Господу.
Клятвопреступник и мучитель Юстиниан Корконос не избежал праведного суда Божия. Не вынося его бесчеловечных притеснений, граждане и военачальники составили против него заговор и, выбрав удобное время, напали на него и отсекли ему голову.
Св. Елисавета.